Речь и ее развитие в онтогенезе. Методы диагностики речевых осоьенностей.
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком.
Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей опред. значение и смысл.
Рубинштейн: «Речь – это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания».
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный хар-р. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения ч-ка. Соответственно речь явл-ся полиморфной деятельность, т.е. в своих различ. функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Например, внешняя Р. - играет в основном роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная - чаще всего для запоминания информации и т.д.
2 основных функции речи (по Рубинштейну):
6. коммуникативная – как форма общения;
7. сигнификативная – как форма сущ-ния мысли, сознания.
Основные психологические теории, объясняющие процесс развития речи:
1. Теория научения.
Подражание и подкрепление явл-тся основными механизмами формирования и развития речи у ч-ка. У реб-ка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеч. речи. Получая положит., эмоц. подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала звуковой чел. речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил. Т.о., освоение речи сводится к научению всем ее основным элементам.
2. Н.Хомский: в организме и мозге ч-ка с рождения имеются некоторые специфич. задатки к усвоению речи. Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развтия речи с 1 до 3 лет. Данный возраст явл-ся сенситивным для формирования речи. В более широких возрастных границах ч-ка от года до половой зрелости (имеется в виду не только усвоение языка как средства общения, но и освоение его на понятийном уровне как средства мышления) развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне него язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. По данной причине взрослые иммигранты хуже усваивают чужой для них язык, чем их малолетние дети.
3. Когнитивная теория (Ж. Пиаже). Развитие речи зависит от присущей реб-ку с рождения спос-ти воспринимать и перерабатывать инф-цию. Этим и объясняется детское спонтанное словотворчество. Предполагается, что реч. развитие зависит от развития мышления, а не наоборот. Установлено, что 1ые высказывания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети обычно говорят о том, что для них интересно => на развитие речи влияет и мотивация реб-ка. Усвоение речи реб-ком начинается с выделения реч. сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связанная осмысленная внешняя речь, обуславливающая общение и мышление.
В последние годы ведется немало споров о том, является ли способность к усвоению речи у человека врожденной или нет. С одной стороны есть доказательства, что ни о какой врожденности речи человека говорить нельзя. Например, отсутствие каких бы то ни было признаков членораздельной человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не слышавших человеческого голоса. У человека только в условиях обучения и воспитания может появиться и развиваться понятийная речь. С другой стороны, имеется не мало доказательств, которые свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека. Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и др.) понимают обращенную к ним речь человека, избирательно реагируют на эмоционально-экспрессивные аспекты. Дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества других звуков, избирательно на нее реагировать и очень быстро обучаться. Другим доказательствам врожденных предпосылок к усвоению речи является типичная последовательность стадий ее развития. Эта последовательность одинакова у всех детей, независимо от того, где они родились, в какой культуре развивались. Речь ребенком не может быть усвоена раньше определенного периода времени, например, до одного года жизни.
Развитие речи в онтегенезе.
I. Подготовление словесной речи (до 2 лет).
Первы дни р-ка – хныканье, позднее – звуки зачатков лепета. Р-к начинает прислушиваться к звукам, связвает звуки голоса с присутствием взрослых. После 4 мес р-к начинает бессознательно подражать интонации и ритму голоса взрослых, в лепете р-ка появ-ся певучие гласные, повторяющиеся слоги. Первые слова связаны с эмоциональными переживаниями р-ка.
II. Первоначальное овладение языком (с 2 лет).
1. слова-предложения
2. двух-трехсловные предложения
III. Развитие речи в процессе реч. практики (с 2,5 до 6 лет).
Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи, но это происходит в первую очередь при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если такого общения не происходит, освоение речи замедляется. К 3 годам слово приобретает для него предметное значение. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь - количество понимаемых слов. Интенсивно разв-ся и активная речь: растет активный словарь, появ-ся 1ые фразы, 1ые вопросы, обращенные к взрослым.
IV. Развитие речи в связи с изучением языка (с 6-7 лет).
К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения (начинается обучение чтению и письму). Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности строения слова и построения фразы. К концу дошкольного возраста речь переходит в контекстную. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину и т.п. Развиваются все виды речи (диалог, монолог и т.д.).
Единство внутренней и внешней речи.
Внутренняя речь обособляется от внешней у детей постепенно и трудно.
Кольцова: «Умение детей думать про себя вырабатывается на 5-ом году жизни. А в первые годы роль мышечных ощущений настолько велика, что они не могут думать молча. Сначала дети произносят читаемые слова в слух, потом переходят на шепотную речь и только через год после обучения чтению, появляется умение читать молча. То, что внутренняя речь обособляется от внешней в детстве медленно и трудно - это проявление их единства».
Внешняя и внутренняя речь - это две стороны языка, обеспечивающие человеку выполнение функций абстрактно-логического мышления и общения с другими людьми.
Внутренняя речь участвует во всех мыслительных процессах направленных на решения каких-либо задач. Выступает как фаза планирования практической и теоретической деятельности. Ее характерные особенности: развернутость и ситуативность.
Проблема эгоцентрической речи.
Выготский, Пиаже.