Экспериментальные исследования мышления.
Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Первые опыты были проведены представителями Вюрцбургской психологической школы (К. Бюлер, Н. Ах). Под влиянием экспериментальных исследований мышление рассматривается как умственное действие, в котором можно выделить ряд мыслительных процессов (планирование, проектирование, предсказывание, оценивание, понимание, умозаключение) и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
2.1. Эксперименты Вюрцбургской школы.
Представители этой школы впервые подвергли экспериментальному исследованию мышление. Они ввели в психологию следующие методики:
- Методика предъявления задач
- Метод систематического экспериментального самонаблюдения Н. Аха (преобразовали интроспекцию В.Вундта).
- Метод двойной стимуляции (впоследствии его в модифицированном виде использовал Л.С. Выготский[2])
Представители Вюрцбургской школы экспериментальным путем установили:
1. Выдвинули положение, что ощущения и наглядные представления выполняют в мышлении лишь вспомогательную, побочную роль.
2. Выдвинули теорию без-образной или ненаглядной мысли. Без-образное мышление – это мышление свободное от чувственных элементов, т.е. у человека могут возникать мысли без возникновения в сознании каких-либо образов (они это заметили в экспериментах на систематическую интроспекцию).
3. Выделили в содержании мышления особые состояния сознания, знания ненаблюдаемого типа, особые акты сознания (сознание правил, сознание отношение, мысли-интенции).
4. Дали описание процесса решения творческих задач (Зельц), центральным звеном которого является – «антиципирующая схема» - она направляет и контролирует ход мысленного процесса до тех пор, пока не будет заполнена содержащаяся в ней «брешь».
Недостатки исследований этой школы в том, что они не связывали мышление и речь. Их много критикуют. Однако, многие их эксперименты лежат в основе современных исследований. Наибольшее распространение получил метод двойной стимуляции. Сейчас под понятием метода двойной стимуляции принято рассматривать целый ряд методик, основанных на принципе знакового опосредования. Рассмотрим подробно модификацию Выготского-Сахарова (см. сноску).
Методика двойной стимуляции Выготского-Сахарова:
Впервые этот метод был использован Выготским и Сахаровым для изучения образования понятий. Суть метода заключается в том, что исследование ВПФ осуществляется с помощью 2х рядов стимулов, каждый из которых играет особую роль по отношению к деятельности испытуемого. Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а другой ряд – функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется.
Единицей наглядно-образного мышления является перцептивный образ с составляющими его типичными признаками для явлений и объектов действительности. Сам процесс развития мышления состоит в постоянном изменении, коррекции и осознании признаков, составляющих перцептивный образ. Единицей анализа речевого мышления является значение слова. Результатом (концом) эксперимента является получение истинного понятия, но в процессе его формирования человек, обычно, проходит несколько других стадий знаменующихся формированием других обобщений: синкретическое обобщение – основанием для объединения является сходное субъективное впечатление; комплекс – обобщение строится на объективных признаках, но все же не является истинным, т.к. признаки-основания для обобщения не распространяются на всю группу: цепной комплекс – сравнение по цепочке, ориентация на признаки последнего явления, ядерный комплекс - основанием для обобщения является выделенный образец, коллекция – ориентировка на различия а не на сходство, собирается по принципу дополнительности. В случае получения истинного понятия обобщение отличается: фиксированной системой объективных признаков, общие признаки могут быть заданы списком и иметь иерархическую структуру, а также истинные понятия всегда существуют в системе других понятий. Также имеется переходный вид обобщения – псевдопонятия, когда выбранная группа, класс не отличаются по объему от группы истинного понятия, но выделенные признаки не соответствуют истинным, а происходят из комплексного объединения.
1.2. Экспериментальное исследование мышление в гештальт-психологии.
Представители гештальт-психологии – М. Вертгеймер, В. Келер, К Коффка, К. Дункер.
Их основной метод в исследовании мышления – «Метод рассуждения вслух».
Вегтгеймер занимался экспериментальным исследованием творческого мышления. Совместно со своим учеником К. Дункером, экспериментально установили: мышление — это процесс, который посредством инсайта, понимания проблемной ситуации приводит к адекватным действиям. Ими выделяются следующие стадии решения задачи:
· постижение проблемной ситуации как целой, несущей в себе конфликт;
· проникновение в конфликтные условия проблемной ситуации;
· принятие функционального решения;
· реализация функционального решения (того, что действительно нужно для реализации).
Вопрос 35
Мышление и речь. Язык и речь. Виды и функции речи. Проблема эгоцентрической речи в исследованиях Л.С. Выготского и Ж.Пиаже.
Мышление и речь.
Мышление – познавательная функция, запускается проблемной ситуацией, человек д\б замотивирован на решение мыслительной задачи.
Речь – есть некоторая знаковая система (звук, иероглиф, число и т.д.)
И мышление, и речь есть, и у человека, и у животного. В чем отличие:
1. У человека мышление и речь связанны. У животного они развиваются параллельно и некогда не пересекаются.
2. Речь животных только для общения внутри вида (носит биологический характер).
3. Речь у человека имеет культурный характер. Передача опыта, знаний, традиций.
4. Мышление у животного оно имеет индивидуальный характер
5. Мышление у человека – и индивидуальный характер и общественный характер.
У человека изначально мышление и речь не связанны, но затем возникает речевое мышление – это происходит в эгоцентрической речи.
Язык и речь.
Язык – система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления. Одним из естественных проявлений языка выступает речь как звукословесное общение.
Речевое общение осуществляется по законам данного языка (русского, английского и т.д.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Т.о., речь и язык составляют единство. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) речь изменяет и совершенствует язык.
Речь и язык современного человека – результат длительного исторического развития. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Благодаря речи (особенно письменной ее форме) осуществляется историческая преемственность человеческого опыта. Вне речи невозможно овладение человека знаниями, формирование сознания. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе их общения, речь становится основным механизмом их мышления.
Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Мышление дискурсивное – это опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека. Речевая деятельность необходима для развития мышления. Включаясь в процесс восприятия, речь делает восприятие более обобщенным и дифференцированным. Вербализация запоминаемого материала – улучшает процесс усвоения новой информации. Существенную роль речь играет также и в воображении – помогает осознать свои эмоции, регулировать свое поведение.
Лексическая единица языка –слово. В слове различают:
- содержание слова (несколько типов значений)
- внешнюю форму слова: определенную совокупность звуков (в устной слышимой речи), систему зрительно воспринимаемых знаков (в письменной речи) и артикуляционных образов (в произносимой речи).
Слова делятся на слоги – произносимые единицы речи. В каждом слове, одни слоги произносятся более громко, чем другие - это интонация речи. Тот же механизм и при произнесении предложений – громче/тише, ударения, паузы, мелодика, темп речи – всё это дает интонационную окраску. Интонация нужна для улучшения понимания речи.
Акт речевого общения включает взаимосвязанные между собой процессы – произнесение речи, ее восприятие и понимание.
Виды и функции речи.
Речь делят на виды по разным основаниям и благодаря этому подчеркивают разные стороны речевой деятельности.
Виды речи
Основание для классификации | Вид речи | Описание вида речи |
В зависимости от выявленности речевой деятельности | Внутренняя | Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой) речи. |
Внешняя | Звуковая речь человека. | |
Структура внешней речи по форме реализации | Устная | Внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Может быть: диалогической и монологической. |
Письменная | Речь, реализуемая по форме, доступной для зрительного восприятия. Это также и мимико-жестовая речь глухонемых. Здесь есть специфика используемых средств: 1. в письменной речи используется графический код (письменность). Графический код – это алфавит. 2. существуют отличия в языковой организации (лексика, грамматика, знаки препинания) 3. существуют языковые формы принятые в письменной речи, но необязательные в устной. Человек овладевает с 7-8 лет. | |
Структура внешней речи по форме проявления | Продуктивная (Активная) | Это открытое активное говорение, речепроизнесение, описание чего-либо. |
Экспрессивная | Это активное устное или письменное высказывание. Начинается с общего замысла, проходит этап внутренней речи и выражается в форме высказывания (устного или письменного). Например: лозунг, стих, реплика. | |
Рецептивная (Пассивная) | Это фоновое слушание, чтение. Например, студент на лекции. | |
Импрессивная | Это одновременное восприятие и понимание речи. Устная – выражается в слуховом восприятии звуков, как речи; Письменная - в зрительном восприятии текста. | |
Развитие речи у детей | Автономная | Один из ранних этапов развития детской речи. Это по большей части результат искажения детьми слов взрослых или слогов, иногда повторяемых дважды. |
Эгоцентрическая | Это речь для себя, повторение действий и переживаний ребенком вслух. Выгосткий считает ее основой внутренней речи. | |
В зависимости от ведущего анализатора | Слышимая | Та речь, которую мы слышим |
Произносимая | Та речь, которую произносим | |
Видимая | Та речь которую видим (текст, жесты глухонемых) | |
Осязательная | Речь, воспринимаемая органами осязания (азбука слепых для чтения – азбука Брайля) |
Функции речи:
1. Коммуникативная функция речи. Осуществляет процесс общения между людьми. В ней принято различать:
a. Функцию сообщения. Делят на:
i. Указательная или индикативная функция – при сообщении человек указывает на какой-либо предмет
ii. Предикативная или функция высказывания – челок высказывает свои суждении по какому-либо вопросу
b. Функцию побуждения - в этом случае речь направлена на то, чтобы вызвать у собеседника определенные поступки, мысли чувства, желания. Делят на:
i. Эмоционально-выразительная функция речи – побудительная сила речи зависит от ее выразительности, экспрессивности
ii. Функция выразительных движения – мимика, жесты, образность языка
2. Интеллектуальная функция речи.Здесь речь становится средством выражения мыслей, их образования и развития. Выделяют:
a. Семантическую функцию речи или сигнификтивную - речь, как средство и форма выражения мыслей, благодаря обозначению предметов, явлений, действий, качество и т.д.
b. Функция анализа и синтеза – речь становится средством анализа и синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений. Усваивая язык как общественно-фиксированную знаковую систему, человек овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциями мышления.