Формы новизны научного результата
Для уровней новизны «дополнение» и «конкретизация» следует очень точно установить отличия своего научного результата от ранее опубликованных. С этой целью, по аналогии с новизной объектов изобретения, введем понятие признак новизны. Под этим понятием будем понимать отличие одного научного результата от другого (известного), характеризующее объект исследования со стороны:
- структуры,
- взаимоположения, взаимосвязи (элементов, операций и др.),
- формы, режимов, параметров,
- соотношений, последовательности,
- материала.
Описание новых признаков в научном результате в виде определенных форм новизны необходимо для установления вклада автора в науку. Можно выделить следующие формы новизны научного результата для уровней «дополнение» и «конкретизация» :
1. Частично новое сочетание признаков (было A + B, стало C + D)
2. Введение нового признака (было A + B, стало A + B + C).
3. Замена части признаков новыми (было A + B + C, стало A + B + D).
4. Использование более конкретного признака в качестве общепринятого (было A + B + C, стало A + B + C, где C = C1 + C2 + C3 ).
5. Новые взаимоположения признаков (было A + B + C, стало A + C + B).
6. Новый тип связи и взаимодействия между признаками: было… стало
7. Совместно использование применявшихся ранее порознь признаков в виде нового сочетания (былоX = A + B, Y = C + D, стало Z = A + B + C + D).
8. Новое количественное соотношение признаков (было A + B + C, стало k1A + k2B + k3C).
9. Новая форма (режим, структура) признака (было a+ B +C, сталоA+ B + C).
10. Использование известной аппаратуры, метода, модели, ранее не применяемых для этих целей.
Другие критерии эффективности темы НИР и ее комплексная
Оценка
Тема должна быть экономически эффективной и иметь практическую значимость. Любая тема прикладных исследований должна давать экономический эффект в народном хозяйстве. Это одно из важнейших требований.
На стадии выбора темы исследований ожидаемый экономический эффект может быть определен, как правило, ориентировочно. Иногда экономический эффект на начальной стадии установить вообще нельзя. В таких случаях для ориентировочной оценки эффективности можно использовать аналоги (близкие по названию и разработке темы).
При разработке теоретических исследований требование экономичности может уступать требованию практической значимости. Значимость как главный критерий темы имеет место при разработке исследований, определяющих престиж отечественной науки или составляющих фундамент для прикладных исследований, или направленных на совершенствование общественных и производственных отношений и др.
Важной характеристикой темы является ее осуществимость или внедряемость.При разработке темы следует оценить возможность ее окончания в плановый срок и внедрения в производственных условиях заказчика. Если это нельзя осуществить в сроки, которые устраивают заказчика, то заведомо планируют разработку бросовых, неэффективных тем.
Обосновывая тему, научный работник должен хорошо знать производство и его запросы на данном этапе.
Выбору темы должно предшествовать тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными литературными источниками данной и смежных специальностей. Существенно упрощается методика выбора тем в научном коллективе, имеющем научные традиции (свой профиль) и разрабатывающем комплексную проблему. В таких коллективах научные исследования выполняют не одиночки, а группы, специализирующиеся на разработке тем или вопросов. Здесь начинающий работник, как правило, получает тему, которая была обоснована ранее. Вероятность получения неактуальной, неновой, неэффективной темы исключена.
Все это создает благоприятные условия для участия студентов в научно-исследовательской работе. Выбор тем для студенческой работы не представляет какой-либо сложности.
После ознакомления с темой научный работник делает доклад руководителю и коллективу, в котором обосновывает постановку вопроса и его состояние на момент получения темы. Эффективно на этом этапе подготовить несколько рефератов, провести поисковый эксперимент, консультации с работниками НИИ и производства. Это позволит шире и глубже представить научно- исследовательскую тему.
При составлении общей программы исследований необходимо иметь в виду, что в процессе научных разработок возможны некоторые изменения в тематике. Определенная роль в этом принадлежит заказчику, который в зависимости от складывающейся производственной обстановки вносит коррективы, выдвигая на первое место первоочередные темы.
Приведенные выше требования (критерии), предъявляемые к выбору тем, позволяют всесторонне оценить и установить пригодность их для данной научно-исследовательской организации.
Однако в период бурной научно-технической революции в процессе разработки тем, особенно долгосрочных, их актуальность и экономичность иногда могут изменяться в худшую сторону, а затраты на выполнение НИР − возрастать. Поэтому очень важным критерием при выборе тем является их перспективность, следовательно, стабильность. В данном случае одних субъективных методов оценки недостаточно. Первостепенное значение приобретают численные методы. Чтобы оценить перспективность тем, применяют два метода - математический и экспертных оценок.
Математический методоснован на использовании различных показателей, представляющих перспективность исследований. Наиболее часто в прикладных темах применяют показатель перспективности, в основе которого лежат экономические показатели: объем продукции в год, внедряемой после освоения данной темы, стоимость единицы продукции, вероятность внедрения научных разработок, продолжительность производственного внедрения, общие затраты на научное исследование и др.
2. Основные требования к составлению плана и написанию введения
В каждой научно-исследовательской работе (НИР) выделяются следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Содержание. 3. Введение (вводная часть). 4. Основное содержание работы, состоящее обычно из 2-х или 3-х глав. 5. Заключение. 6. Список литературы. 7. Приложения.
Введение содержит четкое и краткое обоснование выбора темы квалификационной работы, определение актуальности темы, указание методологической и теоретической баз исследования, формулировку объекта и предмета, цели и задач исследования, выдвигаемой гипотезы (или нескольких гипотез), описание использованных при выполнении работы методов исследования. Здесь же характеризуется состояние проблемы (на основе критического анализа литературы и изучения практики). Оно должно давать общую характеристику выполненной работы. Актуальность темы определяет важность выбранной темы для теории и практики социальной работы.
Разработанность темы показывается на основе информационно-аналитического обзора нормативно-правовой базы, научных работ и публикаций, практических рекомендаций и опыта по данной отрасли работы с соответствующим выводом по выбранной теме исследования.
Объект исследования —процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Выделение объекта осуществляется на основе анализа избранной исследователем проблемы. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.Именно предмет исследования определяет тему работы. На него направлено основное внимание, он включает в себя те свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению. Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное. Предмет устанавливает познавательные границы исследования, так как один и тот же объект может предполагать множество предметов исследования.
Цель исследования определяется его темой, исходя из нее формулируются задачи исследования. Их, как правило, бывает 3—5. При этом используются такие формулировки, как: изучить, описать, установить, выявить и т.д. Как правило, задачи исследования находят отражение в плане работы. Во введении формулируется гипотеза.
Гипотеза — это научное предположение, допущение, истинность которого не очевидна, поэтому ее необходимо проверять и отстаивать в ходе научно-теоретического или экспериментального поиска. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. Гипотеза в процессе исследования неоднократно уточняется, дополняется или изменяется в соответствии с тем, что автор исследования в ходе научно-теоретического или экспериментального поиска выявляет новые пути и средства достижения намеченной цели. Выделяются два типа гипотез: описательные, в которых описываются причины и возможные следствия; объяснительные, в которых дается объяснение возможным следствиям из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно последуют, т.е. объясняется, в силу каких факторов и условий будет данное следствие.
Новизна. Во введении также необходимо показать то новое, что вносится автором в изучение и решение данной проблемы, а также практическую значимость работы. Практическая значимость раскрывает результаты, которые были внедрены или предлагаются автором в практику социальной работы; в основу ложатся итоги прохождения учебных и производственных практик. Здесь же кратко излагаются формы и виды реализации исследовательской деятельности автора по практическому внедрению результатов, выводов в публикациях и выступлениях, непосредственной практической работе (апробация материалов). Если исследование проводилось на производстве, рекомендуется указать базовое учреждение, где данные исследование осуществлялось.
Требования к написанию основной части работы
Квалификационная работа должна характеризоваться самостоятельностью. Не допускается механическое переписывание текста из учебников и других источников, использование устаревших нормативных актов, статистических и фактических данных. В основной части квалификационной работы (2—3 главы) излагаются теоретические основы и краткая история поставленной проблемы и описываются проведенное студентом исследование, полученные результаты, дается всесторонний и объективный анализ собранного фактического материала, делаются обобщения. В конце каждой главы формулируются краткие итоги и выводы. В тексте следует помещать самый необходимый графический и иллюстративный материал, не перегружая им основную часть работы и вынося его по возможности в приложение. Количество глав, их содержание определяются студентом совместно с научным руководством при обязательном соблюдении определенных требований.
Глава 1,как правило, посвящена теоретическим проблемам. В ней исследуются теория и история вопроса. Каждая глава раскрывает тот или иной аспект заявленной темы и должна завершаться обобщающими выводами. Эта часть квалификационной работы выполняется по материалам, собранным на этапе информационного поиска. При ее написании важно соблюдение определенных положений: а) принцип дедукции "от общего к частному". Необходимо показать, частью какого общего проблемного поля является исследуемая проблема, в силу каких соображений студент придерживается той или иной модели исследования. б) принцип соразмерности. Если предпринимаются попытки проанализировать несколько подходов в обсуждении предмета теоретического исследования, то эти подходы по объему должны быть соизмеримы. в) принцип соблюдения авторства. Необходимо четко разграничить концепции авторов и собственные мнения, оценки, выводы, возражения студента. Любой факт собственного понимания студента должен быть специально оговорен ("как мы понимаем", "по нашему мнению" и т.д.).
В главе 2 описываются проведение и итоги эксперимента: его методы и методики, анализируются полученные данные. При описании методики или техники исследования всегда нужно делать ссылки на первоисточники — где и когда была предложена методика или техника, где она изложена достаточно подробно, кем была апробирована или адаптирована. Можно подробно не описывать те методики, которые общепризнаны в научном мире. При этом обязательны следующие составляющие:
1. Стратегия построения эксперимента и его план.
2. Процедура проведения эксперимента. В этой части излагается ход эксперимента, его этапы.
3. Обработка результатов. Для лучшей демонстрации полученных данных нужно использовать таблицы, графики, гистограммы, круговые диаграммы и т.д.
4. Требования к написанию заключения, оформлению списка литературы и приложений
В заключении подводятся итоги, делаются выводы по всей работе, определяется: достигнута ли цель и задачи, подтвердилась ли гипотеза исследования, соответствуют ли полученные экспериментальные данные теоретической части, показывается, как могут быть практически использованы положения данной работы, показываются возможности изменения сложившейся практики выполнения какой-либо работы, внедрения результатов работы , дальнейшие перспективы работы над темой. Важнейшее требование к заключению — его краткость и обстоятельность. Не следует повторять содержание введения, основной части работы и выводы, сделанные по главам. Выводы и рекомендации, содержащиеся в заключении, должны быть четкими и однозначными.
После заключения идет список литературы. Очень важно, чтобы этот список был составлен грамотно. Для студента, который составлял библиографические карточки и вел свой персональный каталог, эта работа не будет затруднительна. Список включает перечень официальных документов, литературу и ссылки на публикации в периодической печати. Например, для выпускной квалификационной работы количество источников должно быть не менее 50. Рекомендуется составлять список с единой нумерацией, по которой приводятся соответствующие ссылки при оформлении цитат. Например, (8, с.50), где первая цифра указывает на порядковый номер источника, вторая позиция — на страницу цитируемого источника.