Периодизация психического развития
- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций - возникновение элементарного логического рассуждения.
- от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.
Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развитиясоответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
I уровень: Страх наказания(до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми(13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.
1) Э. Эриксон.Периодизацияличностногоразвития:
0 - 1 год - раннее младенчество ,социальное качество - надежда
Нормальная линия:
доверие к людям, к окружающему миру, взаимная любовь, связь ребенок - родитель, удовлетворение потребности в общении с родителями
Аномальная линия
недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди
1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст), социальное качество - воля
Нормальная линия
самостоятельность, уверенность в себе
Аномальная линия
сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда
3-5 лет - возраст игры,социальное качество- целеустремленность
Нормальная линия
инициативность, активность, живое воображение, подражание взрослому, признаки полоролевого поведения
Аномальная линия
чувство вины, пассивность, отсутствие инициативы, отсутствие признаков полоролевого поведения
5-11 лет среднее детство,социальное качество- компетентность стремление к достижению
Нормальная линия
трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков
Аномальная линия
чувство собственной неполноценности, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования, слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность
Периодизация психического развития
11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность, социальное качество- верность
Нормальная линия
эгоидентичность (собственная уникальность), жизненное самоопределение поиск себя, формирование мировоззрения, половая поляризация в формах поведения
Аномальная линия
диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет), путаница ролей, смещение временных перспектив, смешение форм полоролевого поведения
20-40 (45) лет ранняя взрослость, социальное качество - любовь
Нормальная линия
интимность, стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей
Аномальная линия
изоляция, избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)
40 (45) - 60 лет средняя взрослость, социальное качество - забота
Нормальная линия
творчество (особенно в труде), продуктивная и творческая работа над собой и другими
Аномальная линия
застой (особенно в труде), эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе, ранняя инвалидность
ПериодизацияЛ.С. Выготского и Д.Б. Эльконина
III Группа периодизаций выделяет периоды на основе СУЩЕСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ, признаков.
В.И. Слободчиков
1 ступень - оживление (0-12мес)
2 ступень - одушевление (11-12мес - 5-6 лет)
3 ступень - персонализация (5,5 - 18 лет)
4 ступень - индивидуализация (17-42года)
2) Это периодизация Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина.В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуацияразвития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Младенчество0-1
Ведущая деятельность и Новообразование:
эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово
Социальная ситуация: Освоение норм отношений между людьми
Ранний возраст1-3