Схема работы по психологической части практики.
Дни практики | Цель | Виды деятельности студентов | Методы и методики | Виды отчетности | ||
1 день | Собрать сведения о | 1. Установочная: конференция; | 1. Беседа с классным руководителем, | Оформление в дневнике общих | ||
состоянии здоровья. | 2. Консультация: по оформлению дневников; | со школьным психологом, с врачом. | данных о школе, классном | |||
успеваемости, социальном | 3. Знакомство студентов с психологом школы | 2. Изучение школьной документации: | руководителе, учащихся, расписания | |||
окружении школьника. | и классным руководителем; | классного журнала, медицинской карты, | занятий и звонков. | |||
4. Знакомство с основными задачами и | дневников, тетрадей учащегося. | |||||
основными направлениями деятельности | ||||||
школы: знакомство с режимом школы, пед. | ||||||
коллективом, с расписанием уроков и | ||||||
расположением кабинетов; | ||||||
5. Посещение уроков; | ||||||
6. Выбор одного ученика для проведения | ||||||
исследований, наблюдение за ним | ||||||
2 день | 1. Изучить уровень познавательных процессов (внимания) | 1. Посещение уроков; 2. Знакомство с учеником и проведение диагностики внимания | 1 .Выявление ошибок по невнимательности в письменных работах ученика в тетрадях | 1 .Оформление в дневнике информации, полученной с помощью методик по изучению внимания ученика; | ||
3. Наблюдение за развитием внимания школьников на уроке на основе деятельности учителя | 2. Методика диагностики избирательности внимания Мюстенберга | 2.Оформление в дневнике информации об особенностях развития внимания ученика на уроке (по Шадрикову с изменениями) | ||||
2. Обучение студента психологическому анализу урока | 4. Наблюдение за стилем урока | 3. Карта наблюдения за активизацией внимания учащихся на уроке (по Шадрикову) 4. Карта наблюдения за стилем урока | 3. Оформление в дневнике информации о стиле урока | |||
3 день | 1 .Изучение уровня | 1. Посещение 4 уроков; | 1. Пиктограмма; | 1.Оформление в дневнике результатов | ||
познавательных | 2. Определение типа темперамента ученика; | 2. Тест определения типа темперамента | экспериментальных исследований | |||
процессов школьника (памяти); | 3.Наблюдение за развитием мнемических | (опросник Айзенка). | уровня развития: памяти, типа темперамента школьника; | |||
2 .Выявление типа темперамента ученика | возможностей обучаемых на уроке. | 3. Методика изучения кратковременной памяти. 4. Карта наблюдения за основными | 2.Оформление в дневнике результатов наблюдения за основными видами обработки и усвоения знаний | |||
. | видами обработки и усвоения знаний. | |||||
4 день | 1 Изучение уровня познавательных (мыслительных) процессов школьника; 2.Определение уровня тревожности ученика. | 1. Посещение двух уроков; 2.Исследование особенностей мыслительных процессов школьника; 3.Выявление уровня тревожности ученика; 4.Консультация по письменному оформлению материалов исследования школьника. | 1. Методика Сравнение понятий 2. Методика исследования личностной тревожности Прихожан 3. Методика Исключение | Оформление в дневнике результатов экспериментальных исследований уровня развития мыслительных процессов (сравнения, анализа и синтеза), уровня тревожности ученика. | ||
5 день | 1. Определение эмоционального состояния учащегося на уроке. | 1 .Посещение 4 уроков; 2.Наблюдению и диагностика эмоционального состояния учащегося на уроках; 3.Наблюдение за особенностями организации познавательной деятельности учеников | 1."Неоконченные предложения" (Ковина, Колеченко, Агафонова); 2.Карта наблюдения за особенностями организации познавательной деятельности учеников на уроке. | 1 .Оформление результатов наблюдения и диагностики особенностей эмоционального состояния учащегося на уроках; 2.Оформление результатов наблюдения за организацией познавательной деятельности учеников. | ||
6 день | 1 .Обучение студента составлению психологической характеристики учащегося; 2.Обучение комплексномуанализу урока. | I .Составленью полной психологической характеристики ученика; 2.Составление комплексного анализа урока. | 1 .Составление психологической характеристики школьника вместе с преподавателем психологии; 2. Составление комплексного анализа урока вместе с преподавателем психологии. | I .Полная психологическая характеристика одного ученика, составленная по результатам проведенных экспериментальных исследований; 2.Комплексный психологический анализ урока. | ||
Задания по психологии
МЕТОДИКА 1.
ДИАГНОСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ ВНИМАНИЯ (тест Мюстенберга)
Проведение исследования: Испытуемому предлагается лист, на котором напечатаны строчками буквы русского алфавита. Среди них в разных местах впечатаны слова, всего 24. Испытуемый должен как можно быстрее найти эти слова и подчеркнуть их. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания, количество найденных слов, количество слов, неправильно воспринятых испытуемым, количество слов, неправильно подчеркнутых, и количество слов, которые подчеркнуты сверх нормы.
Инструкция: На бланке напечатаны буквы русского языка, среди которых есть слова в именительном падеже единственного числа. Тебе необходимо найти эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой и кончая последней буквой. Постарайся не подчеркивать лишних букв. Задание нужно выполнять быстро и точно.
Обработка и интерпретация результатов:
Успешность (А) оценивается по формуле А = В + Т, где
В = с - m / с – n
Перевод времени в оценку Т
Время выполнения, с | Т, баллы |
+2 | |
122 – 209 | +1 |
209 – 385 | |
385 – 473 | - 1 |
473 – 561 | - 2 |
561 – 649 | - 3 |
649 – 737 | - 4 |
737 – 825 | - 5 |
- 6 |
где с – общее количество выделенных слов, m – количество ошибочно выделенных слов, n – количество пропущенных слов, Т – поправка на время.
больше 1 балла–избирательное внимание развито на высоком уровне.
от 1 до -2 – средний уровень
ниже -2 баллов – уровень ниже среднего
Бланк методики
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
гнякгшгцкпрокурорстабюётеорияентсджэбьамхоккейтрисцы
хзъфцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбпамятьшогхёюждргщ
гхэнздвосприятиейцукенгшщахьвафыапролдблюбовьафырпл
кослдспектакльячсимтьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
фячыпувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщируцтргшщтлроснованиезщдэрке
нтаопрукгвсмтрпсихологиябилчьйфясмтрзацчявгпеогламиш
МЕТОДИКА 2