На пути. Избавление от негативных привычек - 1
Транскрипт 86
11 августа 1991 года
Роберт: Добрый день! Добро пожаловать! Я знаю, что некоторые из вас – вдохновленные джняни и вам не очень нравятся песнопения. (Смех) Вы делаете большую ошибку. Песнопения были во всех мировых традициях. Среди них католики, иудеи, протестанты, баптисты, индуисты, мусульмане.
Почему? Если бы это не было важно, для чего бы это было у них? Когда вы приходите сюда, мир удерживал вас всю неделю, оказывая влияние на ваше поведение. Песнопения как бы идут глубже в субъективное, успокаивают вас, подготавливают вас к чему-то высшему. Даже меняют ваше сознание, поднимают вас. Песнопения – это очень хорошо. В Раманашраме всегда проводили два часа песнопений прежде, чем делать что-то другое, утром и вечером. То же самое в ашраме Рамакришны. Везде.
Вдохновленные джняни верят только в слово. Слово не имеет значения. Многие из вас приходят только для того, чтобы послушать меня. Откуда вы знаете, что я знаю, о чем я говорю? Слова – это слова. Возраст песнопений - тысячи лет, и они имеют свою ценность.
Разница между западным и восточным мышлением в следующем. Западное мышление принимает все, что видит, как хорошее и плохое. Восточное мышление в какой-то мере осознает, что все исходит изнутри, не принимает все, что видится, и что говорят органы восприятия. Они наблюдают это без привязанности и реакции. Это восточное мышление существует уже тысячи лет. Возраст Соединенных Штатов всего 200 лет. Вы должны задуматься над этим.
Большинство людей на западе стремятся к тому, чтобы быть чем-то вне себя. Внешний мир оказывает на них влияние. Они верят всему, что видят. Внешний мир включает их тело и их мысли. Естественно, они верят, что являются телом и умом. Также они верят, что то, что показывает им мир – правильно. Это неправда. Все в этом мире – это результат чего-то внутри вас. Вся вселенная – это проявление ваших мыслей.
Ничего не существует без вашего разрешения. Я знаю, что для некоторых из вас это звучит странно, но это правда. То, что вы ненавидите, и то, что вы любите в этом мире – ваши собственные проекции, ваше собственное «я». Когда существа начинают осознавать, что они есть мир, они есть вселенная, тогда они начинают быть очень осторожными с тем, что они думают, как они воспринимают вещи.
Все вещи в этом мире подвержены закону изменений. Ничего никогда не остается одним и тем же. Следовательно, если вы в неведении привязываетесь к человеку, месту или вещи, то будете страдать, поскольку это должно измениться. Когда вам не нравится что-то или кто-то снаружи вас, на самом деле, вам не нравитесь вы сами, поскольку ваше Истинное Я вездесущее. Вы есть Истинное Я всего, что вы воспринимаете. Как вам может что-нибудь не нравится? Все это связано с вами.
Все есть ваше Истинное Я, а не какие-то вещи. Если у вас вспыльчивый темперамент, если вы невежественны, если вы ненавидите, то причиняете это себе. Поэтому вам надлежит любить все. Скажите: «Я не понимаю, о чем это все». Будьте честны с собой. Но если я ненавижу это дерево на улице, я ненавижу себя. Почему? Когда вы находитесь в состоянии глубокого сна, существует ли для вас мир? Вы не можете сказать, что мир существует, потому что находитесь в глубоком сне. Вы практически мертвы. Когда вы глубоко спите, то снова просыпаетесь к этому миру. В смерти вы просыпаетесь в другой мир. Это единственная разница между глубоким сном и смертью. Поэтому что касается вас, вы не имеете совершенно никакого отношения к этому миру, когда находитесь в глубоком сне. Покидая ваше тело, вы тоже не имеете совершенно никакого отношения к этому миру, и продолжаете существовать где-то еще.
Обнаружьте, кто вы. Ничего нет таким, как кажется.
По этой причине так много людей говорят, что самоисследование, как бы, трудное. Они не могут придерживаться его. Они не могут его воспринимать. Поэтому все великие мудрецы утверждают, что самоисследование только для зрелых душ. Что они имеют в виду? Они имеют в виду тех существ, которые в определенной мере превзошли свой плохой характер, свое невежество, свои отвратительные манеры, свои системы верований. Чтобы это сделать, вы должны были практиковать в предыдущем существовании различные садханы, духовные практики. Когда вы проделали все это, самоисследование становится легким. Вы любите самоисследование. Оно становится частью вас. Но когда у вас все еще есть ваши старые привычки, они сразу же становятся на пути, когда вы начинаете практиковать самоисследование. Ваше эго, ваш ум, «я»-мысль очень большие. Это захватывает вас, и вы не можете заниматься атма-вичарой. Вам она надоедает. Вы говорите, что она не работает. Вы говорите, что она слишком трудная. Это потому, что вы переполнены собой. Ваше эго все монополизирует.
Только подумайте на мгновение, с тех пор, как вы проснулись этим утром, сколько вы думали о себе. Разве все не связано с вами, «я», «мной»? «Я встаю, я голодный, я хочу прочитать газету, я хочу пойти на прогулку, мне жарко, мне холодно, я чувствую одно, я чувствую другое, мне нужно это, мне нужно то». Всегда «мне-мне-мне». Всегда я, я, то, в чем я нуждаюсь. Поэтому когда вы пытаетесь обнаружить истину о себе, вы ищите во внешнем мире. Вы ищите во внешнем мире учителя, учение, книгу, аудиозапись, чтобы что-то для вас что-то сделало, чтобы что-то вас включило. И когда это не работает, вы обращаетесь к наркотикам, героину, кокаину и так далее. Люди ищут чего-то снаружи, чтобы сделать себя счастливыми.
Для меня это смешно, поскольку счастье – это ваша природа. Ваша настоящая природа – это счастье. Так всегда было, никогда не было чего-то другого. Покой – это ваша истинная природа. Поэтому меня удивляет, как некоторые люди хотят сделать этот мир спокойным. Они хотят обрести счастье в спокойном мире. Такой мир не существует, и никогда не будет существовать. Но вы не можете отрицать свое существование. И потому что вы существуете, все, что вы ищете, находится внутри вас. Вы должны научиться погружаться глубоко внутрь и обнаружить эту истину. Но как вы можете это сделать, если вас так волнует мир, ваше личное эго и вы сами? Как вы можете, если вы все время думаете о том, что причиняют вам другие люди, что вы причиняете себе, что вам нужно, что вы должны получить? Как вы можете приобрести что-то еще? Не можете. Остается слишком много «вас». Ваше «я» должно быть уничтожено. Ум, личное «я», эго должны быть уничтожены. Только когда это произойдет, вы начнете чувствовать нечто другое.
Итак, что делать? Если вы не можете практиковать самоисследование, вы можете сказать: «Я никогда не пробужусь, я никогда не стану самореализованным». И снова, для меня это смешно, потому что истина о вас в том, что вы уже есть. Это так просто. Все, что вам нужно сделать, это избавиться от «себя». Вы должны отвергать все, что вы считаете неважным, хорошим и плохим. Вы должны перестать волноваться о «себе». Что может с вами случиться? Что может случиться самое плохое? Вы можете умереть? Это плохо? Что такое жизнь? Жизнь – это родиться, пройти через опыты, потом умереть. Именно тогда, когда вы покидаете свое тело, начинается все самое веселое.
Вы должны начать смотреть на свою жизнь по-другому. Кто существует? Кто проживает эту жизнь? Когда я говорю вам конечную истину, вы мне не верите, и я не ожидаю этого от вас, потому что в конечной истине никто не проживает эту жизнь. То, что вы видите, нюхаете, пробуете, чувствуете и слышите, не существует. Но перед тем, как вы сможете прийти к такому заключению, вы должны начать сначала. Вы должны практиковать садхану, духовные практики. И практика не начинается с попыток изменить других людей, чтобы они делали то, что вы хотите. Практика начинается с того, что вы смотрите на себя и видите отвратительные привычки внутри.
Если у вас вспыльчивый характер, вы не можете так проживать жизнь. Сначала вы должны признаться себе в этом, а потом задать вопрос: «Как мне избавиться от этого?» Если вы искренне зададите этот вопрос, ответ придет. И это также правда про каждую негативную привычку, которая у вас есть. Вы можете избавиться от привычки только внутри себя. Не пытайтесь поменять свое окружение, потому что вы возьмете плохой характер с собой. Когда вы думаете, что не можете поладить с людьми, и хотите, чтобы все было по-вашему с вашим дурным характером, и вы все время спорите, и видите, что везде все не так, веря в то, что если переедете в Тускон, и там вам будет спокойно, то это ложь, поскольку вам придется взять с собой себя.
Сначала, когда вы переезжаете в Тускон, все кажется свежим и новым. Вы встретите новых людей. Вы пойдете на новый сатсанг, вы найдете нового учителя, вы найдете новую работу, у вас будет новая квартира, и вы скажете: «Это здорово!» Единственный выход – оставаться там, где вы есть, видеть себя таким, какой вы есть на самом деле, работать над собой, чтобы превзойти и трансмутировать все эти отвратительные привычки.
Как вам это сделать? Когда кто-то просит у меня такого совета, я не психиатр. Мне интересна духовная жизнь. Но я также понимаю, глупость того, чтобы говорить человеку: «Отождествляйся со своим источником. Практикуй самоисследование, и ты устранишь свой вредный характер». Все это хорошо и здорово. Так можно сделать, но для большинства людей это нелегко.
Есть способ избавиться от своих отвратительных привычек, эмоций и так далее, депрессий – всех этих вещей, и этот путь несложный. Вам нужно стать свидетелем вашего отвратительного характера, ваших неприятных методов, вашей жадности, вашей корыстности, вашей похоти и так далее. Вы наблюдаете, как вы проживаете все это. Поначалу, я признаю, это будет немного трудно, потому что, когда вы проявляете агрессию, когда вы взрываетесь, в такой момент вам трудно себя наблюдать. Начните наблюдать себя, когда вы злитесь немного, тогда наблюдение становится гораздо легче, и вот как это работает.
Вы смотрите, как вы впадаете в ярость. Вы наблюдаете, как вы впадаете в ярость. Вы отождествляетесь с яростью, в которую вы впадаете. Вы полностью отождествляетесь со своей яростью. Я знаю, что вы скажете: «Роберт, если я буду отождествляться со своей яростью, она будет становиться больше». Наоборот, когда вы полностью отождествляетесь со своей яростью, то увидите, что эта ярость принадлежит «я»-мысли. Вы обнаружите, что осознаете, что «я» в ярости. «Я» и ярость – это одно и то же. Но «я» - это не настоящее Я. Я настоящее – совершенное и отдельное от «я». Это заставит вас рассмеяться, поскольку вы осознаете, что вы не есть одно со вспыльчивым характером. Сваливайте все на «я», наблюдайте, как у «я» случается этот приступ ярости. По мере того, как вы наблюдаете «я», оно также является вашим вспыльчивым характером и начинает уменьшаться. Оно становится все слабее и слабее.
Я повторю это еще раз. Любое ваше качество, от которого вы хотите избавиться, наблюдайте его и отождествляйтесь с ним. Когда у вас получается смотреть на это, оно растворяется. Ему не нравится, когда на него смотрят.
Я приведу пример. Скажем, у вас есть друг, и вы всегда с ним спорите. У вашего друга вспыльчивый характер. Обычно, когда ваш друг становится таким агрессивным, вы тоже становитесь агрессивным, проявляется ваша вспыльчивость, и вы сильно спорите, вы злитесь друг на друга. Никто не выиграл. Потом вы начинаете понимать то, о чем я рассказал. Итак, когда ваш друг возвращается к вам, и у вас снова агрессивный спор, но в этот раз вы не отвечаете. Вы пристально смотрите на своего друга, который отождествляется с «я», и не отвечаете.
Как вы думаете, что произойдет? Ваш друг измотается, осознавая, что вы не отвечаете, он будет становиться все слабее и слабее. В следующий раз, когда он вас увидит, то дважды подумает перед тем, как злиться и спорить, потому что он будет знать, что вы не будете отвечать. Вы стали свидетелем. Произойдет одно из двух. Ваш друг увидит, что вы больше не отвечаете. Тогда он отстанет со своими спорами и уйдет от вас, вы больше его не увидите. Он найдет кого-то другого, чтобы подраться. Или же он извинится, пожелает остаться вашим другом и поменяет свое отношение.
Вы делаете то же самое с собой. Скажем, вы всю свою жизнь были корыстными. Вы и я знаем многих людей, у которых в банке лежат тысячи долларов. Однако, когда речь заходит о том, чтобы покормить бездомных, помочь бедным, сделать что-нибудь для кого-нибудь, они прикидываются бедными.
Они не хотят думать обо всех тех средствах, которые лежат у них в банке. Они ведут себя так, будто собираются забрать их с собой. У них есть некоторое ошибочное убеждение: «Я оставлю это своим детям и родственникам». Они живут несчастной жизнью, потому что боятся притрагиваться к своим деньгам, хорошо жить и помогать другим. И когда они, в конце концов, умирают, как вы думаете, что происходит? Все родственники начинают бороться за завещание, чтобы получить свою долю денег. Им нет дела до того, что вы умираете. Ваши дети тратят все это за три недели.
Видите, у вас неверный взгляд на эти вещи. Что делать? Вы свидетельствуете свою корыстность. Вы свидетельствуете свою жадность. Вы пытаетесь это понять. Вы пытаетесь осознать, почему вы такие. Вы такие по той причине, что вас неправильно воспитывали. Вам были навязаны неверные убеждения по поводу всего. То, во что верит большинство из нас, сидящих здесь, ошибочно. 99% того, во что вы верите, ошибочно – о жизни, о вещах, о людях. Но вы работаете с этим так же. Вы отождествляетесь со своей жадностью, со своей корыстностью, со своей вспыльчивостью, со своими эмоциями. Вы наблюдаете их. Вы смотрите на них. Когда вы смотрите на них, они становятся все слабее и слабее.
По мере того, как вы будете работать над собой таким образом, настанет день, будь это в этой жизни или в следующей, когда вас привлечет учение адвайты-веданты, учение недвойственности. Тогда, когда вам скажут практиковать самоисследование, то это будет именно то, что вы ищете. Это станет для вас удовольствием. Вы уже прошли через эти путешествия с кундалини, путешествия с аштанга-йогой, путешествия по контролю ума, путешествия по мистическим силам, вы вышли за пределы всего этого. В то время это было необходимым, чтобы вы этому научились, но теперь вы начинаете понимать, что все это от ума.
Все - в уме, любое учение, все. За счет вашей духовной практики в этой и прошлых жизнях, вы приходите к тому, что видите: «Мне не нужно учение. Мне нужно избавиться от моего ума». Когда ум уйдет, тогда все будет заполнено Я ЕСТЬ. Я ЕСТЬ будет преобладать. Тогда вы станете Я ЕСТЬ. Я ЕСТЬ – это не ваше тело или что-то особенное о вас. Я ЕСТЬ – это еще одно название всеприсутствия. Оно пронизывает все. Это Истинное Я, настоящее Я. Вы почувствуете внутри себя расширение. Все вселенная будет вами.
Конечно, в вашем настоящем состоянии вас интересует следующее: «Как я могу быть вселенной?», поскольку вы думаете о себе, как о человеческом существе. Вы думаете о себе, как о сущности, как об эго. Вы заключили себя в ваше тело, и это ограничение. Но теперь, благодаря вашим занятиям и благодаря вашей практике, вы начинаете чувствовать, что вы вселенная. И вы знаете, что это ваш ум является вселенной.
Итак, вы хотите избавиться от вашего ума. Как вам начать? Снова, увидев, что ваш ум на самом деле является кучей мыслей. Мыслей о прошлом и беспокойств о будущем. Вот и все, что есть ваш ум на самом деле. Ничего другого. Поэтому вы начинаете исследовать: «К кому приходит этот ум?» Когда вы говорите: «К кому приходит этот ум?», то также имеете в виду: «К кому приходит эта вселенная?» Вы имеете в виду вопрос: «Откуда появилась вселенная? Откуда Бог, мир, мое тело, мои дела, моя система верований – откуда это появилось?» Вот что вы имеете в виду, когда исследуете: «К кому приходит этот мир, к кому приходит вселенная?» И, конечно же, ответом будет: «Как же, это приходит ко мне. Я воспринимаю это. Я чувствую это. Я вижу это». Благодаря вашим предыдущим занятиям вам будет легко различить: «Смотри, что я сказал? Я сказал: «Я это вижу». Другими словами, это не Я. Это не мое Истинное Я. Это «я» воспринимает вселенную, воспринимает Бога. Кто это «я»? Что является источником «я»? Откуда появилось «я», которое кажется вселенной? Кто его породил? Как оно обрело существование?» По мере того, как вы будете практиковать, придет ответ: «Никто его не порождал, оно никогда не обретало существование». Потом будет тишина, спокойствие, и вы почувствуете блаженство. Вы почувствуете такое счастье, о котором даже не мечтали. Это будет так здорово, что вы тут же выйдете за пределы своего тела, или же, я должен сказать, трансмутируете свое тело, свой мир и свои дела в блаженство.
Для других людей вы будете выглядеть так же, как сейчас, но вы будете знать. Вы не будете давать себе имена, вы не будете говорить: «Теперь я просветленный», или «Теперь я джняни», или «Теперь я это», или «Теперь я То». Эти названия даются людьми, которые не есть То, тем людям, которые есть То. У реализованного человека нет имени, поскольку он есть Сат-Чит-Ананда. Он есть Брахман, ничто, все пронизывающее, никогда не рожденное, которые было всегда и всегда будет. К вам придут не слова, а чувство бытия. Чистое Бытие. Не бытие этим или бытие тем, а Абсолютная Реальность, чистое Осознавание. Это и есть конечный результат.
Давайте поговорим о вас. Что вы будете делать со всем этим? Вы слышите слова. У некоторых людей они затрагивают больные места, а некоторые люди начнут заниматься с собой. Другие в следующий четверг или среду пойдут к другому учителю, чтобы посмотреть, что он может предложить. Другие прочитают еще одну книгу и добавят ее в свою коллекцию. Другие скажут: «На следующей неделе такой-то учитель будет на Гавайях. Я полечу туда, чтобы с ним повидаться». И это будет продолжаться одно воплощение за другим.
Все, что вы хотите, находится внутри вас. Ваш подлинный учитель – это Истинное Я. Где же еще может быть Истинное Я, если не внутри вас? Вы есть То. Перестаньте искать. Начните делать и станьте Тем.
Пожалуйста, задавайте любые вопросы.
УК: Роберт, вы сказали, что все предопределено. То различение, которое дает нам Бог, насколько оно свободно? Как далеко мы можем зайти с его помощью? Например, я принял решение прожить всю оставшуюся жизнь, строго прислушиваясь к моей сердечной чакре и ничему другому. Больше не спорить со своим интеллектом, не слушать его, а только Сердце. Я чувствую, что у меня есть некоторая сила воли, которой наделил меня Бог, которая дает мне право выбирать тот или иной путь в рамках определенного периметра. Мне с трудом дается понимание, что все предопределено.
Р: Пока вы проживаете мирскую жизнь, пока мир оказывает на вас влияние, а вы влияете на него, все предопределено, все. Но как только вы становитесь скромными и приобретаете смирение, то начинаете обращаться внутрь вместо того, чтобы думать: «Я великий», или «Я могу это делать», или «Я могу сделать то», вы скорее чувствуете, что вы ничто, и отдаете все, обращаясь внутрь и предлагая Богу. Вот тогда предопределенность становится слабой. Но пока вы живете в этом мире как мирской человек, думая, что я есть то, и я есть это, и это такой путь, а это другой путь – все, даже поднятие вашего пальца, предопределено. Только когда вы погружаетесь глубоко внутрь себя и отдаете ваше эго, ваши амбиции, вашу вспыльчивость, ваши эмоции, ваши представления о правильном и неправильном, вашего Бога и становитесь пустыми, только тогда вы станете свободными.
Но пока вы реагируете на обстоятельства и мир, вы никогда не сможете быть свободными, все это предопределено. И вы будете так продолжать одну жизнь за другой, пока не сдадитесь. Эго кажется очень сильным. Оно будет рассказывать вам, что вы есть одно и другое, что вы хороший человек, что вы должны стать этим, что вы должны стать тем, так работает ваше эго. Вы должны улыбаться и говорить: «Нет, отдай все это Богу», стать пустыми. Когда сосуд пустой, вы можете пойти к океану и…
(Обрыв аудиозаписи)
…полон грязной, нечистой воды, вы ничего не можете добавить к этому. Он остается таким же. Точно так же мы все были пропитаны заблуждением, идеями о величии, самыми разными сердечными убеждениями, что мы важны, что у нас есть миссия, которую мы должны выполнить. («Бог наделил меня миссией», как у «Братьев Блюз»: «У меня миссия от Бога».) Мы все в это верим, все это должно уйти. Мы должны развить огромное смирение. Мы должны смотреть на бездомного на улице, как на Бога. Мы должны смотреть на самую ужасную ситуацию, которую мы может только представить, и смотреть на нее, как на Бога и со всем смирением становиться спокойными, тихими, полностью сдавшись, совсем. Тогда вы становитесь свободными, и больше не находитесь под действием кармы, а до этого вы связаны ее законами.
УЭ: Чтобы полностью прояснить то, о чем вы говорите, какая связь между миром, который мы воспринимаем, нашими телами, умами и так далее и Я ЕСТЬ, Сознанием?
Р: Мир, который мы воспринимаем, от эго. Сознание и Я ЕСТЬ – это синонимы. Сознание и Я ЕСТЬ – это когда эго полностью трансмутируется и трансцендируется. То, что остается, это Я ЕСТЬ, Сознание. Это одно и то же. «Я - Сознание» означает, что вы - пустота. Вы - нирвана. Все в этой вселенной появилось из вас. Вы больше не являетесь миром, вы больше не являетесь эго, вы расширились, и ваша истинная природа становится Сознанием без слов. На самом деле, вы не думаете, что Я - Сознание, или Я есть. Вы стали этим, и слов нет, которые можно использовать, чтобы это описать. Другие будут использовать эти слова, чтобы описывать вас, но для вас слов нет. Вы абсолютно свободны.
УЭ: Что вы имеете в виду, когда говорите, что мир совершенно иллюзорный, что даже иллюзия не существует? Вы имеете в виду, что в сравнении с вашей истинной природой он иллюзорный?
Р: В сравнении с вами, с вашей настоящей природой мир иллюзорный. Мир существует только потому, что существует ваш ум, но когда вы есть Сознание, мира нет. Это как сон. Во сне все происходит точно так же, но вы осознаете, что вы не сон. Вы есть Реальность, вы есть Сознание.
УР: Роберт, кто… Я знаю, что это возврат к тому вопросу, который продолжает всплывать, и возможно, я знаю, что вы ответите, но я снова спрошу. Кто является творцом эго, который все это сделал? Я имею в виду, если вы признаете, что есть эго, которое существует, и кажется, что мы все в этой комнате разделяем это в некоторой степени, может быть, это академично, но откуда это появилось и почему? Я думаю, что многие люди спрашивают…
Р: Я знаю.
УР: Почему? В первую очередь, зачем это?
Р: Да. Я признаю, что эго есть, только для вашей пользы. Эго никогда не существовало. Оно и сейчас не существует. И единственные слова, которые я могу использовать, чтобы дать вам понять, что это как вода в мираже. Когда вы видите воду в мираже, то говорите, что это вода, но когда вы подходите ближе, осматриваете ее, то воды, нет, это мираж. Точно так же, эго и мир кажутся реальными. Они кажутся реальными, потому что мы связаны иллюзией. Однако никто это не создавал. Эго никогда не создавали. Я признаю, что ограниченный ум никогда не сможет это понять.
Как ничего не создавалось, если я вижу все своими глазами? Это как гипноз, вас заставляют видеть что-то, что не существует. Почему? Нет почему, потому что ничего не существует. Если бы оно действительно существовало, тогда было бы «почему». Но поскольку оно не существует, нет никого, чтобы сказать, почему.
Чтобы лучше это понять, вы должны погрузиться глубоко внутрь себя, и обнаружить, что «вы» никогда не существовали, и не существуете сейчас. Не пытайтесь это анализировать, вы ни к чему не придете, вы сойдете с ума. Таков мой опыт. Но, конечно же, не верьте мне, почему вы должны верить? Но выполняйте практику. Вы должны работать над собой, пока не придет ответ на этот вопрос.
УЭ: Как то, что никогда не существовало, может практиковать?
Р: То, что никогда не существовало, не практикует. Но то, что верит, что оно существует, практикует. Пока вы верите, что что-то существует, вы должны практиковать, пока вы не обнаружите, что ничего не существует, и тогда не будет практики.
УР: Роберт, я получаю ясную картину этого, как только мы проходим через это, как бы зеркало иллюзии, тогда становится яснее, потому что я могу видеть, где мы не будем задавать вопросы, потому что теперь мы видим это совершенно по-новому, с другой перспективы. То есть мы больше не будем задавать вопрос, но те, кто находятся по другую сторону, они как бы пытаются освободиться из этого миража или представления о мираже. Я думаю, они все равно будут задавать этот вопрос снова и снова, и если они, как только поймут, тогда, возможно, больше не будут приходить на эти сатсанги, или же они будут идти дальше?
Р: Идти дальше, куда? (Смех)
УР: О, есть другой учитель, который говорит о следующем шаге, и нужно ходить туда.
(Ученики смеются и комментируют)
УБ: Роберт, Майя Баба, я читал Майя Бабу, и он сказал, что в самом начале Бог не осознавал свою божественность. И он сотворил всю вселенную, чтобы разделить Себя в творении и отдать Себя, а потом пройти через царство животных, растений, минералов, червей, человеческих существ, и потом осознать Себя как мистические вещи, как свет, звук и высшие планы, и только потом осознать, что он и есть тот возлюбленный, которого он искал, и тогда он осознает, что он Бог.
Р: Это истории для детей. (Смех)
УБ: Но в этом есть смысл.
Р: Конечно, в этом есть смысл. Для кого в этом есть смысл?
УБ: Для ума.
Р: Конечно
УБ: Есть смысл в том, что у этой чепухи есть причина, понимаете?
Р: Точно так же, как «Адам и Ева» имеют смысл для многих баптистов.
УБ: М-м.
Р: Должна быть история. Если не будет истории, никто не будет в изумлении. Люди будут совершать самоубийства. Если они обнаружат, что они никогда не существовали, что не было ни начала, ни конца… (Смех)
УР: Роберт, а вы иногда просто веселья ради выдумываете историю на вопрос «почему?»
Р: Есть много историй.
УР: Да, я знаю.
Р: Почитайте Упанишады, почитайте Старый Завет, везде есть истории. Были написаны целые тома историй. Упанишады вот такой толщины (показывает руками), наполнены самыми разными историями.
В то время как все, что вы должны сказать, это: «Я есть То». Кто такое будет читать?
УМ: Роберт, единственное, что я могу сказать, идея в следующем: «Какое это имеет значение?», это единственное, что приходит на ум: «Какое это имеет значение?»
Р: Верно.
УМ: Это только интеллект.
Р: Конечно, безусловно.
УМ: На самом деле, это неважно.
Р: Неважно.
УМ: Это достаточно просто. Это просто есть, сдайтесь легко. Самоисследование, потом сдача.
Р: Верно. Пока эти вещи по поводу сути скачут внутри вас, погружайтесь все глубже и глубже, пока не найдете ответ.
УТ: Почему самоубийство – это плохо, если оно не существует?
Р: Кто сказал, что самоубийство – это плохо?
УТ: Вы сказали, что поэтому у нас есть истории, рассказанные нам.
Р: О, наверное, я имел в виду, что мы бы смогли быть в более выгодном положении. Это не имеет значения, если вы совершаете самоубийство. Все равно, все это шутка. Поскольку, на самом деле, нет никого, кто бы совершал самоубийство. Если вы не существуете, как вы можете совершить самоубийство? Но если вы играете в игру, то можете совершить самоубийство, вы можете совершить харакири, вы можете стать подрывником Пентагона. (Смех)
УБ: Но если мы совершаем самоубийство, то лишаем себя возможности осознать свою божественность прямо сейчас?
Р: Не обязательно.
УБ: Потом нам приходится начинать все сначала, и мы можем стать червем, и нам нужно будет проходить через все царства природы…
УЭ: …или водителем автобуса?
УБ: Наверно, именно это я и совершил в своей прошлой жизни, и теперь мне приходится находиться здесь и мириться с такими типами, как вы. (Смех) В учениях, которые я читал, говорится, что самоубийство – это очень большой грех.
(Ученики шутят и смеются)
УБ: Это как убийство, верно. Мы убиваем тело, которое даже не является нами, это как убийство чьего-то тела.
Р: Это не как убийство, потому что вы причиняете это себе.
УБ: Да, но мы же не создавали себя, поэтому это как убить себя…
Р: Тогда кто создал вас?
УБ: Кто бы это ни был. Почему все духовные мастера говорят, что самоубийство – это ужасное преступление?
Р: Спросите у духовного мастера. (Смех)
УБ: Они действительно так говорят, Роберт, духовные люди, реализованные мастера…
Р: Люди говорят самые разные вещи. Они говорят так много вещей, что люди сходят с ума. Говорите поменьше. Думайте поменьше. Будьте собой и станьте свободными.
УЭ: Как ум порождает мир? Каков этот процесс?
Р: Ум, который, как кажется, существует, думает о себе. Когда он думает о себе, формируется тело. Когда тело сформировано, оно расширяется в мир и вселенную, Бога и все остальное. Итак, ум начал творить все, что вы видите. Если вы хотите поменять положение, вы не будете рубить деревья и делать этот мир лучшим местом для жизни, вы избавитесь от своего ума, который все сотворил.
Когда ваш ум уходит, ум, кстати, это еще одно название эго, когда ум уходит, все исчезает вместе с ним, потому что ум – это также личное «я», и все привязывается к личному «я». Ум, «я» и эго уходят, потом есть только Истинное Я. Поэтому ум виновен в существовании мира.
УЭ: Как ум создается и поддерживается?
Р: Этого нет. Ничего не создается, поэтому ничего его не поддерживает.
УЭ: Кто его наблюдает?
Р: Никто.
УЭ: Тогда какая связь между Сознанием и умом?
Р: Нет связи. (Смех) То, что мы называем Сознанием, содержит Себя в Себе, что означает, что оно вездесущее. Это единственное, что существует. Поэтому в чистом Сознании не может быть ничего другого. Не может быть ума, или эго, или «я», потому что нет места, нет пространство, чтобы это было.
УЭ: То есть, он не находится ни внутри, ни снаружи Сознания?
Р: Верно.
УЭ: У этого нет ни существования, ни ценности, ни поддержки?
Р: Нет места, чтобы это было. Поэтому мы называем это пустотностью. Пустота. Нирвана. Больше ничего нет. Итак, ум, «я»-мысль, личное сознание – все это иллюзии.
УТ: Это, похоже, постоянный вопрос, но если у меня нет ума, смогу ли я подсчитывать баланс своей чековой книжки?
Р: Конечно.
УТ: Какая часть меня это делает?
Р: Истинное Я.
Ваш – ум это собрание мыслей, вот и все, что есть ваш ум. Поэтому подсчет баланса вашей чековой книжки – это память вашего ума. Поэтому вы знаете, как это делать. Однако ваше тело пришло на эту землю с определенной целью, такова история, и ваше тело будет делать то, для чего оно сюда пришло, но это не имеет совершенно никакого отношения к вам. Другими словами, баланс вашей чековой книжки будет посчитываться, есть у вас ум или нет, потому что что-то внутри вас заставит это произойти.
Но если вы отождествляетесь со своим умом, тогда вас будет затрагивать ваш баланс в чековой книжке, и вы будете счастливы, когда ваш баланс большой, и несчастны, когда у вас ничего нет. Но когда вы работаете вне вашего ума, тогда вы становитесь наблюдателем, не реагируете, и становитесь свободными.
УР: Роберт, как вы думаете, что имеют в виду учителя, когда говорят о других локах, это все может быть сказками, например, когда мы переходим из этого состояния, то попадаем в другую локу, и дальше, и дальше…
Р: Это часть истории существования. О локах, кундалини, чакрах – все они в вашем уме. Все они появляются из вашего ума. Сами по себе они не имеют ценности. Вы должны думать о них, не так ли? Это показывает, что они в вашем уме. Когда вы свободны, у вас нет мыслей об этих вещах. Но пока вы верите, что вы существуете как личность, тогда, когда вы умрете, то можете перейти в эту локу, вы можете перейти в Кришна-локу, в Шива-локу и в другие разные локи, и так вы будете «локаться» еще тысячу лет.
УГ: Придется «локаться» тысячу лет. (Смех)
Р: Вперед в локу! (Смех)