Проблема формирования самооценки.
Оказывается, что одним из основным показателем благополучия личности является самооценка.
Самооценка — один из структурных важнейших компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, взаимоотношения человека с другими людьми. Основная функция самооценки состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования, таким образом, состоит в творческом отношении к собственной личности — стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.
Самооценка оказывает влияние на формирование уровня притязаний личности – создает основу для восприятия собственного успеха/неуспеха, постановки целей определенного уровня. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.
Самооценка развитого индивида образует сложную систему, включающую в себя:
1. Общую самооценку – отражает уровень самоуважения, целостное принятие/непринятие себя
2. Частные (парциальные) самооценки – характеризуют отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности.
Возможны, разные уровни осознанности и обобщенности самооценки.
Самооценку характеризуют по следующим параметрам:
1. Уровень (величина) – высокая, средняя, низкая самооценка
2. Реалистичность – адекватная, неадекватная (завышенная, заниженная)
3. Особенность строения – конфликтная, бесконфликтная
4. ВременнАя отнесенность – прогностическая, актуальная, ретроспективная
5. Устойчивость – стабильная, нестабильная.
Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики, она постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а значит, меняются ее представления о себе и отношение к себе. Основными источниками оценочных представлений индивида о себе является его социо-культурное окружение, в том числе и социальные реакции на какие-то проявления его личности. Иными словами, человек не только сам о себе выносит суждение, а склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. На самооценку, безусловно, влияют реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. Чем значительнее будут успехи личности, тем выше будет ее самооценка.
Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то у него адекватная самооценка.
Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.
Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Такой человек самоуверенно берется за работу, которая превышает его реальные возможности, что, при неудаче, может приводить его к разочарованию.
Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе, такой человек недооценивает себя по сравнению с тем, кто он есть в действительности. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи и достижения обстоятельствам или воспринимает их как случайные и временные.
Любая неадекватная оценка себя — завышенная или заниженная — затрудняют жизнь человека. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок в детстве был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он. Постоянное проявление родительской безусловной любви вызывает у ребенка ощущение собственной значимости и ценности и способствует формированию положительного отношения к себе.
Установлено, что для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня, которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, смены критериев.
Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер для личности.
Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в период подросткового возраста.
Сохранение сформировавшейся, устойчивой самооценки является потребностью для личности. В противном случае м. возникать самооценочные феномены – аффект неадекватности (устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризуется либо игнорированием самого факта неудачи, либо нежеланием признать себя его виновноким), дискомфорт успеха.
Вопрос 28 Уровень притязаний: основные понятия, диагностические процедуры и экспериментальные феномены. Связь уровня притязаний с самооценкой.
1. Уровень притязаний.
Уровень притязаний личности – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью.
Уровень притязаний разделяют на:
1. Частный – относится к достижениям в отдельных видах и областях деятельности или человеческих отношениях (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях). В основе такого частного уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.
2. Общий – относится ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе общего уровня притязаний лежит целостная оценка себя как личности.
3. Адекватный - соответствует реальным возможностям личности.
4. Неадекватный – не соответствует реальным возможностям личности - может стать причиной аффекта неадекватности (устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником).
Понятие уровня притязаний было введено Куртом Левиным и его учениками. К. Левин (1890 – 1947) – представитель гештальт-психологии – ввел понятия: квазипотребность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень притязаний и др. Левин показал, что уровень притязаний в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности, однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений, как успешных или неуспешных.
В рамках исследования уровня притязаний К.Левин разработал теорию мотивационного поля:
- для того чтобы объяснить свое понимание жизненного пространства (психологического поля), Левин использовал графическое представление. Графически личное жизненное пространство он представлял в виде эллипса. Сам же человек может быть представлен в форме кружка, расположенного внутри эллипса. (Эти изображения ироничные ученики Левина называли яйцами.) Каждый психологический факт выступает частью эллипса. Каждой части может быть придана валентность соответственно тому, благоприятно ли это воздействие (+) или неблагоприятно (–). Сочетание всех валентностей и составляет основу для побуждения к действию. Левин представляет два основных способа разрядки напряженной системы:
1. Взаимодействие с пограничной областью. Напряженная система начинает определять поведение до тех пор, пока не достигается цель действия.
2. Диффузия, которая зависит от прочности границ с соседними областями, а также от фактора времени. В данном случае происходит удовлетворение потребности замещающим действием, либо выход потребности в ирреальный план при разрядке напряженной системы.
По мнению Левина, движущей силой человеческой деятельности является потребность. Под потребностью К. Левин понимал динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия. Совершение намеренного действия, свидетельствующее о наличии квазипотребности. Квазипотребность означала для Левина ее социальную обусловленность (не врожденный и не биологический характер), подчеркивание ее динамической характеристики. По своему строению и механизмам квазипотребность не отличается от истинных потребностей. Закономерности протекания и действия истинных и квазипотребностей одни и те же. Действия и поступки, побуждаются квазипотребностями, так как именно они и являются механизмами нашей повседневной деятельности и потому, что они иерархически связаны с истинными потребностями.
Главный принцип его теории мотивационного поля – принцип редукции напряжения, которое должно разрядиться и реализоваться в поведении, т.к. К.Левин утверждал, что каждая система стремится к равновесию (гомеостразу).
Как всякая потребность, квазипотребность стремится к удовлетворению. Удовлетворение квазипотребности состоит в разрядке ее динамического напряжения (см. выше 2 способа разрядки).