Правовая охрана нераскрытой информации
Согласно ст. 998 ГК Республики Беларусь к объектам права промышленной собственности относится также нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау).
Охрана нераскрытой информации базируется на положениях статей ГК Республики Беларусь, норм Положения о коммерческой тайне, а также на локальных нормативных актах организаций.
Нераскрытая для третьих лиц информация субъекта хозяйствования о различных сторонах и сферах деятельности и представляющая для него ценность по коммерческим причинам является собственностью организации (индивидуального предпринимателя) и объектом права, подлежащего защите.
Законодательство относит к нераскрытой (конфиденциальной) информации служебную и коммерческую тайну.
Согласно ст. 140 ГК Республики Беларусь нераскрытой является информация в следующих случаях:
— имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность;
— неизвестна третьим лицам;
— к ней нет свободного доступа на законных основаниях;
— охраняется ее обладателем принятием соответствующих мер от разглашения конфиденциальности.
Право на защиту нераскрытой информации действует до тех пор, пока информация отвечает вышеназванным требованиям.
При этом, согласно пункту 3 ст. 140 ГК Республики Беларусь, к категории нераскрытой информации не относятся государственные секреты, они охраняются специальным законодательством.
Статьей 1010 ГК Республики Беларусь к нераскрытой информации относится техническая, организационная или коммерческая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау).
Право на защиту нераскрытой информации от незаконного использования возникает независимо от выполнения в отношении этой информации каких-либо формальностей (ее регистрация, получение свидетельств и др.).
Правила о защите нераскрытой информации не применяются в отношении сведений, которые в соответствии с законодательством не могут составлять служебную или коммерческую тайну.
В частности, согласно пункту 4 Положения о коммерческой тайне коммерческую тайну субъекта хозяйствования не могут составлять учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест.
В соответствии со ст. 1012 ГК Республики Беларусь лицо, обладающее нераскрытой информацией, может передать все или часть сведений, составляющих содержание этой информации, другому лицу по лицензионному договору. При этом лицензиат обязан принимать надлежащие меры по охране конфиденциальности информации, полученной по договору, и имеет те же права на ее защиту от незаконного использования третьими лицами, что и лицензиар. Поскольку в договоре не предусмотрено иное, обязанность сохранять конфиденциальность информации лежит на лицензиате и после прекращения лицензионного договора, если соответствующие сведения продолжают оставаться нераскрытой информацией.
Лицо, без законных оснований получившее или распространившее нераскрытую информацию либо использующее ее, обязано возместить ее владельцу убытки, причиненные ее незаконным использованием (пункт 2 ст. 140, пункт 1 ст. 1011 ГК Республики Беларусь).
Работники, разгласившие служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе по контракту, и контрагенты, сделавшие это, также обязаны возместить причиненные убытки.
Если лицо, незаконно использующее нераскрытую информацию, получило ее от лица, которое не имело права ее распространять, о чем приобретатель информации не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель), правомерный обладатель нераскрытой информации вправе потребовать от него возмещения убытков, причиненных использованием нераскрытой информации после того, как добросовестный приобретатель узнал, что ее использование незаконно.
Лицо, правомерно обладающее нераскрытой информацией, вправе потребовать от того, кто ее незаконно использует, немедленного прекращения ее использования. Однако суд с учетом средств, израсходованных добросовестным приобретателем нераскрытой информации на ее использование, может разрешить ее дальнейшее использование на условиях возмездной исключительной лицензии.
Лицо, самостоятельно и правомерно получившее сведения, составляющие содержание нераскрытой информации, вправе использовать эти сведения независимо от прав обладателя соответствующей нераскрытой информации и не отвечает перед ним за такое использование.