Вопрос 2 Методы современной психологии, применяемые в исследовательской и практической работе психолога.Классификация и общая характеристика.
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.
Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов и средств, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Метод психологического исследования должен быть – объективным.
Обладать валидностью (качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен) и надежностью(получение одних и тех же результатов при многократном использовании).
Исследовательский метод – это форма организации определенного способа познания.
В свою очередь метод конкретизируется в исследовательских методиках. На основе определённого метода может быть создано множество методик. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования и содержит в себе описание: объекта изучения, процедур, способов обработки результатов.
Этапы в исследовательской работе психолога:
1 – Подготовительный. Изучение состояния, определение задач, вопроса и рабочей гипотезы исследования, разработка методики.
2 – Сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов. Для этого применяются различные методы. Разделяется на несколько этапов – серий.
3 - Количественная обработка данных исследования. Определение средних величин, коэффициентов корреляции, построение графиков и т.д.
4 – Интерпретация данных и формулирование выводов.
Классификация методов дифференциальной психологии:
· По активности воздействия:
- наблюдение и эксперимент
· По уровню обобщенности результатов полученных закономерностей:
- номотетические (Ориентированные на общее)
- идиографические (ориентированные на единичное)
· По виду используемого опыта:
- интроспективные (основанные на данных субъективного опыта)
- экстраспективные (опирается на объективный результат, доступный измерению)
· По стабильности:
- констатирующие
- формирующие (состояние изучаемого качественно отличается от начального)
Методы можно условно разделить на несколько групп:
I. Общенаучные
II. Психогенетические
III. Исторические
IV. Психологические
I. Общенаучные методы.
Методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и в других науках.
Наблюдение.
Виды наблюдения: Косвенное – контактное
Полевое – лабораторное
Открытое – скрытое
Включенное – не включенное
Случайное – целенаправленное
Сплошное – выборочное
Констатирующее - оценивающее
Недостатки: - слитность наблюдаемого с попутными явлениями;
- невмешательство исследователя;
- невозможность повторного наблюдения;
- результаты в описательной форме.
2. Эксперимент –метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдение за результатами ее изменения.
Виды эксперимента: - лабораторный (проводиться в спецусловиях и испытуемый
проинформирован)
- естественный (мах приближенный к условиям обычной деят.)
Преимущества: - можно по усмотрению создавать условия;
- возможно многократное повторение опыта.
Недостатки: - исчезновение естественности процесса;
- необходимость специальной техники;
- отсутствие целостной картины личности человека.
3. Формирующий –не только констатация некоторого положения дел, но и его изменение.
Преимущества: позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов,
а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности,
механизмы, динамику, тенденции психического развития, становления
личности, определяя возможности оптимизации этого процесса.
II. Психогенетические методы.
Эти методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека.
Метод приемных детей.
С биологическими родителями ребенок имеет 50% общих генов, но не имеет общей среды, с приемными родителями все наоборот. Идет разделение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Признак изучается попарно ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель.
2. Метод близнецов. Он основан на том, что монозиготные (однояйцовые) близнецы имеют идентичный генный набор и дизиготные (двуяйцовые) имеют 50% общих генов.
3. Генеалогический метод— исследование сходства между родственниками в разных поколениях (Гальтон «Наследственный гений»). Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников. Для задач психодиагностических используют генограмму, где фиксируются отношения психической близости-конфликтности.
III. Исторические методы.
Посвящены изучению выдающихся личностей.
Биографический метод.
Дневниковый метод.
Автобиография.
IV. Психологические методы.
1. Психофизиологические (аппаратные) методыпредназначены для изучения психофизиологических основ человеческого поведения.
2. Социально-психологические методы включает опросы (беседа, интервью – особая форма беседы, при котором один является лидером, анкетирование – получение инфо на основании ответов на специально подготовленные вопросы), социометрия – изучения статуса человека в группе.