Глава 2. эмпирическое исследование развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Описание методов исследования

Цель нашего исследования изучить особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Выборка данного исследования является группа детей 4 – 5 лет в количестве 20 человек, которые посещают группу МБДОУ № 13 города Сергиева Посада.

Для проведения данного исследования были подобраны следующие методики:

для диагностики образно - логического мышления:

«Раздели на группы».

Для диагностики развития речи:

«Расскажи по картинке», «Назови слова».

Данные методики взяты из учебника Р.С. Рогова «Психология», книга 3 «Психодиагностика» [18].

Методика «Раздели на группы». Приложение №1. Рис.1

Этот вариант методики, предназначен для диагностики образно - логического мышления, она рассчитана на детей в возрасте 4 -5 лет.

Цель данной методики – оценка развития образно-логического мышления ребёнка.

Ему показывают картинку, изображённую в приложении 2 и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно больше число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одно общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак по которому они выделены». На выполнение задания отводится 3 минуты.

Оценка результатов.

10 – баллов. Ребёнок выделил все группы фигур за время меньше чем 2 минуты. Эти группы фигур следующие : треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры, синие фигуры, большие фигуры, малые фигуры.

Замечание. Одна и та же фигура при классификациях может войти в несколько разных групп.

8-9 – баллов. Ребёнок выделил все группы фигур за время от 2 до 2,5 мин.

6-7 – баллов. Ребёнок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3 мин.

4-5 – баллов. За время 3 мин ребёнок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур.

2-3 – балла. За время 3 мин ребёнок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

0-1 – балл. За время 3 мин ребёнок сумел выделить не более одной группы фигур.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низки; 0-1 балл - очень низкий.

Методы диагностики речи.

Методика. «Назови слова».

Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребёнка. Взрослый называет ребёнку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 секунд, а на выполнение всего задания – 160 секунд.

1. Животные.

2. Растения

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качество выполняемых человеком действий.

Если ребёнок затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребёнка продолжить перечисления.

Оценка результатов.

10 – баллов. Ребёнок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8-9 – баллов. Ребёнок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6-7 – баллов. Ребёнок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4-5 – баллов. Ребёнок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2-3 – балла. Ребёнок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

0-1 – балл. Ребёнок за всё время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низки; 0-1 балл - очень низкий.

Методика. «Расскажи по картинке». Приложение №2. Рис.1, 2, 3.

Эта методика предназначена для определения активного словарного запаса ребёнка. Ребёнку дают внимательно рассмотреть картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает внимание на это.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребёнку предлагают рассказать о том. Что он видел в ней. На рассказ по каждой картинке отводится ещё по 2 мин.

Педагог-психолог проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребёнком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Оценка результатов.

10 - баллов. В речи ребёнка встречаются все 10 включённых в таблицу фрагментов речи.

8-9 – баллов. В речи ребёнка встречаются 8-9 из включённых в таблицу фрагментов речи.

6-7 – баллов. В речи ребёнка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.

4-5 – баллов. В речи ребёнка имеются только 4-5 из десяти включённых в таблицу фрагментов речи.

2-3 – балла. В речи ребёнка встречаются 2-3 из включённых в таблицу фрагментов речи.

0-1 – балла. В речи ребёнка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низки; 0-1 балл - очень низкий.

Наши рекомендации