Глава 1. Психологические особенности профессиональной мотивации.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Изучение учебно-профессиональной мотивации студентов СПбГПМУ
Студент 4 курса группа __458__ ________Заикина Анастасия Константиновна подпись | |
Научный руководитель к.пед.н., доц. каф. общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин ______Зинкевич Елена Романовна подпись | |
Санкт-Петербург – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Психологические особенности профессиональной мотивации.
1.1. Понятия мотивации, учебной мотивации и профессиональной мотивации…………………………………………………………………………7
1.2. Содержательная характеристика понятия «учебная мотивация»….......10
1.3. Источники и функции учебной мотивации……………………………..13
1.4. Учебно-профессиональная мотивация студента………………………..15
1.5. Межличностные отношения студента как фактор развития учебно-профессиональной мотивации………………………………………………….20
Глава 2. Методы и организации исследования…. ………………………...23
2.1. Этапы исследования…. ………………………………………………….23
2.2. Описание выборки …. …………………………………………………...25
2.3. Методы и методики исследования………………………………………29
2.4. Описание методов анализа……………………………………………….30
Глава 3. Анализ результатов исследования учебно-профессиональной мотивации студентов ГБОУ ВПО СПбГПМУ………………………….......31
3.1 Результаты исследования……………………………………………………31
3.1.1 Результаты исследования учебно-профессиональной мотивации у студентов факультета клинической психологии и студентов педиатрического факультета………………………………………………………………………..31
3.1.3 Результаты исследования личностных особенностей у студентов факультета клинической психологии и студентов педиатрического факультета………………………………………………………………………..33
3.1.2 Результаты исследования коммуникативных особенностей у студентов факультета клинической психологии и студентов педиатрического факультета……………………………………………………………………….37
3.1.4 Результаты особенностей психических состояний у студентов факультета клинической психологии и студентов педиатрического факультета………………………………………………………………………40
3.2 Результаты корреляционного анализа……………………………………43
Выводы…………………………………………………………………………..64
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………
Введение
Изменения, происходящие в новом тысячелетии во многих сферах деятельности человека, выдвигают новые требования к организации и качеству образования. Современный выпускник университета должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе. Необходимо прививать ему интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку постоянно развивающаяся система профессионального образования требует соответствия содержания, форм и методов обучения современным стандартам подготовки квалифицированного специалиста. В связи с этими изменениями проблема профессиональной мотивации приобретает сегодня особое значение.
Именно в этой проблеме специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение. Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере образования, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру. Эта проблема представлена практически во всех психолого-педагогических теориях, концепциях и подходах к обучению.
В психолого-педагогических исследованиях определены условия, влияющие на развитие как познавательной, так и профессиональной мотивации как устойчивой характеристики деятельности и личности обучающегося. В современном, быстро меняющемся обществе особенно важно продолжать исследование профессиональной мотивации студента на разных этапах развития его личности, используя при этом различные диагностические методики и приемы. Пути становления мотивации каждого студента индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы создавать все условия для правильного формирования и развития профессионально-ориентированной личности.
Цельюданной работы является изучение и сравнение учебно-профессиональной мотивации студентов различных факультетов СПбГПМУ.
Объектомисследования являются:
1) студенты факультета клинической психологии 1, 3, 4, 5 курсов
2) студенты педиатрического факультета 1, 3, 4, 5 курсов.
Предметомявляетсяучебно-профессиональная мотивация студентов СПбГПМУ.
Гипотеза исследования:
1. Существуют различия в учебно-профессиональной мотивации студентов факультета клинической психологии и педиатрического факультета СПбГПМУ.
2. Учебно-профессиональная мотивация изменяется в процессе обучения в ВУЗе.
Задачи исследования:
1. Изучить мотивацию учения студентов.
2. Исследовать коммуникативные особенности студентов.
3. Сформировать представление о социально-демографических характеристиках студентов.
4. Выявить личностные характеристики студентов.
5. Показать взаимосвязь изучаемых параметров.
Для выполнения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
o психодиагностические методы;
o количественный и качественный анализ;
o математико-статистический метод обработки (сравнение средних, корреляционный анализ, непараметрический критерий сравнения двух независимых выборок U - Манна-Уитни.
Исследование проводилось при помощи следующих психодиагностических методик и методов анализа:
1. Методика диагностики коммуникативных установок. В.Бойко.
2. Коммуникативная толерантность. В.Бойко.
3. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ). А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.
4. Морфологический тест жизненных ценностей. В.Ф.Сопов, Л.В. Карпушина
5. Изучение мотивов учебной деятельности студентов. А.А. Реан, В.А. Якунин.
6. Изучение мотивации обучения в ВУЗе. Т.И. Ильина.
7. Социально-демографическая анкета.
Этапы исследования
Данное исследование направлено на проверку гипотез:
существуют различия в профессиональной мотивации студентов факультета клинической психологии и педиатрического факультета СПбГПМУ;
учебно-профессиональная мотивация студентов изменяется в процессе обучения в ВУЗе.
Первый этап данного исследования – выбор контингента и формулирование темы, цели и гипотезы исследования, а также постановка задач.
Второй этап – ыбор психологических параметров и подбор необходимых методов и методик для их исследования
Третий этап – составление плана исследования и подготовка диагностического материала.
Четвертый этап – сбор эмпирических данных - диагностика испытуемых одинаковыми методами и методиками с регистрацией одних и тех же психологических параметров, изучение бланков регистрации и обработка полученных эмпирических данных
Пятый этап – анализ и интерпретация статистических показателей, корреляционный анализ, подведение итогов исследования.
Описание выборки
Для проведения исследования были опрошены 160 человек, из них:
Клинические психологи:
- 1 курс (20 чел.) - 4 курс (20 чел.)
- 3 курс (20 чел.) - 5 курс (20 чел.)
Педиатрический факультет:
- 1 курс (20 чел.) - 4 курс (20 чел.)
- 3 курс (20 чел.) - 5 курс (20 чел.)
Характеристика групп приводится в Приложение 1 (Таблица №1).
Таблица №1 – Характеристики групп
Характеристика | Группа педиатров (n=80) | Группа психологов (n=80) |
Семейное положение | 28 человек – замужем/женаты 52 человека – не замужем/женаты | 12 человек - замужем/женаты 68 человек – не замужем/женаты |
Дети | У 14 человек из 80 есть ребенок | У 2 человек из 80 есть ребенок |
Жилищные условия | 47 человек – проживают в общежитии 15 человек – снимают квартиру 18 человек – проживают с родителями | 35 человек – проживают в общежитии 23 человека – снимают квартиру 22 человека – проживают с родителями |
Семья | 64 человека из полных семей 16 человек из неполных семей | 56 человек из полных семей 24 человека из неполных семей |
Материальное положение* | 3 человека – неудовлетворительное 49 человек – удовлетворительное 23 человека – среднее 5 человек - хорошее | 4 человека – неудовлетворительное 56 человек – удовлетворительное 13 человек – среднее 7 человек - хорошее |
Доп. заработок/ хобби | 67 человек – работают, из них: 52 человека – работа по специальности 13 человек – не работают | 49 человек – работают, из них: 26 человека – работа по специальности 31 человек – не работают |
Причины поступления | 39 человек – мечтали с детства 24 человека – пошли по стопам родителей 17 человек – привлекла профессия | 57 человек – привлекла профессия 6 человек – ради высшего образования 17 человек – ради денежного заработка |
Качество образования | 62 человека из 80 довольны качеством своего образования | 59 человек из 80 довольны качеством своего образования |
Средний балл учебы | 4,1 | 4,3 |
Возраст | 68 человек находятся в диапазоне от 18-25 лет 12 человек находятся в диапазоне от 26-30 лет Средний возраст по группе 22,6 года | 77 человек находятся в диапазоне от 18-25 лет 3 человек находятся в диапазоне 26-30 человек Средний возраст по группе 22,1 год. |
*) - Материальное положение:
- Неудовлетворительное (не хватает на самое необходимое: еду, одежду)
- Удовлетворительное (денег хватает только на еду, необходимую одежду, ничего лишнего не могу себе позволить)
- Среднее (кроме самого необходимого могу позволить себе сходить в кафе, или купить понравившуюся одежду без повода)
- Хорошее (нет нужды в деньгах, не стеснен в средствах)
1. Методика диагностики коммуникативных установок. В.Бойко.
Данная методика предназначена для выявления негативных коммуникативных установок личности по отношению к другим людям. К таким установкам относятся: завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них; открытая жестокость в отношениях к людям; брюзжание, т. е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. Кроме этого, методика позволяет выявить обоснованный негативизм в суждениях о людях и негативный личный опыт общения с окружающими.
2. Коммуникативная толерантность. В.Бойко.
Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
В. В. Бойко (1996) выделяет следующие виды коммуникативной толерантности:
• ситуативная коммуникативная толерантность: она проявляется в отношениях данной личности к конкретному человеку; низкий уровень этой толерантности проявляется в высказываниях типа: «Терпеть не могу этого человека», «Он меня раздражает», «Меня все в нем возмущает» и т. п.;
• типологическая коммуникативная толерантность: проявляется в отношении определенного типа личности или определенной группы людей (представителей определенной расы, национальности, социального слоя);
• профессиональная коммуникативная толерантность: проявляется в процессе осуществления профессиональной деятельности (терпимость врача или медсестры к капризам больных, у работников сферы обслуживания – к клиентам и т. д.);
• общая коммуникативная толерантность: это тенденция отношения к людям в целом, обусловленная свойствами характера, нравственными принципами, уровнем психического здоровья; общая коммуникативная толерантность влияет на другие виды коммуникативной толерантности, которые рассмотрены выше.
3. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ). А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина.
Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО) разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993). Он предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) рассчитан на использование специалистами с различным уровнем специальной подготовки: психологами, психофизиологами и психиатрами. В зависимости от подготовки пользователя результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от общего заключения до подробной личностной характеристики.
Теоретической основой теста является представление об адаптации как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям окружающей среды, затрагивающей все уровни функционирования человека. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен и его эффективность зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов: генетически обусловленных свойств нервной системы и приобретенного социального опыта, условий развития и воспитания, жизненных установок и многого другого. Однако можно выделить ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной стабильностью и во многом определяет успех процесса адаптации в самых различных условиях деятельности.
4. Морфологический тест жизненных ценностей. В.Ф.Сопов, Л.В.Карпушина.
Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» понимается отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.
Перечень жизненных ценностей включает:
1. Развитие себя. Т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.
6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.
Перечень жизненных сфер:
1. Сфера профессиональной жизни.
2. Сфера образования.
3. Сфера семейной жизни.
4. Сфера общественной активности.
5. Сфера увлечений.
6. Сфера физической активности.
Опросник позволяет определить ценностную направленность человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных.
В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Критический порог - 42 балла, после которого результаты можно признать недостоверными.
5. Изучение мотивов учебной деятельности студентов. А.А.Реан, В.А.Якунин.
Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А. Якунина). Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.
Список мотивов:
1. Стать высококвалифицированным специалистом.
2. Получить диплом.
3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.
4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.
5. Постоянно получать стипендию.
6. Приобрести глубокие и прочные знания.
7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
8. Не запускать предметы учебного цикла.
9. Не отставать от сокурсников.
10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
11. Выполнять педагогические требования.
12. Достичь уважения преподавателей.
13. Быть примером сокурсникам.
14. Добиться одобрения родителей и окружающих.
15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
16. Получить интеллектуальное удовлетворение.
Назначение теста – изучение мотивов учебной деятельности студентов.
6. Изучение мотивации обучения в ВУЗе. Т.И.Ильина.
При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.
Описание методов анализа.
В данной курсовой работе для сравнительного анализа использовался непараметрический метод сравнения средних Мана-Уитни.
Для оценки взаимосвязей между показателями был использован корреляционный анализ по методу Спирмена. Основными задачами корреляционного анализа в данном исследовании являются оценка силы связи и проверка статистических гипотез о наличии и силе корреляционной связи.
Результаты исследования
3.1.1 Результаты исследования учебно-профессиональной мотивации у студентов факультета клинической психологии и студентов педиатрического факультета
Учебно-профессиональная мотивация у студентов исследовалась с помощью методики «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» Т.И. Ильина.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №1.
Гистограмма №1 – Результаты исследования учебно-профессиональной мотивации у студентов 1 курса факультета клинической психологии и студентов 1 курса педиатрического факультета с помощью методики «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» Т.И. Ильина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №1, для студентов 1 курса факультета клинической психологии (ФКП) характерны более высокие показатели по шкале «приобретение знаний» (р<0,001), «получение диплома» (р<0,001) и низкие показатели по шкале «овладение профессией» (р<0,05), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 1 курса педиатрического факультета. То есть у студентов 1 курса ФКП мотивация обучения в первую очередь связана с приобретением знаний и получением диплома, тогда как у студентов 1 курса педиатрического факультета с овладением профессии.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №2.
Гистограмма №2 – Результаты исследования учебно-профессиональной мотивации у студентов 3 курса ФКП и студентов 3 курса педиатрического факультета с помощью методики «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» Т.И. Ильина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №2, для студентов 3 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкалам «приобретение знаний» (р<0,05) и «овладение профессией» (р<0,05), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 3 курса педиатрического факультета. То есть у студентов 3 курса ФКП мотивация обучения в первую очередь связана с приобретением знаний и овладением профессией.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №3.
Гистограмма №3 – Результаты исследования учебно-профессиональной мотивации у студентов 4 курса ФКП и студентов 4 курса педиатрического факультета с помощью методики «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» Т.И. Ильина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №3, для студентов 4 курса педиатрического факультета характерны более высокие показатели по шкалам «приобретение знаний» (р<0,001), «овладение профессией» (р<0,001) и «получение диплома» (р<0,001), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 4 курса ФКП. То есть у студентов 4 курса педиатрического факультета мотивация обучения в первую очередь связана с приобретением знаний, овладением профессией и получением диплома.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №4.
Гистограмма №4 – Результаты исследования учебно-профессиональной мотивации у студентов 5 курса ФКП и студентов 5 курса педиатрического факультета с помощью методики «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» Т.И. Ильина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №4, для студентов 5 курса педиатрического факультета характерны более высокие показатели по шкалам «приобретение знаний» (р<0,05) и «овладение профессией» (р<0,05), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 5 курса ФКП. То есть у студентов 5 курса педиатрического факультета мотивация обучения в первую очередь связана с приобретением знаний и овладением профессией.
3.1.2 Результаты исследования коммуникативных особенностей у студентов факультета клинической психологии и студентов педиатрического факультета
Коммуникативные особенности у студентов исследовались с помощью «Методики диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №5.
Гистограмма №5 – Результаты исследования коммуникативных установок у студентов 1 курса факультета клинической психологии и студентов 1 курса педиатрического факультета с помощью «Методики диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко (средние баллы)
Как видно из гистограммы №5, для студентов 1 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкалам «обоснованный негативизм» (р<0,05) и «брюзжание» (р<0,05), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 1 курса педиатрического факультета. То есть у студентов 1 курса ФКП коммуникативные установки выражаются в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия, а также склонностью делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №6.
Гистограмма №6 – Результаты исследования коммуникативных установок у студентов 3 курса факультета клинической психологии и студентов 3 курса педиатрического факультета с помощью «Методики диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко (средние баллы)
Как видно из гистограммы №6, для студентов 3 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкалам «брюзжание» (р<0,05) и менее низкие по шкалам «обоснованный негативизм в суждениях о людях» (р<0,05) и «негативный личный опыт общения с окружающими» (р<0,05) достоверно отличающиеся от показателей у студентов 3 курса педиатрического факультета. То есть у студентов 3 курса ФКП коммуникативные установки выражаются в склонности делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью, тогда как для студентов 3 курса педиатрического факультета коммуникативные установки выражаются в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия, а также в том, в какой мере им везет в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №7.
Гистограмма №7 – Результаты исследования коммуникативных установок у студентов 4 курса факультета клинической психологии и студентов 4 курса педиатрического факультета с помощью «Методики диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко (средние баллы)
Как видно из гистограммы №7, для студентов 4 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкалам «завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них» (р<0,05) и «обоснованный негативизм в суждениях о людях» (р<0,05), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 4 курса педиатрического факультета. То есть у студентов 4 курса ФКП коммуникативные установки выражаются в завуалированной жестокости в отношениях к людям и объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №8.
Гистограмма №8 – Результаты исследования коммуникативных установок у студентов 5 курса факультета клинической психологии и студентов 5 курса педиатрического факультета с помощью «Методики диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко (средние баллы)
Как видно из гистограммы №8, для студентов 5 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкале «завуалированная жестокость в отношениях к людям» (р<0,001), «обоснованный негативизм в суждениях о людях» (р<0,05) и менее низкие показатели по шкале «негативный личный опыт общения с окружающими» (р<0,001), достоверно отличающиеся от показателей у студентов 5 курса педиатрического факультета. То есть для студентов 5 курса ФКП коммуникативные установки выражаются в завуалированной жестокости в отношении к людям и в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия, тогда как для студентов 5 курса педиатрического факультета коммуникативные установки проявляются в том, в какой мере им везет в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности.
3.1.3 Результаты исследования личностных особенностей у студентов факультета клинической психологии и студентов педиатрического факультета
Личностные особенности у студентов исследовались с помощью «Многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность»» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №9.
Гистограмма №9 – Результаты исследования личностных особенностей у студентов 1 курса факультета клинической психологии и студентов 1 курса педиатрического факультета с помощью «Многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность»» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №9, для студентов 1 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкалам «коммуникативные способности» (КС) (р<0,001) и «личностный адаптивный потенциал» (ЛАП) (р<0,001) достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 1 курса педиатрического факультета. То есть для студентов 1 курса ФКП характерен более высокий уровень развития коммуникативных способностей, они легко устанавливают контакты с сокурсниками, окружающими, а также легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №10.
Гистограмма №10 – Результаты исследования личностных особенностей у студентов 3 курса факультета клинической психологии и студентов 3 курса педиатрического факультета с помощью «Многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность»» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №10, для студентов 3 курса педиатрического факультета характерны более высокие показатели по шкалам «нервно-психическая устойчивость» (НПУ) (р<0,001) и «личностный адаптивный потенциал» (ЛАП) (р<0,001) достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 1 курса ФКП. То есть для студентов 3 курса педиатрического факультета характерен более высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности, а также они легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №11.
Гистограмма №11 – Результаты исследования личностных особенностей у студентов 4 курса факультета клинической психологии и студентов 4 курса педиатрического факультета с помощью «Многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность»» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №11, для студентов 4 курса ФКП характерны более высокие показатели по всем шкалам методики: «адаптивные способности» (АС) (р<0,001), «нервно-психическая устойчивость» (НПУ) (р<0,001), «коммуникативные способности» (КС) (р<0,001), «моральная нормативность» (МН) (р<0,001) и «личностный адаптивный потенциал» (ЛАП) (р<0,001) достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 4 курса педиатрического факультета. То есть для студентов 4 курса ФКП характерен более высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, реальное восприятие действительности, высокий уровень развития коммуникативных способностей, возможность реально оценивать свою роль в коллективе, ориентироваться на соблюдение общепринятых норм поведения, а также они легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №12.
Гистограмма №12 – Результаты исследования личностных особенностей у студентов 5 курса факультета клинической психологии и студентов 5 курса педиатрического факультета с помощью «Многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность»» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина (средние баллы)
Как видно из гистограммы №12, для студентов 5 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкале «нервно-психическая устойчивость» (НПУ) (р<0,05) и менее низкие по шкалам «адаптивные способности» (АС) (р<0,001) и «моральная нормативность» (МН) (р<0,05), достоверно отличаются от показателей у студентов 5 курса педиатрического факультета. То есть для студентов 5 курса ФКП характерен более высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, тогда как студенты 5 курса педиатрического факультета реально оценивает свою роль в коллективе и ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения.
3.1.4 Результаты особенностей психических состояний у студентов факультета клинической психологии и студентов педиатрического факультета
Особенности психических состояний у студентов исследовались с помощью опросника «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №13.
Гистограмма №13 – Результаты исследования психических состояний у студентов 1 курса факультета клинической психологии и студентов 1 курса педиатрического факультета с помощью опросника «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой (средние баллы)
Как видно из гистограммы №13, статистически достоверных различий между группами по шкалам опросника «Степень хронического утомления» выявлено не было.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №14.
Гистограмма №14 – Результаты исследования психических состояний у студентов 3 курса факультета клинической психологии и студентов 3 курса педиатрического факультета с помощью опросника «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой (средние баллы)
Как видно из гистограммы №14, для студентов 3 курса педиатрического факультета характерны более высокие показатели по шкалам «индекс хронического утомления» (ИХРУ) (р<0,001), «симптомы физиологического дискомфорта» (р<0,05), «снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт» (р<0,001) и «нарушения в эмоционально-аффективной сфере» (р<0,05), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 3 курса ФКП. То есть для студентов 3 курса педиатрического факультета характерна выраженная степень хронического утомления, сочетающаяся с симптомами физиологического и когнитивного дискомфорта, снижением общего самочувствия и нарушением в эмоционально-аффективной сфере.
Получены статистически значимые результаты, которые приводятся в гистограмме №15.
Гистограмма №15 – Результаты исследования психических состояний у студентов 4 курса факультета клинической психологии и студентов 4 курса педиатрического факультета с помощью опросника «Степень хронического утомления» А.Б. Леоновой (средние баллы)
Как видно из гистограммы №15, для студентов 4 курса ФКП характерны более высокие показатели по шкалам «индекс хронического утомления» (ИХРУ) (р<0,001), «симптомы физиологического дискомфорта» (р<0,05), «нарушения в эмоционально-аффективной сфере» (р<0,05), достоверно отличающиеся от выраженности показателей у студентов 4 курса педиатрического факультета. То есть для студентов 4 курса ФКП характерно наличие признаков хронического утомления и нарушений в эмоционально-аф<