Общая характеристика и методика выполнения экспериментальных НИР
Экспериментальные НИР являются наиболее важной составной частью экспериментальных исследований. Основная цель экспериментальных НИР – проверка результатов расчетно-теоретических НИР (практическое подтверждение рабочей гипотезы), а также широкое и глубокое изучение поставленной задачи с последующим теоретическим обобщением результатов. Под экспериментом понимается такой метод изучения объекта, когда исследователь целенаправленно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств, при сознательном изменении течения естественных процессов.
Эксперимент проводят в целях:
- обнаружения у объекта не известных ранее свойств;
- проверки правильности теоретических построений;
- демонстрации явления.
Эксперимент включает в себя использование методов наблюдения, сравнения и измерения.
Наблюдениемназывается систематическое целенаправленное восприятие объекта, например, рассмотрение микроструктуры на шлифе под микроскопом. Этот метод используется часто в составе других методов. Постоянное применение его связано с прогрессом средств наблюдения. Метод должен удовлетворять следующим требованиям:
- преднамеренности (наблюдение ведется для определенной четко поставленной задачи);
- планомерности (план составляют исходя из задач наблюдения);
- целенаправленности (наблюдают только интересующие стороны явления);
- активности наблюдения (наблюдатель не просто воспринимает все, что попадает в поле зрения, а активно ищет нужные объекты);
- систематичности (наблюдение должно вестись непрерывно или по определенной системе).
Наблюдение как метод познания позволяет получать первичную информацию о мире.
Сравнениемназывается установление сходства и различия предметов и явлений действительности, нахождение общих признаков, присущих двум или нескольким объектам. Этот метод должен удовлетворять следующим требованиям:
- сравниваться могут и должны лишь такие явления, между которыми может существовать объективная общность;
- сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной задачи) признакам. Акцент при сравнении на несущественные признаки часто приводит к заблуждениям. Различные объекты и явления могут сравниваться непосредственно или опосредственно – через сравнения их с каким- либо третьим объектом, т.е. в первом случае получают качественные характеристики (больше-меньше), во-втором – количественные. Такие сравнения называются измерением.
Измерениеесть операция численного сравнения некоторой величины посредством единицы измерения. Измерение развилось из операции сравнения, являющейся его основой, тем не менее измерение является более мощным и универсальным познавательным средством. Провозглашенный Галилеем принцип количественного подхода, согласно которому описание физических явлений должно опираться на величины, имеющие количественную меру, является методологическим фундаментом точной науки. Лабораторные эксперименты проводят с применением типовых
приборов, специальных моделируемых установок, стендов, оборудования и т.д. Эти НИР позволяют изучить влияние одних характеристик на другие. При достаточно полном научном обосновании исследования (математическом планировании) лабораторные эксперименты позволяют получить ценную научную информацию с минимальными затратами.
Производственные экспериментальные НИР имеют цель изучить процесс в реальных условиях с учетом воздействия различных случайных факторов производственной базы. Для студенческих НИР характерны в основном лабораторные эксперименты.
Для НИР, представляющих собой решение задач известными методами в целях демонстрации их эффективности или в учебных целях, расчетно-технические методики являются близкими так же, как и для экспериментальных НИР.
Оформление работы
7.1. Язык и стиль научно-исследовательской работы студентов
В целях грамотного описания научно-исследовательского материала предъявляются требования не только к содержанию и результатам курсовой и выпускной квалификационной работ, но и к их литературному и внешнему оформлению. Работа должна быть написана логически последовательно, грамотным, научным языком. Следует обратить внимание на отработку каждого предложения, выбор необходимых формулировок, которые наиболее просто и четко, кратко и доступно выражали бы содержание излагаемых вопросов. Курсовая и выпускная квалификационная работы должны быть написаны в рамках строго нормированного научного стиля, принадлежащего к книжным стилям литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: обдумывание высказывания, монологический его характер; строгий отбор языковых средств; тяготение к нормированной речи. Возникновение и развитие научного стиля связано с эволюцией разных областей научного знания, различных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Видимо, это объясняет тот факт, что студенты в научно-исследовательских работах часто используют художественные средства языка. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера науки (естественные, гуманитарные) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. Стиль работы определяется целями научного исследования: по возможности точно и полно объяснить факты какой-либо действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями,
выявить закономерности и т.д.
Стиль научной работы характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости выражения при сохранении насыщенности содержания. Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами. В среднем терминологическая лексика обычно составляет 15—20% всей лексики, использованной в работе. Большую роль в стиле научно-исследовательских работ играет абстрактная лексика (фактор, развитие, параметр, длительность, течение и др.). В построении предложений следует отметить тенденцию к сложным синтаксическим конструкциям. Такие структуры представляют собой удобную форму выражения сложной системы научных понятий, установления взаимоотношений между ними, таких, как понятия "родовые" и "видовые", причина и следствие, доказательства и выводы и т.д. Для этой цели часто строятся предложения с однородными членами и обобщающим словом. В сложных предложениях, используемых в научно-исследовательских, курсовых и выпускных квалификационных работах, часто встречаются составные подчинительные союзы (благодаря тому что, вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, несмотря на то что, в то время как, между тем, как, тогда, как и др.), позволяющие более точно выявить отношения между рассматриваемыми явлениями.
При анализе и разработке различных классификаций в тексте уместно употреблять соответствующие языковые средства (могут быть выделены следующие типы, отмечается ряд особенностей, рассмотрим подходы к классификации, в литературе описаны следующие разновидности, целесообразно различать, с учетом сказанного выделим, в основу классификации ложатся, попытаемся выделить основные признаки, будем различать разные виды, различают следующие варианты, изложим выделенные нами направления). Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются слова и сочетания, указывающие на эту связь (поэтому, при этом, сначала, затем, следовательно, на основе этого, это предполагает, в целом такими показателями являются, в связи со сказанным, с учетом этого, вместе с тем, наряду с, причем, и вот, кстати, это свидетельствует и др.). Средствами связи частей текста служат также вводные слова и сочетания слов, а также клише (во-первых, во-вторых, наконец, с одной стороны, с другой стороны, одним из, прежде всего, в одних исследованиях отмечается, в других работах описывается, следующим вопросом для рассмотрения будет, на основе описанного мы обратились, соответственно будем считать, одновременно можно оценить, перейдем к более подробному обсуждению и др.), устанавливающие последовательность изложения. При необходимости обращения внимания на определенные моменты в научно-исследовательской работе следует употреблять соответствующие конструкции языка (прежде всего необходимо подчеркнуть, уточним содержание близких понятий, специалисты подчеркивают, охарактеризуем подробнее, остановимся несколько подробнее, ключевым моментом является, важным является, мы стремимся подчеркнуть, назовем основные подходы, остановимся более подробно, оригинальный подход к проблеме принадлежит). При формулировании актуальности рассматриваемой проблемы в работе описываются научные подходы в рассмотрении проблемы и значимость исследования для практической деятельности (предложения могут начинаться так: обратимся к актуальным вопросам, в последние годы правомерно усилился интерес). При помещении в работу авторских разработок можно начинать предложение соответствующими словами (возможно, видимо, представляется целесообразным, видится необходимым, попытаемся представить процесс, приведем разработанные нами, мы наметили, попытаемся определить, анализ предполагает следующие выводы, нам видится уместным говорить, нами выделен ряд особенностей, в результате анализа эмпирических данных выделим). В квалификационной работе не рекомендуется вести изложение от первого лица: "Я наблюдал", "Я считаю". Допускаются обороты с сохранением первого липа множественного числа, в которых исключается местоимение "мы", т.е. "наблюдаем", "имеем", "устанавливаем". Предпочтительнее писать "по мнению автора квалификационной работы..." Научные работы характеризуются тем, что многие предположения и утверждения описываются со ссылкой на изученную литературу (в доступной нам литературе отмечается, различают, можно выделить, авторы различают, в трудах ученых, самым распространенным критерием является, установлено, общепринятой точкой зрения является, авторами изложена точка зрения, считается, исследователи выявили показатели, интересно проследить, приведем созвучные положения в научной литературе, где высказывается ряд соображений, описан и разработан подход, в ряде научных (социально-педагогических, социально-психологических) работ, в ходе изучения справочной литературы выявлено). При подведении итога главы, параграфа целесообразно использовать слова и сочетания клише (в заключение этого раздела (главы, параграфа), указанное выше позволяет сделать вывод, ранее описаны подходы, итак, таким образом, учитывая вышесказанное, подводя итог обсуждению, как отмечалось ранее, изложенный подход дает возможность сделать вывод, иными словами, подчеркнем еще раз, в заключение).
Оформление работы
На титульном листе работы сообщаются все основные сведения о ней: университет, кафедра, где она выполнялась, учебная дисциплина, тема, автор, научный руководитель, место и год написания. Титульный лист выполняется в одном цвете и не обводится рамками. На следующем после титульного, первом, листе, пишется содержание. Введение, заключение и каждая глава начинаются с новой страницы. Названия глав, а также слова "Введение" и "Заключение" пишутся в середине страницы с прописной буквы, точка в конце не ставится. Названия параграфов выделяются отдельными строками, новый параграф начинается с названия после окончания предыдущего (в отличие от глав). После заключения следует список литературы, после него — приложения, если они есть.
Страницы нумеруются, оставляются поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее и нижнее — по 20 мм.
Объем курсовой работы — не менее 30, квалификационной работы — 50—70 страниц.
Приложения
Приложения помещаются после списка литературы. Сюда входят таблицы, диаграммы, схемы, анкеты, протоколы экспериментов, т.е. те материалы, которые иллюстрируют положения работы, но не могут быть помещены в тексте ввиду своего объема. В тексте могут быть сделаны ссылки на приложение. Приложения оформляются на отдельных листах, каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись "Приложение" с указанием только порядкового номера.
Оформление некоторых видов предоставления материала
Данные эмпирического исследования следует наглядно оформлять в виде таблиц, схем, диаграмм. Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации. Правила обозначения таблиц требуют: каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание; название таблицы помещают над ней; таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста; слово "Таблица" и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;
8. Задание по оформлению отчета по НИР
Оформить отчет по научно-исследовательской работе. В отчета должны быть указаны:
1. Тема работы.
2. Актуальность, новизна, практическая значимость НИР.
3. Цели и задачи НИР.
4. Описать во введении объект и предмет исследования.
5. В основной части отметить методы исследования, теоретические и экспериментальные.
6. Результаты полученные в работе.
7. Выводы.