Методика двойной стимуляции.
«Методика двойной стимуляции» или «Методика функциональные эквивалентные понятия Выготского-Сахарова».
Данная методика направлена на исследование понятийного мышления человека, его функционального развития.
Понятийное мышление - (вербально-логическое), один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий. Понятийное мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре понятийного мышления формируются и функционируют различные виды обобщений.
Эта методика разработана в конце 20-х годов под руководством Л.С.Выготского его учеником Л.С.Сахаровым с учетом методических приемов, предложенных в вюрцбургской школе (Нарцисс Ах).
Исходная ситуация в методике образования искусственных понятий включает два ряда стимулов:
1. Первый - это определенный набор объектов, отличных друг от друга по ряду признаков, каждый из которых имеет несколько параметров. В методике Аха такими объектами были картонные геометрические тела, различные по цвету (4 параметра - красный, зеленый, желтый, синий), форме (3 параметра - кубы, пирамиды, цилиндры), весу (тяжелые и легкие) и размеру (большие и малые).
2. Второй ряд стимулов - набор условных обозначений, бессмысленных слогов или слов. Путем совмещения двух данных рядов экспериментатор строит искусственные понятия. Для этого он сочетает признаки объектов (или некоторые из них), давая каждому сочетанию свое обозначение. Значимыми для построения экспериментальных понятий в методике Аха были два признака - вес и размер. Сочетание параметров этих признаков разделяет объекты на 4 группы - искусственные понятия.
Таким образом, понятие (в экспериментальном исследовании) - это группа, или класс объектов, имеющих общее обозначение и обладающих хотя бы одним общим признаком. Для испытуемого образование понятия – это выделение их значимых общих признаков (содержание понятия).
В процессе образования понятия субъект присваивает условное значение первоначально бессмысленного слова, которое представляет ему теперь группу сходных между собой объектов. Особенности этого усвоения зависят от задачи, которая ставится перед испытуемым, предполагая освоение того или иного понятия. Инструкция испытуемого сводится к тому, чтобы определить (выбрать среди предъявленных объектов) все фигуры с одинаковым названием и обосновать свой выбор.
Модификация Выготского-Сахарова:
Стимульная ситуация по сравнению с методикой Аха изменяется незначительно. Похожие экспериментальные объекты - объемные геометрические фигуры - различаются также по 4-м признакам, правда, вместо веса - высота (высокие и низкие объекты). Искусственных понятий, полученных сочетанием параметров высоты и общего размера - тоже четыре (см. рис. 1). Общее число объектов - около 20-30; так же, как объем каждого понятия, оно не фиксировано.
Рис. 1
Высота | |||
Размер | Таро | Фаль | Маленький |
Гацун | Рас | Большой | |
Высокий | Низкий |
Процедура проведения опыта:
- объекты расположены в беспорядке на поле перед испытуемым. Опыт начинается с того, что экспериментатор выбирает одну из фигур (например, "Рас"), показывает ее название испытуемому и, выложив ее на площадку непосредственно перед ним, ставит основную задачу - отобрать из поля все остальные "расы". Так испытуемый получает первый положительный пример-образец задуманного экспериментатором искусственного понятия и начинает свою работу. Выложенный им на площадку ряд объектов (смотреть на их названия при этом нельзя) фиксируется.
- Затем, если отобранный ряд не соответствует понятию, экспериментатор показывает испытуемому данное несоответствие двумя способами: либо доставая из поля и показывая ему оставшийся там "рас", либо обнаруживая "не-рас" среди отобранных на площадке. Этот объект становится вторым (положительным или отрицательным) примером-образцом, он ставится на площадку рядом с первым, а все остальные возвращаются на поле. Задача остается прежней, и испытуемый вновь отбирает определенный ряд объектов.
- <...> Этот циклический "алгоритм" - предъявление нового образца и выбор объектов - продолжается до тех пор, пока задача не будет выполнена правильно, либо сам опыт не перестанет иметь смысл, т.е. выявится устойчивая стратегия испытуемого при выборе объектов по образцу.
Результаты опыта, которые принимаются к анализу, - это ряды отобранных испытуемым фигур. Объективные характеристики каждого такого ряда являются критерием для определения тех психологических средств, которые использует субъект при решении задачи, т.е. понятий и их функциональных эквивалентов.
Финал эксперимента – образование истинного понятия.
Значение и смысл слов.
Значение слова – основная форма существования понятия. Понятие – основной инструмент словесно-логического мышления. Охватывает не единичные объекты и явления, а их группы и классы, позволяет фиксировать с помощью вербального кода общие и специфические свойства всех объектов конкретного класса. На протяжении становления словесно-логического мышления виды обобщения выстраиваются в иерархическую структуру. Освоение словесно-логическим мышлением требует высокого уровня речевого развития и овладения простыми, а за тем сложными логическими операциями.
В процессе онтогенеза формирование псевдопонятий (тот смысл, который ребенок вкладывает в общепринятое значение слова) происходит в первую очередь. Это формирование, как формирование житейских понятий, основано на практическом опыте, преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи, преобладают конкретные, ситуационные элементы. Ребенок практически представляет себе, что означает каждое из этих понятий, и соответствующее слово вызывает у него образ той практической ситуации, в которой он имел дело с этим предметом. Так, например, «собака» для конкретного ребенка – это собака, которая живет у него в доме, или собака, которую он встречает каждый день, когда идет гулять, или игрушка, которую ему подарили на день рождения, или все это вместе (конкретные животные и игрушки) по принципу комплекса образуют псевдопонятие. Объединение в категорию, в понятие, объясняется описанием названного предмета, выделением /описанием его конкретных признаков (большая коричневая) или основных функций (собака - лает).
Истинные понятия отличает наличие отвлеченных логических связей, они строятся с участием вербально-логических операций, через введение понятий в систему более общей логической категории. Выделяются общие признаки (комбинация признаков) для объектов соответствующих данным понятиям, и это понятие координируется с другими – более общими и более частными. Так, та же большая коричневая собака будет включена в понятие породы – ротвейлер, далее включена в понятие «собака», далее включена в более общее понятие домашних животных и т. д.
Процесс формирования истинных понятий - это и есть процесс формирования речевого мышления.
Смысл слова – создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что направлены его действия, как на свой непосредственный результат (цель). Именно отношение мотива к цели, по Леонтьеву, порождает личностный смысл, причем смыслообразующая функция принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, смыслы становятся единицами сознания, образуют его. Уже в рамках сознания смысл вступает с другими его образующими, в частности со значениями, выражаясь через последнее.
Другими словами:
§ Смысл – единица сознания. Формируется в деятельности. Сугубо индивидуален («личностный смысл»). Изменяется и развивается в процессе жизни.
§ Значение – элемент образующий смысл. Значение – это способ выражения смысла через понятие (истинное или псевдопонятие). Значений м.б. много, а смысл – один. Значение – это форма существования понятия – инструмента словесно-логического мышления.
Вопрос 37 Определение и основные процессы памяти. Виды памяти и возможности их классификации. Модели памяти. Закономерности памяти: кривые забывания, закон «края ряда», память и деятельность, мотивация и запоминание.