Вопрос 1. Психология как наука. Сравнительный анализ житейской и научной психологии. Отрасли психологии.
Вопрос 2 Методы современной психологии, применяемые в исследовательской и практической работе психолога.Классификация и общая характеристика.
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.
Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов и средств, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Метод психологического исследования должен быть – объективным.
Обладать валидностью (качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен) и надежностью(получение одних и тех же результатов при многократном использовании).
Исследовательский метод – это форма организации определенного способа познания.
В свою очередь метод конкретизируется в исследовательских методиках. На основе определённого метода может быть создано множество методик. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования и содержит в себе описание: объекта изучения, процедур, способов обработки результатов.
Этапы в исследовательской работе психолога:
1 – Подготовительный. Изучение состояния, определение задач, вопроса и рабочей гипотезы исследования, разработка методики.
2 – Сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов. Для этого применяются различные методы. Разделяется на несколько этапов – серий.
3 - Количественная обработка данных исследования. Определение средних величин, коэффициентов корреляции, построение графиков и т.д.
4 – Интерпретация данных и формулирование выводов.
Классификация методов дифференциальной психологии:
· По активности воздействия:
- наблюдение и эксперимент
· По уровню обобщенности результатов полученных закономерностей:
- номотетические (Ориентированные на общее)
- идиографические (ориентированные на единичное)
· По виду используемого опыта:
- интроспективные (основанные на данных субъективного опыта)
- экстраспективные (опирается на объективный результат, доступный измерению)
· По стабильности:
- констатирующие
- формирующие (состояние изучаемого качественно отличается от начального)
Методы можно условно разделить на несколько групп:
I. Общенаучные
II. Психогенетические
III. Исторические
IV. Психологические
I. Общенаучные методы.
Методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и в других науках.
Наблюдение.
Виды наблюдения: Косвенное – контактное
Полевое – лабораторное
Открытое – скрытое
Включенное – не включенное
Случайное – целенаправленное
Сплошное – выборочное
Констатирующее - оценивающее
Недостатки: - слитность наблюдаемого с попутными явлениями;
- невмешательство исследователя;
- невозможность повторного наблюдения;
- результаты в описательной форме.
2. Эксперимент –метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдение за результатами ее изменения.
Виды эксперимента: - лабораторный (проводиться в спецусловиях и испытуемый
проинформирован)
- естественный (мах приближенный к условиям обычной деят.)
Преимущества: - можно по усмотрению создавать условия;
- возможно многократное повторение опыта.
Недостатки: - исчезновение естественности процесса;
- необходимость специальной техники;
- отсутствие целостной картины личности человека.
3. Формирующий –не только констатация некоторого положения дел, но и его изменение.
Преимущества: позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов,
а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности,
механизмы, динамику, тенденции психического развития, становления
личности, определяя возможности оптимизации этого процесса.
II. Психогенетические методы.
Эти методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека.
Метод приемных детей.
С биологическими родителями ребенок имеет 50% общих генов, но не имеет общей среды, с приемными родителями все наоборот. Идет разделение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Признак изучается попарно ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель.
2. Метод близнецов. Он основан на том, что монозиготные (однояйцовые) близнецы имеют идентичный генный набор и дизиготные (двуяйцовые) имеют 50% общих генов.
3. Генеалогический метод— исследование сходства между родственниками в разных поколениях (Гальтон «Наследственный гений»). Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников. Для задач психодиагностических используют генограмму, где фиксируются отношения психической близости-конфликтности.
III. Исторические методы.
Посвящены изучению выдающихся личностей.
Биографический метод.
Дневниковый метод.
Автобиография.
IV. Психологические методы.
1. Психофизиологические (аппаратные) методыпредназначены для изучения психофизиологических основ человеческого поведения.
2. Социально-психологические методы включает опросы (беседа, интервью – особая форма беседы, при котором один является лидером, анкетирование – получение инфо на основании ответов на специально подготовленные вопросы), социометрия – изучения статуса человека в группе.
Внешняя деятельность.
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких «слоев», или уровней. Назовем их сверху вниз. Это, во-первых, уровень особенных деятелъностей (целостной деятельности); затем уровень действий; следующий - уровень операций; наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций.
Внутренняя деятельность.
Представим себе содержание той внутренней работы, которая называется «умственной» и которой человек занимается постоянно. Всегда ли это мыслительный процесс? Нет. Очень часто во время таких «размышлений» человек как бы проигрывает в уме предстоящие действия. «Проигрывание» действий в уме входит и а обдумывание поступков. Представляет какое-то действие свершившимся и потом смотрит на его следствие. По ним он и выбирает тот поступок, который кажется ему наиболее подходящим. Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия. И дают возможность избежать грубых или роковых ошибок.
Теория деятельности выдвигает два тезиса:
1. Внутренняя деятельность имеет то же строение, что и внешняя деятельность, но отличается только формой протекания. Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, состоит из последовательных действий и реализующих их операций. Действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мыслительный результат.
2. Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. Под последним понимается перенос соответствующих действий в умственный план. Для успешного воспроизведения действия «в уме» нужно освоит его в материальном плане и получить сначала результат. При интероризации внешняя деятельность, не меняет принципиального строения, но сильно трансформируется: отдельные действия пли операции сокращаются или выпадают вовсе.
Ситуативная мотивация
3- разделение потребностей по способу удовлетворения,связанное с определением их собственно человеческой специфики.
1 – Базовая мотивация- изначально присуща самому субъекту. Они выступают, как врожденные основания потребностно-мотивационной сферы. В результате преобразования возникают производные потребности. Сторонник этой позиции был У. МакДауголл, предлагавший понятие инстинкта (позже – склонности).
В бихевиоризме похожая схема изучения мотивации: выделяют первичные (врожденные драйвы), на основе которых путем научения формируются вторичные потребности.
В классическом психоанализе изначальные побуждения являются телесные (либидозные) инстинкты (влечения), а механизмами их преобразования сублимации.
2 – Ситуативная мотивация -представление человека как действующего в предметном и социальном окружении. Этот теоретический блок не отрицает базовой мотивации, потребности субъекта рассматриваются здесь как возникающие здесь и сейчас, в процессе действия с объектом. К Левин мотивационное поле, в котором возникают напряжения.(гештальт-исследователь мотивации).
Уровень притязаний, мотивация достижения и избегания неудач.
3 – Разделение потребностей по способу удовлетворения– этот пласт связан с развитием гуманистической психологии.
А. Маслоу предложил иерархию фундаментальных потребностей. Каждый последующий становиться актуальным, когда освоен предыдущий.
У человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:
1. Потребности физиологические (органические).
2. Потребности в безопасности.
3. Потребности в принадлежности и любви.
4. Потребности уважения (почитания).
5. Познавательные потребности.
6. Эстетические потребности.
7. Потребности в самоактуализации.
Мотивационной сферой определяется масштаб и характер личности. С возрастом мотивы меняются и преобразуются. Ведущее значение для человека приобретают устойчиво доминирующие мотивы поведения, которые подчиняют себе все иные мотивы. Мотивация не только побуждает человека к какой-либо деятельности, но и сама формируется в процессе деятельности. Таким образом, существуют два способа формирования мотива:
1) опредмечивание потребности;
2) превращение цели в мотив.
Признаки сформированной личности по А.Н. Леонтьеву:
1) иерархия мотивов;
2) осознанность иерархии мотивов (не раньше подросткового возраста);
3) широта связи субъекта с миром (когда осознанность иерархии мотивов включается в реальную деятельность).
Коммуникативная
Качественные характеристики эмоций:
· Знак: положительный – отрицательный (удовольствие и неудовольствие);
· Модальность: специфическое свойство, отличающее удивление от тревоги;
· Динамика протекания: длительность, интенсивность и т.п.;
· Динамика внешнего выражения – эмоциональная экспрессия.
Классификация эмоций.
1. эмоциональный тон ощущений форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые.
2. эмоции носит ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребности в данный момент.
В рамках когнитивной психологии выделяют следующие негативные эмоции:
— гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели;
— печаль возникает в ситуации потери значимого объекта;
— страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения;
— отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.
3. чувства - форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира (интеллектуальные, нравственные, эстетические):
- Астенические чувства (слабый) — форма эмоций, в которых ведущими выступают такие переживания, как подавленность, уныние, печаль. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.
- Стенические чувства (сила) — положительные эмоциональные состояния, которые связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема.
4. аффекты (душевное волнение, страсть) — форма эмоций, которая представляет собой бурную, кратковременную эмоцию. Возникает в критических условиях.Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов.
- Ажитация (возбуждать) —аффективное напряжение, вызванное стрессом (авария, угроза для жизни, цейтнот), неконтролируемо переходит в движение.
- Аффективный застой (аккумуляция аффекта) — аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из–за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва.
Свойства эмоциональных явлений: Активность; Длительность; Предметность(у чувства предмет более обобщенный); Возможность произвольного управления. Аффектом и эмоциональным тоном управлять невозможно.
Принцип единства аффекта и интеллекта.
Психология была расколота на глубинно-личностную(потребностно-мотивационная)-Фрейд, Юнг, Божович и др. и когнитивную (Леонтьев, Гальперин идр.) Выготский говорит об объединении двух аспектов, т.к. человек целостная структура и надо соблюсти единство аффекта и интеллекта. Это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом. Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта.
До кризиса 7 лет эмоции преобладают над интеллектом, т.е. ведут за собой. После кризиса интеллект начинает доминировать, а эмоции осознаются и предвосхищаются, эмоции признаются собственными, есть возможность ими управлять. Эмоции становятся умными (интеллектуализируются), а познавательная сфера приобретает аффективный характер, обогащается чувством. Утеря непосредственности означает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и поступком. В каждом проявлении переживания возникает некий интеллектуальный момент (смысловое переживание). Ребенок раннего возраста не знает своих переживаний (радуется и не знает, что он радуется). Ребенок 7 лет начинает понимать, что значит «я радуюсь». Переживания приобретают смысл, возникают мыслительные операции, связанные с переживанием. Интеллектуальные и эмоциональные моменты представляют собой своеобразную психологическую систему, где эмоциональный процесс играет ведомую роль. В аутическом мышлении мысли направлены не различными задачами, а эмоциональными тенденциями, т.е. эмоциональный процесс играет ведущую роль. И речь идет не о повреждении самих интеллектуальных и эмоциональных моментах, а о патологическом изменении их отношения.
Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства порождают познавательную деятельность, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления.Существование интеллектуальных чувств – удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения и пр. – является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. Чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.
Мотивация достижения.
Мотивация достижения - мотивация, связанная с присвоением новых благ, развитием потребностей, определяется стремлением к социально значимым целям. (Успех в вышивании крестиком – не социально значимая деятельность. Не можем характеризовать с точки зрения мотивации достижений.)
Мотивация достижения – одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач. Здесь также имеет значение валентность успеха и неудач. Уровень притязаний и мотивации достижений объясняется особенностями социализации и особенностями той или иной культуры. (Выше у представителей Западной культуры.)
Формирование высокого уровня мотивации достижений зависит от благоприятных условий воспитания и благополучной среды.
Мотив достижения – внутреннее относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности. Является одним из важнейших среди совокупности факторов, определяющих мотивацию достижений – поведение человека, направленное на достижение успеха в жизни.
Исследования мотивации достижения начаты амер. исследователем – Д. Мак-Клелландом. Дальнейшее развитие в работах – Дж. Аткинсона и Г. Хекгаузена.
Мотивация достижения, формируется прижизненно в опыте раннего детства под влияние воспитания ребенка в семье. Его внутреннюю побудительную основу составляют аффективно окрашенные эмоциональные ассоциации, связанные с успехами и подкрепленные соответствующими действиями со стороны родителей. Если их подкрепления ассоциируются с успехами, а наказания с неудачами в действиях, то у ребенка возникает и развивается мотив достижения.
Для его количественной оценки Мак-Клелланд с коллегами, на основе Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) разработали проективную методику, впоследствии усовершенствованную Хекгаузеном.
Вопрос 22 Когнитивные теории мотивации: их специфика, основные понятия. Когнитивный диссонанс, ожидание и ценность подкрепления, самоэффективность как мотивационные факторы.
1. Когнитивные теории мотивации: их специфика, основные понятия
Когнитивные теории мотиваций предполагают, что поведение формируется в результате активной обработки и интерпретации информации. Мотивация рассматривается не как механическое или врожденное множество процессов, а как целенаправленное и устойчивое множество поведений, основанных на доступной информации. Ожидания, основанные на прошлом опыте, способствуют направлению поведения по направлению к определенным целям. Наиболее важные концепции когнитивной мотивационной теории это:
1. оценочная теория ожиданий (Генри Мюррей)
2. атрибутивная теория (Бернард Вайнер)
3. когнитивный диссонанс (Леон Фестингер)
4. самовосприятие (Дэрил Бем)
5. самоактуализация (Абрахам Маслоу)
В соответствии с оценочной теорией ожидания поведение есть функция от ожиданий и соответствующих им значений целей. Этот подход предполагает, что существует несколько возможных поведений, и выбирается то поведение, которое обеспечивает максимум значения наибольшему количеству целей.
Второй подход к мотивациям на достижение обращен к анализу выводов, которые люди делают о ситуации достижения. Атрибутивная теория изучает то, как люди совершают суждения о поведении кого-либо, или о том, как они связывают причины с поведением. Связь со способностью, усилиями, трудностью задачи, удачей и другими атрибутами является особенно важной для определения будущей мотивации на достижение. Например, когда индивидуум имеет успех при выполнении задачи и связывает этот успех со способностями, то этот индивидуум вероятно в будущем положительно мотивирован в отношении новой ситуации достижения. Исследование атрибутов, перечисленные выше, показало, что они наилучшим образом могут быть поняты, если их представить в трехмерном пространстве, описываемом параметрами “позиция”, “стабильность” и “управляемость”. “Позиция” показывает внешний или внутренний характер причины, вызвавшей успех или неудачу. “Стабильность” говорит о способности к изменению причины успеха или неудачи. “Управляемость” описывает, на сколько субъект влияет на ход событий.
Наиболее популярным когнитивным подходом к изучению мотиваций являлась теория когнитивного диссонанса, предложенная Леоном Фестингером в 1957 г. Эта теория предполагает, что люди пытаются привести в соответствие их верования, устремления и поведение. В соответствии с этой теорией всегда существует когнитивный диссонанс, так как верования, устремления и поведение никогда не могут быть согласованы.
Теория самовосприятия альтернативна теории когнитивного диссонанса. Она предполагает, что все индивидуумы анализируют собственное поведение с позиций стороннего наблюдателя и, поэтому, могут проанализировать причины своего поведения, и, следовательно, корректировать его в требуемом направлении. Некоторые авторы считают, что теория когнитивного диссонанса и теория самовосприятия не исключают друг друга, а могут быть использованы в различных условиях.
Самоактуализация. Некоторые когнитивные исследования показывают, что мотивации человека определяются его потребностью быть самодостаточным и управляемым. Например, Абрахам Маслоу предположил, что мотивации человека следуют из иерархии его нужд. В рамках философской концепции бихевиоризма он разрабатывал аспекты мотивации, в соответствии с которой люди трудятся для того, чтобы получить то, что они не имеют. Из нее следует, что у различных людей мотивации различны. "Иерархия потребностей" базировалась на допущении, что мотивации людей определяются пятью универсальными потребностями: (1) потребности физиологические, (2) безопасности, (3) отношения принадлежности или социальные, (4) самоуважения и (5) самоактуализации. См. рис. ниже.
Эти потребности имеют различную важность, зависящую от влияния на поведение человека, которое они оказывают. Сначала активизируются мотивации нижних уровней. Переход на более высокий уровень требует все больших усилий. Поскольку потребности человека редко могут быть удовлетворены в полной мере, Маслоу считал, что человек крайне редко может достигнуть уровня самоактуализации.
Свобода—детерминизм
Вопрос степени внутренней свободы, которой люди обладают в выборе направления своих мыслей и поступков, а также в осуществлении контроля над своим поведением.
Детерминизм (в психологии) - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм бывает:
- системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого),
- детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину),
- детерминизм статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности),
- целевой детерминизм (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения).
На основе детерминизма появились учения о: рефлексах (И.П. Павлов), ассоциациях (В. Вундт), аффекте.
Биологический детерминизм – изучал поведение, естественный отбор – Ч. Дарвин.
Представители «психологии свободы» - А. Адлер (гуманистическая психология, теория целенаправленного развития личности), А. Маслоу (самоактуализация), К. Роджерс (гуманистическая психология, клиент-центрированная терапия).
Представители «психологии детерминизма» - З. Фрейд, Б. Скиннер (теория оперантного обуславливания), Э.Эриксон (теория эго-психологии, поиск идентичности)
Холизм—элементализм
Сторонники холистического положения утверждают: человеческая природа такова, что поведение можно объяснить только путем изучения индивида как единого целого, элементаристы предполагают, что человек может быть объяснен только путем исследования каждого фундаментального аспекта отдельно.
Холизм – в основе гештальт-психологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка).
Элементаризм – в основе бихевиоризма (Дж. Уотсон, Э. Торндайк).
4. Конституционализм—инвайронментализм
Конституционализм – наследование черт. Представители – З Фрейд, А. Маслоу, К. Рождерс.
Инвайронменализм - окружающая среда формирует личность. Т. Гоббс – от рождения все одинаковы, разница формируется при жизни человека с опытом. Представители – А. Бандура, Э. Эриксон, Б. Скиннер.
Изменяемость—неизменность
Суть вопроса такова: до каких пределов индивидуум способен фундаментально меняться на протяжении жизни. Похоже на п. 4.
Изменяемость – человек с ходе жизни способен приобретать новый опыт, развиваться и тем самым изменять себя до бесконечности (даже превышая свои способности, через развитие задатков). Смысл жизни здесь – постоянное развитие и самоактуализация, в ходе чего разрешаются внутриличностные конфликты. Развитие здесь – исцеляющий фактор. Представители – Э. Эриксон, Б. Скиннер, А. Маслоу, К. Рождерс)
Неизменность – человек проживает жизнь с тем, что дано ему от природы (унаследовано). Развитие сверх данного невозможно («выше головы не прыгнешь»). Смысл жизни здесь – переработка и использование того, что дано, что заложено. Разрешение внутриличнсотных конфликтов – специальный процесс требующий от индивида опр. действий, само по себе не происходит. Представители – З. Фрейд, А.Адлер.
Проактивность—реактивность
Где следует искать истинные причины поведения человека. Внутренние факторы или серия ответов на внешние стимулы.
Проактивность – это способность действовать по своей воле, независимо от внешних воздействий. Люди решают жить проактивно, когда понимают, что они и только они несут ответственность за свою жизнь. Проактивность исходит из важного принципа: между раздражителем и реакцией человека остаётся свобода выбора. Проактивный человек старается всегда делать выбор, согласно своим ценностям, прежде чем так или иначе отреагировать на раздражение. Проактивность ведёт к огромному повышению эффективности, и, согласно Стивену Кови, является первичным навыком высокоэффективных людей. Здесь: стимул – ВЫБОР – реакция. Представители подхода: А. Маслоу, А.Адлер, К. Рождерс.
Реактивность – это когда действия являются чистой реакцией на внешние раздражители. Пример: выполнение срочных дел, дающих краткосрочный результат, вместо выполнения важных дел, согласно собственным целям и ценностям. Т.е. человек действует, как био-робот, игнорируя свои истинные желания и потребности, не делает личного выбора. Здесь: стимул – реакция. Часто, - это сознательная позиция («ты начальник – я дурак»). Представители: Б. Скиннер (бихевиорист, оперантное обуславливание).
Гомеостаз—гетеростаз
Гомеостаз – уменьшение напряжения и сохранение состояния внутреннего равновесия. Представитель: З.Фрейд.
Гетеростаз – мотивация направлена на развитие, поиск новых стимулов и самореализацию. Представители: А. Маслоу, К. Роджерс, А. Адлер, Г. Олпорт.
Теория З. Фрейда.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – основатель психодинамической теории личности – психоанализа.
Психоанализ – это: 1. теория личности и психопатологии 2. метод терапии личностных расстройств 3. метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивида
Строение психики по Фрейду. Есть три уровня:
1. Сознание – ощущения и переживания, которые осознаются в данный момент. Это незначительная часть психики человека. Хранится недолго.
2. Подсознательное – область «доступной памяти». Включает весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Это «мост» между сознанием и бессознательным.
3. Бессознательное – хранилище примитивных инстинктивных побуждений + эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Самая глубокая и значимая часть психики. Именно бессознательное во многом определяет наше повседневное функционирование.
Структура личности по Фрейду.
ИД (ОНО) – исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Находится целиком в бессознательном и тесно связано с биологическими побуждениями – еда, сон, дефекация, копуляция (совокупление). Не знает законов, правилам не подчиняется, без ограничений. Сохраняет своё центральное значение на протяжении всей жизни. Подчиняется принципу удовольствия – немедленная разрядка напряжения (сексуального, пищевого). Есть 2 механизма разрядки ИД:
- рефлекторные действия – автоматический ответ на возбуждение с целью снятия напряжения (кашель, слёзы от соринки)
- первичные процессы представления – ИД формирует психический образ желаемого объекта (сны, галлюцинации).
ЭГО (Я) - стремится выразить и удовлетворить желания ИД в соответствии с ограничениями внешнего мира. Отвечает за принятие решений. Формируется из ИД, посредством эволюционирования. Находится одновременно в сознании, предсознании и бессознательном. Подчиняется принципу реальности – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до подходящего момента. Механизмы ЭГО:
- вторичные процессы – логическое мышление, торможение, переработка.
СуперЭГО (СверхЯ) – система ценностей, норм, этики разумно совместимая с социальными нормами. Это социализация. Это последний компонент развивающейся личности. Человек рождается без СуперЭГО, его формируют родители, общество, окружение. СуперЭГО разделяют на: совесть и Я-идеал. Совесть формируется от наказаний родителями. Я-идеал – это высокие цели для себя, идеальный образ себя. Формируется от поощрения родителями. Это гордость и самоуваждение за ч-либо.
Инстинкты по Фрейду. Существуют две основные группы:
1. Инстинкт жизни (Эрос) – это силы поддержания жизненно важных процессов и обеспечения размножения вида. Здесь находятся наиболее существенные силы – сексуальной энергии – либидо.
2. Инстинкт смерти (Танатос) – в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. Подчиняется закону энтропии (любая энергетическая система стремится к поддержанию равновесия), как противовес Эросу. Одно из самых спорных утверждений Фрейда. Спорят до сих пор.
Стадии психосексуального развития по Фрейду.
1. Оральная стадия – от 0 до 18 месяцев – Рот (сосание, кусание, жевание)
2. Анальная стадия – от 1,5 до 3х лет – Анус (удержание, выталкивание фекалий)
3. Фаллическая – от 3х до 6 лет – Половые органы (мастурбация)
4. Латентная – от 6 до 12 лет – Сексуальное бездействие
5. Генитальная – Пубертат (после 12 лет) – Половые органы (способность к гетеросексуальным контактам)
В зависимости от того на какой стадии произошло «застревание» в развитии человека, формируются определенные черты личности. Это спорно до сих пор.
Защитные механизмы ЭГО: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.
Теория А. Адлера.
Альфред Адлер (1870 – 1937) – основатель индивидуальной теории личности (пересмотренная теория психоанализа) – ученик З.Фрейда, в последствии его противник.
Основные положения его теории «Индивидуальной психологии»:
1. Человек является единым, неделимым и самосогласующимся организмом. Нельзя рассматривать ни одно проявление жизненной активности человека в отрыве от его личности в целом (его мышлении, чувствах, действиях, сознательного и бессознательного и т.д.). Структура самосогласующейся личности – Адлер называл стиль жизни.
2. Человеческая жизнь – активное стремление к совершенству. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивид м.б. воспринят как единое самосогласующееся целое. Человек стремится к совершенству.
3. Человек – творческое и самоопределяющееся целое. Адлер признавал влияние наследственности и окружающее среды, но также считал, что существует творческая сила, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью.
4. Социальная принадлежность индивида. Человек не только целостная система взаимосвязей, взятая в отдельности, но также интегральная составляющая часть больших систем – семья, сообщества, общество. Поведение человека происходит в социальном контексте (именно этого не учитывал Фрейд).У любого человека есть чувство общности и социальный интерес – это врожденные факторы личности.
5. Индивидуальная субъективность. Поведение людей всегда зависит от их мнения о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди мотивированы фиктивными целями – личными мнениями и настоящем и будущем, регулирующими их поведение.
Адлера считают родоначальником гуманистической и социальной психологий.
Базовые понятия теории Адлера:
1. - Чувство неполноценности и компенсация – неполноценность к-либо органа (его врожденная слабость или недостаточное функционирование) компенсируется и приводит к впечатляющим достижениям человека. С другой стороны, может наблюдаться выраженное чувство неполноценности при безуспешной компенсации к-либо недуга. Гиперкомпенсация. Главное, что чувство неполноценности – источник развития человека.
2. - Стремление к превосходству – это врожденный единый фундаментальный мотив человеческой жизнедеятельности. Люди стремятся к превосходству, вперед и вверх не только на уровне индивида, но и на уровне общества. Люди совершенствуются сами и совершенствуют культуру своего общества. Конечная цель человека – развивать свою культуру.
3. - Стиль жизни – «жизненный план», «путеводный образ» - уникальный для индивида способ адаптации к жизни, в контексте поставленных самим индивидом целей и способов их достижения. Это уникальное сочетание черт, способов поведения, привычек, которые в совокупности определяют неповторимую картину существования человека. Стиль жизни направлен на преодоление комплекса неполноценности и упрочению чувства превосходства. Стиль жизни формируется к 4 - 5 годам, сохраняется на всю жизнь и практически не изменяется. Адлер выделял следующие типы личности с устойчивыми стилями жизни: управляющий тип, берущий тип, избегающий тип, социально-полезный тип.
4. - Социальный интерес – люди являются социальными созданиями. Для того чтобы лучше понять себя, человек должен научиться понимать другого. Предпосылки социального интереса – врожденные, но не возникают автоматически. Они заложены в нас, но требуют осознанного развития. Адлер считает социальный интерес критерием оценки психического здоровья человека. Нормальный человек стремиться не только к личному благополучию, но и к благополучию других. При патологии – социальный интерес слабо выражен, либо отсутствует, либо искажен.
5. - Творческое «Я» - стиль жизни человека формируется под влиянием творческих способностей, т.е. человек может сам создавать свой стиль жизни. Люди сами ответственны за то какими они стали и они всегда вольны ч-либо изменить. Именно творческое Я делает человека сво