Важнейшей особенностью мышления является его проблемный характер.
Началом мыслительного процесса является постановка вопроса, выделение проблемы. Главным мотивом выдвижения проблемы является практическая потребность познания, потребность что-то понять в действительности. Выделение проблемы, как правило, сопровождается определенным эмоциональным возбуждением, интересом и сосредоточением внимания. Мы начинаем думать не тогда, когда все понятно, а тогда, когда что-то еще остается неизвестным, когда необходимо отделить незнание от знания. Мышление имеет фазовый характер, хотя эти фазы могут быть и незаметны для человека, но, как правило, вслед за постановкой проблемы наступает фаза выдвижения и перебора гипотез, а затем их проверки. Построение гипотезы является чрезвычайно сложным логическим процессом. Бруннер выделяет различные типы выдвижения и проверки гипотез:
1) с самого начала человек формулирует все возможные гипотезы, последовательно их проверяет и исключает ложные;
2) формулируется одна гипотеза, она проверяется, и лишь затем формулируется вторая гипотеза;
3) гипотеза вообще не формулируется, а предпринимаются попытки случайно натолкнуться на верное решение;
Азартный поиск решения характеризуется бессистемностью действий (выдвинув одну гипотезу и не до конца ее проверив, человек берется за проверку другой или одновременно начинает проверять разные взаимоисключающие гипотезы).
Окончательным звеном мыслительного процесса является вывод, ответ, решение. В формулировании, проверке гипотезы и применении ее на практике большую роль играет отношение к возможной ошибке. Некритичное отношение к ошибке может завести исследователя в тупик. Правильное понимание ошибок обогащает исследователя. Типы принятия решений также могут быть разными. Так, Кулюткин и Сухобская выделяют 3 типа принятия решений: импульсивное, уравновешенное, осторожное.
Билет 8.
1. Развитие памяти в онтогенезе (по П.П. Блонскому). Виды памяти по характеру психической активности.
2. «Двуязычный» характер мышления. Феномен понимания (по А.Р. Лурия и Л.М. Веккеру).
П.П.Блонский «Память и мышление»:
Обзор онтогенетического развития человека показывает, что четыре основных вида памяти (образная, моторная, логическая и аффективная) появляются в онтогенезе в разное время:
ü Позже всех других видов памяти развивается память в понимании Жане (франц.Y) – «память-рассказ» (логическая). По утверждению Жане, эта память наблюдается у ребенка только с 3-4 лет. Когда заканчивается развитие этой памяти, мы точно не знаем, но педагогический опыт показывает, что развитие продолжается и в подростковый период (примерно до формирования понятийного мышления).
ü По данным Штерна первые зачатки свободных воспоминаний наблюдаются только на 2-ом году жизни ребенка – это период появления образной памяти (хотя припоминание при участии образов наблюдается уже с 6 месяцев). Но если считать для человека наиболее характерной образной памятью зрительную, то, судя по тому, что эйдетические образы в подростковый период сильно ослабевают, можно предположить, что в этом возрасте образная память, по крайней мере, не прогрессирует в развитии.
ü Аффективная (эмоциональная) память наименее изучена. Считается, что первые аффективные реакции (т.е. реакции без непосредственного воздействия стимула, лишь при воспоминании о нем) появляются уже у 6-месячных детей и раньше.
ü Моторная память начинает развиваться раньше всякого другого вида памяти. Леб считает все условные рефлексы «ассоциативной памятью», т.е., в конечном счете, моторной. Так, одним из самых ранних рефлексов является возникновение пищевых реакций в положении кормления (т.е. на уровне моторной памяти ребенок запоминает, что в определенном положении он получает молоко, и в другом положении кормление будет невозможным). Педагогический опыт показывает, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для обучения ручному труду, танцам, катанию на коньках и т.д. Начиная с подросткового периода, моторная память не прогрессирует. Еще можно говорить о наследственной передаче инстинктивных движений как о той моторной памяти, которой индивид обладает уже при рождении.
Вывод:
В онтогенетическом развитии раньше всего появляется моторная память, может быть, затем, но вскоре, - аффективная память, несколько позже – образная память и гораздо позже - логическая.
Самое яркое подтверждение того, что эти виды памяти – различные ее «уровни», можно видеть в той последовательности, с какой расцвет функционирования одной памяти сменяет расцвет другой. Так, например, наблюдения показывают, что:
- раннее детство – возраст наибольшего приобретения привычек
- в дошкольном возрасте сильно развивается воображение и фантазия
(образное мышление)
- в старшем школьном возрасте на первый план выступает логическая память.
Приблизительно ту же последовательность в развитии памяти нам дает рассмотрение ее филогенеза.
По лекциям Н.Н. Киреевой:
Виды памяти по критерию Y-ой активности
Вид выделяется в зависимости от доминирования определенной модальности:
- образная память
- двигательная память
- эмоциональная
- логическая
ü Образная память (основывается на сенсорном фундаменте):
- Зрительная память (до 95 % всей информации). В основе этой памяти лежат зрительные эталоны и образы. Особенность: в этой памяти происходит трансформация образа предмета, упрощение, опускание деталей, преобразование формы и цвета. Несмотря на частичную потерю информации, происходит ее обобщение. Основное свойство памяти – символизация (схематизация) информации. У детей и подростков эта память является доминирующей. Зрительная память может проявляться специфически: на цифры, лица, пейзажи и т.д. Например, Суворов и Македонский обладали феноменальной памятью на лица солдат. Люди с преобладанием этой памяти значительно лучше воспринимают и обрабатывают зрительную информацию, а не слуховую.
- Эйдетическая память (впервые была изучена немецким ученым Йеншем в 30-ые годы ХХ века). Особенность: субъект «видит» предмет или события настолько же ярко, как если бы это событие сейчас происходило перед ним. Исследования этой памяти в основном проводились на детях, и было выявлено, что до 60% детей и подростков обладают эйдетической памятью => эта память – необходимая фаза становления и развития памяти вообще (она частично исчезает с возрастом). У некоторых детей эта память развита крайне слабо (латентная эйдетическая память); есть люди, видящие яркие образы только простых предметов, другие могут видеть более сложные объекты; и максимального развития эйдетическая память достигает, если человек видит полный объемный образ предмета при его отсутствии. Люди творческих профессий обладают профессиональной эйдетической памятью. Например, Дж.Рейналдс (художник) практически не писал портреты с натур, а воспроизводил их по памяти. Такой же способностью обладали Ге и Левитан. Люди могут произвольно вызывать образы эйдетической памяти. У детей эти образы хранятся от 1 до 10 минут, но иногда их можно вызвать и через несколько лет.
- Слуховая память (доминирование слуховой информации). Бывает музыкальной, речевой и памятью на специфические звуки (водитель по звуку мотора может определить неисправность). Музыкальная память также бывает «эйдетической», это проявляется уже в детстве (Моцарт, Чайковский).
- Вкусовая память.
- Обонятельная память.
- Осязательная память.
Чаще всего эти виды образной памяти – профессиональные: дегустаторы, парфюмеры. У слепых людей особенно развита осязательная память, т.к. она является компенсаторной.
Образная память достаточно плохо поддается управлению.
ü Двигательная память: запоминание, сохранение и воспроизведение движений, двигательных актов, координации движений, статических положений, напряжения и расслабления мышц. Играет большую роль в жизни человека, особенно у новорожденных и детей. Также важна для танцовщиков, актеров и спортсменов. Эта память активизируется и важна при работе на производстве (за станком) и при занятии ручными промыслами. Движение закрепляются на неосознанном уровне и доходят до автоматизма. Часто эта память бывает связана со зрительной: музыканты, водители.
ü Эмоциональная память: воспроизведение чувственного состояния при повторном воздействии той же ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Впечатления, имеющие сильную эмоциональную окраску («+» или «-»), запоминаются лучше. В.Н. Мясищев проводил эксперименты на школьниках, в результате которых было установлено, что лучше всего воспроизводится «+» информация, чуть хуже «-», и хуже всего – нейтрально окрашенная информация. Людей можно разделить на 3 группы (франц. Y Рибо): с низким уровнем эмоциональной памяти, с относительно хорошим воспроизведением чувств и с точным воспроизведением любых первоначальных эмоциональных состояний.
ü Символическая память (словесно-логическая):
- Вербальная память формируется вслед за образной и наибольшего развития достигает к 10-13 годам. Особенность: точность воспроизведения зависит от воли, намерения и желания человека. Наблюдается искажение информации (например, при пересказе текста люди запоминают только наиболее значимые для них детали).
Логическая память: запоминание смысла текста, логики событий. Она тесно связана с понятийным мышлением, основана на реконструкции текста от высоко обобщенных понятий к более конкретным (выявление смысла играет большую роль). Для сохранения логики также необходима механическая память.
2)«Двуязычный» характер мышления. Феномен понимания (по А.Р. Лурия и Л.М. Веккеру).
Мышление – процесс непрерывно совершающегося обратимого перевода информации с языка образов на психолингвистический язык, представленный речевыми сигналами.
В процессе перевода мы превращаем образы в предложения, потому что образ является отображением не отдельных объектов, а объектов, связанных друг с другом каким-то отношением.
Непонятность мысли – это рассогласованность языков. Состояние понятости – установление полной обратимости перевода, при которой отношение между объектами мысли сохраняется постоянным.
Феномен «понимание»
1. Понимание как психологическая специфичность мысли
Понимание мысли кажется очевидн.процессом, однако дать ему опр-е невероятно сложно.
Феномен «понимание» относится полностью к мыслит.процессу. Перцептивный образ можно воспринять правильно, не понимая, что это такое. Понятной или непонятной может быть также своя собственная или чужая эмоция. Но непонятная эмоция не перестает быть эмоцией. Однако непонятная мысль перестает быть мыслью.
2. Понимание как «синтетическийинсайт»
Понимание – это инсайт, то есть одномоментное усмотрение отношений между элементами ситуации.
3. Понимание существенно зависит от того, насколько представлены в познавательном акте отношения между элементами содержания, то есть понимание как бы складывается из количества понятых отношений, заложенных в мысли.
Всякий педагог знает: всякая заученная, но не понятая формулировка (т.е. восприняты только связи слов друг с другом) обнаруживает отсутствие мысли при необходимости выделить отношение, которое составляет содержание данной мысли.
4. Одним из критериев понимания является возможность одну и ту же мысль выразить в разных формах.
Процесс понимания речевого высказывания начинается с восприятия речи, далее переходит в понимание общего значения, затем – в понимание подтекста этого высказывания.
Понимание – это поиск смысла высказывания, приводящий к выбору из ряда возникающих значений. Мало понять непосредственное значение сообщения, нужно найти внутренний смысл.
Пример. В «Горе от ума» последний возглас Чацкого – «Карету мне, карету!» - имеет простое значение – просьбу подать карету, однако смысл этого требования – отношение Чацкого к обществу, с которым он порывает. Таким образом, внутренний смысл высказывания может расходиться с внешним значением, и один и тот же текст можно понять с различной глубиной.
1. Понимание слов – знание предметной отнесенности слова и выбор нужного значения слова (так как большинство слов имеют несколько значений, и есть слова-омонимы), выбор нужного смысла в зависимости от контекста. Например, слово «пятно» имеет разный смысл в разных контекстах: «пятно на Солнце», «масляное пятно», «пятно на репутации».
Условия понимания слов:
1. слово воспринимается в значении, с которым человек встречается наиболее часто.
2. Смысл малознакомых слов определяется по сходству звучания с уже знакомыми.
Пример. Компания «Moltedcoffee» русским человеком воспринимается как «молотый кофе».
3. Понимание слова зависит от речевого контекста
Понимание смысла сложного сообщения
1. Влияние смыслов. Чтобы понять текст, недостаточно понять значение каждой изолированной фразы. Каждая последующая фраза включает в себя значение предыдущей. Л. С. Выготский назвал это «влиянием смыслов».
Пример. – Я тебе котёл дал?
--Дал.
--Ты егоу меня взял?
-- Взял.
Понять этот диалог можно только в том случае, если под словом «его» понимать котел. Если же такого влияния смысла предыдущей фразы на последующую не происходит, понимание целого текста становится невозможным.
2. Выделение «смысловых ядер».
Движение глаз при чтении – серия остановок на наиболее информативных местах. Человек много раз возвращается назад, сопоставляет далекие части текста. Этот процесс можно назвать анализом через синтез. Чем более опытен человек, тем быстрее он выделяет в тексте смысловые части без постоянных возвращений назад. В этом состоит секрет быстрого чтения.
Простые структуры в тексте понимаются легче, чем те, которые требуют выявления смысловых ядер.
Фраза «Отец и мать ушли в театр, а бабушка осталась дома» понимается легче, чем « в школу, где училась Даша, с фабрики пришла работница, чтобы сделать доклад».
Существуют фразы, конец которых полностью определяется началом, так что по началу можно однозначно догадаться о конце. Понимание таких фраз происходит легче. То же самое относится к целому тексту. Понимание подтекста часто требуется в рядовых ситуациях « Уже десять!», для понимания выражений с переносным смыслом, пословиц, поговорок.
Билет 9.
1. Произвольная и непроизвольная память. Экспериментальные исследования памяти.
2. Проникновение речи в мышление. Эгоцентрическая речь и ее функции (по Ж.Пиаже и Л.С. Выготскому).
1) Память – сквозной психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения субъектом его опыта.
Сквозной психический процесс – процесс, который проходит через все остальные психические процессы.
Взаимосвязь между произвольной и непроизвольной памятью - Л.С.Выготский. Он показал, что формирование произвольной памяти из непроизвольной происходит у ребёнка с помощью опосредующей функции речи в процессе взаимодействия со взрослыми. Произвольная память формируется сначала как внешнее действие с использованием предметов, затем действие становится внутренним и подчиняется самоинструкции, тогда память превращается в опосредованную логическую. Исторически ранние формы произвольной памяти связаны, как показал Леонтьев, с запоминанием одних предметов через другие. Например, человек мог положить в карман камешек, который впоследствии, попадая ему в руки, выполнял функцию напоминателя.
Развитие опосредованного запоминания в истории человечества шло двумя путями. Первый - совершенствование памяти с помощью внешних предметных посредников (амулеты, камешки и т.п.).
Второй - проходивший через включение специальных действий (завязывание узелка на память, зарубки). В произвольной памяти Функции, которые в не произвольной выполнили внешние раздражители, стали замещаться внутренними сигналами, и тем самым сформировалась независимость вспоминания от внешних условий. Главным орудием развития произвольной памяти явилась речь, ибо когда человек овладевает внутренней речью, он может использовать слово в качестве внутреннего сигнала.
В школьном возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено ещё недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью
Использования ассоциаций и недостаточным опытом и знакомством с приёмами запоминания.
Произвольная память позволяет быстро образовывать разнообразные смысловые связи и с их помощью прочно запоминать впечатления. Непроизвольная память всегда есть следствие определённой практической деятельности человека, и поэтому ее результативность определяется и способом организации этой деятельности, и структурой целей человека. Непроизвольное запоминание является продуктом целенаправленной деятельности.
Экспериментальные исследования памяти (memoryexperiments)
В одной из ранних работ У. Бернхем описал эксперим. методы измерения памяти в отношении вербального или визуального материала, к-рые включали метод воспроизведения, введенный Германом Эббингаузом, и метод узнавания, используемый ранее Эрнстом Вебером в своих психофизических экспериментах по последовательному сравнению длины линий и тяжестей. В более совр. исслед. сохранения и вспоминания также измерялось время, затрачиваемое на сравнение элемента, фигуры или предложения при последовательном восстановлении материала в памяти, а также использовались такие меры, как частичный отчет, пробное воспроизведение, темпы заучивания и показатели сбережения (время на доучивание). Исследователи изучали влияние на сохранение, вспоминание и забывание разнообразных эксперим. переменных, включ.: типы заучиваемого или запоминаемого материала (слова, предложения, рассказы, неподвижные и движущиеся изображения, абстрактные и конкретные формы); сенсорные модальности предъявляемых стимулов (напр., зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные); скорость и способы предъявления материала (от медленной до быстрой и одновременное предъявление в сравнении с последовательным, порционное или частичное в сравнении с целостным, многомерное и комплексное в сравнении с одномерным предъявлением).
Э. и. п. включают изучение эффектов промежуточной или предшествующей деятельности, повседневных дел, искусственных лабораторных ситуаций, аномалий («абсолютная» память) и патологических потерь вследствие хирургических операций, амнезии или др. мозговых изменений (вызванных, напр., наркотиками, алкоголем, старением), а также изучение случаев «уникальной» сенсорной памяти (иконической или акустической), первичной или оперативной памяти и долговременной памяти.Теорет. гипотезы, выдвигавшиеся для объяснения процессов памяти, послужили толчком к исслед. влияний разнообразных дополнительных переменных на память: концентрации в сравнении с распределением повторений или упражнений; смыслового значения или организационных факторов вербального материала; стратегий обработки информ. при восприятии запоминаемых событий (глубина обработки); сроков, на к-рые запоминается материал; и влияний группы или соц. факторов на память. Э. и. п. проводятся с использованием таких простых инструментов как карточки, карандаши, бумага и секундомеры; более сложных приборов, таких как тахистоскопы, позволяющие регулировать скорость предъявления материала, оборудованные устройствами для регистрации времени реакции нажатия пальцем или времени вербальной реакции; и совр. миникомпьютеров и микрокомпьютеров с программируемым автоматическим предъявлением вербальных или визуальных материалов, с соответствующими устройствами, регистрирующими голосовые реакции или реакции нажатия пальцем, а также оценивающими наряду со временем реакции правильность воспроизведения. (Н. С. Андерсон)
2) Проникновение речи в мышление. Эгоцентрическая речь и ее функции (по Ж.Пиаже и Л.С. Выготскому).
В речевом развитии ребёнка наблюдается явление, отмеченное рядом исследователей. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей приходится наблюдать склонность к монологизированию. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Эту монологическую речь Пиаже назвал эгоцентрической, попытавшись связать её со своей теорией эгоцентризма. Эгоцентрическая речь, по Пиаже
1) не служит целям сообщения, не выполняет коммуникативной функции; эта речь не для другого, а для себя; она протекает независимо от того, слушают ли и понимают ли её; с этим её функциональным характером связаны особенности её содержания и структуры.
2) Будучи речью для себя, а не для другого, она в соответствие с этим – речь со своей точки зрения, не учитывающая точки зрения другого и не приноравливающаяся к ним.
3) Она по преимуществу и есть речь ребёнка о себе.
Монологическую речь как речь эгоцентрическую Пиаже противопоставляет речи социализированной. Социализированная речь – это речь, выполняющая функцию сообщения
Подсчитанный Пиаже коэффициент эгоцентрической речи составляет от 44% до 47% для детей в возрасте 5-7 лет и от 54% до 60% для возраста 3-5 лет. Пиаже считает, что эгоцентрическая речь является генетически первичной; социальная речь развивается из неё или, по крайней мере, путём её вытеснения. Эгоцентрическая речь представляется Пиаже лишь аккомпанентом к действию, по существу не выполняющим никакой функции. Он даёт её преимущественно отрицательную оценку, подчёркивая то, что она не выполняет функцию общения. Теория Пиаже может быть выражена в следующей схеме:
Аутическоевнеречевое эгоцентрическая речь социализированная речь
Мышление эгоцентрическое мышление логическое мышление
Но теория Пиаже подверглась как принципиальной, так и фактической критике. Далее, уже первые опубликованные после исследования Пиаже работы показали, что высокий коэффициент монологической речи, получившийся у Пиаже, обусловлен тем, что он изучал высказывания детей лишь в детском обществе и что в «Доме малюток» в Женеве социальная жизнь мало развита. В исследованиях Мухова, проведённых в более развитых социальных условиях коэффициент был гораздо меньше (33%). Специальное исследование Д. Катца и его жены показало, что в обществе взрослых монологическая речь у детей практически отсутствует. То есть Пиаже не учёл в своих исследованиях влияние педагогического воздействия взрослых. Дело в том, что точки зрения его концепции умственное развитие ребёнка происходит изнутри. Отсюда и полное пренебрежение к социальному фактору. На самом же деле роль взрослых и общения с ними в развитии речи очень велика.
Уделивший значительное внимание проблеме эгоцентрической речи Выготский считал, что эгоцентрическая речь лежит на пути развития, идущем от внешней коммуникативной речи к речи внутренней. Она выполняет, по мнению Выготского, у ребёнка интеллектуальную функцию осмысливания и планирования действия, преодоления затруднений и препятствий. Будучи громкой, то есть физически внешней речью, она по своей психологической природе является внутренней речью, речью-мышлением. Согласно его теории эгоцентрическая речь ребёнка представляет собой феномен перехода от интерпсихических к интрапсихическим (свёртывание психического действия во внутренние механизмы). То есть она проходит процесс интериоризации и становится основой саморегуляции и самоорганизации. Теорию Выготского можно выразить в следующей схеме
Социальная эгоцентрическая внутренняя речь
Речь речь
Сначала эгоцентрическая речь выступает как аккомпанемент к действию, потом она начинает «стягиваться» к началу действия и выполнять планирующую функцию. Когда она окончательно становится внутренней, она начинает играть большую роль в регуляции. То есть происходит постепенное оречевление психических процессов, что приводит к их кардинальному изменению. Неоречевлённые психические процессы Выготский называл низшими. С появлением речи включается механизм самоорганизации, и речь выступает как инструмент овладения психическими процессами. Если регуляция плохая, то наблюдается доминирование низших процессов. То есть с появлением внутренней речи мы начинаем «культивировать» наши психические процессы. Но внутренняя речь же может и зашумлять нашу психическую жизнь.
Билет 10.
- Формы памяти: мгновенная, кратковременная, долговременная и оперативная. Автобиографическая память.
- Обобщенность и опосредованность мысли.
1) Память – сквозной психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения субъектом его опыта.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Выделяют мгновенную, кратковременную, долговременную, оперативную, промежуточную память.
Мгновенная – неск.сек, может перейти в кратковременную, если сенсорные каналы не забиты другой инф.
Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).
Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Автобиографическая память (АП) – подсистема долговременной памяти, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях. Субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, определяющих самоидентичность личности как уникального, тождественного самому себе психологического субъекта.
Термин автобиографическая память был введен в 1976 г. Дж.Робинсоном: различение памяти о себе и памяти о мире. Несмотря на позднее появление этого термина, феноменологически АП известна давно: мемуары, дневники, исповеди. Любой человек может рассказать что-то о себе. Специфика автобиографической памяти была замечена интроспективной психологией – Бергсон («вся жизнь промелькнула перед глазами») и Джеймс (воспоминания об экстатических религиозных переживаниях).
Специфические характеристики автобиографической памяти:
- отражение уникальных, неповторимых событий индивидуального прошлого, полно и прочно фиксируемых при их однократном переживании и сохраняющихся неопределенно долго (в течение всей жизни);
- яркие, целостные образы, существующие в виде “живой картины” с возможностью вновь погрузиться в эмоциональное состояние, актуальное на момент события;
- личная история жизни человека отражается как концепция судьбы;
- автобиографическая память существует в вербализованной форме, в виде рассказа;
- особая эмоциональная насыщенность содержания автобиографической памяти, обусловленная атрибутированностью каждого события как личного, относящегося к себе;
- временная организация материала представлена индивидуально специфичными конфигурациями “пространства прошлого” (“опорные точки памяти”, “линия жизни” и т.п.) и стратегиями датировки событий;
- специфические функции (интрапсихические, интерпсихические, экзистенциальные) ;
- влияние эмоционально-мотивационного состояния личности на актуализацию автобиографических воспоминаний, что проявляется искажении их истинности;
- социо-культурная природа автобиографической памяти.
Автобиографическая память играет значительную роль в преодолении кризисных ситуаций различного рода. В экспериментальном исследовании были выявлены три феномена в области трансформации временной составляющей автобиографической памяти личности, возникающих в трудной для личности жизненной ситуации предварительного тюремного заключения: феномен обеднения прошлого, феномен утраты детства, феномен онтологизации настоящего. Показано, что в данной ситуации происходит активизация работы с субъективным настоящим; прошлое и будущее становятся менее значимыми, наблюдается сужение временной трансспективы личности.
2) Обобщенность и опосредованность мысли.
Опосредованность мысли.
Описание опосредованности как эмпирической характеристики требует ответа на вопрос, чем же именно непосредственно предметная картина опосредована даже и в тех случаях, когда она выходит за его пределы. Судя по тому, как органически взаимосвязана универсальная логическая форма мысли (суждение) со структурной формой ее речевого эквивалента (предложения), есть основания предполагать, что искомая сущность опосредствованности (представляемая в данном контексте только на уровне ее эмпирического описания) связана с включенностью речевых компонентов в непосредственно образную ткань первичных форм мысли. Однако самый факт речевого сопровождения образных процессов еще не создает опосредствованности как мыслительной характеристики. Обозначение отдельного образа отдельным словом, реализуя акт называния, хотя и составляет существенную предпосылку мышления, само по себе, однако, еще не возводит этот образ в ранг собственно мысли. Такого рода наречение объекта именем путем воплощения образа в слове, происходит ли оно на ранних стадиях онтогенеза в самом начале речевого развития или даже у взрослого человека, вполне может осуществляться и на уровне оречевленной перцепции. Таким образом, наличие речевого опосредствования является, по-видимому, необходимым, но и не достаточным условием опосредствованности как характеристики мысли.
Исходя из существа описанных выше свойств мысли, есть основание думать, что опосредствованность как именно мыслительная характеристика связана с наличием и необходимой ролью операционных компонентов мысли. Однако само по себе наличие операционных компонентов в динамике образов (т.е. манипулирование образами), как и само по себе наличие речевых компонентов, не возводит еще такую динамику в ранг мысли – оно может еще не содержать в себе определенного отражения отношений, воплощенного в универсальную структурную формулу мысли. Манипуляции с образами сновидной конструкции и даже в условиях бодрствования в мечте, грезе или фантастическом калейдоскопе, как и манипуляции с вещами, сами по себе в общем случае не создают еще мысли и не заключают в себе опосредствованности как мыслительной характеристики. Таким образом, операционные, как и речевые, компоненты составляют, повидимому, необходимое, но не достаточное условие мыслительной опосредованности. Можно думать, что ее необходимые и достаточные условия создаются как раз тем сочетанием операндных и операторных элементов, которое представлено в трехкомпонентной структурной формуле как внешней речевой (предложение), так и логической (суждение) формы мысли. Тем самым опосредствованность имплицитно содержится в двух упомянутых и рассмотренных выше эмпирических характеристиках мысли и является суммарным выражением их органической взаимосвязи. Тогда это означает, что, в отличие от закономерностей прямого непрерывного и непосредственного перехода внутри сферы образов (от ощущений к восприятиям и представлениям), не существует непосредственного перехода от образа к мысли, представленного непрерывным рядом "чисто" познавательных структур – ощущение, восприятие, представление, мысль.
Этот переход, анализируемый здесь на уровне эмпирического описания, опосредствован, с одной стороны, включением символически-речевых операндов, а с другой стороны, включением реальных операций, также воплощаемых в символически-речевых операторах (грамматических и логических "связках"). Тогда опосредствованность как характеристика мысли, представленная в структурной формуле ее универсальной молекулярной единицы, состоит в том простом факте, что специфически мыслительное отражение отношений между операндами, поскольку мысль именно вычленяет эти отношения, по необходимости опосредствовано операцией соотнесения этих операндов, также имеющей свой символически-речевой эквивалент в форме логикограмматических операторов. Если это так, то эмпирическая природа опосредствованности связана не только с выходом мысли за пределы непосредственного опыта. Она одинаково проявляется во всех формах мысли, независимо от того, ревизуется ли она вне или внутри сферы непосредственного, чувственно-предметного отображения.
Обобщенность мысли
Последовательное рассмотрение приведенного выше перечня тесно взаимосвязанных между собой эмпирических характеристик мысли приводит в данном пункте к выявлению специфики ее обобщенности. Как многократно упоминалось, сама по себе обобщенность, будучи сквозным параметром всех познавательных процессов, в этом своем родовом качестве не может быть носителем видовой специфичности мысли. Не может быть таким носителем и более высокая степень обобщенности, поскольку, как уже упоминалось, сам по себе количественный рост степени обобщенности образа приводит лишь к более обобщенному образу и не может обеспечить перехода через образномыслительную границу. С другой стороны, сам факт наличия обобщенности мысли, как и факт более высокой степени ее выраженности, чем в сфере образов, не заключает в себе, по-видимому, никаких эмпирических оснований для сомнения в том, что обобщенность входит в число основных, не