Учет особенностей памяти в юридической практике
Процессы запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации определяются тем, какое место занимает она в деятельности субъекта, какова ее значимость, что делает человек с этой информацией. Наиболее продуктивно запоминается материал, связанный с целью деятельности, с ее основным содержанием.
Менее продуктивно запоминается материал, не связанный с целью деятельности. Наименее эффективно происходит запоминание нейтральных, фоновых раздражителей, не связанных с содержанием или с характером протекающего действия. Необходимым условием запоминания нейтральных фоновых раздражителей является проявление ориентировочной реакции на «новизну» или яркость их образа.
Следует особо сказать о влиянии эмоций на процесс запоминания. Запоминание будет более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенной эмоциональности. Когда событие затрагивают чувства, то мыслительная деятельность человека становится более активной, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому.
Свидетель, потерпевший, подозреваемый и обвиняемый могут лучше запоминать в одних случаях приятное, в других — неприятное, в зависимости от того, что им в данном случае более важно, что для них более значимо.
Следователю необходимо учитывать индивидуальные характерологические особенности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого: при прочих равных условиях одни люди склонны к запоминанию приятного, другие — неприятного, в зависимости от склада личности — более оптимистического или пессимистического.
На запоминание материала, воспринятого свидетелем, потерпевшим, обвиняемым, обычно оказывает влияние их последующая деятельность. Под ее влиянием впечатления могут полностью или частично забываться.
Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Отсюда важный тактический вывод: не следует без крайней надобности прерывать свободное повествование допрашиваемого. Заданный в ходе свободного рассказа вопрос часто рассеивает внимание допрашиваемого, нарушает ход его мыслей, мешает припоминанию фактов. Не случайно в статьях 150,158,161 УПК рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти.
Забывание представляет собой процесс, противоположный запечатлению и сохранению. Забывание — явление физиологически вполне нормальное. Вовсе не обязательно, чтобы свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый постоянно держали в памяти образы того или иного человека или предмета, связанные с каким-то преступлением, непрерывно думая о них. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то было бы практически невозможно продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из долговременной памяти ту часть информации, которая необходима для выполнения данного вида деятельности. «Движение мысли, —пишет А. Н. Лук, —та нить, которая переводит необходимую информацию из длительной памяти в оперативную». Таков и механизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подозреваемым, обвиняемым.
Однако следует отметить, что восстановление в памяти каких-либо событий не всегда проходит гладко. Допрашиваемый иногда не может вспомнить необходимые сведения. Означает ли это, что они безвозвратно забыты?
На такой вопрос ученые отвечают по-разному.
Одни утверждают, что нормально функционирующий мозг удерживает и сохраняет весь жизненный опыт индивида, что трудность состоит только в невозможности их произвольного воспроизведения.
По мнению других, часть информации не сохраняется в памяти человека, забывается абсолютно. Не вникая в суть этого спора, отметим только одно важное для нас научно доказанное положение: память хранит больше сведений, чем воспроизводится. Учитывая это, следователь должен применить серию приемов активизации ассоциативных связей и таким образом способствовать восстановлению в памяти сведений об интересующих следствие обстоятельствах.
Люди легко и быстро забывают сведения, которые они не используют, не освежают в памяти, редко воспроизводят в повседневной жизни. Но наблюдаются случаи, когда и многократно воспроизводившиеся материалы вдруг забываются и, несмотря на усилия человека, не припоминаются сразу. Подобные «осечки» памяти не являются отклонением от нормы, обычно они быстро проходят. В необходимых случаях следователь может попросить допрошенного свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого сообщить дополнительно то, что он вспомнит после допроса, или провести через определенное время повторный допрос. Следователь не должен терять надежду и в том случае, если даже какое-то обстоятельство допрашиваемому покажется безвозвратно забытым, поскольку, побуждая допрашиваемого к активной мыслительной работе и мобилизации волевых усилий, можно добиться припоминания забытого.
Поэтому в ходе допроса нужно уметь разбираться в индивидуальных различиях памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. Индивидуальные свойства памяти проявляются, с одной стороны, в том, как осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение, а с другой — в том,что запоминается. Различные сочетания этих особенностей делают память каждого человека индивидуальной в смысле ее продуктивности. В процессах памяти индивидуальные различия выражаются в скорости, точности, объеме, прочности запоминания (длительности сохранения) и готовности (быстроты) к воспроизведению, которые определяются биологическими особенностями, условиями жизни и воспитания.
Высока продуктивность профессиональной памяти. Объясняется это направленностью интересов человека. Иногда профессиональная память связана с длительной тренировкой и одаренностью (музыканты, математики, чтецы). Она может зависеть также от качества внимания, состояния человека в момент восприятия и т. д. Готовность памяти допрашиваемого к воспроизведению также будет зависетьот знаний, жизненного опыта.
Вторая особенность проявляется в том, что у одних людей продуктивно закрепляетсяобразный материал (лица людей, предметы, изображения, звуки, цвета и т. п.), у других — словесный(слова, мысли, числа и т. п.), у третьих предпочтений в запоминании определенного материала не наблюдается.
Преимущественное развитие одного из типов памяти (зрительного, слухового, эмоционального, двигательного и т. д.) связано также с особенностями личности, условиями жизни, деятельности людей. Так, у философов, юристов высоко развита словесно-логическая память; у спортсменов, артистов балета, оперетты — двигательная память; у артистов драмы, кино — слуховая и эмоциональная; у художников, архитекторов — зрительная; у музыкантов — слуховая; у химиков — обонятельная; у дегустаторов — вкусовая; у слепых — обонятельная и осязательная.
Следует сказать, что, несмотря на такое преобладание одного из видов памяти вообще, у каждого человека ведущее положение занимает все же словесно-логическая память. Это обусловлено соотношением первой и второй сигнальных систем. И. П. Павлов полагал, что вторая сигнальная система у человека является главной, так как она подчиняет себе деятельность первой сигнальной системы, «держит ее под сурдинкой».
Индивидуальные различия памяти могут проявляться в том, что один человек хорошо запоминаетдаты, цифры (например, бухгалтеры, счетоводы), другой — имена людей (работники общественных организаций, отделов кадров), третий — цвет красок (художники, красильщики, маляры).
Для правильной оценки показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого следователю важно знать закономерности процесса развития памяти человека.
Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая деятельность. При этом развитие происходит как количественно — путем увеличения скорости и объема запоминания, так и качественно — путем перехода от образного к словесному, от непроизвольного к произвольному запоминанию.
У детей дошкольного возраста (4-6 лет) память в основном непроизвольная и образная. Они значительно лучше запоминают и дольше сохраняют все яркое, новое, производящее на них сильное впечатление, а также предметы обихода и привычные действия, многократно повторяющиеся на глазах ребенка. Лучше запоминаются понятные для ребенка предметы и явления. В этом возрасте ребенок в меру своих способностей осмысливает воспринимаемый материал. Для нас большое практическое значение имеет вывод из экспериментов А. В. Запорожца, который считает, что попытки со стороны взрослого поставить перед ребенком 3-4 лет задачу запомнить что-то не приводят ни к каким результатам. Следовательно, возможность использования детей указанного возраста как лжесвидетелей исключается.
В младшем школьном возрасте дети могут произвольно запоминать, но в восприятии словесного материала они еще не научились выделять и пользоваться опорными смысловыми пунктами.
Интенсивное развитие словесно-логической памяти происходит у подростков среднего школьного возраста и достигает ведущего значения у учащихся старших классов. Последним уже присущи черты памяти взрослого человека. У них значительно возрастает прочность сохранения и точность воспроизведения материала.
Установлено, что до 20-25 лет память обычно улучшается, до 40-45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинает слабеть.
Люди преклонного возраста легко забывают текущие события. Но это лишь один этап возрастных нарушений памяти. На следующих этапах забываются трудовые навыки, не воспроизводятся приобретенные знания, теряется память чувств и, наконец, память привычек. Но у старых людей сохраняются впечатления детских лет. Учет возрастных особенностей памяти важен для следователя, так как помогает ему ориентироваться в причинах расхождения показаний людей разного возраста.
Следственная практика знает и такие случаи, когда свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый абсолютно уверенно «вспоминают» факт, которого не было в действительности. Такое нарушение относится к патологии, но нередко наблюдается и у вполне здоровых людей, например, у утомленного допрашиваемого.
Бывают случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный (больший или меньший) отрезок времени. Провалы памяти могут наступить, в частности, у потерпевшего после полученной травмы или обморочного состояния. Нередко следователю, умело пользующемуся ассоциациями, удается добиться того, что провал памяти устраняется.
При болезни Корсакова у алкоголиков резко нарушается функция запечатления, но почти не нарушается функция сохранения в памяти материала и воспроизведения его. Подобные явления также свойственные старикам и людям, страдающим склерозом мозговых сосудов.
Вообще же следует сказать, что существуют люди, память которых работает всегда безотказно, без срывов и промахов и без искажений. Чтобы добиться максимальной полноты воспроизведения, следователю важно сделать правильный выбор времени допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого. Попытки ученых определить время наиболее продуктивного воспроизведения информации оказались безуспешными. Однако они не без основания считают, что возможность утраты и искажения воспринятого материала с течением времени увеличивается.
Отсюда следует, что чем ближе по времени допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого к тому событию, о котором он рассказывает, тем больше вероятность полноты и достоверности в показаниях.
Но из этого общего правила бывают исключения. Показания, данные непосредственно после события преступления, иногда оказываются неполными, недостаточно ясными, непоследовательными. Такое явление объясняется тем, что происходящий сразу же после восприятия процесс торможения делает первоначальное воспроизведение недостаточно продуктивным. В течение последующих двух-трех дней в процессе сохранения информации происходит сопоставление и усиление в памяти частей и элементов воспринятого, их смысловых связей. Иногда отсроченный на два-три дня допрос оказывается более эффективным, чем проведенный непосредственно после происшествия.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Мышление — это процесс, подготавливающий личность к сознательной деятельности, определенному поведению на основании воспринятой информации и имеющегося прошлого опыта.
Основное в мышлении - это решение мыслительных задач, которое осуществляется при помощи:
а) анализа - сознательного расчленения объекта на отдельные части для последующего изучения целого по частям;
б) синтеза - мыслительного обобщения, сделанного на основе анализа;
в) сравнения одного объекта с другим;
г) обобщения - выявления общего в ряду наблюдаемых явлений;
д) мыслительного отвлечения, под которым понимается построение абстрактных заключений.
Для юридической деятельности важны следующие качества мышления:
быстрота, но не торопливость, при которой упускаются логические связи, что приводит к ошибкам;
последовательность или логичность;
самоконтроль, который состоит в анализе хода мыслительных операций, умение возвращаться к исходной точке, чтобы найти возможную ошибку.
При выдвижении и проверке версий важно преодолеть стереотипность, косность мышления. Иногда следователь бывает не в силах оторваться от какой-либо одной версии, посмотреть со стороны, возвыситься над нею. Эта версия становится для него доминантной. И хотя некоторые данные «не вписываются» в эту версию, начинается их подтасовка в ущерб объективности. Здесь важно уметь отделить эмоциональное от рационального. Юрист должен научиться пользоваться помощью специалистов, экспертов, но не идти слепо за их мнением.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
ПОНЯТИЕ- это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
СУЖДЕНИЕ- это форма мышления, позволяющая устанавливать простейшие связи между познаваемыми явлениями как связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками.
Форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется УМОЗАКЛЮЧЕНИЕМ.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
В определении типов мышления существуют различные подходы.
По степени развернутости решаемых задач выделяют ДИСКУРСИВНОЕ(умозаключающее) и ИНТУИТИВНОЕ – мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью.
По характеру решаемых задач мнение подразделяют на ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ(концептуальное) и ПРАКТИЧЕСКОЕ, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента.
По содержанию решаемых задач выделяют:
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ - связано с работой, которую мы выполняем руками: что-то строим, прибиваем, шьем.
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ - в большей степени опирается на образы. В процессе наглядно-образного мышления мы сравниваем, анализируем зрительные представления - например, геометрические задачи.
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ осуществляется при помощи логических операций с понятиями. В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и обобщение.
К ОСНОВНЫМ ОПЕРАЦИЯМ МЫШЛЕНИЯ ОТНОСЯТ
АНАЛИЗ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы.
СИНТЕЗ –воссоединение элементов в целостную структуру
СРАВНЕНИЕ –установление отношений сходства и различия
ОБОБЩЕНИЕ – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства
АБСТРАГИРОВАНИЕ – выделение какой – либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют
КОНКРЕТИЗАЦИЯ – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЛИ КЛАССИФИКАЦИЯ – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
ВАЖНЕЙШИМИ КАЧЕСТВАМИ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ:
· САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ— это умение выдвигать новые задачи, находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;
· ЛОГИЧНОСТЬ -умение мыслить стройно и последовательно;
· ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ и ПЫТЛИВОСТЬ - стремление узнать как можно больше и доскональнее;
· ГИБКОСТЬ - умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах;
· БЫСТРОТА— способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки. некоторые люди обладают уникальной способностью мыслить с очень большой скоростью.
· КРИТИЧНОСТЬ— умение поставить под сомнения сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения.
Критичность ума развивается в процессе обучения, воспитания, накопления жизненного опыта
o особый интерес представляет собой ШИРОТАмышления подразумевающая творческое отношение к делу и умение привлечь как можно больше знаний к решению вопроса Широта мышления должна сочетаться с ГЛУБИНОЙ, т. с. способностью проникнуть в сущность проблемы, явления, события, выявить основные закономерности предвидеть дальнейшее развитие.
Материальной основой мышления является речь. Важно отличать язык от речи. ЯЗЫК– это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. РЕЧЬ – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь индивидуальна. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
РЕЧЬ ВЫПОЛНЯЕТ РЯД ФУНКЦИЙ:
Ø выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;
Ø выступает носителем информации, памяти и сознания;
Ø является средством мышления;
Ø выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения;
Ø является средством управления поведением других людей.
Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет в себе большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Без письменной речи человек был бы лишен возможности получить информацию о жизни предыдущих поколений, у него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.
Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания.
Различают следующие виды речи:
Ø УСТНАЯ РЕЧЬ представляет собой обобщение при помощь языковых средств, воспринимаемых на слух. Она подразделяется на монологическую и диалогическую. МОНОЛОГИЧЕСКАЯ речь – развернутая речь человека, обращенная к другим людям. Это речь оратора, докладчика и т.д. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ, или разговорная, речь представляет собой попеременный обмен репликами или развернутые прения двух или более людей.
Ø ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ – беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Посредством внутренней речи происходит переработка образов восприятия, их осознание и классификация в определенной системе понятий.
Ø ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ – представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков.
КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ
1. Самый общий принцип: “Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать”
2. Развивать мышление это значит насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, журналы, радио, телевидение и т.д. Они знакомят с явлениями окружающего мира, разными сторонами деятельности человека.
3. Мышление начинается с вопроса. Вопросам “почему?” и “как?” человечество обязано большинством открытий. Учитесь ставить вопросы к каждому событию, явлению, с которым встречаетесь. И обязательно ищите и находите ответы на них. Важно формировать у себя такое качество, как умение видеть предмет или явление с разных сторон, умение замечать новое в привычном.
4. Свойство замечатьв предмете или явлении несколько наиболее явных признаков - общее свойство ума. Но кто-то замечает одни признаки, кто-то другие. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение видеть можно тренировать в играх на сообразительность, в решении различного рода логических задач, головоломок.
5. Сравнение близких по значению понятий - один из приемов развития мышления.
6. Мышление и речь неразрывны. Каждый знает, что любая мысль имеет словесную форму. Поэтому для развития мышления можно использовать такой прием: то, что не до конца понимаете сами, попробуйте изложить другому.
7. Активное использование письменной речи (сочинение, ведение дневника, письма) также способствует развитию мышления.
8. Осмысливая порядок и технику выполнения осваиваемого действия, спрашивайте себя: «Почему надо действовать так, а не иначе?».
9. Добивайтесь правильного и достаточно точного объяснения или практического выполнения осваиваемого действия в наиболее простых условиях, изменяйте и усложняйте его выполнение, мобилизуя находчивость и сообразительность.
10. Постоянно прибегайте к самоконтролю своих действий.
анализируйте причины допускаемых вами ошибок и самостоятельных решений.
11. Непременное условие развития мышления - свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, решение творческих, нестандартных задач.
ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ
ВООБРАЖЕНИЕ- мыслительное создание нового в форме образа, идеи. Создание нового невозможно без воображения - этого образования новых временных связей на базе прошлого опыта.
Воображение подразделяется на непроизвольное, при котором мыслительные картины появляются под воздействием речи другого человека либо проходящих мимо явлений, и произвольное, которое в свою очередь делится на воспроизводящее (воссоздающее) и творческое воображение. При выдвижении версий следователь прибегает именно к творческому воображению, используя при этом и воспроизводящий вид воображения.
Воображение играет важную роль в деятельности человека и свойственно только человеку. Все вещи, окружающие нас, сделанные руками человека, первоначально возникли в воображении.
Основой воображения являются образы, для их возникновения не обязателен физический контакт с миром.
Особое состояние, когда человек полностью сосредотачивается на своем внутреннем мире, самоуглубляется, называется МЕДИТАЦИЕЙ. Она тоже основана на воображении.На этом методе основан АУТОТРЕНИНГ.