Значение патопсихологических исследований для вопросов общей психологии

Исследования в области патопсихологии имеют большое значение для многих общетеоретических вопросов психологии. Остановимся лишь на некоторых из них.

А. Один из них касается роли личностного компонента в структуре познавательной деятельности. Современная психология преодолела взгляд на психику как на совокупность «психических функций». Познавательные процессы — восприятие, память, мышление — стали рассматриваться как различные формы предметной или, как ее называют часто, «осмысленной» деятельности субъекта. В работах А.Н.Леонтьева показано, что всякая деятельность получает свою характеристику через мотивацию. Следовательно, роль мотивационного (личностного) фактора должна быть включена в характеристику строения всех наших психических процессов. П.Я.Гальперин, создавший теорию поэтапного формирования умственных действий, включает в качестве первого этапа — формирование мотива к решению задачи. Все эти положения советской психологии нашли свое выражение в общетеоретических установках. Однако, как мы говорили выше, их трудно экспериментально доказать, имея дело со сформировавшимися процессами. В генетическом плане это легче сделать (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец). В известном плане эта возможность представляется и при анализе различных форм нарушений психической деятельности.

Очень четко это было выявлено в исследовании патологии восприятия Е.Т.Ойзерман [77]. Было показано, как под влиянием различно мотивированной инструкции процесс восприятия выступал то в виде деятельности, то действия, то операции. Сам процесс выдвижения гипотез и само их содержание меняются под влиянием мотивации.

Еще более четко выступает мотивационный компонент в строении нарушенного мышления. Как было указано в главе V, такие расстройства мышления, как разноплановость, как тенденция к актуализации неупроченных в прошлом опыте свойств и связей, являются выражением изменения его мотивационного компонента. Экспериментально-психологические исследования выявили, что при разных нарушениях мотивационной сферы выступают различные формы нарушенного мышления (Б.В.Зейгарник, Талат Мансур Габриял). Иначе говоря, фактором, ответственным за многие проявления познавательной деятельности, является мотивационная смещенность больных. Этот факт имеет принципиальное значение: он доказывает, что все наши процессы являются по-разному оформленными видами деятельности, опосредованными, личностно-мотивированными.

Б. Вторым вопросом общетеоретического значения, для разрешения которого кажется целесообразным привлечение патологического материала, является вопрос о соотношении биологического и психологического в развитии человека, вопрос, который сейчас широко дискутируется на многих симпозиумах и конференциях. Нам кажется, что привлечение разных форм аномалии может оказаться полезным при разрешении этой проблемы. Остановимся на двух видах изменений психической деятельности, которые были приведены в главе VII. Приведенные данные показали, что, хотя биологические особенности болезни и психологические закономерности развития постоянно участвуют в формировании патологических симптомов, например патологических мотивов, потребностей, их роль при этом принципиально различна.

В основе формирования личности больного человека лежат психологические закономерности (механизмы), во многом сходные с закономерностями нормального психического развития. Однако болезненный процесс (алкогольная энцефалопатия, нарастающая инертность при эпилепсии и т.п.) создает особые, не имеющие аналога в нормальном развитии условия функционирования психологических механизмов, которые приводят к искаженному патологическому развитию личности.

Тем самым биологические особенности болезни не являются прямыми, непосредственными причинами нарушений психики. Они изменяют ход психических процессов, т.е. играют роль условий, в которых разворачивается собственно психологический процесс — процесс формирования аномальной личности. Этот вывод согласуется с общими положениями отечественной науки. А.Н.Леонтьев подчеркивает, что биологически унаследованные свойства составляют лишь одно (хотя и очень важное) из условий формирования психических функций. Основное условие их формирования — это овладение миром предметов и явлений, созданных человечеством. Те же два условия действуют и в патологическом развитии, но их отношение значительно изменяется. Как подчеркивал С.Л.Рубинштейн, внешние причины преломляются через внутренние условия. Однако если при нормальном развитии внешние причины (социальные воздействия в широком смысле слова) приводят к адекватному отражению действительности, то болезнь создает особые условия протекания психических процессов, которые, напротив, приводят к искаженному отражению действительности и отсюда к формированию и закреплению искаженного отношения к миру, к появлению патологических черт личности.

При некоторых заболеваниях все менее действенными становятся потребности, мотивы, требующие для своего удовлетворения сложной организованной деятельности, определяющими становятся те потребности, которые могут удовлетворяться малоопосредованными действиями, строение которых приближает их к влечениям (при алкоголе, наркомании). В других случаях на первый план выступали изменения тех свойств психической деятельности, которые обеспечивают регуляцию поведения, целенаправленности (больные с повреждениями лобных долей мозга). Как мы видели, исследование самооценки, уровня притязаний этих больных позволило выявить, что изменения намерений и потребностей приводило к ослаблению цели действий и что критическая оценка результатов собственных поступков нарушалась (Б.В.Зейгарник, И.И.Кожуховская).

Из вышесказанного следует, что механизмы и мотивы человеческой деятельности следует изучать через анализ патологически измененной психики. Наоборот, патопсихологические исследования показывают, что деятельность здорового человека отличается от больного. Прямой перенос личности больных на типологию здорового человека неправомерен.

Этот тезис важен не только при разрешении теоретических вопросов, но и при построении экспериментальных психологических приемов. Так же, как и при анализе психологической деятельности, при выборе методов исследования должен быть сохранен принцип анализа: от закономерностей здоровой психики к патологии.

В. Для решения вопроса о соотношении биологического и социального большую роль играет освещение вопроса о соотношении развития и распада психики, на котором мы хотим подробнее остановиться.

Отношение распада и развития психики. Проблема отношения распада и развития психики имеет большое значение для теории психологии и психиатрии, для понимания строения психической деятельности человека.

Г.Е.Сухарева неоднократно указывала на необходимость эволюционно-биологического подхода при разрешении теоретических вопросов. Л.С.Выготский, уделивший много внимания проблеме развития и созревания психики ребенка, подчеркивал, что для правильного освещения этой проблемы необходимы знания данных о распаде психики. Он подчеркивал при этом, что когда речь идет о развитии и созревании человека, то применяемый к животным генетический подход не может быть просто продолжен, так как при переходе к человеку законы биологической эволюции уступают место закономерностям общественно-исторического развития. Продолжая мысль Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьев говорит о том, что развитие человека заключается не в приспособлении к окружающей среде, а в усвоении всего того, что накоплено человечеством.

Возникает вопрос о том, может ли проблема соотношения распада и развития психики решаться в психологии так же, как и в биологии.

Как известно, исследованиями в области патологической анатомии и цитоархитектоники установлено, что при болезнях мозга прежде всего поражаются молодые, т.е. филогенетически наиболее поздно развившиеся образования коры головного мозга.

Экспериментальные исследования И.П.Павлова и его сотрудников на животных подтверждают положение о том, что при патологии раньше всего нарушается то, что было приобретено позднее. Так, приобретенные условные рефлексы нарушаются при болезнях мозга значительно легче, чем безусловные. Дальнейшими исследованиями в области физиологии высшей нервной деятельности установлено, что поражение более поздних в филогенетическом отношении образований влечет за собой ослабление их регулирующей роли и приводит к «высвобождению» деятельности более ранних.

Из этих данных нередко делается вывод, что при некоторых болезнях мозга поведение и действия человека совершаются на более низком уровне, соответствующем якобы определенному этапу детского развития. Исходя из концепции о регрессе психики душевнобольного человека на более низкий в онтогенетическом отношении уровень, многие исследователи пытались найти соответствие между структурой распада психики и определенным этапом детства. Так, еще в свое время Э.Кречмер [49] сближал мышление больных шизофренией с мышлением ребенка в пубертатном возрасте.

Выступивший на XVIII Международном конгрессе (1966) психологов известный швейцарский ученый Ж.Ажюрагерра тоже отстаивал точку зрения о регрессе психической деятельности душевнобольного человека на онтогенетически более низкий уровень развития.

В основе этих взглядов лежит идея о послойном распаде психики от ее высших форм к низшим. Материалом, питающим эти представления, были следующие наблюдения: 1) при многих заболеваниях психики больные перестают справляться с более сложными видами деятельности, сохраняя при этом простые навыки и умения; 2) некоторые формы нарушений мышления и способов поведения больных по своей внешней структуре действительно напоминают мышление и поведение ребенка на определенном этапе его развития.

Однако при ближайшем рассмотрении эти наблюдения оказываются несостоятельными. Прежде всего далеко не всегда при болезни обнаруживается распад высших функций. Нередко именно нарушения элементарных сенсомоторных актов создают основу для сложных картин болезни (А.Р.Лурия [65]).

Рассмотрение второй группы фактов показывает, что речь идет в этих случаях лишь о внешней аналогии.

Рассмотрим некоторые из них. Остановимся на нарушениях навыков, поскольку их онтогенетическое формирование выступает особенно четко. Данные С.Я.Рубинштейн [96], исследовавшей распад различных навыков — письма, чтения, привычных действий у психически больных позднего возраста, — выявили их различную структуру. При заболеваниях сосудов головного мозга без очаговой симптоматики наблюдались дискоординация, прерывистость действий и парапраксии, неловкость движений, выступавших из-за огрубевшей и запаздывающей корковой коррекции движений.

У больных, страдающих болезнью Альцгеймера (атрофическое заболевание головного мозга), выявляется утеря двигательных стереотипов (письма, чтения), выпадение сложных человеческих умений, обусловленное утерей прошлого опыта. Никаких компенсаторных механизмов у них выявить не удавалось, в то время как нарушения навыков у больных сосудистыми заболеваниями мозга выступали «в обрамлении» компенсаторных механизмов (которые в свою очередь усложняли картину нарушений). Следовательно, распад навыков носит сложный характер. В одних случаях его механизмом является нарушение динамики, в других — нарушение компенсаторных механизмов, в некоторых случаях нарушается сама структура действия. При всех этих формах нарушений навыков не был обнаружен механизм действия, напоминающий этап развития навыков у ребенка.

К этому же выводу приводит анализ приведенных в главе VI различных форм нарушений мышления. Обратимся к тем формам патологии мышления, которые были нами обозначены как «снижение уровня обобщения». Больные (в основном с грубыми органическими поражениями мозга) могли действительно в своих суждениях и действиях напоминать детей младшего школьного возраста. В суждениях подобных больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях при выполнении ряда экспериментальных заданий, таких, как «классификация предметов», они руководствуются конкретно-ситуационными признаками и свойствами предметов. Обобщенные формы систематизации понятий заменяются конкретными, ситуационными связями.

При поверхностном взгляде мышление этих больных является в известной мере аналогом мышления детей-дошкольников, которые тоже опираются на образно-чувственные связи.

Однако при более глубоком анализе вскрывается качественное отличие мышления слабоумного больного от мышления ребенка. Слабоумный взрослый больной не в состоянии овладеть системой новых связей, установить при выполнении умственных заданий непривычные для него отношения между предметами, в то же время он владеет запасом прежних знаний, навыков, которыми он оперирует. Ребенок, не обладая запасом знаний, широким кругом связей, легко образует новые понятия, легко овладевает новой системой знаний. Круг ассоциаций ребенка в процессе его обучения быстро расширяется, его знания об окружающем мире постепенно увеличиваются и усложняются. Хотя мышление маленького ребенка действительно охватывает лишь малую часть явлений, однако в ходе практической жизнедеятельности ребенка оно постоянно совершенствуется; благодаря мощной ориентировочной деятельности, общению с окружающими людьми ребенок быстро усваивает самые различные знания о предметах, накапливает и синтезирует их. Ребенок, даже умственно отсталый, принципиально всегда обучаем, в то время как дементный больной не обучаем. Несмотря на внешнее сходство структуры мышления взрослого слабоумного больного и ребенка, она по существу качественно различается.

Нередко проводится аналогия между тем патологическим состоянием, которое может быть названо «откликаемостью» больного, и отвлекаемостью маленького ребенка. Больные с «откликаемостью» не в состоянии стойко действовать в направлении намеченной цели. Любой объект, любой раздражитель, к больному не адресованный, вызывает повышенную реакцию с его стороны.

Подобная «откликаемость» взрослых больных является отклонением от нормального поведения. В окружающей нас среде всегда имеются объекты, раздражители, из которых нормальный психический процесс отбирает нужные и отвлекается от посторонних, нарушающих стройное течение мысли. У описанных же больных любой объект может выступить в качестве сигнального раздражителя и направить их мысли и действия.

«Откликаемость» взрослых больных может напоминать отвлекаемость детей младшего возраста, которые тоже отвлекаются на любые раздражители. Сторонники взгляда, что болезненные явления представляют собой регресс на более ранние ступени развития, могли бы, казалось, найти в этом феномене подтверждение своих взглядов. В действительности генез «отвлекаемости» ребенка совершенно иной. В ее основе лежит мощная ориентировочная деятельность, т.е. высокая степень бодрственной коры, поэтому «отвлекаемость» ребенка обогащает его развитие, она дает ему возможность образовать большое количество связей, из которых вырастает потом человеческая целенаправленная деятельность. «Откликаемость» больных является следствием снижения бодрственности коры, она не только не обогащает их умственную деятельность, но, наоборот, способствует разрушению ее целенаправленности.

И наконец, можно было бы провести аналогию между поведением некритичного больного (например, больного прогрессивным параличом) и беззаботным поведением ребенка. Однако и в данном случае речь идет лишь о чисто внешней аналогии. Поведение маленького ребенка в том отношении бездумно, что он не может в силу маленького объема своих знаний предусмотреть результат своих действий; причинно-следственные отношения между явлениями для него еще не выступают, поэтому его действия кажутся бесцельными. В действительности это не так. Цели, которые преследуют ребенка, ограничены, они не включены в более общую сложную цепь отношений; однако эта ограниченная цель у маленького ребенка существует, всякое его действие обусловлено потребностью (пусть элементарной), и в этом смысле оно всегда мотивировано, целенаправленно. Эти цели быстро меняются, поэтому его действия кажутся кратковременными манипуляциями.

Иначе обстоит дело у взрослых некритичных больных. Как показывают наш экспериментальный материал и клинические наблюдения, действия больных недостаточно обусловливались личностными установками и намерениями. Цель их действия становилась нестойкой и не направляла их действия, критическая оценка своих действий отсутствует.

Таким образом, и эти формы нарушения поведения лишь внешне напоминают структуру поведения ребенка на определенном этапе его развития.

Психологический анализ клинического материала показывает, что структура поведения и мыслительной деятельности взрослого больного не соответствует структуре поведения и мышления ребенка.

Если обратиться к закономерности развития психических процессов по этапам детства (младенчество, предшкольный, дошкольный, младший, средний, старший школьный возрасты и т.д.), с одной стороны, и к формам распада, с другой, — легко увидеть, что ни одна из болезней не приводит к повторению психических особенностей, свойственных этим этапам.

Такое положение вещей вытекает и из общих положений советской психологии. Психическая деятельность возникает рефлекторно на основе прижизненно формирующихся общественно обусловленных связей в результате воспитания, обучения и общения.

Советские психологи (А.Н.Леонтьев, А.РЛурия) неоднократно подчеркивали, что материальным субстратом высших психических функций являются не отдельные корковые участки или центры, а функциональная система совместно работающих корковых зон. Эти функциональные системы не созревают самостоятельно при рождении ребенка, а формируются в процессе его жизнедеятельности, лишь постепенно приобретая характер сложных, прочных межфункциональных связей. А.Н.Леонтьев предлагает (вслед за А.А.Ухтомским) обозначить их как функциональные органы.

Эти положения меняют коренным образом наши представления о сущности развития психики: психические процессы и свойства личности не являются (в отличие от психики животных) результатом созревания отдельных участков или зон мозга. Они складываются в онтогенезе и зависят от образа жизни ребенка.

Психическая болезнь протекает по биологическим закономерностям, которые не могут повторить закономерности развития. Даже в тех случаях, когда она поражает наиболее молодые, специфически человеческие отделы мозга, психика больного человека не принимает структуру психики ребенка на ранней ступени его развития. Тот факт, что больные утрачивают возможность думать и рассуждать на более высоком уровне, означает лишь, что ими утрачены более сложные формы поведения и познания, но подобная утрата не означает еще возврата к этапу детства. Распад не является негативом развития. Разные виды патологии приводят к качественно различным картинам распада.

Как было указано выше, данные распада психической деятельности могут оказаться полезными при освещении вопроса о социальном и биологическом в развитии человека. Ряд исследователей считают вслед за Э. Кречмером, что психические заболевания приводят к «высвобождению» врожденных инстинктов (агрессивных тенденций) и биологических «низших» потребностей, что деградация личности означает некое «высвобождение» биологических (наследственных) потребностей. Приведенный в главе VII материал показал, что нарушение личности заключается не в освобождении биологических потребностей (потребность в алкоголе или морфии не является ни органической, ни врожденной по своему происхождению), а в распаде строения потребностей, сформировавшихся прижизненно. Деградация личности состоит в том, что меняется строение самой общественно обусловленной потребности: она становится менее опосредованной, менее осознанной, теряется иерархическое построение мотивов, меняется их смыслообразующая функция, исчезают дальние мотивы. Анализ нарушений строения мотивов при некоторых заболеваниях может служить дополнительным аргументом к словам А.Н.Леонтьева [57; 112], высказанным им за «круглым столом» «Вопросов философии», а именно, что человек «отнюдь не ограничивается тем, что удовлетворяет свои потребности, заложенные неизвестно сколько миллионов лет назад. Он действует ради достижения целей, часто очень далеких от первичных биологических потребностей».

Резюмируя, следует подчеркнуть, что психологический анализ различных форм нарушений деятельности психических больных является ценным материалом, который должен быть учтен при построении психологической теории, особенно при изучении такого сложного вопроса, как строение потребностно-мотивационной сферы человека. Сказанное отнюдь не означает, что следует выводить закономерности развития и формирования мотивационной сферы здорового человека из закономерностей развития мотивов и личностных особенностей больного, как это делается в психологии личности в зарубежных странах. Наоборот, патологический материал показывает различие в иерархии и смыслообразовании мотивов больного и здорового человека. Исследование аномалий личностной и познавательной деятельности доказывает общее положение советской психологии, что формирование любой формы деятельности не вытекает непосредственно из мозга, а проходит длинный и сложный путь прижизненного формирования, в котором переплетаются восприятие естественных свойств и отношений предметов и явлений, общественный опыт и социальные нормы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - Т. 3, 20.

3. Аствацатуров М.И. О проявлении негативизма в речи // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. — № 3. - СПб., 1907.

4. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. — М., 1968. 5-Белозерцева В.И. Значение школы В.М. Бехтерева в становлении патопсихологии. «Невропатология и психиатрия им. С.С.Корсакова», 1973, № 12.

6. Бехтерев В.М. «Психика и жизнь». — СПб., 1904.

7. Бехтерев В.М. Основные принципы так называемой объективной психологии или психорефлексологии //Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. — СПб., 1910. — № 10—11.

8.Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность. — М.; Л., 1928.

9. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. — М., 1964.

10. Бежанишвили Б.И. О психологической природе корсаковского амнестического синдрома. — Тбилиси, 1968.

11. Биренбаум Г.В. К вопросу об образовании переносных и условных значений слов при патологических изменениях мышления. — В сб.: Новое учение об апраксии, афазии и агнозии. — М.; Л., 1934.

12. Блейлер Е. Аутистическое мышление. — М., 1911.

13. Богданов Е.И. Изменение зрительного восприятия больных шизофренией. — В сб.: Психологические исследования. — Вып. 3. — М., 1971.

14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

15. Бондарева Л.В. Взаимоотношения непосредственной и опосредованной памяти у больных эпилепсией. — В сб.: Психологические исследования. — Вып. 3. — М., 1971.

16. Братусь Б.С. Психологический анализ изменения личности при алкоголизме. — М., 1974.

17. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1960.

18. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.

19. Габриял Мансур Талат. Вопросы экспериментальной патопсихологии. — М., 1965.

20. Габриял Мансур Талат. Психологический анализ нарушения мышления. — В сб.: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — М., 1973.

21. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — В сб.: Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966.

22. Гиляровский В.А. Психиатрия. — М., 1954.

23. Гиляровский В.А. Учение о галлюцинациях. — М., 1949.

24. Елгазина Л.М. О синдроме психического автоматизма Кандинского. «Невропатология и психиатрия им. С.С.Корсакова». — Т. 54. — Вып. 9. - М., 1954.

25. 3аде А. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений. — В сб.: Математика сегодня. — М., 1974. 26.3ейгарник Б.В. Патология мышления. — М., 1962. 27-Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. — М., 1971. 28.3ейгарник Б.В., Биренбаум Г.В. К проблеме смыслового восприятия. «Советская невропатология, психиатрия и психогигиена». - Т. IV. - Вып. 6. - М., 1935.

29.3ейгарник Б.В., Гальперин П.Я. Психологические изменения после лейкотомии у шизофреников. «Невропатология и психиатрия им. С.С. Корсакова». — Т. 17. — Вып. 4. — М., 1948.

30. Зейгарник Б.В., Кабаченко Т.С., Поперечная Л.Н., Рубинштейн С.Я., Халфина А.Б. Психологический подход к профессиональным рекомендациям больным. «Невропатология и психиатрия им. С.С.Корсакова». — 1974. — № 12.

31.Иванова А.Я. Обучающий эксперимент как метод психологического исследования детей с аномалиями психического развития. — В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. — М., 1965.

32. ИвановаА.Я. «Обучающий эксперимент» как метод оценки умственного развития детей (методические рекомендации). — М., 1973.

33. Иванова И.И., Асеев В.Г. Методология и методы психологического исследования. — В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969.

34. Каганов В.М. Мировоззрение И.М.Сеченова. — М., 1948.

35. Кандинский В.Х. О псевдогаллюцинациях. — М., 1952.

36. Карева М.А. Об одном виде формирования патологического мотива в подростковом возрасте: Автореф. канд. дисс. — М., 1975.

37.Киященко Н.К. Апробация методики TAT. — В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. — М., 1965.

38. Климушева Т.А. Клинико-психологическое исследование больных параноидной формой шизофрении с синдромом Кандинского — Клерамбо. — В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. — М., 1965.

39. Коган В.М. Восстановление речи при афазии. — М., 1963.

40. Коган В.М. Принципы и методы психологического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. — М., 1967.

41. Кожуховская И. И. О необходимости дифференцировать понятие «критичность». «Невропатология и психиатрия им. С.С.Корсакова». - 1972. -№ 11.

42. Кожуховская И.И. Критичность психических больных. Тезисы докладов конференции «Проблемы патопсихологии». — М., 1972.

43. Кононова М.П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. — М., 1963.

44. Коркина М.В., Карева М.А. Клинико-психологический аспект патологии психической деятельности при синдроме вторичной нервной анорексии. Тезисы докладов конференции Проблемы патопсихологии.— М., 1972.

45-Коробкова Э.А. Проблемы экспертизы трудоспособности и диагностика пограничных состояний. — М., 1939.

46. Корсаков С.С. Болезненные расстройства памяти и их диагностика. - М., 1890.

47. Корсаков С.С. К психологии микроцефалии //Вопросы философии и психологии. — Кн. 1. — М., 1894.

48. Коченов М.М. Нарушение процесса смыслообразования при шизофрении. Автореф. канд. дисс. — М., 1970.

49. Кречмер Э. Медицинская психология. — М., 1927.

50. Критская В.П. Особенности статической организации речевого процесса больных шизофренией //Невропатология и психиатрия им. С.С.Корсакова. — 1966. — № 1.

51. «Круглый стол» //Вопросы философии. — 1972. — № 9.

52. Лазурский А.Ф. Влияние естествознания на развитие психологии // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. - 1900. — № 8-9.

53. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. — М.; Л., 1966.

54. Лебединский М.С. Об особенностях нарушений психики при поражениях правого полушария. — В сб.: Проблемы современной психиатрии.— М., 1945.

55. Лебединский В.В. Нарушение движений и действий у больных с поражением лобных долей мозга: Автореф. канд. дисс. — М., 1967.

56. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1965.

57. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание. XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 13. — М., 1966,

58. Леонтьев А.Н. О некоторых перспективных проблемах советской психологии //Вопросы психологии. — 1967. — № 6.

59. Леонтьев А.Н.,Кринчик Е.П. Переработка информации человека в ситуации выбора. — В сб.: Инженерная психология. — М., 1964.

60. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии //Вопросы философии. — 1972. — № 9, 11, 12.

61. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975.

62. Лонгинова С.В. «Пиктограмма» как метод исследования расстройств мышления при шизофрении //Невропатология и психиатрия им. С.С.Корсакова. — 1972. - № 11.

63. Лонгинова С.В., Рубинштейн С.Я. О применении метода «пиктограмм» для экспериментального исследования мышления психических больных. — М., 1972.

64. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и патогенные заболевания. — М., 1944.

65. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1962.

66. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. — М., 1970.

67. Лурия А.Р., Хомская Е.Д. Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.

68. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. — М., 1966.

69. Меграбян А.А. О природе индивидуального сознания. — Ереван, 1959.

70. Меграбян А.А. Теоретические проблемы «психопатологии». — Ереван, 1967.

71. Меерович Р.И., Кондратская К.М. Уровень притязания у детей-истериков. — В сб.: Психологические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей. — Л., 1936.

72. Мелехов Д.Е. Клинические основы прогноза трудоспособности при шизофрении. — М., 1963.

73. МелешкоТ.К. Особенности актуализации знаний больными шизофренией. — В сб.: Психологические исследования. — М., 1971.

74. Мясищев В.Н. Работоспособность и болезнь личности //Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. — 1935. — Т. IV. — № 9-10.

75. Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе. — В сб.: Вопросы психологии личности школьника. — М., 1961.

76. Николаева В. В. Внутренняя картина болезни при некоторых психических заболеваниях: Автореф. канд. дисс. — М., 1970.

77. Ойзерман Е.Т. Личностный компонент восприятия //Психологические исследования. — Вып. 2. — М., 1971.

78. Павлов И.П. Полн. собр. соч. — Т. III. — М.; Л., 1951.

79. Петренко Л.В. Нарушения высших форм памяти. — М., 1976.

80. Платонов К.К. О системе психологии. — М., 1972.

81. Поварнин К.И. Материалы к вопросу об экспериментально-психологическом исследовании душевнобольных //Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. — 1917—1918. — № 1-12.

82. ПоляковЮ.Ф. Исследование нарушений психических (познавательных) процессов. — В сб.: Шизофрения. — М., 1969.

83. Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. — М., 1974.

84. Поперечная Л.Н. Обучение и трудоустройство подростков с церебральной недостаточностью. Тезисы конференции Проблемы патопсихологии. — М., 1972.

85. Поперечная Л.Н., Рубинштейн С.Я. О некоторых причинах неправильного развития подростков, перенесших органическое поражение ЦНС и мерах профилактики. — М., 1973.

86.Портнов А.А., Федотов Д.Д. Психиатрия. — М., 1965.

87. Р и б о Р. Болезни личности. — СПб., 1886.

88. Ротенберг Е.Т. Нарушение личности компонента восприятия психических больных // Невропатология и психиатрия им. С.С. Корсакова. — 1971.—№6.

89. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946.

90. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М., 1958.

91. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959.

92. Рубинштейн С.Я. Экспертиза и восстановление трудоспособности после военных травм мозга. — В сб.: Неврология военного времени. — М., 1946.

93. Рубинштейн С.Я. Экспериментальное исследование обманов слуха. — В сб.: Вопросы патопсихологии. — М., 1970.

94. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М., 1970.

95. Рубинштейн С.Я. Экспериментально-психологический подход к исследованию обманов слуха //Невропатология и психиатрия им. С.С. Корсакова. — 1971. — № 6.

96. Рубинштейн С.Я. Исследование распада навыков и психических больных позднего возраста. — В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. — М., 1965.

97. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми: Автореф. канд. дисс. — М., 1970.

98. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: Автореф. канд. дисс. — М., 1956.

99. Сеченов И.М. Избранные произведения, т. 1. — М., 1952.

100. Славина Л.С. Ограничение объема работы как условие ее выполнения в состоянии «пресыщения» //Вопросы психологии. — 1969. — № 2. Ю1.Снежневский А.В. Общая психопатология. — Валдай, 1970.

102. Соловьев-Элпидинский И.М. О так называемом психическом пресыщении и его особенностях у умственно отсталых детей. — В сб.: Умственно отсталый ребенок. — М., 1935.

103. Спиваковская А.С. Психологическое исследование игровой деятельности детей, страдающих шизофренией: Автореф. канд. дисс. — М., 1974.

104. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. — М., 1974.

105. Теплов Б.М. Психология. — М., 1946.

106. Тепеницына Т.И. Психологическая структура резонерства. — В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. — М., 1965.

107. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. — М., 1969.

Ю8.Токарский А.А. О глупости //Вопросы философии и психологии. — Кн. 35. — М., 1896.

109. Xомская Е.Д. Мозг и активация. — М., 1972.

110. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение больных с локальными поражениями мозга. — М., 1972.

111. Штерринг Г. Психопатология в применении к психологии. — СПб., 1903.

112. Шуберт А.М. О некоторых нарушениях познавательной деятельности при травмирующей ситуации. — В сб.: Материалы совещания по психологии. — М., 1957.

113. Эльконин Д. Б. К проблеме контроля возрастной динамики психологического развития детей. — В сб.: О диагностике психического развития личности. — Таллин, 1974.

114. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. — 1971. — № 6.

115. Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1966.

116. А11рогt G. Personality and social encounter. — London, 1956.

117. Berze J.,Gruhle N. Psychologie der Schizoprenie. — Berlin, 1929.

118. Barbezet J. Pathologie de la memoire. — Paris, 1970.

119. Воеhmе М. La ditirioration dans la demence senile. — Neuchatel, 1973.

120. Вruner J., Роstman L. Emotional selectivity in perception and reaction // J. of Personality. — 1947. —Vol. 16. — P. 17.

121. Cameron N. The psychology of behavior disorders. — Boston, 1947.

122. Chapman D., Burstein A., Daу D., Вerdоne P. Regression and disoreders of though // Abnorm, soc. Psychol. — 1961. — Vol. 63. - P. 540-545.

123. Delay J. Studes de psychologie medicale. — Paris, 1953.

124. Grunthal E. Uber die Erkennung der traumatischer Hirnverietzung. — Berlin, 1936.

125. Hanfmann E., Kasanin L.S. Conceptual thinking of Schizophrenia. - N.Y., 1942.

126. Kiss P.O., Libermann L. Person nlichkeitsstorungen im Kidesalters. — Budapest, 1969.

127. К1ein G.S. Perception, motives and Personality. — N.Y., 1970.

128. Janet P. La medicine psychologie. — Paris, 1923.

129. Jaspers К. Allgemeine Psychopathologie. — Berlin, 1929.

130. Lewin K. A dynamic theory of personality. — N.Y., 1935.

131. Lewin K. Wille. — Vorsatz in Bedurfniss, 1926.

132. Newell А., Сhaw J., Simоn H. The processes of creative thinking. «Contemporary approaches in creative thinking». — N.Y., 1963.

133. Payne R., Mattusek P., George H. An experimental study of schizophrenic thought // Y.Med. Sci. - 1959. - Vol. 105. - P. 627-651.

134. Postman L. Motivational factors in perception. — N.Y., 1953.

135. RоdgersG.R. Client — centered therapy. — Boston, 1951.

136. Stransky E. Ubersprachverwirrheit. — Halle, 1905.

137.Wechowiez T.E., Blewett D.S. Size contansy and abstract dunking eu schezophrenic patients // Y. ment. Sci. — Г959. — Vol. 105. — P. 909.

138. Witkin H. Cognition: theory, research, promise by Constance, Scherer, 1964.

139. Wechsler D. Manuel for the Wechsler adult Intelligence Scale. - N.Y., 1955.

140. Zeigarnik В. Uber das Behalten eriedigter und uneriedigter Handlungen Psychologische Forschung. — Bd. 9. — Berlin, 1927.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 2

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР................................................................. 8

ГЛАВА II.. . ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.................................................................................... 16

ГЛАВА III. НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ......................................................... 36

ГЛАВА IV НАРУШЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ..................................................... 42

§ 1. Агнозии....................................................................................................... 42

§ 2. Псевдоагнозии при деменции.................................................................... 48

§ 3. Обманы чувств............................................................................................ 49

§ 4. Нарушение мотивационного

Наши рекомендации