Как развивать сострадание и смирение
Транскрипт 59
5 мая 1991 года
Роберт: Добрый день. Я приветствую вас от всего сердца. Я вижу здесь пару новых лиц. Если вы пришли, чтобы услышать речь или лекцию, забудьте об этом. Я не читаю лекции, и не выступаю с речами. Я говорю бессмыслицу, без смысла. Это не имеет никакого отношения к вашим органам чувств, поэтому это бессмыслица.
Например. Я говорю вам, что ваша истинная природа – это абсолютная Реальность. Вы есть чистое Осознавание. Вы есть сат-чит-ананда. Вы есть конечное Единство.
Есть ли в этом смысл для кого-то из вас? Это бессмыслица, потому что вы отождествляетесь с феноменом тело-ум, и считаете, что ваши переживания – это вы. Вы проживаете свои опыты, ваши мысли о теле, мире, уме. Вы все время думаете, думаете, думаете, что вас обидели, что вас оклеветали, что что-то не так. Вы смотрите по телевизору новости, слушаете радио и отождествляетесь со всеми неприятностями мира, а потом чувствуете себя не в своей тарелке. Это бессмысленно, ничего из этого не существует. Существует только абсолютная Реальность, и вы есть То.
Итак, настройтесь, достаньте свои листы с песнями. Мы споем «Радость Богу».
(поется песня)
И снова я приветствую вас от всего сердца. Добрый день. Позвольте мне повториться, по ходу беседы вы услышите, что я говорю бессмыслицу.
Для привязанного к чувствам человека во мне нет никакого смысла. Большинство людей связаны своими органами чувств. Они могут понять только то, что читают в газетах, смотрят по телевизору. Когда я пытаюсь выразить истину, что вы не тело, что вы не ум, вы смотрите на меня, будто я сумасшедший. Конечно, я сумасшедший, поэтому вы можете смотреть на меня так, как вам нравится.
Но у меня есть это переживание, что тела нет, ума нет, вселенной нет, Бога нет, личности нет, переживания нет, есть только Сознание. И вы есть То. Не тот вы, который думает, что он - эго, а настоящий ВЫ. Настоящий ВЫ – это Божественность, абсолютная Реальность, нирвана, тотальная пустота. Это настоящий ВЫ. Когда у вас происходит проблеск того, чем вы являетесь на самом деле, вы испытываете беспримесное счастье, абсолютную радость, блаженство. Тогда вы начинаете смотреть на ваших собратьев, на мир и вселенную как на себя.
Если вы хотите поменять мир, сделать его лучшим местом для жизни, уничтожить жестокость человека друг к другу, познайте себя. Поскольку ваше Истинное Я - все-пронизывающее, вездесущее. Когда вы познаете свое Истинное Я, то перестаете быть ранимыми, и весь мир становится вами.
Когда вы принимаете облик покоя, воплощения покоя в реализации, то же делает вся вселенная, хотя кажется, что в мире происходит что-то другое. Но это только видимость, как вода в мираже. Как небо голубое, как змея в веревке. Все это видимость.
Точно так же, ваше тело, ваши переживания, ваши мысли – это видимость, это не вы. Вы свободны от всего этого, возрадуйтесь. Вы гораздо чудеснее, чем можете себе представить. Для вас не существует ни рождения, ни смерти. Для вас нет основы в «реальности», как вы это называете. Под «реальностью» я подразумеваю переживания в вашем теле, это ваша реальность в кавычках. Эта «реальность» не имеет основания. Нет эго, которое поддерживает ее. Ваш период с рождения до смерти даже не существует. Кажется, что он существует, но это видимость, которая втягивает вас в проблемы.
По утрам я всегда гуляю в парке. Сегодня утром я встретил одну интересную леди, с которой общался много раз. Она преданная Нисаргадатты Махараджа. У нас был очень разъясняющий разговор, которым я бы хотел поделиться с вами. Она задала мне три основных вопроса.
Первый вопрос был такой: «Роберт, на сегодня я медитирую уже 25 лет. Последние 10 лет в соответствии с учением Нисаргадатты, и я считаю, что я самореализованная». Обычно я говорю: «Это здорово». И она продолжила объяснять, что есть вопрос, который она хочет задать: «У меня пошаливает сердце, и мой доктор говорит, что, возможно, через несколько лет мне понадобится трансплантат. Может ли самореализованный человек, как я, молиться Богу, чтобы он принес облегчение сердечных нарушений?»
Пару минут я ничего не говорил, а затем спросил: «Что вы подразумеваете под Богом? Если Бог где-то вовне вас, если Бог где-то на небе, если есть двое, вы и Бог, тогда я могу увидеть, что вы молитесь Богу. Но вы сказали, что вы - самореализованная. Самореализованное существо пронизывает все. Нет места для Бога и вас. Не может быть двойственности, если вы заявляете, что вы самореализованная, с другой стороны, если бы вы были действительно освобожденной, никого бы не осталось, чтобы говорить. Вы бы не смогли задать мне такой вопрос, или это было бы ненужным, спрашивать у меня, могу ли я, самореализованная, молиться Богу. Нет никого, чтобы быть самореализованным. Даже слова такого нет. Нет такого существа как самореализованное существо.
Очевидно, что вы говорите о том, чтобы пребывать в своем естественном состоянии. Пребывать в своем естественном состоянии, значит быть всеприсутствующим. Тогда вы не озабочены своим телом. Может казаться, что у вас плохо с сердцем, но кому это кажется? Не вашему освобожденному Я. Это ваше эго, ваше личное «я» считает, что у него плохо с сердцем. И вы отождествляетесь с этим. Как вы можете тогда говорить, что вы освобождены? Если бы вы были освобожденным, то не были бы озабочены своим телом. Никого бы не осталось, чтобы молиться какому-то Богу. Ваше тело проходит через карму, которую оно пришло сюда прожить. Но ваше тело даже не существует. Не говоря о том, чтобы иметь сердечный приступ. Почему вы беспокоитесь о вашем теле, почему вы озабочены им? Должно быть, вы верите, что вы - ваше тело.
Это похоже на следующее, представьте, что у вас есть школьная доска, и на ней вы рисуете даму, у которой сердечный приступ, или даму, у которой проблемы с сердцем, оказывает ли это влияние на доску? Умирает ли доска? Идет ли доска в больницу? Получает ли доска сердечный трансплантат? Картина на доске только описывает это. Потом я могу стереть эту картину и нарисовать картину со здоровым сердцем здоровой женщины. Влияет ли это на доску? Доска все время одинаковая, неважно, что вы на ней рисуете. Точно так же с Реальностью. Точно так же с чистым Осознаванием. Чистое Осознавание – это ваша истинная природа. Сознание – это то, что вы есть. Ваше, так называемое, тело с больным сердцем – это наложение на Сознание. Иначе говоря, вы не имеете никакого отношения к вашему телу, оно само о себе позаботится.
Эта дама минуты три молчала. Потом она сказала: «Роберт, это очевидно, что я не джняни. Должно быть, я бхакта. Если я бхакта, могу ли я молиться Богу, чтобы он облегчил мне симптомы?» И я сказал: «Скажите мне, как вы молитесь?» И она сказала, что я молюсь как-то так: «О Бог, будь добр, освободи меня от ноши, которую я несу. Будь добр, исцели меня от этого груза проблемы с сердцем. И пока Ты будешь этим заниматься, у меня также есть финансовые проблемы, так что, если можешь, исправь их для меня». (ученики смеются) И снова пару минут я ничего не говорил. Потом я сказал: «Моя дорогая, вы и не бхакта. (ученики смеются) Бхакта означает абсолютную преданность. Если бы вы были бхактой, то предались бы своему Богу целиком и полностью. Ваши слова, ваши мысли – это слова и мысли Бога. Это сделало бы вас всегда счастливой. Вы бы даже не думали о своих проблемах с сердцем, поскольку это дело Бога, а не ваше».
Потом она меня спросила: «Если я - бхакта, как правильно молиться?» и я ответил: «Первое утверждение, которое вы сказали, это оно и есть – «О Бог». Больше нечего говорить. «О Бог» говорит обо всем. Разве Бог не является всепронизывающим, всезнающими, всемогущим и вездесущим? Разве вы не догадываетесь, что Бог знает о ваших проблемах? Вам не нужно объяснять их Богу. Вы просто должны сказать: «Бог», и этого достаточно. Поскольку вездесущий Бог знает, как о вас позаботиться. Знает, как присмотреть за вами своим неповторимым способом. Если вы бхакта, все эти вещи вас не касаются. Вы просто отдаете все это Богу, и вы свободны. Вам нечего делать. Вам скажут, что делать. Все придет через вас, когда ваш ум спокоен, и вы не озабочены. В конце концов, все в порядке, и все разворачивается так, как должно. Когда вы говорите о проблемах с сердцем, своих финансах и чем-то еще, это все равно, что смотреть в замочную скважину и видеть только часть картины. Если бы вы открыли дверь и увидели начало и конец, вы бы порадовались. А вы видите только ту часть, где у вас плохо с сердцем. Уберите это из вашей головы.
И она воскликнула: «Вы имеете в виду, что я не должна принимать лекарства, и я не должна ходить к своему доктору?» Я сказал: «Наоборот, делайте все, что не можете не делать, но не будьте озабочены. Постарайтесь понять, что вы - не деятель. Вы - не деятель. Делайте упражнения, принимайте свои лекарства, хорошо питайтесь, делайте все, что должны делать, но держите эти вещи в своем уме. Пускай ваш ум будет сосредоточен на Боге.
Она спросила: «Как мне это сделать?» Я ответил: «Говорите про себя вместе со своим дыханием: «Я Есть». На вдохе говорите «Я», на выдохе – «Есть». Это призывает имя Бога. Это выполнение джапы. Повторение имени Бога снова и снова. Вместо того, чтобы думать о своих проблемах, вместо того, чтобы быть озабоченной о своем сердце, отдайте все это Богу. Призывайте его имя Я-ЕСТЬ, и вы будете свободны».
Третий вопрос, который она задала: «Роберт, то, что вы сказали, приносит мне новое откровение, но я должна спросить у вас следующее. 25 лет я была на духовном пути, и, как я вам уже говорила, последние 10 лет я провела, некоторые из них, в Индии, с Нисаргадаттой Махарджем. И такое впечатление, что все равно, я ни к чему не пришла. Кажется, я не совершаю прогресс. Что я еще должна сделать, чтобы пробудиться? Я думала, что делаю все, что должна делать. Но, по-видимому, нет. Пожалуйста, могли бы вы раскрыть мне или рассказать, какую еще садхану я должна практиковать, чтобы пробудиться в этой жизни?»
Оставшееся время мы проведем, раскрывая это.
Начнем с того, что обычно я не рекомендую книги. По сути, как большинство из вас знает, я вообще говорю вам их не читать. Но неделю назад Джефф дал мне эту книгу. Автор Дэвид Гарденер, название «Нет ума, я есть Истинное Я». Это книга о жизни Шри Лакшманы и одной из его преданных. Вначале я не узнал его, но потом посмотрел на фотографию, как я делаю обычно. В молодости он был в ашраме Раманы тогда, когда я и там был, мне было 18 лет. В то время его звали по-другому, я помню его. У него был очень скверный характер, я помню, что ему всегда хотелось пойти и повидаться с Раманой, когда он отдыхал. Помощники Раманы не разрешали ему пройти. У них всегда происходили горячие споры. Они говорили по-тамильски, поэтому я не понимал, о чем они говорят. Но пару раз охранники или помощники в буквальном смысле брали его за шкирки и выставляли. А теперь он - самореализованный человек. Это очень интересно, я бы порекомендовал вам купить эту книгу. Возможно, она есть в «Боддхи-три», прочитайте ее. Она ответит на все ваши вопросы.
Чтобы ответить на вопрос этой дамы или его часть. Я только что просмотрел книгу, сам я ее еще не читал, и наткнулся на этот параграф. Мэри, вы не против это прочитать?
УМ: Конечно.
Р: Всего 2 абзаца отсюда досюда. Послушайте это очень внимательно.
(Мэри начинает читать, и ее перебивают) Блаженство…
Р: Извините меня. Это его преданная, девушка, которую он удочерил, когда она была подростком. Она была с ним 4 года и стала самореализованной. Вот что она говорит. Мэри…
(Мэри читает)
«Блаженство все время течет из Свами, но то, сколько его получаешь, зависит от зрелости ученика. Чем больше человек свободен от мысли, тем больше он получает эту силу. Каждый преданный получает милость пропорционально его вере. При получении милости гуру важна преданность в прошлых жизнях. И в текущей жизни человек должен постоянно заниматься духовными практиками. Бог – это не каменное изваяние. Он находится внутри каждого сердца. Хотя, в начале для медитации принимается его форма. Реализовать истинное Я по милости гуру легко. Он, реализовавший Истинное Я, и чье «я» мертво, он, сияющий как Истинное Я, и есть Бог. Он - единственный живой гуру. Выбирайте только одного гуру. Гуру должен быть умиротворенным и держать под контролем свои чувства и ум. Гуру очень важен, и он должен притягивать, как магнит. У меня получилось выбрать подходящего гуру».
Р: Спасибо.
УМ: Спасибо вам, Роберт.
Р: Многим людям на Западе рассказали, что им не нужен никакой учитель. Многие из нас читали Кришнамурти, который отрицал духовных мастеров. Почему он это делает. Когда он был теософом, за него взялись Анни Безант и Ледбитер, тогда ему было примерно 18 лет. У него было с ними несколько очень неприятных переживаний. Об этом нигде не писали. Из-за того, что несли Ледбитер и Анни Безант, он разочаровался во всех ведущих мудрецах. Однако до того, как ему исполнилось 18 лет, у него у самого было много мастеров. Только в более поздние годы он стал отрицать всех своих учителей.
Интересно отметить то, что практически все ученики Кришнамурти – интеллектуалы. Я должен сказать, что из них ни один не пробудился. Я люблю Кришнамурти, он был великим духовным философом, но здесь мы говорим о пробуждении. Мы не говорим о запоминании писаний, философии, интеллектуальном знании множества текстов по адвайте-веданте. Мы говорим о пробуждении, освобождении, мокше. Истина в том, что сами вы можете зайти только до определенного момента, а затем будете зависеть или от гуру внутри себя, или от гуру снаружи. Не будьте сбиты с пути. На Земле очень мало людей, которые пробудились самостоятельно. Я бы сказал, что половина одного процента из сотни миллиардов людей пробудилась сама. Большинство из нас нуждается в живом присутствии гуру, чью милость мы можем впитывать с тем, чтобы стать абсолютно свободными. Поэтому все великие мудрецы учили, что Бог, Гуру и Истинное Я – это одно. Разницы нет.
Поэтому я так часто вам говорю, чтобы вы не приходили сюда, чтобы послушать, что я говорю. Одни слова не помогут. Как та дама в парке, она слушала слова, и может повторять все эти слова вдоль и поперек. Однако, ей уже около 68 лет, и она заявляет, что не прогрессирует. Жаль, что у нее нет учителя, на которого можно положиться. Учитель мог бы рассказать ей, насколько она прогрессирует, поскольку вы не можете знать это сами. Это практически невозможно узнать самому, насколько вы совершаете прогресс на пути. Поскольку вы имеете дело со своим эго, и эго будет вас обманывать. Оно будет заставлять вас верить в самые разные вещи.
И еще раз она задала мне такой вопрос: «Что еще я должна сделать, чтобы пробудиться?» Я ей объяснил: «Вы должны быть собой. Вы должны развивать смирение, это первое». Я сказал ей, что исходя из ее разговора со мной, я могу видеть, что у нее очень много высокомерия и неприязни. Она начала рассказывать о своей жизни, как ее обижали родители и так далее. И я объяснил ей, что все это хорошо и замечательно, что есть миллионы таких людей, как она. Но наступает такое время, когда нужно перерасти это и отпустить агрессивность, высокомерие. Вы должны развивать мягкость, смирение. Вы должны начать верить другим, хотя некоторые вас обидели, это не имеет значения.
Как я говорил раньше, если вы не забываете о своей божественной природе, если вы удерживаете свой ум на Боге, то не сможете быть ранимым. Кто-то может вас оскорблять, обманывать, причинять вам разные вещи. Но что они могут сделать вам в действительности? Кого обидели? Вас обидели? Если вы верите, что вы - ваше эго, тогда - вас, потому что ваше эго всегда обижается. Оно всегда хочет отомстить. Оно всегда хочет свести счеты. И эго хранит в своем уме, в подсознании очень-очень много ужасных вещей, через которые оно прошло в прошлых жизнях и в этой. Это вещи, которые вы забыли, но каждый раз, когда вы действуете, то вызываете это.
Итак, я сказал ей: «Вы должны молиться Богу: «Бог – Ты всезнающий, всемогущий, вездесущий. Ты знаешь, что мне нужно. Я предаю себя Тебе: тело, ум и душу. У меня нет желаний, у меня нет потребностей, стремлений, делай со мной, как тебе угодно». И именно это вы должны делать. Вы должны быть без желаний, даже без желания самореализации. Забудьте о пробуждении. Забудьте о мокше, освобождении.
Посмотрите на себя. Вы существуете, не так ли? Почему бы вам не поискать, кто существует? Задайте себе вопрос: «Кто существует?» И к вам придет ответ: «Я существую». Все, что вам нужно сделать, это найти источник «я». Обнаружьте источник «я», отслеживая «я»-нить до Сердца, которое находится с правой стороны груди. Забудьте о чакрах, забудьте обо всех этих годах. Бог любит простых людей. Ничего не нужно знать, отбросьте все ваши интеллектуальные знания».
Мы были в парке, и я сказал ей: «Посмотрите на дерево. Вы знаете, что такое это дерево?» Она сказала: «Да, это дерево». Я сказал: «Нет, «дерево» - это название, которое мы ему дали. Мы называем это деревом. Мы бы могли называть это «собака», или «кот», или «капуста», или «суп», но мы дали этому название «дерево». Поэтому мы считаем, что знаем, что такое дерево. Но если вы поразмышляете над этим, то окажется, что вы совершенно ничего не знаете о дереве. Кроме того, что оно видится так же, как и ваше тело. Откуда оно появилось? Как оно возникло? Кто появился первым, семя или дерево? Почему есть дерево? Никто не может этого объяснить, и это относится ко всем объектам». Начните свою духовную садхану с осознания: «Я вообще ничего не знаю».
Например, возьмите собаку. Почему это собака? Откуда она появилась? Почему она здесь? Мы называем это «собака», но, с другой стороны, мы бы могли называть это «суп», или «капуста», или «шоколад». Мы говорим: «Я знаю, что такое собака, собака – это собака». Но погрузитесь в это глубже. Что такое собака? Как она возникла? Откуда появилась собака? Вы не знаете, не так ли? И сделайте то же самое с каждый объектом, которые вы видите. Вот как вы можете развивать свое смирение. Первое, что вы должны сделать, это развить смирение, и вы должны работать над собой в этом направлении. Осознавать, что вы ничто. У вас есть научная степень по философии, однако, вы ничего не знаете, не так ли? Вы знаете только слова, вы можете поставить в тупик словами кого угодно. Что вам это давало все это время?» И она призналась: «Несчастье, страдание».
Тогда вы должны начать понимать, что вы не знаете, что есть что. Следующее качество, которое вы должны развивать, это сострадание. Вы должны постараться понять следующее: «Все в порядке, и все разворачивается так, как должно». Вы должны простить своих врагов, тех, кто обидел вас. Вы должны простить таких людей, как Наполеон, Гитлер, Саддам Хуссейн, и всех остальных в этом мире. Не потому что вам все равно, что они причинили людям, а потому что вы не понимаете, что происходит. Если вы не понимаете, что происходит, как вы можете судить? Не забывайте, что те картины, которые они изображают, это как смотреть через замочную скважину. Вы не знаете всю картину. Вы видите часть картины и судите по этому. Не пытайтесь это выяснить. Не пытайтесь это анализировать. Просто простите, отпустите.
Когда вы развиваете эти качества, в вас будет появляться тонкая энергия. Вы сможете испытывать высшие состояния сознания. Тогда вы сможете понять, о чем я говорю: «Я не тело. Я не ум. Я не деятель. Я есть конечное Единство, я есть Сознание, я есть абсолютная Реальность, Парабрахман, Я-ЕСТЬ». И вы будете свободными.
По сути, этото, как вы начинаете, вы практикуете Само-исследование. В то же время вы развиваете смирение и сострадание. Вы развиваете преданность, и размышляете об этом в течение всего дня. Я спросил у этой дамы: «Вы думали об этих вещах в течение всего дня?» И она сказала: «Нет, я забывала». «Как часто вы думаете об этих вещах, которые мы обсуждаем?» Она сказала: «Только, когда я медитирую». «Когда вы медитируете?» «Двадцать минут утром» «А где ваш ум в течение остального дня?» «В мирских вещах».
«Если ваш ум в мирских вещах, как вы можете ожидать, что вы пробудитесь? Как вверху, так и внизу, как внутри, так и снаружи, вы находитесь именно там, где вы должны находиться. Вы в том положении, в котором должны находиться, исходя из той работы, которую проводите с собой. Вы не относились к этому серьезно. Если вы хотите пробудиться, это должна быть работа 24 часа в сутки. Даже когда вы спите, когда вам снятся сны. Вы должны быть бдительными и свидетельствовать ваш сон. Быть свидетелем ваших снов. Конечно, быть свидетелем вашего состояния бодрствования. Если вы научитесь делать это, что-то произойдет. Вас или притянет к тому учителю, который вам нужен, или же учитель внутри вас будет толкать вас дальше, и вы пробудитесь. Но я могу вас заверить, что если вы просто будете практиковать то, чем я с вами поделился, то увидите выдающиеся результаты. Теперь идите домой и займитесь этим».
Вопросы?
УД: У меня есть вопрос. Я никогда не понимала наставление отслеживать «я»-мысль до духовного Сердца. Похоже, что это значит, не быть привязанным к телу какое-то психическое, умственное количество времени. О каком процессе вы говорите?
Р: Когда вы отслеживаете «я»-мысль, то пребываете в «я». Что вы делаете, вы задаете себе вопрос: «Кто я?» И вы представляете «я» внутри себя. Вы видите, как «я» идет в духовное Сердце. Вы смотрите на него. Говоря «Кто я?» снова и снова вы пребываете в «я».
УД: Эту часть я понимаю, но я не понимаю духовное Сердце в учении, которое учит, что сердце нереально?
Р: Духовное Сердце – это обитель Бога. То, где находится Бог, или Сознание, или абсолютная Реальность, с правой стороны груди. Это метафора. На самом деле, это не существует. Но поскольку мы на пути, нам нужно какое-то место, куда может направляться «я», чтобы дать вам понять, что есть высшая сила, которая преобладает, когда исчезает «я». Итак, вы можете, закрыв глаза, думать о том, как «я» направляется из мозга вниз к сердечному центру. Вы можете представлять сердечный центр, как шар белого, сияющего света, в тысячу раз ярче, чем солнце. Или вы можете представлять своего любимого учителя в вашем сердечном центре. Будь это Будда, Иисус, Моисей, или Рамана Махарши, кто вам нравится. Представьте этого учителя в центре своего сердца, в свете, и смотрите, как ваше «я» поглощается этим божеством.
УД: Вы имеете в виду, свое «я», свою личность?
Р: Вашу личность. Как будто вы ныряете с борта, и вы спускаетесь вниз. Итак, «я» спускается вниз из мозга, который верит, что он - «я», вниз, к сердцу, и поглощается. И когда «я» поглощается, ваше Истинное Я сияет во всей своей красоте и великолепии.
Вы можете представлять «я», как вам нравится. Вы можете представлять «я», личность, которая опускается вниз, или вы можете повторять «Кто я?», или вы можете просто чувствовать, что что-то происходит. Мое эго, мой ум поглощаются Реальностью, и ощущать присутствие. Если вы будете практиковать это, оно наступит само по себе. Оно произойдет само по себе, и будет становиться все легче и легче. Но некоторые люди, когда начинают, делают это 5 секунд, потом в следующий раз делают это в следующем месяце, и это становится все сложнее и сложнее. Поэтому вы должны практиковать.
Не имеет значения, сколько времени на это потребуется. Забудьте о времени. Нет правильного и неправильного. Важно ваше отношение. Не используйте сухие слова, не думайте, что вы должны что-то делать определенным образом, чтобы оно сработало. Если у вас есть отношение смирения, сдачи, любви, сострадания, оно само о себе позаботится, и вы будете свободны мгновенно.
Пожалуйста, задавайте любые вопросы, которые вам нравятся, или какие-то утверждения, или бросьте в меня чем-нибудь.
УХ: Я считаю, что Кришнамурти – это самый здравый человек, которого я встречал в своей жизни.
Р: Я согласен с вами.
УХ: Я не думаю, что он только для интеллектуалов. Он сам сказал, что ваше тело слилось, и он понял, о чем он говорил.
Р: Кришнамурти был великим человеком, очень великим. У него была своя миссия, и он выполнил ее. Что я хотел сделать, так это прояснить, почему он презирает всех учителей и рассказывает всем, что им никто больше не нужен. Но я уважаю его всем своим сердцем.
Давайте споем пару песен.
(поются песни)
Р: Пожалуйста, делайте любые утверждения или вопросы, или что угодно, о чем вы хотите спросить. Мы все здесь одна счастливая семья, поэтому не бойтесь что-нибудь сказать.
УБ: Быть свободным от «я». Реализация – это быть свободным от «я», правильно?
Р: Это «я» удерживает вас связанными, поэтому, когда «я» полностью уничтожается, тогда вы становитесь всепронизывающими, и вы пробуждаетесь полностью. И «я» должно быть уничтожено.
УБ: То есть, эта свобода не для «я», это свобода от «я», верно?
Р: Вы можете смотреть на это двумя путями: «я» может стать Я, которое означаете то же, что и абсолютная Реальность, то что и Сознание. Вы можете называть это так же Я, это большое Я. Но мы говорим здесь о «я»-эго, маленьком «я». Это то, что доставляет вам проблемы. Оно должно быть полностью уничтожено.
УР: Роберт, я чувствую, что каждый день выхожу на игровую площадку, где нет ничего, кроме многих «я». Это очень расстраивает, я иногда злюсь на себя, потому что, чтобы играть в этом мире, единственном, что я знаю, нужно притворяться, что он реальный.
Р: Не совсем. Видите, это испытание, через которое вы проходите. Что вы должны сделать, так это задать себе вопрос: «К кому это приходит?» Другими словами: «Кто проходит через все это?» Вы должны работать над собой, а не притворяться на благо других.
УР: Да, но такое ощущение, что если я действительно это приму, то упаду в бездну, которая кажется пустой и чужой, и не оправдывающей усилий в данный момент. Если я имею дело с игровой площадкой всех «я». Это так, будто бы я лишний мяч в мире этой игры.
Р: Это ваше эго играется с вами в фокусы. Именно здесь вы должны исследовать: «Кто это чувствует? Для кого это появляется?»
УД: Можно ли сказать: «Кто притворяется, что играет в игру?»
Р: Если это вам помогает.
УД: Чтобы поменять?
Р: Конечно, если это помогает. Но вся идея в том, чтобы осознать, что всему виной - «я». И отслеживать «я» до сердечного центра, где оно сливается с бесконечной Реальностью, и вы становитесь освобожденными.
УР: Я думаю, что имею в виду следующее, что ни с того ни с сего, я, чтобы сделать это правильно, должен как бы ощущать себя словно листок, который носит туда-сюда без усилий?
Р: Нет, не должны. Это ваши рассуждения. Это то, как вы это видите. Но вы не должны делать все эти вещи. Смотрите. Вы придумываете все эти истории о себе. Не делайте этого, оставьте все это в покое. Просто отслеживайте «я». Не приходите к каким-то заключениям. Не говорите, что должно произойти, и что не должно произойти. Оставьте мир в покое и отслеживайте «я». И о вас позаботятся. Все получится.
УБ: Роберт, Боб говорит, что кажется, что это не оправдывает затраченных усилий. Разве это не ум чувствует, что это не стоит затраченных усилий? Кто это чувствует?
Р: Эго.
УБ: Эго чувствует, что это не оправдывает затраченных усилий, потому что это направлено на то, чтобы избежать эго. Это как другая территория. Поэтому эго хочет только веселья и развлечений. Поэтому для него это не стоит затраченных усилий.
Р: Конечно, это неблагодарное дело, эго, «я» - то же самое, всегда будет выделывать с вами фокусы. Оно будет заставлять вас верить в разные вещи. Оно будет вызывать разные вещи. Она заставить вас жалеть себя. Оно заставит вас ненавидеть других людей. Оно сделает вас совершенно разочарованными. Все это делает эго. Поэтому имейте в виду, вы должны понимать, что происходит. И всегда возвращайтесь к этому вопросу: «С кем это происходит? Кто проходит через это? Кто себя так чувствует?» И вы скажете: «Я. Что является источником «я»?» или «Кто я?» И потом вы отслеживаете «я» до Сердца. Где оно в конце концов исчезает. Одно и то же для всего.
УБ: Я могу себе сказать: «Ладно, эго будь без вознаграждения до бесконечности. Будь без вознаграждения по максимуму. Максимально возможно?» И просто сдаться тому, что это неблагодарное дело до бесконечности?
Р: Если вы хотите так сделать, хорошо. Но вместо того, чтобы думать об этом, лучше удерживайте свой ум в Боге. Удерживайте свой ум на «я». Спросите: «К кому это приходит?» Так легче.
УБ: Но наступает такой момент, когда нет никакого ума, чтобы… знаете, когда ты в пустоте, когда ты в тишине?
Р: Оно само собой уладится. Не переживайте за тишину. Если вы будете выполнять практику, все случится в свое время. Вы задаете вопросы так, будто вы знаете. Будто бы ваше эго собирается стать тем и сем. Но это вы так говорите. Забудьте обо всем. Просто выполняйте работу, а там уж как выйдет. Все получится.
Даже во всех писаниях говорится: «Если вы удерживаете свой ум на Боге, у вас все будет хорошо». Потому что вы входите в новое измерение. В этом измерении покой, гармония, радость, любовь, реализация. Если вы останетесь центрированными в этом измерении, то станете свободными. Поэтому не думайте об этих негативных моментах, концентрируйтесь на позитивных.
УБ: Быть центрированным в этом измерении, стабилизироваться или утвердиться в этом – это очень важно?
Р: Да.
УБ: Не просто прыгать туда-обратно, знаете?
Р: Чтобы получалось оставаться там.
УБ: Оставаться там.
Р: И когда что-либо к вам приходит. Все равно, что-нибудь приходит, задавать вопрос: «К кому это приходит?»
УХ: Зачем нам нужна истина?
Р: Чтобы поддерживать на пути.
УХ: Но мы должны, как вы сами сказали, выполнять работу. Делать это без оговорок. Разве вы об этом не говорили? Что у меня должна быть вера? Я должен верить, будто бы будет вмешательство.
Р: Для некоторых людей на начальных этапах требуется, чтобы у них была вера в то, что они делают, иначе, они не будут этим заниматься.
УХ: Я знаю, я это не отрицаю. Но вы сказали, чтобы больше верить. Я не понимаю, зачем больше веры?
Р: Для меня вера - как милость. Если у вас есть вера, у вас есть милость, тогда вам становится легче.
УХ: Для меня милость и вера не одно и то же…
Р: Для меня это совершенно одно и то же. Именно это я имею в виду, когда говорю «вера».
УХ: Но милость просто есть?
Р: Для меня милость и доверие – это то же самое. Что означает, что вера просто есть, у вас есть вера, что есть, как есть. У вас есть доверие тому, что вы делаете, и это милость подталкивает вас изнутри.
УХ: Но разве вера – это не мысль, или это…
Р: Если вы об этом думаете, это мысль. Но вам нужна мысль, чтобы избавиться от мысли.
УХ: Да, есть небольшие сомнения…
Р: Избавьтесь от всего. Вы должны верить в то, что вы делаете. Чтобы вы смогли от этого избавиться. Точно так же, как вы используете свой ум, чтобы избавиться от ума, потому что это единственное оружие, которое у вас есть.
УХ: Быть естественным?
Р: Вы естественным образом чувствительным к тому, что ваш ум не существует. Но вы используете ум, чтобы осознать, что он не существует. И когда вы прослеживаете свой ум, или «я» до источника, ум исчезнет сам по себе. Но поначалу вы используете свой ум, вы используете веру. Вы используете то, что не можете не использовать, чтобы поднять себя и идти вперед.
УБ: Если бы у нас было 100%-ная вера, это было бы как 100%-ная сдача?
Р: Это была бы 100%-ная реализация.
УБ: 100%-ная реализация.
Р: Конечно.
УБ: Если бы у нас было 100%-ная вера, мы бы реализовались прямо сейчас, мы бы целиком сдались этому…
Р: Да.
УБ: …тогда, возможно, что-то произошло бы.
Р: Конечно.
Видите ли, Джозефина, на самом деле, ничего этого не существует. Ничего, о чем я говорю, не существует. Но мы должны использовать слова, мы должны объяснять, что человеку нужно делать, чтобы получить слабое представление об истине в своем сердце. Это те слова, которые мы используем.
УХ: Мне нравится выражение: «Будь спокоен, и знай, что я есть Бог».
Р: Да, но сколько людей могут оставаться безмятежными. Это хорошо, конечно, это прекрасное выражение. Но как много человек могут его использовать? Мы должны использовать другие методы, чтобы прийти туда.
УЭ: Роберт, однажды вы упомянули, что у разных методов Само-исследования есть разные функции. Например, повторение мантры «Я-Есть» имеет отличную функцию, оно уменьшает майю, а вопрос «Кто я?» быстрее приводит к реализации? Я бы мог подытожить, что практика «Я-я» тоже имеет отличную функцию? Вы бы могли объяснить или раскрыть их?
Р: «Я-я» дает вам понять, что существует только Я. Я с заглавной буквы. Вы отслеживаете «я-я». Большое Я уничтожает маленькое «я», и тогда остается только Я, или Истинное Я. Когда вы говорите: «Я есть», то призываете великое Я-ЕСТЬ, саму Реальность, и мгновенно оказываетесь в этой Реальности. Не от чего избавляться. Вы остаетесь в Я-ЕСТЬ. Когда вы говорите «Кто я?», то избавляетесь от маленького «я», эго, мыслей, «я»-мысли. Осознавая, что все в этом мире привязывается к «я»-мысли. Вселенная, Бог, переживания, тело, ум – все это привязывается к «я». И говоря «Кто я?» все это уничтожается и сливается в себе же, а вы становитесь свободными.
То есть, вы используете тот метод, который вам нравится в данное время. Любой метод, который вызывает у вас одобрение, его вы и используете. Вы можете их менять, вам надоедает использовать один метод, и вы можете использовать другой. Но любым способом используйте какой-то метод, чтобы стать свободными.
УР: Роберт, этот мир свободы, это – я о том, что, конечно, я знаю, что это о том, чтобы медитировать и ощущать этот пузырь радости и единства, но я также знаю, что мир чувств дает мне другую степень удовольствия (будь это занятия чем-то креативным в искусстве или…) Это такое же удовольствие, как и ощущение этой тишины или покоя, которые приходят в тихой медитации. Возможно, это не подразумевает реализацию, но, я думаю, что этого я и боюсь, что в конце концов я унаследую всего лишь эту пустую бездну, это отделение от чувственных наград. Я не имею в виду чувственных в том смысле…
Р: Это так не работает. Я понимаю, о чем вы говорите.
УР: Хорошо.
Р: Это то, как вы это понимаете. Но давайте посмотрим на ваши удовольствия. Скажем, вам снится сон, и в этом сне вы великий король, и у вас есть дворец, и у вас есть богатство, у вас есть 5 жен, и разнообразные красивые браслеты, кольца и часы, сделанные из золота и серебра, и вы человек искусства, и вы наслаждаетесь собой. Но потом вы просыпаетесь, и это прошло.
Точно также с объектами чувств. Они как сон, и однажды вы проснетесь, даже если эти вещи были у вас всю жизнь, и то, что вы называете сейчас своей физической жизнью – это всего лишь доля секунды в вечности, раз - и это прошло. Это означает, что вы подчиняетесь закону кармы. Вам придется возвращаться назад снова и снова и проживать противоположность того, что вы пережили в той жизни. С тем, чтобы был баланс. Вы продолжаете играть в эти игры столетиями, пока не обратитесь к Реальности и не пробудитесь.
УР: Что является субстанцией – я имею в виду метафорически – снов тех, кто просветлен? Каковы удовольствия и радости просто преббывания в Я?
Р: Те, кто пробужден, все время испытывают необъяснимую радость и блаженство. Оно никогда не уходит. Это чувство - за пределами слов и мыслей.
УД: Роберт, я помню, что вы приводили пример, когда смотришь на закат, как красиво просто смотреть на него, но быть и знать, что ты закат, делает это гораздо более красивым.
УР: Ничто из этого, мы же все равно говорим в рамках того, что мы знаем, как материальное проявление.
Р: Да.
УР: Ничто из этого не является реальным на самом деле, но…
Р: Именно.
УР: Когда убираете проявленное, то остаетесь как бы – это даже не чувство, потому что оно ощущает…
Р: Нет, больше вы ничего не должны говорить, потому что вы исходите из своего собственного опыта. Это вы так это воображаете. А это не так. Когда вы являетесь сами собой, вы есть абсолютная Реальность. И это нечто вы должны пережить сами.
УР: А что делают монахи, когда им приходится покинуть ашрам?
Р: То же самое, что вы и я. Больше нечего делать. Они занимаются своими делами, как вы и я.
УР: Не появляется ли через какое-то время нечто вроде скуки? (смех)
Р: Нет. Видите, вы говорите об материальных переживаниях. Скука приходит к тем, кто не просветлен. Когда вы просветлены, такого слова не бывает. Вы есть причина, вы есть осн<