Исследование фазового состава объектов № 1-5,15,16

От объектов № 1-5 и 15 при помощи препарировальной иглы в поле зрения бинокулярного микроскопа «МБС-10» были отобраны фрагменты, по внешнему виду сходные с веществом, из которого из­готовлена изоляция медных шин (образец сравнения - объект № 16). После измельчения в агатовой ступке они были помещены в держа-

тель рентгеновской камеры Гинье модели ER 552 (Нидерланды) на генераторе рентгеновского излучения модели PW 1730/10 (Нидер­ланды). Рентгенофазовый анализ проведен при следующих услови­ях: рентгеновская трубка с медным анодом; напряжение - 30 кВ; ток - 35 мА; время экспозиции - 3 ч; регистрация спектра на рент­геновской пленке «Рефлекс-15» (Швеция); условия химической об­работки пленки - стандартные.

Установлено, что представленные на экспертизу 5 кусочков ве­щества серого цвета (объекты № 1-5) и кусок, обнаруженный на де-ревяном фрагменте кузова автомобиля (объект № 15), содержат в своем составе асбестовый материал хризотил-асбест, имеют одина­ковый фазовый состав с асбестом обмотки медных шин (объект № 16) и, следовательно, могли быть обмоткой как представленных шин, так и других медных шин, изготовленных по той же технологии.

Вопрос о том, изготовлены ли найденные куски серого цвета по одной технологии с асбестом обмотки медных шин, не может быть решен в связи с отсутствием научно разработанной методики.

Эмиссионно-спектральный анализ объектов№ 6-14

Наличие следов металлизации на представленных образцах дре­весного покрытия кузова устанавливали методом эмиссионного спектрального анализа в дуге переменного тока 8А с помощью ге­нератора дуги УБИ-1; пробы отбирали скальпелем с тех мест фраг­ментов, где имелись видимые полосы темного цвета, расположен­ные в поперечном направлении, а также с относительно «чистых» мест с обеих сторон фрагментов - в качестве контроля. Пробы поме­щали в кратеры рюмочных электродов из графита марки ОСЧ. 7-4; про-тивоэлектрод - графитовый, заточенный на конус; спектры регистриро­вали на дифракционном спектрографе «ПГС-2» («Карл Цейсс-Иена», Германия). Экспозиция - до полного выгорания пробы; фотопластин­ки - спектральные (тип 2), чувствительностью 15 ед. ГОСТа, прояви­тель - стандартный метолгидрохиноновый, время проявления - 6 мин.

В результате анализа выявлено наличие меди во всех пробах, причем по полуколичественной визуальной оценке ее содержание в пробах с обеих поверхностей фрагментов кузова существенно пре­вышает содержание в материале (дереве). Распределение следов ме­ди на поверхности относительно равномерное, четко выраженной формы они не имеют. Исходя из обстоятельств дела, возможны как металлизация поверхности фрагментов кузова изделиями из меди, так и загрязнение его соединениями меди. Вследствие того, что в следах металлизации не отражаются индивидуальные признаки




идентифицируемого объекта, установить конкретный источник про­исхождения этих следов не представляется возможным.

Таким образом, физико-химическим исследованием установлено:

- пять кусков серого вещества (объекты № 1-5), изъятого при ос­мотре кузова автомашины ЗИЛ-130, государственный номер ... МЗО, содержат в своем составе асбестовый материал - хризотил-асбест;

- на деревяном фрагменте кузова автомобиля обнаружено серое вещество (объект № 15), которое содержит в своем составе асбесто­вый материал - хризотил-асбест;

- перечисленные выше фрагменты (объекты № 1-5 и 15), имеют одинаковый фазовый состав с асбестом обмотки медных шин (объ­ект № 16);

- на куске асбеста (объект № 3), изъятом при осмотре кузова ав­томашины ЗИЛ-130, государственный номер ... МЗО, обнаружено наслоение лакокрасочного материала на основе алкидных смол (объект № 3.1), которое имеет общую родовую принадлежность по морфологическим свойствам и молекулярному составу основных компонентов с лакокрасочным материалом, используемым в изоля­ции медных шин (объект № 17);

- во всех пробах с поверхности деревянных фрагментов кузова (объекты № 6-14) обнаружено повышенное содержание меди, кото­рое существенно превышает ее содержание в материале (дереве), однако так как в данных следах металлизации не отражаются индиви­дуальные признаки идентифицируемого объекта, то установить кон­кретный источник происхождения этих следов не представляется возможным.

ВЫВОДЫ

1. На деревянных фрагментах кузова, представленных на экс­пертизу, обнаружены следы меди. Установить, являются ли они сле­дами металлизации от медных шин, не представилось возможным по причинам, указанным в исследовательской части.

2. Представленные на экспертизу 5 кусочков вещества серого цвета (объекты № 1-5) и кусок, обнаруженный на деревянном фраг­менте кузова автомобиля (объект № 15), содержат в своем составе асбестовый материал - хризотил-асбест и имеют одинаковый фазо­вый состав с асбестом обмотки медных шин (объект № 16). На куске асбеста (объект № 3), изъятом при осмотре кузова автомашины, об­наружено наслоение лакокрасочного материала на основе алкидных смол (объект № 3.1), которое имеет общую родовую принадлеж­ность по морфологическим свойствам и молекулярному составу ос-

новных компонентов с лакокрасочным материалом, используемым в изоляции медных шин (объект № 17), т. е. перечисленные выше кус­ки асбеста могли быть обмоткой как представленных шин, так и других медных шин, изготовленных по той же технологии.

Вопрос о том, изготовлены ли найденные куски серого цвета по одной технологии с асбестом обмотки медных шин, не может быть решен по причинам, изложенным в исследовательской части на­стоящего заключения.

Вариант № 16

На экспертизу представлены:

- два пистолета ПМ с двумя глушителями.

Перед экспертом(ами) поставлены вопросы:

1. Имеются ли какие-либо номера на представленных на иссле­дование двух пистолетах ПМ с глушителями, изъятых в ходе осмот­ра автомобиля КАМАЗ, имеющего гос. номер А ... с прицепом, имеющим гос. номер 18 ..?

2. Если номера имеются, то на каких частях пистолетов, пред­ставленных на исследование, они располагаются?

3. Подвергались ли изменению номера на представленных на экспертизу пистолетах, если да, то каково их первоначальное со­держание?

Наши рекомендации