Виды памяти и возможности их классификации.
Основание для классификации | Вид памяти | Описание вида памяти |
По основному процессу, который обслуживает память. | Двигательная | Связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и др. видах деятельности человека. |
Эмоциональная | Память на эмоционально окрашенные события. Имеет важное значение в жизни человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память м.б. прочнее других видов памяти. Наблюдается эффект «мнемической фотовспышки» - в сильно эмоциональный момент в памяти откладываются все мельчайшие подробности ситуации. | |
Образная | Связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Например: память музыкальная, слуховая, тактильная. Образы м.б. разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. | |
Словестно-логическая | Память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. | |
По форме управления | Непроизвольная | Процесс запоминания, протекающий на фоне (в контексте) деятельности, направленной на решение немнемических задач. Это продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности субъекта. Продуктивность зависит от: цели объекта деятельности, побуждающего мотива, интереса, эмоций. Непроизвольная память – это ранняя генетическая форма памяти. |
Произвольная | Процесс запоминания, который осуществляется в форме сознательной деятельности, имеющей мнемическую направленность и включающей совокупность специальных мнемических действий. Продуктивность зависит от использования рациональных приемов (составление плана, сравнение, классификация, систематизация). Необходимое условие – повторение. | |
По механизму работы | Сверхкратковременная | Самая кратковременна память (250-300 мс). Однако имеет эффект запечатления – фотографирования. К сперхкратковременной памяти относят: память иконическую (как отпечаток на центральной части сетчатки), память эхоическую (копия акустической информации), память сенсорную (сенсорный регистр) – отпечаток сенсорного восприятия. |
Кратковременная | Время – от 30 сек до 2-3 мин, объем – 10-12 единиц для букв и цифр, для слов/понятий – 7-9 единиц. На уровне работы сознания человек может охватить определенный объем, который переживается как настоящий момент. | |
Долговременная | И. Тулвинг выделяет 3 вида: память процедурная, память семантическая, память эпизодическая. Процедурная память – низшая форма памяти, в которой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями (рефлексы, навыки). Семантическая память – система для приема, хранения и восстановления систематизированного и обобщенного знания субъекта о мире, а также о словах и др. языковых символах, их значениях и правилах манипулирования с ними, формулах и алгоритмах. Эпизодическая память (или автографическая) – хранит информацию о событиях, разворачивающихся во времени, и о связях между этими событиями; последние всегда автобиографичны (путешествия, первый поцелуй, обед в ресторане и т.д.). Это стабильная фаза памяти, которая предполагает сохранение следа за счет структурных изменений, вызванных к жизни в процессе их консолидации. |
Модели памяти.
ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ
Название теории | Краткое описание |
Ассоцианистическая теория | Одна из первых. Представители: Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер. Центральное понятие – «ассоциация» - обозначает связь, соединение и выступает в качестве объяснительного принципа всех психических образований. Необходимым и достаточным основанием для образования связи между 2-мя впечатлениями они считали одновременность появления их в сознании. Т.о. память в данном подходе – не активный процесс (деятельность) человека с предметами или их образами, а как механистически складывающийся продукт ассоциаций. Выделяли 3 типа ассоциаций: - по смежности, - по сходству, - по контрасту. Запоминание – это связывание нового с уже имеющимся в опыте. |
Теория бихевиористов | Продолжили работы ассоцианистов. Представители: Э. Торндайк, Э.Толмен. Центральное понятие – «стимул-реакция». Проблему памяти изучали в контексте формирования и усвоения навыка. Память, по их мнению, - это приобретение различных двигательных и речевых навыков. Исследовали проблему заучивания наизусть и влиянии количества повторений на успешность заучивания. |
Семантический подход | Критиковали ассоционистов. Основал Ф. Бартлет. Основная идея – человек крайне редко оказывается в ситуации запоминания бессмысленных данных. Основной метод исследования – «Последовательное воспроизведение материала» (испорченный телефон). Его выводы: - сначала человек ищет смысл целого, происходит отделение главного от второстепенного; - при последовательном повторении, в независимости от исходного материала, рассказ превращается в схему, которая упрощается до некоторой последовательной логической линии; - после выделения схемы, процесс ее искажения – незначителен. |
Гештальт теория | Активно критиковали ассоцианистов. Представители: К. Левин (Б.В. Зейгарник), В. Кёлер, К. Коффка, М. Вертгеймер. Основное понятие – целостность (гештальт). Считали, что в основе образования ассоциаций лежит закон целостности. Целое не сводится к простой сумме элементов. Ведущее условие запоминания у них – структура материала. Для запоминания неорганизованного материала необходимо сильное намерение субъекта (интенция). Т.о. память у гештальтов – это процесс организованного запоминания. Их недостаток – совсем не учитывали деятельность субъекта. |
Социально-психологический подход | Основал Пьер Жане. Считал, что и ассоционисты (Эббингауз) правы и семантисты (Бартлет) правы, т.к. каждый из них изучал разные типы памяти. В результате исследований установил 2 вида памяти: механическую - феномен реминисценции (восстановление забытого), и смысловую – это некое социальное действие. Стал предпосылкой культурно-исторического подхода |
Культурно-исторический подход (Личностные теории) | Представители: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. Центральное понятие - интерес, внимание, осознание задачи, эмоции индивида в процессе запоминания и сохранения материала. Первые, кто серьёзно задумался над процессами сохранения материала. Суть теории в социальной природе памяти. Память – это социальная форма поведения индивида, некое специфически управляемое действие. |
Деятельный подход | Основал А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко. Суть метода – человек лучше запоминает тот материал, который связан с его деятельностью. В результате экспериментов А.Н. Леонтьев вывел «параллелограмм развития». |
Информационный подход | Самая современная теория. Представители: Г.Г.Вучетич, Л.М. Веккер и др. Суть подхода – разделение психики на НПФ и ВПФ ( и памяти в том числе). Суть исследований памяти – попытка найти количественную меру запоминаемого материала – количество информации. Установили, что объем кратковременной памяти, определяется количеством символов независимо от содержащихся в них информации. Возникла проблема кодирования – как закодировать материал, чтобы информации было больше? Ввели понятие мнемической деятельности. Разработали Метод микроструктурного анализа. |