Методика исследования кратковременной памяти
Цель: Определение объема кратковременной зрительной памяти
Описание: Испытуемый должен запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из предъявляемой ему таблицы.
Инструкция: Сейчас тебе будет показана таблица с числами. Ты должен постараться за 20 секунд запомнить и потом записать как можно большее количество чисел. Внимание, начали!
Обработка результатов: По количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти – 10 единиц материала. Средний уровень – 6 -7 единиц.
МЕТОДИКА 5
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА основными видами обработки и усвоения знаний.
Цель:изучить организацию способа усвоения знаний школьником на уроке.
Инструкция:отметьте в карте ваши наблюдения, оценив по пятибалльной шкале. Сделайте вывод (письменно).
Основные виды обработки и усвоения знаний:
ПРОИЗВОЛЬНЫЕ | |||||
Непосредственные | Учитель ориентирует | 1 2 3 4 5 | |||
школьника на | |||||
"механическое | |||||
заучивание" | |||||
Опосредованное | Школьник ориентирован | ||||
- смысловая обработка | - на разбивку материала | 1 2 3 4 5 | |||
содержания | на части и их | ||||
соотношение; | |||||
- на осознание сходства | 1 2 3 4 5 | ||||
и различия элементов | |||||
материала. | |||||
- мнемическая обработка | Учитель учит: | ||||
материала | - кодировать материал | 1 2 3 4 5 | |||
- систематизировать | 1 2 3 4 5 | ||||
- графически образно | |||||
моделировать | 1 2 3 4 5 | ||||
- соотносить с | |||||
усвоенными знаниями | 1 2 3 4 5 | ||||
Непроизвольные | Учитель ориентирует | ||||
школьника: | |||||
- на выполнение | |||||
упражнений | 1 2 3 4 5 | ||||
- на решение задач | 1 2 3 4 5 | ||||
- на осуществление | 1 2 3 4 5 | ||||
действий | |||||
МЕТОДИКА 6
ДИАГНОСТИКА ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (Метод исключения)
Проведение: Испытуемому предъявляют слова (15 рядов слов). В каждом ряду по 5 слов. Экспериментатор обращает внимание на результат выполнения (правильно или неправильно) и время.
Инструкция: Выбери лишнее по смыслу слово
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий
2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный
3. Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфир
4. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана
5. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо
6. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий
7. Лист, почка, кора, дерево, сук
8. Дом, сарай, изба, хижина, здание
9. Береза, сосна, дерево, дуб, ель
10. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать
11. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый
12. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога
13. Неудача, крах, провал, поражение, волнение
14. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото
15. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
Обработка результатов:
максимальная оценка 30 баллов.
А = В + Т
где В – продуктивность, количество набранных баллов, Т – поправка на время
Если испытуемый вычеркнул верно – 2 балла, если неправильно или пропустил – 0 баллов.
Перевод времени в баллы
Время, с | Т при В больше 26 | Время, с | Т при В меньше 26 |
+ 3 | |||
91 – 250 | 250 – 330 | - 3 | |
- 3 | - 6 |
МЕТОДИКА 7
ОПРОСНИК EPI Методика Айзенка
Цель:диагностика экстра -, интроверсии и нейротизма.
Инструкция: «Вам предлагается ответить на 60 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов.
Текст опросника.
- Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
- Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать и утешить?
- Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-то спрашивают, если это не на уроке?
- Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?
- Часто ли у тебя меняется настроение?
- Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
- Бывает ли так иногда, что тебе не дают уснуть разные мысли?
- Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
- Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
- Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
- Ты веселый человек?
- Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
- Многое ли раздражает тебя?
- Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
- Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было, не произошли, хотя все окончилось хорошо?
- Тебе можно доверить любую тайну?
- Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
- Бывает ли иногда так, что у тебя безо всякой причины сильно бьется сердце?
- Делаешь ли первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
- Ты когда-нибудь говорил неправду?
- Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
- Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
- Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?
- Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
- Ты обычно весел и всем доволен?
- Обидчив ли ты?
- Любишь ли ты разговаривать и играть с другими детьми?
- Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
- Бывает ли так, что иногда у тебя сильно кружится голова?
- Любишь ли ты поставить кого-либо в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
- Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
- Ты любишь иногда похвастаться?
- Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?
- Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
- Ты быстро решаешься на что-нибудь?
- Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
- Тебе часто снятся страшные сны?
- Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей?
- Тебя легко огорчить чем-нибудь?
- Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?
- Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?
- Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?
- Ты любишь шумные и веселые игры?
- Ты всегда ешь всё, что тебе предлагают?
- Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-то просят?
- Ты любишь часто ходить в гости?
- Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?
- Ты когда-нибудь был грубым с родителями?
- Тебя считают веселым человеком?
- Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
- Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?
- Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
- Ты обычно уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?
- Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?
- Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?
- Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?
- Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
- Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?
- Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на елке?
- Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?
Ключ:
Экстраверсия — интроверсия:
«да» (+): 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
«нет» (-): 6, 33, 51, 55, 59.
Нейротизм (эмоциональная стабильность — эмоциональная нестабильность): «да» (+): 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.
«Шкала лжи»: «да» (+): 8, 16, 24, 28, 44;
«нет» (-): 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.
Оценка для шкалы Экстра - интроверсия:
1 -7 значительная интроверсия,
8 – 11 умеренная интроверсия;
12 – 18 умеренная экстраверсия,
19 – 24 значительная экстраверсия.
Оценка для шкалы нейротизма:
до 10 высокая эмоциональная устойчивость,
11 – 14 средняя эмоциональная устойчивость,
15 – 18 высокая эмоциональная неустойчивость,
19 – 24 очень высокая эмоциональная неустойчивость.
Показатель по «шкале лжи», равный 4—5 баллам, является критическим, он свидетельствует о тенденции отвечающего давать на вопросы только «хорошие» ответы.
Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.
Чистый сангвиниклегко сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерикотличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Флегматикхарактеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолик.У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
МЕТОДИКА 8
СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Цель:исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.
Материал:Несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.
Ход выполнения: Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?» - а затем на вопрос: «Чем они отличаются?» Все его ответы полностью записываются в протокол.
Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом - различий.
Анализ результатов:
Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствует о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.
Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требование, касающееся заданной последовательности при выполнении заданий, что ему дается легче - нахождение сходств и различий. Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различения стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различение, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона - рыба» - слова, у которых трудно найти общее. У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудные задачи категории, например, «лошадь - всадник»; слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать. Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.
Материал к методике
Утро - вечер | Яблоко - вишня |
Корова - лошадь | Лев - собака |
Летчик - танкист | Ворона - воробей |
Лыжи - коньки | Молоко - вода |
Трамвай - автобус | Золото - серебро |
Река - озеро | Сани - телега |
Велосипед - мотоцикл | Воробей - курица |
Собака - кошка | Дуб - береза |
Ворона - рыба | Сказка - песня |
Лев - тигр | Картина - портрет |
Поезд - самолет | Лошадь - всадник |
Обман - ошибка | Кошка - яблоко |
Ботинок - карандаш | Голод - жажда |
МЕТОДИКА 9