Понятие высших психических функций и память как ВПФ.
Вся концепция Л.С. Выготского строится на понятиях низших психических функций (НПФ) и высших психических функций (ВПФ).
Проведем сравнительный анализ:
НПФ | ВПФ |
Это примитивные психические функции, которые заложены в человеке от природы. Натуральные (исходные) психические функции индивида по своему характеру являются непосредственными и непроизвольными, обусловлены, прежде всего, биологическими факторами. | Это сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. В процессе овладения субъектом системами знаков (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в высшие психические функции. |
Отличительные характеристики: 1. Непроизвольность – человек не контролирует их (или мало контролирует, т.к. не может полностью подавлять или игнорировать, как, например, чувство голода, которое запускает поисковое поведение – можно отложить реализацию по времени, но нельзя полностью проигнорировать). Пример с памятью: маленький ребенок непроизвольно и спонтанно осваивает человеческую речь, жесты и мимику из окружающего мира, механически запоминая и копируя образы. А вот уже сознательное изучение дополнительного иностранного языка будет – ВПФ. 2. Непосредственность – процесс работы НПФ происходит без привлечения дополнительных средств. Реализуются НПФ спонтанно. | Отличительные характеристики: 1. Произвольность – носят произвольный характер 2. Осознанность – т.е. процесс запоминания осознается сами человеком в процессе запоминания 3. Опосредованность – т.е. необходимость использования определенного средства при произвольном управлении. Главным средством является речь. Также пример опосредованности запоминания – узелки на память. 4. Системность – любая ВПФ – это психологическая система. Например, память не есть сама по себе – она всегда связана с другими психологическими функциями (мышление, речь). 5. Социальность – любая ВПФ по своему происхождению – социальна, т.е. требует определенной социальной ситуации, в которой она возникнет. |
Если рассматривать процесс развития ВПФ, то они появляются и формируются из НПФ. Сначала все психические функции существуют в своем природном первоначальном виде и только в развитии индивида, с приобретением опыта НПФ становится ВПФ посредством процесса интериоризации. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями. Например, как утверждал Выготский, если раньше приказ (запомнить что-то) и исполнение (само запоминание) были разделены между двумя людьми, то теперь оба действия выполняются одним и тем же человеком. Тем не менее, натуральное развитие продолжается, но внутри и под контролем культурного.
Память, как ВПФ, по Выготскому – это прежде всего процесс осознанного опосредованного запоминания. В ходе своего развития память человека претерпевает существенные изменения. В начале человек непосредственно запоминает информацию, не подвергая ее какой-либо обработке. В ходе своего развития индивид приобретает навыки использования средств для запоминания нового материала (первое из средств – это речь). В процессе освоения процедуры опосредования меняется место памяти в системе психических функций. То, что при непосредственном запоминании берется непосредственно памятью, то при опосредованном запоминании берется с помощью ряда психических операций, которые могут не иметь ничего общего с памятью; происходит, следовательно, замещение одних психических функций другими. Др. словами, в ходе развития памяти, изменяется не только и не столько структура самой функции, сколько изменяется характер функций, с помощью которых происходит запоминание, изменяется межфункциональное отношение, связывающее память с другими функциями.