Учебно – педагогическая практика
Учебно – педагогическая практика
(индекс и наименование дисциплины по учебному плану)
Рабочая программа дисциплины для направления подготовки (специальности, специализации) 031000 Зарубежная филология
(код и наименование направления подготовки, специальности, специализации)
Курс__3_
Форма обучения ___очная___
Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО:_______ часов
1.Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС ВПО по специальности
031000 Зарубежная филология |
(код и наименование)
утвержденного_______________________
2. Разработчики рабочей программы
Ст. преподаватели доцент | кафедры общепрофессиональных психолого-педагогических дисциплин | Ширяева А.А. | |
доцент | (кафедра) | Сагоякова Н.Ф. |
3. ПРИНЯТА на заседании кафедры
кафедры общепрофессиональных психолого-педагогических дисциплин |
(наименование кафедры)
___________03.09.2010________ протокол № ___1___
(дата)
И.о. зав. кафедрой | Майнагашева Е.Н. |
(подпись) (ФИО)
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающей кафедрой: СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану
Зав. выпускающей кафедрой |
(подпись) (ФИО)
___________________________
(дата)
5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры
(наименование кафедры)
___________________________ протокол № ___
(дата)
Зав. кафедрой |
(подпись) (ФИО)
___________________________ протокол № ___
(дата)
Зав. кафедрой |
(подпись) (ФИО)
___________________________ протокол № ___
(дата)
Зав. кафедрой |
(подпись) (ФИО)
Пояснительная записка
Учебная практика для студентов 3 курса углубляет и закрепляет теоретические знания по педагогике и психологии на практике.
Актуальность изучения данного курса обусловлена требованиями практической готовности будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности во время прохождения педагогической практики. В настоящее время в основе педагогической практики студентов университета лежит не только необходимость определения их теоретической и практической готовности к решению возникающих профессиональных проблем, но и, что тоже важно, формирование способности к преодолению разрыва между образовательными знаниями и реальными базовыми процессами современного образования; способности к выявлению реальных проблем обучения и воспитания того или иного образовательного учреждения и их решению.
Основной целью учебной практики является знакомство студента-практиканта с состоянием педагогического процесса в образовательном учреждении; деятельностью классного руководителя; содержанием воспитательной работы; содержанием условий жизнедеятельности учащихся; основными направлениями деятельности учителя-предметника; овладение первичными умениями организации совместной творческой деятельности.
Задачи учебной практики:
В период педагогической практики студент овладевает профессионально-педагогическими умениями, навыками и умениями самостоятельного ведения учебно-воспитательного процесса.
- углубление и закрепление теоретических знаний, и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;
- формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся;
- проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка внеурочной деятельности;
- развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве классного руководителя;
- отработка приемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся;
- развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения
В соответствии с требованиями студент должен иметь представление:
- об организации деятельности в образовательном учреждении;
- об особенностях деятельности педагога в образовательном учреждении.
Студент должен знать:
- режим работы в образовательном учреждении;
- виды и формы воспитательных мероприятий; технологию их организации и проведения;
- методы диагностики индивидуальных и возрастных особенностей детей, детского коллектива;
- технологию формирования детского коллектива;
Студент должен уметь:
- планировать деятельность в рамках педагогической практики;
- организовывать и проводить мероприятия разной направленности; развивающие, познавательные и др. игры;
- анализировать учебные занятия;
- анализировать собственный уровень развития профессиональных знаний, умений навыков с целью их совершенствования.
Студент должен иметь опыт:
- проведения диагностики индивидуальных и возрастных особенностей детей, детского коллектива;
- планирования учебных занятий;
- педагогического общения с детьми и членами педагогического коллектива.
Студент выполняет функции помощника классного руководителя. Форма контроля – зачет
Базы практики
В качестве базы практики студентам предлагаются средние общеобразовательные школы.
В г. Абакане: СШ № 1, СШ № 3, СШ № 10, СШ № 11, СШ № 14, СШ № 19, СШ № 22, СШ № 24, СШ № 25, СШ № 30, Республиканская национальная гимназия.
Организация практики
Организация и проведение учебной практики обеспечивается деятельностью группового руководителя, руководителей практики от учреждения-базы практики и взаимодействующими с ними студентами-практикантами. Все взаимодействия руководителей практики со студентом-практикантом фиксируются руководителями письменно в контрольно-зачетной книжке по педагогической практике.
Структура деятельности студента практиканта
Вся деятельность студентов во время прохождения педагогической практики сводится к следующему:
- ознакомление с условиями работы школы (материально-техническая база, педагогический коллектив, планирование, воспитательная работа);
- посещение и анализ учебных занятий;
- психолого-педагогическое изучение личности школьника на, основе ознакомления с личным делом, дневником, классным журналом, наблюдений во время уроков и внеклассных мероприятиях, бесед с одноклассниками, учителями, родителями и использование экспериментальных психолого-педагогических методик;
- организация индивидуальной работы с учениками по предмету;
- участие в организации общественно полезного труда (дежурство, самообслуживание), в изготовлении наглядных пособий, и оформлении кабинетов;
- организация коллективных посещений, театра, музеев, выставок;
- выполнение творческих заданий кафедры ОППД.
Все выполненные студентами виды практики, фиксируются в дневнике психолого-педагогических наблюдений, который практикант обязан вести с первого дня производственной практики заполнять ежедневно. В дневнике указывается дата посещения уроков; фамилия, имя, отчество преподавателей, ученический класс, вид урока и тема, по которой будет анализироваться урок по плану практики. Фиксируются данные урока, и дается анализ урока по приложенной схеме.
По окончании практики студент сдает следующую документацию:
- план работы на период практики оформленной по предложенной в рабочей программе схеме;
- дневник психолого - педагогической практики, в котором содержится вид наблюдаемой работы, работа студента в школе, оформлены анализы посещенных уроков, посещенных воспитательных мероприятий, отчет о проделанной работе с пожеланиями и выводами.;
- материалы, полученные в ходе практической деятельности (протокол психологического обследования, алгоритм психологического обследования, вывод по каждой методике, психологический портрет учащегося). Из предложенных в программе практики методик студент выбирает и делает 12 методик;
- заполненная зачетно-аттестационная книжка;
· диагностическая карта класса.
Форма контроля - зачет.
Задания по психологии
МЕТОДИКА 1.
ДИАГНОСТИКА ИЗБИРАТЕЛЬНОСТИ ВНИМАНИЯ (тест Мюстенберга)
Проведение исследования: Испытуемому предлагается лист, на котором напечатаны строчками буквы русского алфавита. Среди них в разных местах впечатаны слова, всего 24. Испытуемый должен как можно быстрее найти эти слова и подчеркнуть их. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания, количество найденных слов, количество слов, неправильно воспринятых испытуемым, количество слов, неправильно подчеркнутых, и количество слов, которые подчеркнуты сверх нормы.
Инструкция: На бланке напечатаны буквы русского языка, среди которых есть слова в именительном падеже единственного числа. Тебе необходимо найти эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой и кончая последней буквой. Постарайся не подчеркивать лишних букв. Задание нужно выполнять быстро и точно.
Обработка и интерпретация результатов:
Успешность (А) оценивается по формуле А = В + Т, где
В = с - m / с – n
Перевод времени в оценку Т
Время выполнения, с | Т, баллы |
+2 | |
122 – 209 | +1 |
209 – 385 | |
385 – 473 | - 1 |
473 – 561 | - 2 |
561 – 649 | - 3 |
649 – 737 | - 4 |
737 – 825 | - 5 |
- 6 |
где с – общее количество выделенных слов, m – количество ошибочно выделенных слов, n – количество пропущенных слов, Т – поправка на время.
больше 1 балла–избирательное внимание развито на высоком уровне.
от 1 до -2 – средний уровень
ниже -2 баллов – уровень ниже среднего
Бланк методики
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
гнякгшгцкпрокурорстабюётеорияентсджэбьамхоккейтрисцы
хзъфцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбпамятьшогхёюждргщ
гхэнздвосприятиейцукенгшщахьвафыапролдблюбовьафырпл
кослдспектакльячсимтьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиеенкуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
фячыпувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщируцтргшщтлроснованиезщдэрке
нтаопрукгвсмтрпсихологиябилчьйфясмтрзацчявгпеогламиш
МЕТОДИКА 2
МЕТОДИКА 3
ПИКТОГРАММА.
Цель:Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.
Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.
Материал:Чистый лист бумаги, один простой и несколько цветных карандашей, набор слов.
Инструкция (вариант для детей): «Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово».
После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более чем в 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание во избежание повторения должны произноситься отчетливо. В процессе выполнения задания не допускается написание испытуемым отдельных букв или слогов. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.
Исследователь не должен вмешиваться в процесс работы испытуемого, какими бы странными ни казались ему его рисунки, и тем более не должен делать ему замечаний. Только в том случае, если ребенок рисует неоправданно много предметов в ответ на предъявление одного слова или больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.
Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: «Что ты рисуешь?», «Как это поможет тебе вспомнить слово?» и т.п. Все высказывания испытуемого заносятся в протокол.
Пример набора слов и словосочетаний
1. Веселый праздник 1. Глухая старушка
2. Тяжелая работа 2. Война
3. Развитие 3. Строгая учительница
4. Вкусный ужин 4. Голодный человек
5. Смелый поступок 5. Слепой мальчик.
6. Болезнь. 6.Богатство.
7.Счастье. 7.озябшая девочка.
8.Разлука. 8. Власть
9.Дружба. 9. Больная женщина
10. Темная ночь 10. Обман
11.Печаль 11. Веселая компания
Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется спустя 40-60 минут или более.
По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.
Интерпретация результатов:
При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания.
Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию.
Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого. Все изображения можно классифицировать на 5 основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные и метафорические.
Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ.
Знаково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т.п.). Конкретные (К) - конкретные предметы.
Сюжетные (С) - изображаемые предметы, персонажи, объединенные в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.
Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла; так, например, на слово «радость» изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.
При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. Затем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения. Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символьным типами рисунков, то он может быть отнесен к типу «мыслителя». Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логического мышления.
Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метаморфические изображения, составляют группу людей с образным мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.
В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо так называемого практического мышления, направленного на разрешение частных конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10 - 11 лет, второе – руководящим работникам, учителям.
Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам.
МЕТОДИКА 4.
МЕТОДИКА 5
МЕТОДИКА 6
МЕТОДИКА 7
Текст опросника.
- Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
- Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать и утешить?
- Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-то спрашивают, если это не на уроке?
- Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?
- Часто ли у тебя меняется настроение?
- Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
- Бывает ли так иногда, что тебе не дают уснуть разные мысли?
- Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
- Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
- Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
- Ты веселый человек?
- Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
- Многое ли раздражает тебя?
- Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
- Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было, не произошли, хотя все окончилось хорошо?
- Тебе можно доверить любую тайну?
- Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
- Бывает ли иногда так, что у тебя безо всякой причины сильно бьется сердце?
- Делаешь ли первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
- Ты когда-нибудь говорил неправду?
- Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
- Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
- Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?
- Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
- Ты обычно весел и всем доволен?
- Обидчив ли ты?
- Любишь ли ты разговаривать и играть с другими детьми?
- Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
- Бывает ли так, что иногда у тебя сильно кружится голова?
- Любишь ли ты поставить кого-либо в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
- Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
- Ты любишь иногда похвастаться?
- Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?
- Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
- Ты быстро решаешься на что-нибудь?
- Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
- Тебе часто снятся страшные сны?
- Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей?
- Тебя легко огорчить чем-нибудь?
- Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?
- Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?
- Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?
- Ты любишь шумные и веселые игры?
- Ты всегда ешь всё, что тебе предлагают?
- Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-то просят?
- Ты любишь часто ходить в гости?
- Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?
- Ты когда-нибудь был грубым с родителями?
- Тебя считают веселым человеком?
- Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
- Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?
- Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
- Ты обычно уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?
- Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?
- Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?
- Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?
- Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
- Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?
- Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на елке?
- Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?
Ключ:
Экстраверсия — интроверсия:
«да» (+): 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
«нет» (-): 6, 33, 51, 55, 59.
Нейротизм (эмоциональная стабильность — эмоциональная нестабильность): «да» (+): 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.
«Шкала лжи»: «да» (+): 8, 16, 24, 28, 44;
«нет» (-): 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.
Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.
Оценка для шкалы Экстра - интроверсия:
1 -7 значительная интроверсия,
8 – 11 умеренная интроверсия;
12 – 18 умеренная экстраверсия,
19 – 24 значительная экстраверсия.
Оценка для шкалы нейротизма:
до 10 высокая эмоциональная устойчивость,
11 – 14 средняя эмоциональная устойчивость,
15 – 18 высокая эмоциональная неустойчивость,
19 – 24 очень высокая эмоциональная неустойчивость.
Показатель по «шкале лжи», равный 4—5 баллам, является критическим, он свидетельствует о тенденции отвечающего давать на вопросы только «хорошие» ответы.
Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.
Чистый сангвиниклегко сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерикотличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, эффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Флегматикхарактеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т. д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолик.У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
МЕТОДИКА 8
СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Цель:исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.
Материал:Несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.
Ход выполнения: Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?» - а затем на вопрос: «Чем они отличаются?» Все его ответы полностью записываются в протокол.
Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом - различий.
Анализ результатов:
Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствует о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.
Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требование, касающееся заданной последовательности при выполнении заданий, что ему дается легче - нахождение сходств и различий. Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различения стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различение, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона - рыба» - слова, у которых трудно найти общее. У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудные задачи категории, например, «лошадь - всадник»; слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать. Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.
Материал к методике
Утро - вечер | Яблоко - вишня |
Корова - лошадь | Лев - собака |
Летчик - танкист | Ворона - воробей |
Лыжи - коньки | Молоко - вода |
Трамвай - автобус | Золото - серебро |
Река - озеро | Сани - телега |
Велосипед - мотоцикл | Воробей - курица |
Собака - кошка | Дуб - береза |
Ворона - рыба | Сказка - песня |
Лев - тигр | Картина - портрет |
Поезд - самолет | Лошадь - всадник |
Обман - ошибка | Кошка - яблоко |
Ботинок - карандаш | Голод - жажда |
МЕТОДИКА 9
МЕТОДИКА 10
НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(Т.Е. КОВИНА, А.К. КОЛЕЧЕНКО, И.Н. АГАФОНОВА)
Цель:диагностика эмоциональных состояний учащихся на уроках конкретных учителей (ученики пишут либо о учителях, на уроках которых они чувствуют себя комфортно, испытывают положительные эмоции, либо, наоборот, о учителях, на уроках которых учащиеся испытывают страх, беспокойство, неуверенность, т.е. отрицательные эмоции), отношения к этим учителям.
Процедура проведения: учащемуся выдается бланк методики, где требуется закончить предложения, вставляя любых учителей и любые предметы.
Бланк методики
1. На уроке ____________________________ мне нравиться_______________ ______________________________________________________________________________________
2. Когда ко мне подходит учитель_________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
3. Наш учитель_____________________проводит уроки______________________________________
______________________________________________________________________________________
4. На уроке___________________мне не нравится___________________________________________
______________________________________________________________________________________
5. Учитель___________________оценивает нашу работу______________________________________
______________________________________________________________________________________
6. Учитель_________________вежливо обращается с нами____________________________________
______________________________________________________________________________________
7. Хотелось, чтобы все учителя были как___________________________________________________
______________________________________________________________________________________
8. Я люблю урок, когда__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
9. Когда я подхожу к школе, то___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
МЕТОДИКА 11
МЕТОДИКА 12
Задания по педагогике
Содержание практической деятельности студента-практиканта
1. Изучение классного коллектива.
2. Знакомство с деятельностью классного руководителя.
3. Знакомство с деятельностью учителя-предметника.
4. Посещение и анализ уроков, различных внеклассных мероприятий, анализ конкретных педагогических ситуаций.
5. Постановка воспитательных задач, планирование воспитательной работы на период педпрактики.
6. Участие в жизнедеятельности класса и школы, организация внеучебной деятельности учащихся.
7. Сотрудничество с учителями школы, учениками, преподавателем кафедры педагогики.
Заданияпрактики
(последовательность выполнения заданий определяется студентом индивидуально и указывается в плане и дневнике педагогической практики)
Задание 1. Знакомство со школой.
В беседе с директором школы или его заместителем, в ходе экскурсии по школе выяснить и записать в дневнике:
- Тип образовательного учреждения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей.
- Материальная база (здание - типовое, индивидуальный проект, приспособленное помещение; пришкольный участок - детская площадка, географическая площадка, спортивно-физкультурный блок, сад, опытный участок, цветники; школьные кабинеты; ТСО, лингафонные классы, классы информатики; спортивный комплекс - зал, спортивные снаряды и оборудование, тренажеры, бассейн, душ, раздевалки; кино- и актовый залы, зал ритмики и хореографии; библиотека и читальный зал; мастерские для трудового обучения и творческой деятельности; медицинские кабинеты; столовая; оформление и озеленение школы и классов.
- Педагогический коллектив: количественный и возрастной состав, стаж, образование.
- Учебные планы и программы: какие, сколько лет по ним работает образовательное заведение, их оценка.
- Основные направления учебно-воспитательной работы педагогического коллектива, имеющиеся проблемы, традиции и новации в деятельности коллектива.
- Режим работы школы.
Задание 2. Знакомство с системой воспитательной работы в школе.
- Проанализировать план воспитательной работы в школе.
- По возможности посетить и проанализировать общешкольное воспитательное мероприятие, проводимое в период практики.
- Побеседовать с заместителем директора по воспитательной работе о системе воспитания в школе, организации внеклассной воспитательной работы.
Задание 3. Знакомство и беседа с классным руководителем.
В беседе с классным руководителем познакомиться с особенностями работы классного руководителя, его основными функциями; выяснить основные сведения о классе, получить его общую характеристику, узнать о проблемах в работе с классом, направлениях воспитательной работы, активе класса.
Изучить план работы классного руководителя, сделать выписку из него (мероприятия в период практики), обсудить возможность включения студентов в подготовку и проведение отдельных воспитательных дел.
Задание 4. Составление индивидуального плана работы.
План согласовывается с групповым руководителем и классным руководителем. (План может корректироваться в ходе прохождения педагогической практики).
Задание 5. Изучение школьной документации.
В ходе практики изучить школьную документацию: личные дела школьников, классный журнал и др. Результаты изучения должны быть отражены в дневнике педпрактики и в диагностической карте.
Задание 6. Составление диагностической карты.
Работа по составлению диагностической карты осуществляется на протяжении педагогической практики с использованием информации, полученной в ходе предварительной беседы с классным руководителем, посещения уроков, работы со школьной документацией, изучения читательских формуляров учащихся в школьной библиотеке, беседы со школьным психологом, общения с учащимися и др. Сделать соответствующие записи в дневнике и диагностической карте (см. приложение).
Задание 7. Посещение уроков.
В течение всей практики посетить уроки по всем предметам в своем классе (2-3 урока ежедневно; за весь период практики посетить не менее 18 уроков) для наблюдения за деятельностью учащихся, более глубокого изучения их: работоспособности, отношения к отдельным учебным предметам, взаимоотношений учащихся между собой и др.
В дневнике фиксируются этапы урока, деятельность учащихся, делаются выводы и общая оценка урока (что больше всего понравилось на уроке, как проявились способности учащихся, какое воспитательное воздействие оказал наблюдаемый урок).
Записи рекомендуется вести по форме:
Класс _______ Предмет _____________ Урок по расписанию ______________
Ф.И.О. учителя _____________________________________________________
Цель посещения ____________________________________________________
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Общий анализ этапов урока |
Задание 8. Знакомство с системой работы классного руководителя с родителями.
Выяснить:
- что входит в содержание работы классного руководителя с родителями учащихся класса;
- каковы функции родительского комитета;
- какую помощь оказывают родители классному руководителю;
- как часто проводятся в классе родительские собрания и с какой целью;
- какие проблемы детей обсуждает классный руководитель на собрании;
- как организуется работа с родителями отдельных учащихся.
По результатам сделать соответствующие записи в дневнике.
Задание 9. Организация и проведение воспитательного мероприятия.
Согласно плану классного руководителя на период практики студент-практикант оказывает помощь в организации и проведении воспитательного мероприятия.
Схема разработки мероприятия
- Тема внеклассного воспитательного мероприятия.
- Форма проведения мероприятия.
- Воспитательно-образовательные задачи.
- Характеристика подготовительной работы (определение содержания, участников, оформление, материально-техническая часть), характер педагогического руководства при подготовке мероприятия.
- Содержание и ход мероприятия (сценарий).
- Список используемой литературы.
Примерная схема анализа воспитательного мероприятия:
- Педагогическое обоснование выбора темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы). Организация подготовки учащихся к данному мероприятию (степень участия детей, наглядное оформление мероприятия, использование технических средств). Влияние подготовки к мероприятию на сплочение учащихся.
- Отношение учащихся к мероприятию (заинтересованность, безразличие и т.д.).
- Содержание и методика проводимого мероприятия:
1) соответствие содержания форме, теме, целям и задачам, определенным при планировании;
2) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
3) эмоциональная нас