Понятия о мышлении как высшей форме познавательной деятельности
Мышление- это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.
Главными особенностями протекания процесса мышления являются:
- Обобщенное и опосредованное отражение действительности.
- Связь с практической деятельностью.
- Неразрывная связь с речью.
- Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.
Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д. Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи сложения нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» - это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, правильность мышления проверяется в ходе практики.Мышление неразрывно связано с речью. Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а, по сути – результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий. Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.
Теория мышления
11. Виды мышления
Виды мышления.
В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач – практических и теоретических.
Наглядно-действенное мышление
Наглядно-образное мышление
Словесно-логическое мышление
В психологии различают в основном три вида мышления: наглядно-действенное (конкретно-наглядное), образное и абстрактно-логическое (теоретическое). Два первых вида объединяют названием практического мышления.
Наглядно-действенное мышление реализуется преимущественно во внешних действиях, а не в словесных формах, которые вплетаются в него лишь в качестве отдельных элементов. Наглядно-действенное мышление, как правило, приковано к конкретной ситуации и в значительной степени опирается на деятельность первой сигнальной системы, хотя его связь со второй сигнальной системой несомненна. Однако ее сигналы - слова - здесь лишь констатируют, а не планируют. Наглядно-действенное мышление, представляя собой и филогенетически, и онтогенетически начальный этап логического мышления, предполагает дальнейшее развитие и переход к мышлению образному.
Зачатки наглядно-действенного (и образного) мышления свойственны и высшим животным.
Вот пример наглядно-действенного мышления, взятый из опытов с обезьянами. Эксперимент состоит из двух этапов. Сначала на некотором расстоянии от обезьяны кладут фрукты и между животным и фруктами разводят огонь. Взять лакомство, не потушив огня, невозможно. Рядом с обезьяной ставят пустое ведро, сбоку находится сосуд с водой, причем обезьяна из прошлого опыта знает, что, отвернув кран, она сможет получить воду. Неоднократно воспроизведенная обстановка опыта приучает обезьяну пользоваться ведром и водой для гашения огня. Затем появляется возможность достать, наконец, приманку. Обстановка второго этапа эксперимента: между животным и фруктами разводят огонь, ведро стоит на прежнем месте, воды в банке нет, но опыт проводят на небольшой площадке, со всех сторон окруженной водой. Обезьянка неоднократно выполняет серию описанных выше действий, бегает по острову с пустым ведром, приходит в состояние возбуждения и т.п., но по причине невозможности мыслить отвлеченно не "догадывается" зачерпнуть воду из бассейна.
Образное мышление - это "мышление через представление". При этой форме у человека (обычно это дети младшего школьного возраста) в уме выстроен ряд образов - последовательных этапов предстоящей деятельности. План решения мыслительной задачи выработан заранее, известно, как приступать к работе, что делать в дальнейшем. В построении плана решения задачи обязательно участвует и логика, хотя еще и не достигшая совершенства. Образное мышление имеет непосредственную связь с речью, причем ее грамматические формы выполняют планирующую родь.
Абстршатю-логтескм мышление оперирует с понятиями, суждениями, символическими и иными отвлеченными категориями. Значение понятий особенно четко проступает на примере мышления глухонемых. В настоящее время экспериментально установдено, что глухонемые от рождения обычно не поднимаются до уровня понятийного мышления. Они ограничиваются отражением преимущественно наглядно данных признаков, т.е. пользуются средствами наглядно-действенного мышления. Лишь при условии овладения речью, т.е. с того времени, когда возникают понятия и у глухонемых появляется возможность ими оперировать, их мышление становится понятийным - абстрактно-логическим.
Абстрактно-логическое мышление является наиболее глубоким и эффективным, но предполагает наличие достаточных знаний и навыков. Абстрактно-логическое мышление свойственно взрослому человеку и имеет в основе деятельность второй сигнальной системы.
Характеризуя отдельные виды и весь процесс мышления человека в целом, следует подчеркнуть, что если наиболее простая форма - наглядно-действенное мышление - уступает в дальнейшем место образному, а оно в свою очередь - абстрактно-логическому, то каждый? из этих трех видов принципиально отличается от других и характеризуется своими собственными особенностями. Все три вида связаны генетически и с диалектической точки зрения представляют собой степени перехода количества в новое качество. Однажды возникнув, новое качество, однако, не только не исключает свойств предыдущего вида мышления, но, наоборот, предполагает их использование, хотя и в виде подсобного, подчиненного средства.
Работа хирурга стала бы, вероятно, невозможной, не обладай он способностью наглядно-действенного, а в равной степени и образного мышления. Только совместная работа всех видов мышления приведет к действительному познанию целей и задач оперативного вмешательства. Четко представляя себе взаиморасположение органов и возможные патологические изменения в определенном месте, хирург намечает план предстоящей работы, руководствуясь при этом своими знаниями и опытом прошлой оперативной деятельности. Мысленно проследив пути подхода к пораженному органу и подвергнув анализу возможные препятствия и вероятные осложнения, в чем ему помогает память, в которой всплывают некоторые ситуации из прошлого, т.е. активно использовав возможности всех видов мышления, хирург наконец приступает к выполнению операции. В ходе операции различные виды мышления переплетаются еще более тесно, взаимно друг друга обусловливая, причем вопросы практического порядка, возникающие во время операции, иногда носят столь сложный характер, что далеко превосходят по своей важности и удельному весу многие конкретные теоретические задачи, стоящие перед хирургом.
Таким образом, успешные результаты нашей практической деятельности, в частности работы хирурга, возможны лишь при участии всех трех видов мышления и при условии достаточно развитых практических навыков. Другими словами, содержание, характер и успех выполнения мыслительной, а следовательно, и практической задачи зависят от уровня развития человека, степени его практической подготовки и характера течения процессов мышления. Все это находит свое конкретное выражение в различных соотношениях ощущений, восприятий, представлений, понятий и слов, внешних и внутренних действий, имеющих место в ходе решения поставленной задачи.
Индивидуальные особенности мышления проявляются в качествах ума: самостоятельности, доказательности, глубине, гибкости, пытливости, быстроте, творчестве.
В связи со сказанным надо коротко коснуться понятия интуиции, которая со времен Платона рассматривалась как внезапное открытие, озарение, свойственное лишь небольшому числу "избранных". Интуиция трактовалась в виде особого дара предчувствия, предугадывания, "вне-чувственного познания", некой мистической творческой активности (А. Бергсон). Возникшее впоследствии крайнее направление этой теории - интуитивизм - категорически отрицало какую-либо роль практики в творческой деятельности человека. Предполагалось, что природа созидательных действий, изобретений и иных актов человеческого творчества находится за границами познания. И там, где возникает стремление вникнуть в процесс творчества, творчество автоматически прекращается.
С подобными рассуждениями на страницах печати можно встретиться до сих пор. Теоретики интуитивизма, ложно истолковывая законы физиологии и психологии, тем самым грешат не только против науки, но и против практики, которая каждый день, каждый час предлагает нам примеры, позволяющие наглядно убедиться в противоположном.
Интуиция - результат наиболее благополучного, оптимального сочетания факторов и обстоятельств, которые так или иначе способствуют мыслительному процессу. К.К. Платонов, изучавший этот вопрос, считает, что интуиция - это обобщение сознанием ряда мелких, порознь трудно учитываемых фактов, делающееся на основе большого опыта в данной области. По мнению Б.М. Теплова, к сказанному следует прибавить исключительную скорость мысли при интуиции. В результате - "открытие и озарение" - почти мгновенные умозаключения, тонкие и глубокие по содержанию.
12.Операции мышления
ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ - умственные действия над воспринимаемыми предметами, знаниями, образами, переживаниями. Важнейшими операциями мышления являются: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, классификация и систематизация. Анализ— мысленное расчленение предмета, явления. Синтез - объединение частей, элементов в единое целое. Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции. Анализ дает знаниеотдельных элементов предмета, явления, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта, явления в целом. Сравнение — установление сходства и различия между объектами. Абстракция — отвлечение от каких-либо признаков явления, предмета. Благодаря абстракции возможно выделение существенных свойств и признаков предметов, явлений. При помощи абстрагирования создаются понятия о длине, высоте, объеме, человеке, природе и т. д. Абстракция лежит в основе обобщения-объединения ряда предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей.
Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез, – писал С.Л. Рубинштейн, – «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное». Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения.
Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.
Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.
Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Свойства мышления
Свойства мышления:
Мышление направленно, оно отвечает на какой-то (не обязательно целесообразный) вопрос .
· Соответственно мышление может быть позитивным (Что найти хорошее в случившемся?), может быть негативным (Ну и что здесь плохого?), направленным в прошлое (почему произошло? Почему сделал?), в будущее (как использовать? Зачем сделал?) Мышление формирует понятия (что? Как сопоставимо с …? Чем отличается от? Чем похоже на?)
Мышление необъективно, но логично.
· Да, логика бывает корявой – но она есть всегда, если речь идет о мышлении
Мышление может быть развитым и неразвитым.
· Неразвито оно обычно у детей, которые еще учатся осмысливать происходящее и лентяев, кому лень думать. В этом случае отсутствие мышления оправдывается «нематематическим складом ума», «неумением мыслить логически» (что кстати противоречит самому понятию мыслить) и прочими оправданиями. У взрослых людей – развито и постоянно развивается.
Мышление развивается не в результате заучивания, а в результате понимания.
14.Развитие мышления
Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в трех направлениях: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном. Филогенетический аспект предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества. Онтогенетический включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости. Экспериментальный подход к решению этой же проблемы ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование.
Один из наиболее известных психологов современности, швейцарский ученый Ж.Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве, которая оказала большое влияние на современное понимание его развития. В теоретическом плане он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций.
15.Воображение
Воображение является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Но все ли мы представляем, что же такое на самом деле воображение? В психологии этим словом описывают процесс создания в своем сознании образа того или иного предмета. При этом далеко не всегда этот предмет будет соответствовать своему реальному прототипу. В некоторых случаях картины, создаваемые в нашем сознании, совсем не соотносятся с реальностью, такой образ носит название фантазии.
Важно помнить, что воображение прочно связанно с еще двумя психологическими процессами: памятью и мышлением. Каждый из них в разной степени проявляется в разные моменты.
Функции воображения заключаются в следующем: представление действительности, формирование плана действий, регулирование эмоционального состояния и познавательных процессов.
Психология воображения, как и большей части психологических процессов, изучена еще не до конца. Однако кое-что ученым узнать все-таки удалось. Наибольший интерес для обычного человека может представлять описание различных видов этого процесса.
Воображение в психологии делится на несколько видов по двум принципам. Первый принцип – это степень осознанности процесса. Легко понять, что в данном случае воображение делится на осознанное и неосознанное. Второй принцип деления, по выполняемой задаче, характерен только для осознанного воображения: творческое, воссоздающее и мечта.
Начать стоит с самого простого, а именно с неосознанного воображения. В этом случае воля человека совершенно не учувствует в процессе. Оно наиболее свойственно маленьким детям. Взрослые с ним встречаются в основном во сне или в полудрёме. Для некоторых расстройств психики также характерно неосознанное воображение. В психологии в этом случае говорят о галлюцинациях: человек подсознательно создает образ предмета или существа и помещает его в реальный мир.
16. Направленность личности – ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовыхпотребностей
, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности.
Различаются следующие особенности направленности личности.
1. Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности – нравственность ее повседневного поведения, соответствие нравственности личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности
2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных стержневых интересов – целеустремленность личности.
3. Степень устойчивости отношений – последовательность и принципиальность личности, или цельность личности.
Ценностные ориентации определяют всю жизнедеятельность личности. Ценность – это значимость для человека определенных явлений. Ценностями могут быть как главные цели жизни, так и принципы ее организации (честность, достоинство и т. п.). Ценности определяют диапазон возможных вариантов решений сложных жизненных проблем.
Социальная адаптация личности – это прежде всего ее приобщение к системе ценностей определенных социальных общностей. Среди этих ценностей имеются ценности базовые, фундаментальные для данный группы людей, есть и сверхценности. Свобода личности, свободанарода, жизнь близких людей, честь и достоинство – вот далеко не полный перечень тех сверхценностей, которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь
Однако люди иногда недооценивают объективно значимые ценности либо, наоборот, придают повышенную значимость ценностям конъюнктурным, престижным, модным. Существуют и мнимые сверхценности. Бывший миллиардер кончает жизнь самоубийством, если в результате биржевых неудач он стал всего лишь миллионером. Как отмечает В. И. Леви в книге "Искусство быть собой", "при крушении сверхценности, например любви или престижа, легко возникает то, что в психиатрии зовется "депрессивной заслонкой"... Отрицательная сверхзначимость разливается по мозгу черным огнем, и вот ценности гаснут изнутри, внезапно, все сразу, и нет масштабов, и конец целям, запросам и интересам – теряется ощущение смысла жизни".
Благодаря своей направленности люди способны преодолевать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей.
Итак, поведение личности определяется ее направленностью. Направленность личности – это ценностно-ориентационная категоризация ее сознания. Направленность личности определяет всю систему ее побуждений, систему ее стратегических и тактических целей.
Деятельность личности направляется этими целями.
Но если цель – основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности – в системе человеческих потребностей.
17. Мотивация-это широкийкруг явлений, побуждающих человека к деятельности. Само слово «мотив» - от лат.Moveo - «двигаю». Впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье«Четыре принципа достаточной причины». В настоящее время существует множествотрактовок мотивации, что нередко затрудняет однозначное ее понимание [9, c.94].
Мотивация (в широкомсмысле) - это все, что вызывает активность человека: его потребности,инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы и т. п.
Термин «мотивация»представляет более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация»используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающеесистему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности,потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и какхарактеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческуюактивность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определитькак совокупность причин психологического характера, объясняющих поведениечеловека, его начало, направленность и активность.
Представление омотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поискответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?»,«какой смысл...?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведенияи есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков
Мотивацияявляется одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и взарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологиисвязана с анализом источников активности человека, побудительных сил егодеятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека кдеятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ееадекватной интерпретации.«Когда людиобщаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах,побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также отех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» В самом общем плане мотив это то, что определяет,стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенногов определяемую этим мотивом деятельности.
Сложность имногоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов кпониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения.Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющимисследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положениео единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторонмотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием такихпроблем, как система отношений человека, соотношение смысла и значения,интеграция побуждений и их смысловой контекст, направленность личности идинамика поведения, ориентировка в деятельности и т.д.
18. Самосознание личности. Я-концепция: структура, функции и развитие.
I. Самосознание.
Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и относится к самому себе.
Рубинштейн: процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания. Личность, как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим.
Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознает себя как Я. В течении первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие. Осознание себя как Я является результатом развития.
Через взаимодействие с миром (предметный, социальный).
Попытки критериев выделения самосознания:
1. Бехтерев. Простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простой форме состоит в неясном чувствовании собственного существования.
2. Выготский, Рубинштейн. Самосознание есть этап развития сознания, подготовляемый развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).
3. Чамата: самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, возникает по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные.
4. Психоанализ. Процесс зарождения самосознания – процесс субъективного отделения от матери; дискомфорт, вызванный теми или иными соматическими процессами, уменьшается у ребенка; соответственно ребенок начинает выделять из остального мира мать, а себя отделять от матери.
5. Кон, Шпрангер. Периодом возникновения сознательного Я как бы постепенно ни формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст. Феноменальные проявления самосознания – возникновение рефлексии, сознание своих мотивов, моральные конфликты, нравственная самооценка, интимизация внутренней жизни.