Общая хар-ка мышления как процесса

• Это самостоятельное добывание знаний (того, что чувственно не воспринимается, хотя новая информация может быть добыта с помощью восприятия).• Это обобщенные знания.• Это опосредованные знания. Мышление – процесс взаимодействия с познаваемым объектом. Мышление – это процесс добывания новых знаний на основе уже имеющихся.Основной источник познания – взаимодействие с объектом. Б. Ф. Ломов выделил четыре типа взаимодействия с объектом:1) действие непосредственно во внешнем плане;2) воображаемое действие с реальным предметом;3) действие со знаками во внешнем плане. Знак может быть: копией(точной или неточной); условный знак, не имеющий никакоговнешнего сходства, он заменяет объект;4) со знаками во внутреннем плане.Чем дальше от конкретного предмета, тем сложнее знак, тем сложнее образ действия с этим знаком-объектом.
Мотивированный знак имеет сходство с объектом. Немотивированный – это условный знак. Ребенок действует вначале с мотивированными знаками. Таким образом, формируются две способности:• совершать действия в уме;• совершать действия со знаками.
Знание существует благодаря знакам, которые указывают на значение. Мышлению необходимы знаки, знание и мышление опосредованы знаками. Все, что мы выдумываем, мы фиксируем с помощью знаков. Самыми развитыми знаками являются знаки естественного языка. Знания уже выражены с помощью знаков. Но язык – это универсальная система знаков, с помощью которой можно обозначить все другие знаки. Используя язык, общаясь, обмениваясь информацией, мы хотим достигнуть понимания. Понимание – определенное знание. Оно всегда динамично, основано на знании. Исходный уровень понимания присутствует всегда.Умственное действие. То, что в уме взрослого человека происходит мгновенно, у ребенка развернуто в этапы. А еще раньше это должно было совершаться во внешнем плане. Постепенно формируется внутренний план действия.В этом отношении Я.А.Пономарев сделал ряд выводов:• внешний план предшествует внутреннему;• внешний план для ориентации ребенка более успешен, чем внутренний

62.История исследования проблемы мышления:мышление в ассоциативной психологии,в представлениях вюрцбургской школы,в гештальтпсихологии,в бихевиоризме и когнитивистских концепциях.Психология мышления стала разрабатываться специально только в XX в. До этого психологии мышления касались:1.Ассоциативная психология (Юм, Мюллер).Сводит содержание мышления к чувственным элементам ощущений, а закономерности его протекания – к ассоциативным законам.2.Вюрцбургская школа (Ш. Бине, К. Бюллер, О. Зельц, Н. Ах).Мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Мышление внешне противопоставляется всему чувственному содержанию действительности, направленность мышления (интенция) превратилась в чистый акт, в мистическую активность вне всякого содержания.3.Гештальтпсихология (Вертгеймер, Коффка, Келер).Мышление – это не оперирование отношениями, а преобразование структуры наглядных ситуаций. Исходная ситуация, в которой возникает проблема, это в своем наглядном содержании неуравновешенное феноменальное поле, в котором имеются как бы незаполненные места. Вследствие этого в проблемной ситуации создается напряжение, которое вызывает переход данной неустойчивой наглядной ситуации в другую. Посредством последовательного ряда таких переходов происходит преобразование, т.е. изменение структуры исходного наглядного содержания, которое и приводит к решению задачи. Задача оказывается решенной попросту в результате того, что под конец мы по-иному, непосредственно видим содержание исходной ситуации.Одна из самых давних сфер интереса психологов – познание механизмов, благодаря которым функционирует мышление и другие когнитивные процессы. В данном направлении имеет место теоретическая научная борьба между когнитивистами и бихевиористами. 4.Бихевиористские концепции. Дж. Б.Уотсон выдвинул гипотезу, что мысль порождается той же двигательной активностью, что и речь.Разница: мысль представляет собой внутренний диалог, речь – это мысль, произносимая вслух.Подтверждением этому может служить следующее: если приложить электроды к языку или нижней губе человека, умножающего в уме два числа, то можно зарегистрировать изменение потенциала. Такой же результат, если к пальцам глухого приложить электроды, если глухой привык общаться с помощью жестов, и просить его решить умственную задачу.То есть мышление сопровождается скрытой двигательной активностью.Но мышление возможно и без нее. Известен опыт Смита, когда у добровольца был вызван полный паралич путем введения соответствующей дозы кураре, но он мог рассуждать, а по окончании действия препарата вспомнил и рассказал все, что происходило во время опыта.Когнитивистские концепции. Развитие мышления связано с развитием таких символических процессов, как использование понятий (Ж.Пиаже).Именно благодаря понятиям ребенок может организовывать информацию и предвидеть последствия своих действий в окружающем мире.Ученый интересовался тем, как вырабатываются, развиваются, преобразуются эти мыслительные процессы с детства до зрелого возраста.





63.Связь мышления с другими психическими процессами:мышление и восприятие,мышление и память,мышление и внимание,мышление и воображение,мышление и эмоции.Переходя от случайных к существенным общим связям, мышление раскрывает закономерности или законы действительности. В восприятии человек может лишь констатировать, что в данном частном случае данное единичное явление протекало так-то, но лишь в результате мыслительной операции он может прийти к тому выводу, что такова общая закономерность. Раскрытие закономерности свойств и тех отношений, которые выступают в восприятии, требует мыслительной деятельности. Раскрывая все более глубокие закономерности явлений, мышление познает все более и более существенные свойства, все более глубокую сущность объективного мира.Мышление и эмоции. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие мыслящего субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное или разряженное в конце. Вообще реальный мыслительный процесс связан со всей психической жизнью индивида. В частности, поскольку мышление теснейшим образом связано с практикой и исходит из потребностей и интересов человека, эмоциональные моменты чувства, выражающего в субъективной форме переживания, отношение человека к окружающему, включаются в каждый интеллектуальный процесс и своеобразно его окрашивают. Мыслит не "чистая" мысль, а живой человек, поэтому в акт мысли в той или иной мере включается и чувство.Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления.Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания.возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.В конкретных образах, создаваемых воображением, очень часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли..В отличие от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) здесь значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, ибо не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание

64. Виды мышления:теоритическое и практическое,наглядно-действенное,наглядно-образное,словесно логическое, продуктивное и репродуктивное,дискурсивное и интуитивное. Виды мышления.:Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно – действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения. Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.Продуктивное, или творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы

№74 Виды речиВ психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль .Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий.Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия навоспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению. Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой. Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

46.Теории памятиФизическая теория памяти. Согласно этой теории, нервный импульс проходя через опре-деленную группу нейронов (нервных клеток), вызывает в местах их соприкосновений электриче-ские и механические изменения и оставляет после себя физический след. Эти изменения обеспе-чивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запо-минание.Химическая теория памяти. Сторонники этой теории считают, что информация запо-минается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражи-телей. Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов, прежде всего молекул нук-леиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической памяти, а рибонуклеиновая (РНК) – основой индивидуальной памяти.Биохимическая теория памяти. Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухсту-пенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковре-менного запоминания. На второй ступени – собственно биохимической – происходит образо-вание новых белковых веществ (протеинов). Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.Физиологическая теория памяти базируется на учении И.П. Павлова о закономерно-стях высшей нервной деятельности. В основе физиологического акта запоминания лежит ус-ловный рефлекс – акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием.

45.Психологические теории памяти: ассоциативная теория, память в гештальтпсихологии

Теория памяти, которая легла в основу первых классических экспериментальных исследований Г. Эббингауза и его продолжателей,была целиком построена на учении об ассоциациях.Исходя из этого, Эббингауз и построил все свое исследование. Он пользовался рядами бессмысленных слогов, состоящих из трех букв (одной гласной, расположенной между двумя согласными, например туг-фал-дор-сэт), с выключением всех тех комбинаций, которые давали какое-либо осмысленное слово. В подборе такого материала Эббингауз руководился стремлением получить однородный материал и создать единообразные условия для различных испытуемых. Отсутствие осмысленного содержания в заучиваемом материале и смысловых связей в нем было для Эббингауза несущественно, потому что для него процесс воспроизведения определялся фактом создающей ассоциативные связи внешней смежности заучиваемого материала.

Об этой классической теории, которая попыталась свести память к одним лишь ассоциативным связям, приходится сказать следующее: ассоциативные связи играют, несомненно, значительную роль, особенно в элементарных формах памяти; однако работа памяти в целом, особенно высшие формы памяти у человека, несводимы к одним лишь ассоциациям и не могут быть безостаточно объяснены ассоциативной теорией.

Основное понятие гештальтпсихологии - понятие гештальта (от нем -образ), что означает изначально целостную структуру. Психической деятельности свойственно стремление к целостности, завершенности. В соответствии с этим в качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов памяти в мозге по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме. В гештальтпсихологии принцип целостности выступает как изначально данный, и законы гештальта (как и законы ассоциаций) действуют вне и помимо воли и сознания самого человека.

Наши рекомендации