Раздел I. Концепция «технологического прогнозирования»: история и современность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

А.Г. ВОРЖЕЦОВ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Учебное пособие

Казань 2004

УДК 316.43

Основы социального прогнозирования: Учебное пособие/ А.Г. Воржецов; Казан. гос. технол. ун-т. Казань, 2004. 116 с.

Учебное пособие составлено в соответствии с разделом дисциплины «Разработка управленческого решения». Содержит анализ теории и практики социального прогнозирования, технологии прогнозных разработок.

Пособие адресовано студентам специальности 061000 и аспирантам, а также тем, кто занимается практическим прогнозированием социальных процессов. Подготовлено на кафедре государственного, муниципального управления, истории и социологии.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского Государственного Технологического Университета.

Рецензенты:

Р.В. Волков – профессор кафедры социологии и политологии Казанского государственного технического университета им. Туполева.

А.А. Мавлюдов – доцент, ведущий научный сотрудник отдела правоведения и политологии Института социально-экономических и правовых наук АН РТ.

Предисловие

Данное пособие предназначено для оказания помощи студентам и аспирантам в овладении научными знаниями о социальном прогнозировании. Социальное прогнозирование есть процесс разработки социальных прогнозов, который включает в себя такие основные этапы прогнозного исследования, как поисковое и нормативное социальное прогнозирование. Поисковый прогноз – это прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта социального прогнозирования в будущем, а нормативный прогноз – это прогноз, содержанием которого является определение путей и сроков достижения объекта социального прогнозирования в будущем. Завершает прогнозное исследование этап разработки рекомендаций для социального проектирования и социального планирования.

Результаты социального прогнозирования используются для разработки и принятия управленческих решений. Они имеют важное значение для повышения эффективности управленческой деятельности в целом, так как под управленческой деятельностью следует понимать процесс выбора наилучшего, т.е. оптимального варианта действий из многих возможных. Социальное прогнозирование способствует научному выбору оптимального варианта развития социальных процессов, что имеет важное значение в подготовке будущих управленцев.

Пособие содержит программу курса «Основы социального прогнозирования», составленную в соответствии с учебным планом и с учетом требований Государственного образовательного стандарта по данной дисциплине, тематику и основное содержание лекций, методические указания по изучению ключевых понятий и принципов социального прогнозирования. В пособие включены также планы семинарских занятий, сопровождаемыми библиографическими списками и вопросами для самоконтроля, темы рефератов.

Программа общепрофессиональной дисциплины «Основы социального прогнозирования»

Основной целью дисциплины «Основы социального прогнозирования» является изучение в целостном виде теории и практики социального прогнозирования.

Задачи изучения социального прогнозирования состоят в следующем:

ü знать теоретико-методологические основы социального прогнозирования;

ü уметь объяснить категории, методы и технологии социального прогнозирования;

ü практически освоить методы, технологии и методики социального прогнозирования;

ü способствовать приобретению студентами навыков и умений находить на основе результатов социального прогнозирования оптимальные решения социальных проблем.

Раздел I. Концепция «технологического прогнозирования»: история и современность

Тема 2. Римский клуб и его роль в исследовании

Проблематики будущего

Цели и задачи деятельности Римского клуба. Научное исследование проблем роста мирового народонаселения, роста промышленного производства и производства продовольствия, уменьшения минеральных ресурсов и роста загрязнения природной среды.

Негативные и позитивные прогнозы тенденций мирового социально-экономического развития.

Тема 3. Содержание и методология «технологического прогнозирования»

Прогностика и прогнозирование. Предвидение и предуказание.

Основные принципы и методы социального прогнозирования. Параметры прогнозов. Типология прогнозов.

Инструментарий прогнозирования. Основные этапы разработки прогнозов.

Социальных процессов

Исследования

Этапы и процедуры разработки программы прогностического исследования. Проблема социального прогноза. Предмет прогнозной разработки.

Цель и задачи прогностического исследования. Методологический инструмент прогностического исследования.

Организация прогностического исследования. Примерный перечень рабочих документов исследования.

Объекта

Этапы построения исходной модели социального объекта. Разработка концептуальной модели объекта. Построение тезауруса показателей. Экспертные оценки значимости показателей.

Последовательность операций при построении исходной модели. Построение модели прогнозного фона. Последовательность операций при построении модели прогнозного фона.

Тема 6. Поисковый прогноз

Методика прогнозного поиска. Выявление перспективных проблем, подлежащих решению средствами управления. Принцип экстраполяции в будущее динамических данных, тенденции которых в прошлом известны. Дополнительные приемы минимизации недочетов прямой экстраполяции.

Проблемная ситуация и перспективы её развития. Этапы развития проблемной ситуации. Проблемная, критическая и катастрофическая ситуации.

Тема 8. Нормативный прогноз

Характерные особенности нормативных разработок. Основные операции процедуры нормативного прогноза.

Особенности социальной цели. Виды и классификация социальной цели. Построение «дерева социальных целей».

Библиографический список

Основная литература

1. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

2. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование нововведений. – М.: Наука, 1993.

3. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. – М.: Наука, 1984.

4. Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. – М.: Наука, 1987.

5. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А Технология прогнозных разработок социальных процессов. – М.: Поиск, 1992.

6. Впереди ХХI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики (1952-1999 гг.) /Редактор-составитель И.В. Бестужев-Лада. – М.: Academia, 2000.

7. Грищенко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. Часть 1. – СПб.: Петрополис, 1995.

8. Грищенко В.Н., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. Часть 2. – СПб.: Петрополис, 1996.

9. Прогностика: терминология /Отв. ред. В.И. Сидоров. – М.: Наука, 1990.

10. Рабочая книга по прогнозированию /Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. – М.: Мысль, 1982.

11. Социальное прогнозирование и моделирование /Под ред. В.М. Сафроновой. – М.: МГСУ, 1999.

12. Социальное управление: Словарь /Под ред. В.И. Добренького, И.М. Слепенкова. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

13. Энциклопедический социологический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. – М.: ИСПИ РАН, 1995.

Дополнительная литература

1. Альтернативная цивилизация. – М.: Владос, 1998.

2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.

3. Бауер А., Эхгорн В., Кребер Г. Философия и прогностика. Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования /Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1971.

4. Бестужев-Лада И.В. К школе ХХI века: Размышления социолога. – М.: Педагогика, 1988.

5. Воржецов А.Г. Правовое социальное государство: Запад и Россия; КГТУ. – Казань: 1999.

6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. - г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000.

7. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991.

8. Загладин В., Фролов И. Глобальное прогнозирование современности: научный и социальный аспекты. – М.: Наука, 1981.

9. Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики /Под общ. ред. Т.И. Заславской. – М.: МВ ШСЭН, 2002.

10. Куда пришла Россия? Итоги социетальной трансформации /Под общ. ред. Т.И. Заславской. – М.: МВ ШСЭН, 2003.

11. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. гуманит.-социал. академии, 2003.

12 Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология /Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999.

13. Общая и прикладная политология: Учебное пособие /Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. – М.: Изд-во «Союз», 1997.

14. Основы социального управления: Учебное пособие /Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высшая школа, 2001.

15. Основы экономического и социального прогнозирования /Под ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. – М.: Высшая школа, 1985.

16. Парсаданов Г.А., Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики: Учебник. – М.: Высш. шк., 2002.

17. Перспективы трансформации России. – М.: ЦОН МГУ, 1998.

18. Перспективы развития культуры в проблематике социального прогнозирования. – СПб.: ГУП, 1997.

19. Прогнозирование в социологических исследованиях /Под ред. И.В. Бестужева-Лады. – М.: Мысль, 1978.

20. Прогнозирование социальных потребностей молодежи /Под ред. И.В. Бестужева-Лады. – М.: Наука, 1978.

21. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. – 2003. – 17 мая.

22. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. – 2004. – 27 мая.

23. Социальные показатели образа жизни советского общества /Под ред. И.В. Бестужева-Лады. – М.: Наука, 1980.

24. Стратегическое планирование /Под ред. Э.А. Уткина. – М.: Изд-во ЭК МОС, 1999.

25. Теория прогнозирования и принятия решений /Под ред. С.А. Саркисяна. – М.: Высшая школа, 1977.

26. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1994.

27. Штомпка П. Социология социальных изменений /Пер. с анг. под ред. В.А. Ядова. – М.: Аспект Пресс, 1996.

28. Цыгичко В.Н. Прогнозирование социально-экономических процессов. – М.: Финансы и статистика, 1986.

29. Ясин Е.Г. Как поднять экономику России. – М.: Вита-Пресс, 1996.

Лекция 3. Содержание и методология «технологического прогнозирования»

1. Формы конкретизации предвидения.

2. Типология прогнозов.

3. Инструментарий прогнозирования.

При разработках прогнозов специалисты нередко встречаются с трудностями, которые связаны с недостаточной определенностью терминологии этого сравнительно нового направления научных решений.

Будущее стремятся предвидеть, предсказать, предвосхитить, предугадать, прогнозировать и т.д. Но будущее можно также планировать, программировать, проектировать. По отношению к будущему можно ставить цели и принимать решения. Иногда некоторые из этих понятий употребляются как синонимы, иногда в каждое из них вкладывается разный смысл. Такое положение во многом затрудняет развитие прогностики и порождает бесплодные дискуссии по вопросам терминологии. Представляется необходимым ввести общее понятие, объединяющее все разновидности получения информации о будущем, – предвидение, которое разделяется на научное и ненаучное (интуитивное, обыденное, религиозное и др.). Научное предвидение основано на знании закономерностей развития природы, общества, мышления; интуитивное – на предчувствиях человека, обыденное – на так называемом житейском опыте, связанных с ним аналогиях, приметах и т.п.; религиозное – на вере в сверхъестественные силы, предопределяющие будущее. Имеется на этот счет и масса суеверий.

Иногда понятие предвидения относят к информации не только о будущем, но и о настоящем и даже о прошлом. Это происходит тогда, когда к еще неизвестным, непознанным явлениям прошлого и настоящего подходят с целью получения о них научного знания так, как если бы они относились к будущему. Примерами могут служить оценки залежей полезных ископаемых (презентистское предвидение), мысленная реконструкция памятников древности с применением инструментария научного предвидения (реконструктивное предвидение), оценка ретроспективы от настоящего к прошлому или от менее далекого к более далекому прошлому (реверсивное предвидение), оценка ретроспективы от прошлого к настоящему или от более далекого к менее далекому прошлому, в частности, для апробации методов предвидения (имитационное предвидение).

Предвидение затрагивает две взаимосвязанные совокупности форм его конкретизации: относящуюся к собственно категории предвидения предсказательную (дескриптивную, или описательную) и сопряженную с ней, относящуюся к категории управления, предуказательную (прескриптивную, или предписательную). Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание связано с собственно решением этих проблем, с использованием информации о будущем для целенаправленной деятельности личности и общества. Предсказание выливается в формы предчувствия, предвосхищения, предугадывания, прогнозирования. Предчувствие (простое предвосхищение) содержит информацию о будущем на уровне интуиции – подсознания. Иногда это понятие распространяют на всю область простейшего опережающего отражения как свойства любого организма. Предугадывание (сложное предвосхищение) несет информацию о будущем на основе жизненного опыта, более или менее верные догадки о будущем, не основанные на специальных научных исследованиях. Иногда это понятие распространяют на всю область сложного опережающего отражения, являющегося свойством высшей формы движения материи, – мышления. Наконец, прогнозирование (которое часто употребляют в предыдущих значениях) должно означать при таком подходе специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления.

Предуказание выступает в формах целеполагания, планирования, программирования, проектирования. Целеполагание – это установление идеально предположенного результата деятельности. Планирование – проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определенных средствах, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности. Программирование в этом ряду понятий означает установление основных положений, которые затем развертываются в планировании, либо последовательности конкретных мероприятий по реализации планов. Проектирование – создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ. Управление в целом как бы интегрирует четыре перечисленных понятия, поскольку в основе каждого из них лежит один и тот же элемент – решение. Но решения в сфере управления необязательно носят плановый, программный, проектный характер. Многие из них (так называемые организационные, а также собственно управленческие) являются как бы последней ступенью конкретизации управления.

Эти термины могут быть определены и как процессы разработки прогнозов, целей, планов, программ, проектов, организационных решений. С этой точки зрения прогноз определяется как вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. Цель – решение относительно предположенного результата предпринимаемой деятельности. План – решение относительно системы мероприятий, предусматривающей порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения. Программа – решение относительно совокупности мероприятий, необходимых для реализации научно-технических, социальных, социально-экономических и других проблем или каких-то их аспектов. Программа может являться предплановым решением, а также конкретизировать определенный аспект плана. Проект – решение относительно конкретного мероприятия, сооружения и т.д., необходимого для реализации того или иного аспекта программы. Наконец, собственно решение в данном ряду понятий – идеально предположенное действие для достижения цели.

Религиозное предвидение имеет собственные формы конкретизации. Так, предсказание принимает форму откровения, прорицания (пророчества), гадания, а предуказание – форму предопределения, волхования, заклинания, просьбы, молитвы и пр. Но все это (равно как и формы конкретизации интуитивного и обыденного предвидения) является особой темой.

Важно подчеркнуть, что предсказание и предуказание тесно связаны между собой. Без учета этой связи невозможно понять сущность прогнозирования, его действительное соотношение с управлением. В предуказании может преобладать волевое начало, и тогда соответствующие цели, планы, программы, проекты, вообще решения оказываются волюнтаристскими, субъективистскими, произвольными (с повышенным риском неоптимальности, несостоятельности). В связи с этим желательно преобладание в них объективного, исследовательского начала, чтобы они были научно обоснованными, с повышенным уровнем ожидаемой эффективности принимаемых решений.

Важнейшие способы научного обоснования предуказаний – описание (анализ), объяснение (диагноз) и предсказание (прогноз) – составляют три основные функции каждой научной дисциплины. Прогноз не есть лишь инструмент такого обоснования. Однако его практическое значение сводится именно к возможности повышения с его помощью эффективности принимаемых решений. Только в силу этого прогнозирование за последние десятилетия приняло беспрецедентные масштабы, стало играть важную роль в процессах управления.

Прогнозирование не сводится к попыткам предугадать детали будущего (хотя в некоторых случаях это существенно). Прогнозист исходит из диалектической детерминации явлений будущего, из того, что необходимость пробивает себе дорогу через случайности, что к явлениям будущего нужен вероятностный подход с учетом широкого набора возможных вариантов. Только при таком подходе прогнозирование может быть эффективно использовано для выбора наиболее вероятного или наиболее желательного, оптимального варианта при обосновании цели, плана, программы, проекта, вообще решения.

Прогнозы должны предшествовать планам, содержать оценку хода, последствий выполнения (или невыполнения) планов, охватывать все, что не поддается планированию, решению. Они могут охватывать в принципе любой отрезок времени. Прогноз и план различаются способами оперирования информацией о будущем. Вероятностное описание возможного или желательного – это прогноз. Директивное решение относительно мероприятий по достижению возможного, желательного — это план. Прогноз и план могут разрабатываться независимо друг от друга. Но чтобы план был эффективным, оптимальным, ему должен предшествовать прогноз, по возможности непрерывный, позволяющий научно обосновывать данный и последующие планы.

Типология прогнозовможет строиться по различным критериям в зависимости от целей, задач, объектов, предметов, проблем, характера, периода упреждения, методов, организации прогнозирования и т.д. Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз? Соответственно различаются два типа прогнозов: поисковые (их называли прежде исследовательскими, изыскательскими, трендовыми, генетическими и т.п.) и нормативные (их называли программными, целевыми).

Поисковый прогноз –определение возможных состояний явления в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемого явления в прошлом и настоящем, абстрагируясь от возможных решений, действия на основе которых способны радикально изменить тенденции, вызвать в ряде случаев самоосуществление или саморазрушение прогноза. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?

Нормативный прогноз –определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

Поисковый прогноз строится на определенной шкале (поле, спектре) возможностей, на которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого явления. При нормативном прогнозировании происходит такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. Нормативное прогнозирование в некоторых отношениях очень похоже на нормативные плановые, программные или проектные разработки. Но последние подразумевают директивное установление мероприятий по реализации определенных норм, тогда как первое – стохастическое (вероятностное) описание возможных, альтернативных путей достижения этих норм.

Нормативное прогнозирование не только не исключает нормативные разработки в сфере управления, но и является их предпосылкой, помогает вырабатывать рекомендации по повышению уровня объективности и, следовательно, эффективности решений. Это обстоятельство побудило выявить специфику прогнозов, обслуживающих соответственно целеполагание, планирование, программирование, проектирование, непосредственно организацию управления. В итоге по критерию соотнесения с различными формами конкретизации управления некоторые специалисты выделяют ряд подтипов прогнозов (поисковых и нормативных).

Целевой прогноз собственно желаемых состояний отвечает на вопрос: что именно желательно и почему? В данном случае происходит построение на определенной шкале (поле, спектре) возможностей сугубо оценочной функции, т.е. функции распределения предпочтительности: нежелательно – менее желательно – более желательно – наиболее желательно – оптимально (при компромиссе по нескольким критериям). Ориентация – содействие оптимизации процесса целеполагания.

Плановый прогноз (план-прогноз) хода выполнения (или невыполнения) планов представляет собой по существу выработку поисковой и нормативной прогнозной информации для отбора наиболее целесообразных плановых нормативов, заданий, директив с выявлением нежелательных, подлежащих устранению альтернатив и с тщательным выяснением прямых и отдаленных, косвенных последствий принимаемых плановых решений. Такой прогноз отвечает на вопрос: как, в каком направлении ориентировать планирование, чтобы эффективнее достичь поставленных целей?

Программный прогноз возможных путей, мер и условий достижения предполагаемого желательного состояния прогнозируемого явления отвечает на вопрос: что конкретно необходимо, чтобы достичь желаемого? Для ответа на этот вопрос важны и поисковые и нормативные прогнозные разработки. Первые выявляют проблемы, которые нужно решить, чтобы реализовать программу, вторые определяют условия реализации. Программное прогнозирование должно сформулировать гипотезу о возможных взаимовлияниях различных факторов, указать гипотетические сроки и очередность достижения промежуточных целей на пути к главной. Тем самым как бы завершается отбор возможностей развития объекта исследования, начатый плановым прогнозированием.

Проектный прогноз конкретных образов того или иного явления в будущем при допущении ряда пока еще отсутствующих условий отвечает на вопрос: как (конкретно) это возможно, как это может выглядеть? Здесь также важно сочетание поисковых и нормативных разработок. Проектные прогнозы (их называют еще прогнозными проектами, дизайн-прогнозами и т.д.) призваны содействовать отбору оптимальных вариантов перспективного проектирования, на основе которых должно развертываться затем реальное, текущее проектирование.

Организационный прогноз текущих решений (применительно к сфере управления) для достижения предусмотренного желаемого состояния явления, поставленных целей отвечает на вопрос: в каком направлении ориентировать решения, чтобы достичь цели? Сопоставление результатов поисковых и нормативных разработок должно охватывать весь комплекс организационных мероприятий, повышая тем самым общий уровень управления.

По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз, – различаются оперативные (текущие), кратко-, средне-, долго- и дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы. Оперативный, как правило, рассчитан на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследования – ни количественных, ни качественных. Краткосрочный – на перспективу только количественных изменений, долгосрочный – не только количественных, но преимущественно качественных. Среднесрочный охватывает перспективу между кратко- и долгосрочным с преобладанием количественных изменений над качественными, дальнесрочный (сверхдолгосрочный) – перспективу, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих перспективах развития природы и общества.

Оперативные прогнозы содержат, как правило, детально-количественные оценки, краткосрочные – общие количественные, среднесрочные – количественно-качественные, долгосрочные – качественно-количественные и дальнесрочные – общие качественные оценки.

Временная градация прогнозов является относительной и зависит от характера и цели данного прогноза. В некоторых научно-технических прогнозах период упреждения даже в долгосрочных прогнозах может измеряться сутками, а в геологии или космологии – миллионами лет. В социально-экономических прогнозах сообразно с народнохозяйственными планами и в соответствии с характером и темпами развития прогнозируемых явлений эмпирически установлен следующий временной масштаб: оперативные прогнозы – до одного года, краткосрочные – от одного до пяти лет, среднесрочные – на пять-десять лет, долгосрочные – на период до пятнадцати – двадцати лет, дальнесрочные – за пределами долгосрочных.

Однако и здесь имеются различия, связанные с особенностями отдельных отраслей социально-экономического прогнозирования. Так, в сфере политики диапазон между кратко- и долгосрочностью сужается до пределов ближайшего десятилетия, в градостроительстве растягивается на целое столетие (так как на ближайшие десятилетия большая часть объектов уже запроектирована и возможно только оперативное прогнозирование), в экономике приспосабливается к диапазонам народнохозяйственных планов и т.д.

По объекту исследования различают естествоведческие, научно-технические и обществоведческие (социальные в широком значении этого термина) прогнозы. В естествоведческих прогнозах взаимосвязь между предсказанием и предуказанием незначительна, близка или практически равна нулю из-за невозможности управления объектом, так что здесь в принципе возможно только поисковое прогнозирование с ориентацией на возможно более точное безусловное предсказание будущего состояния явления. В обществоведческих прогнозах эта взаимосвязь настолько значительна, что способна давать эффект самоосуществления или, напротив, саморазрушения прогнозов действиями людей на основе целей, планов, программ, проектов, вообще решений (включая принятые с учетом сделанных прогнозов). В связи с этим здесь необходимо сочетание поисковых и нормативных разработок, т.е. условных предсказаний с ориентацией на повышение эффективности управления. Научно-технические прогнозы занимают в этом отношении как бы промежуточное положение.

Обществоведческие прогнозы делятся на направления:

1) социально-медицинские (здравоохранение, включая физическую культуру и спорт);

2) социально-географические (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой океан);

3) социально-экологические (перспектива сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества);

4) социально-космические (перспектива освоения космоса);

5) экономические (перспектива развития народного хозяйства, вообще экономических отношений);

6) социологические, или социальные в узком смысле (перспектива развития социальных отношений);

7) психологические (личность, ее поведение, деятельность);

8) демографические (рост, половозрастная структура, миграция населения);

9) филолого-этнографические, или лингво-этнологические (развитие языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев);

10) архитектурно-градостроительные (социальные аспекты расселения, развития города и деревни, жилища, вообще обитаемой среды);

11) образовательно-педагогические (воспитание и обучение, развитие кадров и учреждений в области народного образования – от детских яслей и садов до университетов и аспирантуры, включая подсистемы повышения квалификации и переподготовки кадров; самообразование взрослых, образование родителей, дополнительное образование и др.);

12) культурно-эстетические (материально-техническая база искусства, литературы, всей культуры; художественная информация, развитие кадров и учреждений культуры – книжного, журнального, газетного дела, радио и телевидения, кино и театра, музеев и парков культуры, клубов и библиотек, памятников культуры и т.д.);

13) государственно-правовые, или юридические (развитие государства и законодательства, права и криминологии, вообще правовых отношений);

14) внутриполитические (внутренняя политика своей и другой страны);

15) внешнеполитические (внешняя политика своей и другой страны, международные отношения в целом);

16) военные (военно-технические, военно-экономические, военно-политические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-организационные прогнозы).

Нередко научно-техническими прогнозами именуют также естествоведческие, а обществоведческие часто называют социально-экономическими, причем все прогнозы данной группы, кроме экономических, выступают в этом случае под названием социальных. Особую область составляют философские и теоретико-методологические проблемы прогнозирования.

Следует отметить, что между естествоведческими и обществоведческими прогнозами нет глухой стены, поскольку теоретически взаимосвязь между предсказанием и предуказанием никогда не равна нулю. Человек начинает воздействовать на погоду (рассеивание туманов, градовых туч), на урожайность (производство удобрений) и т.д. Вполне вероятно, что со временем он научится управлять погодой, регулировать морские волнения, предотвращать землетрясения, получать заранее точно определенные урожаи, программировать физиологическое и психологическое развитие человека, изменять орбиты небесных тел и пр. Тогда различие между указанными типами прогнозов постепенно исчезнет совсем.

В то же время нетрудно заметить известную связь между прогнозами того и другого типа. Это закономерно, поскольку связи между естественными, техническими и общественными науками становятся все теснее. Типология прогнозов не исчерпывается перечисленными критериями и названными порядками по каждому типу. В принципе критериев зна­чительно больше и по каждому из них можно выделить подтипы третьего, четвертого и т.д. порядка. Однако разработка «дерева типов прогнозов» пока еще ждет специального исследования.

Прогнозирование и прогностика. Перечисленные подтипы прогнозов по критерию объекта исследования представляют известную абстракцию. На практике ни один из них в «чистом» виде не существует, так как они взаимосвязаны, образуют сложные комплексы. Обычно прогноз разрабатывается в рамках определенной группы прогнозов в зависимости от цели исследования (целевая группировка прогнозов).

Было бы затруднительно, например, дать прогноз развития науки или техники, не располагая данными смежных отраслей (экономики, демографии, культуры и т.д.). Точно так же трудно определить перспективы развития экономики или культуры, не зная перспектив развития науки, техники, народонаселения, градостроительства, народного образования и т.д.

Для каждого прогноза желательно привлекать возможно больше данных по смежным направлениям. Сейчас используются лишь некоторые важнейшие для цели исследования. Как показывает опыт, при прочих равных условиях степень достоверности прогноза всегда прямо пропорциональна степени полноты используемого материала по другим отраслям, степени полноты целевой группировки.

Целевая группировка слагается из ведущего (профильного) и вспомогательных (фоновых) направлений. В принципе сообразно цели исследования ведущим может стать любое направление. На практике среди целевых группировок выделяется одна наиболее развитая – народнохозяйственноепрогнозирование, где ведущими являются экономическое и социальное прогнозирование, а вспомогательными – научно-техническое и демографическое (остальные направления играют пока что незначительную роль).

Необходимость формирования целевых группировок прогнозов диктуется требованиями практики прогнозирования. Ни один научный коллектив не в состоянии разработать прогнозы достаточно высокой достоверности по всем отраслям прогнозирования. Целевая группировка помогает мобилизовать силы специалистов различных областей научных знаний и организовать их оптимальным образом для разработки прогноза.

Ведущее направление целевой группировки образует профиль прогноза, который является предметом исследования. Вспомогательные направления составляют прогнозный фон – совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи прогноза. В отличие от профильных фоновые данные обычно не являются предметом исследования силами одного научного коллектива (так как это практически невозможно и нецелесообразно): их либо получают готовыми по заказу из других, достаточно компетентных научных учреждений, либо черпают из имеющейся научной литературы, либо постулируют условно с соответствующими оговорками относительно степени их достоверности. Стандартный прогнозный фон разделяется на научно-технический, демографический, экономический, социологический, социокультурный, организационно-политический, международный. Обычно выбирается несколько подразделений в зависимости от цели и задач разработки прогноза.

Различие между отраслью прогнозирования и целевой группировкой прогнозов носит принципиальный характер. Игнорирование его ведет к бесплодным спорам, например, по вопросу, является ли демографическое или научно-техническое прогнозирование самостоятельной отраслью или только подотраслью экономического прогнозирования, которое рассматривается иногда как синоним народнохозяйственного.

Совокупность целевых группировок прогнозов представляет собой комплекс прогнозов в существующих науках, а не некую новую науку, подменяющую уже имеющиеся, так как это привело бы к искусственному разрыву исследования тенденций и перспектив развития явлений природы и общества, изучаемых каждой наукой, к разрыву единства неотъемлемых основных функций каждой науки – описания, объяснения и предсказания.

Научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов – прогностика – имеет сво

Наши рекомендации