Субъективность—объективность
Субъективный мир опыта, объективные факторы.
Субъективизм в психологии - субъективный опыт человека дает основу психологической науке. Человека нельзя понять в отрыве от его личного опыта и его жизни. В итоге – субъективный опыт важнее, чем наблюдаемое поведение. Гуманистическая психология считает, что каждый человек стремиться достичь той степени самоактуализации, которую сам может субъективно оценить. Представители: А. Маслоу, А. Адлер, К. Роджерс, Дж. Келли.
Объективность – это попытка развить психику человека на четко измеряемые элементы и анализирую их, делать выводы. Это классический бихевиоризм (Б. Скиннер – оперантное обуславливание).
Проактивность—реактивность
Где следует искать истинные причины поведения человека. Внутренние факторы или серия ответов на внешние стимулы.
Проактивность – это способность действовать по своей воле, независимо от внешних воздействий. Люди решают жить проактивно, когда понимают, что они и только они несут ответственность за свою жизнь. Проактивность исходит из важного принципа: между раздражителем и реакцией человека остаётся свобода выбора. Проактивный человек старается всегда делать выбор, согласно своим ценностям, прежде чем так или иначе отреагировать на раздражение. Проактивность ведёт к огромному повышению эффективности, и, согласно Стивену Кови, является первичным навыком высокоэффективных людей. Здесь: стимул – ВЫБОР – реакция. Представители подхода: А. Маслоу, А.Адлер, К. Рождерс.
Реактивность – это когда действия являются чистой реакцией на внешние раздражители. Пример: выполнение срочных дел, дающих краткосрочный результат, вместо выполнения важных дел, согласно собственным целям и ценностям. Т.е. человек действует, как био-робот, игнорируя свои истинные желания и потребности, не делает личного выбора. Здесь: стимул – реакция. Часто, - это сознательная позиция («ты начальник – я дурак»). Представители: Б. Скиннер (бихевиорист, оперантное обуславливание).
Гомеостаз—гетеростаз
Гомеостаз – уменьшение напряжения и сохранение состояния внутреннего равновесия. Представитель: З.Фрейд.
Гетеростаз – мотивация направлена на развитие, поиск новых стимулов и самореализацию. Представители: А. Маслоу, К. Роджерс, А. Адлер, Г. Олпорт.
Познаваемость—непознаваемость
Познаваем ли человек до конца наукой?
Гуманисты считали, что человек непознаваем, т.к. к человеку и его опыту не применимы традиционные методы изучения, а других пока не придумали. Т.о., чтобы приблизиться к более глубокому пониманию человека, нам необходимо, либо выйти за условные пределы науки, либо сформировать новую структуру психологии Представители: А. Маслоу, К. Рождерс, А. Адлер.
Познаваемым и относительно понятным человека считали и считают – бихевиористы и психоаналитики. Представители: З. Фрейд, Б. Скиннер, А. Бандура.
Вопрос 24 Психологические теории личности (З. Фрейд, А. Адлер, К-Г. Юнг)
Теория З. Фрейда.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – основатель психодинамической теории личности – психоанализа.
Психоанализ – это: 1. теория личности и психопатологии 2. метод терапии личностных расстройств 3. метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивида
Строение психики по Фрейду. Есть три уровня:
1. Сознание – ощущения и переживания, которые осознаются в данный момент. Это незначительная часть психики человека. Хранится недолго.
2. Подсознательное – область «доступной памяти». Включает весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Это «мост» между сознанием и бессознательным.
3. Бессознательное – хранилище примитивных инстинктивных побуждений + эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Самая глубокая и значимая часть психики. Именно бессознательное во многом определяет наше повседневное функционирование.
Структура личности по Фрейду.
ИД (ОНО) – исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Находится целиком в бессознательном и тесно связано с биологическими побуждениями – еда, сон, дефекация, копуляция (совокупление). Не знает законов, правилам не подчиняется, без ограничений. Сохраняет своё центральное значение на протяжении всей жизни. Подчиняется принципу удовольствия – немедленная разрядка напряжения (сексуального, пищевого). Есть 2 механизма разрядки ИД:
- рефлекторные действия – автоматический ответ на возбуждение с целью снятия напряжения (кашель, слёзы от соринки)
- первичные процессы представления – ИД формирует психический образ желаемого объекта (сны, галлюцинации).
ЭГО (Я) - стремится выразить и удовлетворить желания ИД в соответствии с ограничениями внешнего мира. Отвечает за принятие решений. Формируется из ИД, посредством эволюционирования. Находится одновременно в сознании, предсознании и бессознательном. Подчиняется принципу реальности – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до подходящего момента. Механизмы ЭГО:
- вторичные процессы – логическое мышление, торможение, переработка.
СуперЭГО (СверхЯ) – система ценностей, норм, этики разумно совместимая с социальными нормами. Это социализация. Это последний компонент развивающейся личности. Человек рождается без СуперЭГО, его формируют родители, общество, окружение. СуперЭГО разделяют на: совесть и Я-идеал. Совесть формируется от наказаний родителями. Я-идеал – это высокие цели для себя, идеальный образ себя. Формируется от поощрения родителями. Это гордость и самоуваждение за ч-либо.
Инстинкты по Фрейду. Существуют две основные группы:
1. Инстинкт жизни (Эрос) – это силы поддержания жизненно важных процессов и обеспечения размножения вида. Здесь находятся наиболее существенные силы – сексуальной энергии – либидо.
2. Инстинкт смерти (Танатос) – в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. Подчиняется закону энтропии (любая энергетическая система стремится к поддержанию равновесия), как противовес Эросу. Одно из самых спорных утверждений Фрейда. Спорят до сих пор.
Стадии психосексуального развития по Фрейду.
1. Оральная стадия – от 0 до 18 месяцев – Рот (сосание, кусание, жевание)
2. Анальная стадия – от 1,5 до 3х лет – Анус (удержание, выталкивание фекалий)
3. Фаллическая – от 3х до 6 лет – Половые органы (мастурбация)
4. Латентная – от 6 до 12 лет – Сексуальное бездействие
5. Генитальная – Пубертат (после 12 лет) – Половые органы (способность к гетеросексуальным контактам)
В зависимости от того на какой стадии произошло «застревание» в развитии человека, формируются определенные черты личности. Это спорно до сих пор.
Защитные механизмы ЭГО: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.
Теория А. Адлера.
Альфред Адлер (1870 – 1937) – основатель индивидуальной теории личности (пересмотренная теория психоанализа) – ученик З.Фрейда, в последствии его противник.
Основные положения его теории «Индивидуальной психологии»:
1. Человек является единым, неделимым и самосогласующимся организмом. Нельзя рассматривать ни одно проявление жизненной активности человека в отрыве от его личности в целом (его мышлении, чувствах, действиях, сознательного и бессознательного и т.д.). Структура самосогласующейся личности – Адлер называл стиль жизни.
2. Человеческая жизнь – активное стремление к совершенству. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивид м.б. воспринят как единое самосогласующееся целое. Человек стремится к совершенству.
3. Человек – творческое и самоопределяющееся целое. Адлер признавал влияние наследственности и окружающее среды, но также считал, что существует творческая сила, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью.
4. Социальная принадлежность индивида. Человек не только целостная система взаимосвязей, взятая в отдельности, но также интегральная составляющая часть больших систем – семья, сообщества, общество. Поведение человека происходит в социальном контексте (именно этого не учитывал Фрейд).У любого человека есть чувство общности и социальный интерес – это врожденные факторы личности.
5. Индивидуальная субъективность. Поведение людей всегда зависит от их мнения о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди мотивированы фиктивными целями – личными мнениями и настоящем и будущем, регулирующими их поведение.
Адлера считают родоначальником гуманистической и социальной психологий.
Базовые понятия теории Адлера:
1. - Чувство неполноценности и компенсация – неполноценность к-либо органа (его врожденная слабость или недостаточное функционирование) компенсируется и приводит к впечатляющим достижениям человека. С другой стороны, может наблюдаться выраженное чувство неполноценности при безуспешной компенсации к-либо недуга. Гиперкомпенсация. Главное, что чувство неполноценности – источник развития человека.
2. - Стремление к превосходству – это врожденный единый фундаментальный мотив человеческой жизнедеятельности. Люди стремятся к превосходству, вперед и вверх не только на уровне индивида, но и на уровне общества. Люди совершенствуются сами и совершенствуют культуру своего общества. Конечная цель человека – развивать свою культуру.
3. - Стиль жизни – «жизненный план», «путеводный образ» - уникальный для индивида способ адаптации к жизни, в контексте поставленных самим индивидом целей и способов их достижения. Это уникальное сочетание черт, способов поведения, привычек, которые в совокупности определяют неповторимую картину существования человека. Стиль жизни направлен на преодоление комплекса неполноценности и упрочению чувства превосходства. Стиль жизни формируется к 4 - 5 годам, сохраняется на всю жизнь и практически не изменяется. Адлер выделял следующие типы личности с устойчивыми стилями жизни: управляющий тип, берущий тип, избегающий тип, социально-полезный тип.
4. - Социальный интерес – люди являются социальными созданиями. Для того чтобы лучше понять себя, человек должен научиться понимать другого. Предпосылки социального интереса – врожденные, но не возникают автоматически. Они заложены в нас, но требуют осознанного развития. Адлер считает социальный интерес критерием оценки психического здоровья человека. Нормальный человек стремиться не только к личному благополучию, но и к благополучию других. При патологии – социальный интерес слабо выражен, либо отсутствует, либо искажен.
5. - Творческое «Я» - стиль жизни человека формируется под влиянием творческих способностей, т.е. человек может сам создавать свой стиль жизни. Люди сами ответственны за то какими они стали и они всегда вольны ч-либо изменить. Именно творческое Я делает человека свободным. Наследственность и окружающая среда – это строительный материал, на основе которого творческое Я выстраивает свою жизнь.
6. - Порядок рождения – то каким по счету родился ребенок влияет на стиль его дальнейшей жизни
7. - Фикционный финализм – поведение индивида подчинено им самим немеченым целям в отношении будущего. На людей сильнее влияют их ожидания относительно будущего, чем реальные и прошлые переживания. Те цели, на которые опирается человек в своей жизни, Адлер называет фиктивными, т.к. они не соотносятся с реальностью.
Теория К-Г. Юнга.
Карл-Густав Юнг (1875 – 1961) – основоположник Аналитической теории личности – ученик З.Фрейда. Позже его противник.
Структура личности по Юнгу:
Личность (=душа) состоит из 3х отдельных, но взаимодействующих структур:
1. ЭГО – центр сознания человека. Это все те мысли, чувства, ощущения, воспоминания благодаря которым мы чувствуем свою целостность.
2. Личное бессознательное – это воспоминания и конфликты, которые раньше осознавались, но теперь подавлены и забыты. Личное бессознательное содержит в себе комплексы – скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств, воспоминаний из личного опыта индивида. Комплексы оказывают влияние на жизнь человека. Содержание личного бессознательного индивидуально и доступно для осознания..
3. Коллективное бессознательное – самый глубокий слой психики человека. Хранилище следов памяти всего человечества. Здесь находится опыт наших предков (вплоть до самых древних). Это всё духовное наследие человечества. Одинаково для всего человечества. Коллективное бессознательное состоит из архетипов – первичные психические образы. Это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Это некие предрасполагающие факторы, почва, основа для универсальных моделей восприятия, поведения, мышления.
Архетипы по Юнгу:
1. Анима – бессознательная женская сторона личности мужчины (осознаваемая у женщин)
2. Анимус – бессознательная мужская сторона личности женщины (осознаваемая у мужчин)
3. Персона (Маска) – социальная роль человека
4. Тень – бессознательная противоположность того, что индивид утверждает в сознании (есть всегда и у всех)
5. Самость (мандала) – воплощение гармонии и целостности, центр личности
6. Мудрец (пророк) – персонификация жизненной мудрости и зрелости
7. Бог (солнечное око) – конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир.
Юнг ввел понятия интроверсии-экстроверсии (направленность личности на себя или во вне) – это эго-ориентации.
Юнг выделял 4 основные психологические функции человека: мышление, ощущение, чувство, интуиция. Мышление и чувство – рациональные функции, ощущения и интуиция – иррациональные функции.
Две эго-ориентации в сочетании с 4мя психологическими функциями дают 8 типов личности человека.
Развитие личности по Юнгу – это динамический процесс, продолжающийся всю жизнь (в отличие от Фрейда, который считал, что все мы «жертвы своего детства» и развитие человека – это исцеление детских травм).
Цель развития по Юнгу – обретение самости, полная реализация «Я». Развитие каждого человека сугубо индивидуально и продолжается всю жизнь – Юнг назвал это индивидуацией. Итог процесса индивидуации – самореализация личности. Основные условия для достижения самореализации – способности, образованность и досуг (!).