Деятельностный подход в психологии.

Деятельностный подход в психологии.

Деятельностный подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 30–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л. Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьевым, совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - Подход деятельностный к коррекции психологической - формировался преимущественно в отечественной психологической школе; предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе коего клиент овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне реализовать контроль и управление внутренней и внешней активностью. Часто практикуется овладение внешним действием и последующая его интериоризация - переход во внутренний, идеальный план. Этот подход альтернативен подходу поведенческому, ориентируясь не на избавление от симптома как такового, а на построение новых внутренних систем.

Подход деятельностный к изучению психики:

1. Принцип изучения психики на основе разработанной К. Марксом категории деятельности предметной.

2. Теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре отражения психического в деятельности индивидов. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований отражения психического в ходе деятельности, исследуемой в ее развитии филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном ( филогенез; онтогенез).

Основные принципы деятельностного подхода:

1) принципы развития, историзма, предметности;

2) принцип активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность человеческой психики;

3) принцип интериоризации-экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта;

4) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности;

5) принцип анализа системного психики;

6) принцип зависимости отражения психического от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

В контексте подхода деятельностного выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе; разработаны представления:

1) о деятельности ведущей как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе;

2) об уподоблении как механизме формирования образа;

3) о структуре деятельности - деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы;

4) о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания;

5) об иерархии мотивов и смыслов личностных как единицах строения личности.

Подход деятельностный выступает как конкретно-научная методология для психологии возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и пр.

Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непросредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Рубинштейн: «Восприятие явл. чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств».

Основные свойства восприятия:

1. предметность – спос-ть отражать предметы и явл-я окруж. мира не в виде набора несвязанных др. с др. ощущений, а форме отд-х предметов;

2. целостность – спос-ть воспринимать целост. образ предмета;

3. структурность – спос-ть воспр-ть обобщенную структуру предмета, явл-я, которая формируется в течение некоторого времени;

4. константность – относительное постоянство некоторых св-в предметов при изменении условий их восприятия;

5.

Деятельностный подход в психологии.

Деятельностный подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 30–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л. Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьевым, совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - Подход деятельностный к коррекции психологической - формировался преимущественно в отечественной психологической школе; предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе коего клиент овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне реализовать контроль и управление внутренней и внешней активностью. Часто практикуется овладение внешним действием и последующая его интериоризация - переход во внутренний, идеальный план. Этот подход альтернативен подходу поведенческому, ориентируясь не на избавление от симптома как такового, а на построение новых внутренних систем.

Подход деятельностный к изучению психики:

1. Принцип изучения психики на основе разработанной К. Марксом категории деятельности предметной.

2. Теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре отражения психического в деятельности индивидов. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований отражения психического в ходе деятельности, исследуемой в ее развитии филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном ( филогенез; онтогенез).

Основные принципы деятельностного подхода:

1) принципы развития, историзма, предметности;

2) принцип активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность человеческой психики;

3) принцип интериоризации-экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта;

4) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности;

5) принцип анализа системного психики;

6) принцип зависимости отражения психического от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

В контексте подхода деятельностного выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе; разработаны представления:

1) о деятельности ведущей как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе;

2) об уподоблении как механизме формирования образа;

3) о структуре деятельности - деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы;

4) о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания;

5) об иерархии мотивов и смыслов личностных как единицах строения личности.

Подход деятельностный выступает как конкретно-научная методология для психологии возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и пр.

Наши рекомендации