Вопрос 24. Возрастные кризисы середины жизни. Заключительная стадия зрелого возраста.
Большинство людей вступающих в зрелый возраст (от 40-60 лет) вполне осознают, что они не молоды, но их это не смущает. Физическая активность не снижается, но опыт и знания своих возможностей продолжают добиваться успехов в жизни. Поколение 40-летних становится примером для тех, кто моложе и старше. Уверенность в своих силах позволяет принимать решение с той легкостью, которая раньше была недоступна – поколение руководителей. С одной стороны эти люди уверены в себе, достигли определенных результатов в жизни, с другой стороны задумываются о том, что половина жизни прожито, впереди старость и время уходить. Эта двойственность приводит к смене стремления к высоким достижениям на потребность действовать без промедления и тут же получать результат, все свои дела мы должны сделать сейчас. В этот период важным становится реализация творческого потенциала, необходимость передать что-либо другому поколению, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями. Подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте – этот период жизни человека, когда младший из детей покидает родительский дом. Вероятность смены профессии, меняют профессию, как правило, люди, которых вынуждает к этому жизненное обстоятельство (нехватка денег) и если их возможности не реализовываются. Обстоятельства вынуждают человека не просто менять работу, но и осваивать новые сферы деятельности. Очень важен в этот период досуг: дополнительный заработок, пассивный отдых, просмотр телевизора, возможность проявлять свой творческий потенциал.
Кризис середины жизни подразумевает значительное изменение в личности и жизненных перспективах у лиц, вступающих в середину жизни. Типичный возраст для этого кризиса между 40 и 45 годами. Некоторые теории подчеркивают, что кризис середины жизни – это общий феномен, поэтому практически каждый человек, вступающий в середину жизни должен сам столкнуться с трудностями: биологическими, психологическими и социокультурными признаками того, что половина жизни прошла, столкнуться с изменением в семейных ролях и профессиональном статусе, растущим осознанием своей собственной смертности.
Характеристики кризиса середины жизни :
• убывание физических сил и привлекательности;
• осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования;
• «социализация», принятие других людей как личностей, как потенциальных друзей.
Можно сделать вывод, что кризис середины жизни – это процесс интенсивного и трудного перехода, вызванного осознанием, что адаптационный стиль, который был адекватен в возрасте ранней зрелости, стал неадекватным в возрасте средней зрелости. Этот процесс включает изменение во временном взгляде на будущее от «времени рождения» до «времени, оставшегося жить», обзор прошлых и настоящих достижений и потерь, переоценку личностных целей. Эти изменения влияют на путь преодоления кризисных явлений.
Вопрос 25.Развитие личности в пожилом возрасте.
Собственное «Я» все более лишается своего исключительного положения. Преобразования внутреннего мира, отношений являются следствием, главным образом сознательной саморегуляции поступков самим человеком в результате критического к себе отношения и переоценки своих ценностей. Наблюдается все усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь. Отмечается отчетливая тенденция чувствовать свое собственное положение вполне удовлетворительным.
В пожилом возрасте происходит:
- изменение социальных ролей;
- выход на пенсию;
- спад психической активности;
- возрастные изменения познавательной сферы;
- возрастная перестройка организма;
- ослабление психической устойчивости;
- подведение итогов накопленного жизненного опыта;
- взаимоотношения с окружающими меняются.
Задачи развития:
1) принятие и освоение новых социальных ролей;
2) адаптация к потере физических возможностей;
3) подведение итогов жизни и её принятие;
4) развитие личностной позиции в отношении смерти;
5) деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости.