Соотношение предмета и объекта для разных типов исследований
Чтобы не допускать ошибок при формулировании объекта исследования, необходимо точно определить тип исследования. Это поможет правильно выделить объект, так как существуют достаточно устойчивые формы соотношения предмета и объекта, характерные для разных типов исследования в психологии. Разберем их на конкретных примерах.
Вариант 1. Эмпирические исследования фундаментального характера
Фундаментальное исследование направлено на разработку наиболее общих научных закономерностей, характеризующих психологические явления.
Например, если мы исследуем ошибки социального восприятия, то фундаментальное исследование призвано определить, какие вообще существуют ошибки, и выявить механизмы их возникновения. (Для сравнения − в прикладном исследовании могут изучаться ошибки социального восприятия, характерные для какой-либо группы испытуемых, или же разрабатываться способы их коррекции в рамках той или иной профессиональной деятельности).
Поскольку в фундаментальном исследовании изучаются наиболее общие закономерности, его результаты не должны зависеть от особенностей выборки, с помощью которой проводилось эмпирическое исследование. Поэтому к фундаментальным исследованиям привлекаются большие по объему выборки, где «стерты» (т.е. усреднены) социально-демографические характеристики; или же несколько разнообразных выборок, что позволяет выделить наиболее общие закономерности, независимые от специфики привлеченных к исследованию групп. Только такой подход предоставляет возможность широкого переноса результатов исследования, позволяет говорить о закономерностях, которые характерны для всех.
Важно помнить, что в фундаментальном исследовании не изучаются особенности конкретных испытуемых или групп, а изучаются характеристики некоторого психологического явления. Поэтому испытуемые здесь не могут служить объектом исследования (они выступают лишь в качестве носителя психологических феноменов). Именно в фундаментальных исследованиях наиболее ясно и отчетливо проявляется описанная выше классическая позиция, когда объектом выступает некоторое явление, а предметом − его характеристики и свойства (см. примеры 1−6 в табл. 3).
Для фундаментальных исследований выборка испытуемых описывается отдельно. Далее рассмотрим варианты, когда именно выборка испытуемых обозначается в качестве объекта исследования (см. примеры 7−11 втабл. 3). Это имеет место тогда, когда изучаются характеристики именно индивидов или групп или же специфика проявления общих психологических закономерностей в этих группах.
Вариант 2. Прикладные исследования. Поскольку целью прикладного исследования выступает изучение некоторых психологических параметров именно в конкретной социальной группе, на конкретном предприятии или в конкретной школе, объектом такого исследования могут быть члены этой группы, сотрудники предприятия, учащиеся школы и т.д. Например: «В качестве объекта исследования выступили сотрудники организации «N» в возрасте от 27 до 36 лет, из них 12 мужчин и 14 женщин». Предметом прикладного исследования выступают характеристики исследуемых групп или изучаемые автором работы психологические явления, протекающие в этих группах.
Полученные в прикладном исследовании результаты относятся только к изучаемой группе испытуемых и не могут быть применены к другой группе людей. В этом их важное отличие от фундаментальных исследований.
Вариант 3. Исследования особенностей представителей различных социально-демографических групп. Выборка испытуемых обозначается в качестве объекта исследования также и в том случае, когда важно получить информацию относительно представителей определенных социально-демографических групп. Например, исследователя могут интересовать факторы, влияющие на удовлетворенность жизнью, характерные именно для пенсионеров, динамика адаптации переселенцев только из стран Востока или мотивация студентов именно младших курсов.
Такие исследования могут носить как фундаментальный (когда исследуются закономерности, характерные для всех представителей исследуемой популяции; например, для всех пенсионеров), так и прикладной характер (для конкретной группы; например, пенсионеров, работавших в организации N). Однако, поскольку интерес исследователя направлен прежде всего на социальную группу, ее представители и выступают в качестве объекта исследования. Например: «В качестве объекта исследования выступили представители пенсионного возраста (от 55 до 65 лет), в количестве 240 человек, из них 110 мужчин и 130 женщин»; или: «Объектом исследования выступили 50 воспитанников интернатов от 7 до 10 лет: 25 мальчиков и 25 девочек».
Важно, чтобы к исследованию была привлечена репрезентативная выборка, отражающая особенности всей популяции (пенсионеров, студентов младших курсов и др.). Также следует помнить, что здесь возможности распространения полученных результатов ограничиваются группами, имеющими идентичные социально-демографические характеристики.
Вариант 4. Исследования групповых феноменов. В качестве предмета социально-психологических исследований часто выступают некоторые надындивидуальные образования, которые проявляются только в группе (например, явления групповой динамики). В этом случае носителями изучаемого феномена выступают не отдельные испытуемые, а группы как целостные социально-психологические образования. Поэтому в таких исследованиях используют не выборку испытуемых, а выборку групп.
Выборка групп может служить объектом исследования, если изучаются именно особенности некоторых типов групп, например, терапевтических групп или спортивных команд. Тогда мы говорим, что, например: «Объектом исследования послужили 5 групп личностного роста, в составе каждой из которых насчитывалось от 9 до 12 человек».
Существует и вариант, когда изучаются непосредственно групповые явления, независимо от типа групп; например, общие принципы возникновения лидерства в группе. Тогда в качестве объекта обозначается именно изучаемый феномен (в данном случае − групповое лидерство), а выборка описывается
отдельно.
Еще один вариант исследования, со своим соотношением предмета и объекта, возникает в том случае, когда в поле зрения исследователя попадают продукты деятельности человека.
Вариант 5. Исследования, основанные на изучении продуктов деятельности. О многих психологических феноменах могут сказать продукты человеческой деятельности. Это могут быть сказки, письма, произведения искусства, газетные статьи, телепередачи, рекламные продукты и т.д. Они могут служить объектом исследования, если непосредственно изучается заложенное в них психологическое содержание. Например, исследователя может заинтересовать архетипическое содержание сказок или способы психологического воздействия, содержащиеся в рекламе (см. примеры 12−13 в табл. 3). Часто к таким исследованиям формируется выборка продуктов деятельности. Тогда формулировка объекта исследования может быть примерно следующая: «Объектом исследования послужили 80 телевизионных рекламных роликов, демонстрируемых каналом ТВЦ с 8:00 до 10:00 утра на протяжении 1 месяца (март 2015 г.)».
Однако если в исследовании изучаются, например, особенности восприятия рекламы потребителями, то исследование направлено уже на изучение характеристик потребителей. Соответственно, объектом такого исследования будет являться выборка испытуемых, привлеченных к оценке роликов.
Вариант 6. Методические и практические разработки. Как правило, в таких работах объектом служит сама разработанная методика или программа, предметом − некоторые ее характеристики. Такими характеристиками, например, могут быть психометрические характеристики методики, возможности и ограничения ее применения, действенность используемых в коррекционной программе методических средств и т.д. (см. примеры 14−16 табл. 1).
Для методических и практических разработок выборка испытуемых, на которых проводилась проверка методики или программы, описывается отдельно.
Чтобы окончательно убедиться в правильности определения предмета и объекта работы, необходимо использовать следующие критерии для самопроверки:
- предмет − это особенности и характеристики объекта;
- предмет по содержанию уже, чем объект, и раскрывает лишь отдельные его стороны;
- предмет непосредственно измеряется в исследовании.
Еще эффективнее – задать себе два вопроса:
Первый: «В результате исследованияо чем мычто-то можем сказать?» «О чем» − об объекте, а «что-то» − это предмет.
Второй вариант: «О чем Вы хотели получитькакую-то информацию»? О чем − объект (явление адаптации, пенсионеры, коллектив N, метод семантического дифференциала); какую именно информацию − предмет (последовательность этапов адаптации, образ жизни пенсионеров, микроклимат в коллективе N, ограничения метода семантического дифференциала).
Гипотеза исследования− это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на практике. В качестве гипотезы может быть предположение:
- о существовании или отсутствии какого-либо феномена;
- эффектах (влиянии) какого-либо фактора на зависимые переменные;
- взаимосвязи двух или нескольких явлений;
- различиях какого-то свойства у разных объектов или групп;
- степени выраженности некоторых явлений или свойств;
- временных характеристиках некоторого явления;
- условиях возникновения или проявления некоторых психических
характеристик и др.
Гипотеза формулируется кратко. Ее формулировка не должна быть очевидной, не требующей на деле никаких доказательств (например, «две выборки имеют некоторые различия»; «девочки и мальчики имеют статистически достоверные особенности в эмоциональной сфере») или же не доказуемой (не тестируемой). Предпочтительны формулировки, которые действительно могут быть проверены в ходе эмпирического исследования. Возможный вариант гипотезы: «Параметры психологического благополучия будут различаться в контрастных по выраженности учебной активности выборках студентов. При этом более позитивный, более благополучный вариант развития ожидается у студентов с относительно высоким уровнем учебной активности». В данном случае сформулирована гипотеза о статистически достоверных различиях.
Иногда формулируются несколько взаимосвязанных гипотез,например[3],
1. Учебная активность, профессиональные предпочтения и установки профессионального самоопределения взаимосвязаны. Возможно, более высокий уровень учебной активности связан с наиболее позитивными установками профессионального самоопределения
старшеклассников.
2. Учебная активность и территория проживания старшеклассников влияют на профессиональные предпочтения и установки профессионального самоопределения старшеклассников, но при этом эффекты фактора «уровень учебной активности» сильнее, чем эффекты фактора «территория проживания».
В этом случае сформулированы гипотезы о взаимосвязи и эффектах фактора. Удачная формулировка гипотез теоретико-эмпирического исследования в психологии обычно достаточно четко очерчивает определенный дизайн (план) эмпирического исследования – корреляционный или экспериментальный в различных их вариантах.
В свою очередь это позволяет ставить конкретные задачи исследовательской работы.
На начальных этапах разработки научной проблемы конкретные гипотезы сформулировать сложно. Исследование в этом случае носит «поисковый» характер, а гипотезы имеют общий вид. Например, «успешные предприниматели имеют стиль жизни, отличающийся от стиля менее успешных»; «существует специфика распределения семейных ролей в молодых семьях по сравнению с семьями со стажем». Но в чем именно заключаются специфика или различия между группами на данном этапе исследования, предугадать сложно. В большинстве случаев только на основе анализа результатов таких «поисковых» исследований, благодаря уточнению и конкретизации полученной эмпирической информации становится возможным формулировка четких, конкретных гипотез для дальнейших исследований.
Некоторые исследования могут не иметь гипотезы. Это характерно, например, для описательных исследований, поскольку их целью выступает не проверка гипотез, а описание общей картины явления. Например, исследование социальных представлений о лояльности к организации призвано не столько проверить конкретные гипотезы, сколько выявить содержание социальных представлений и описать их структуру. Исследования в области истории психологии, как правило, также не имеют гипотез.
Постановка гипотезы не всегда уместна и в прикладных исследованиях. Поскольку в конечном итоге прикладное исследование направлено на решение конкретных практических задач (социальных или производственных), то его цель − получить информацию, необходимую для принятия практических решений в какой-либо области, что опять же не предполагает проверку гипотез. Например, исследование мнения пенсионеров некоторого избирательного округа о конкретном политическом кандидате необходимо для построения стратегии избирательной кампании, но не для проверки различных гипотез об особенностях восприятия кандидата пенсионерами.
Задачи исследования
Наиболее типичная и недопустимая ошибка в формулировании задач – их подмена описанием этапов работы, например,
1) проанализировать литературу по теме;
2) провести экспериментальное исследование;
3) обработать данные;
4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
В указанном случае приведены универсальные этапы любого исследования, но не задачи конкретной исследовательской работы. К сожалению, это распространенная ошибка многих студентов.
Задачи должны формулироваться в положениях, направленных на конкретные действия и достижения по проверке поставленных целей и гипотез.
Формулировка задач позволяет быстро определить ценность данного, конкретного исследования. В психологических исследованиях в формулировке задач возможно определение функций изучаемого явления в психике, взаимосвязей с другими психическими явлениями. Желательно также установить уровень психики, к которому это явление относится, выделить ближайшие уровни и детерминанты изучаемого феномена или явления на этих уровнях, уточнить внутреннее строение явление (компоненты, частные феномены, отдельные характеристики и др.). Существуют задачи создания, модификации или адаптации методики для изучения феномена, проведение какого-либо эксперимента, проведение срезового или лонгитюдного исследования феномена, построение модели изучаемого явления или описание его характеристик.
Задачи всегда тесно связаны с целью и гипотезами исследования. Пример такой взаимосвязи целей, гипотезы, объекта, предмета, методов и задач исследования приведен в прил. 8.
Завершая обзор основных содержательных и структурных компонентов главы 1, подчеркнем следующее. Теоретическая часть работы – основа части эмпирической. Важно, чтобы понятия и концепции, рассматриваемые в теоретической части, были полностью согласованы с результатами эмпирического исследования, использовались в их интерпретации. В противном случае возникает нередкий для студенческих работ содержательный отрыв литературного обзора и эмпирического исследования, выполненного на его основе.