Психические процессы и состояния и их учет юристом в профессиональной деятельности
Раздел 6
Психические процессы и состояния и их учет юристом в профессиональной деятельности
Психические процессы, их учет в профессиональной деятельности
Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления и речи.
Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях Явственного познания, включающего в себя ощущение восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений.
ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ
Психические процессы - это формы психического отражения человеком внешнего мира. Они отражают отношение человека к окружающему, побуждают его к деятельности, регулируют ее. Психические процессы взаимосвязаны, формируются в процессе изменяющегося взаимодействия (деятельности, общения) человека с внешним миром.
Ощущения являются наиболее простой формой психологической деятельности. Они представляют собой продукт переработки центральной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.
Ощущения возникают у всех живых существ, обладающих нервной системой. У человека они не существуют отдельно, сами по себе, и всегда пронизаны более сложными психическими процессами, свойствами и состояниям
Таким образом, ощущения - простейшая форма психического отражения, свойственная и животному и человеку, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ
Физиологическим механизмом ощущения является анализатор, который состоит из рецепторов, нервных путей и определенного участка головного мозга
КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ:
ØЭкстероцептивные (Внешние)— это ощущения, которые возникают под воздействием раздражителей внешнего мира (вкус, осязание, зрение, слух); Рецепторы этих ощущений находятся на поверхности тела, в органах чувств.
ØИнтероцептивные (Внутренние)— ощущения отражают внутренне состояние организма (Голод, жажда, изжога и т.д.). Рецепторы этих ощущений находятся внутри орнанизма.
ØПроприоцептивные (Двигательные)— отражают положение тела в пространстве. Рецепторы этих ощущений находятся в мышцах и связках.
ВСЕ ОЩУЩЕНИЯ ИМЕЮТ ОБЩИЕ ЗАКОНЫ:
1.ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – способность организма реагировать на сравнительно слабые воздействия
Для каждого органа чувств существуют свои пределы чувствительности.
Нижний порог ощущений — это та минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения.
Верхний порог ощущений — это максимальная величина раздражителя, которою анализатор способен воспринимать адекватно.
Если ощущение незначительно, находится за порогом, то наши органы чувств его не уловят.
Чувствительность анализаторов непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий. Органы чувств обладают таким свойством как адаптация.
2. АДАПТАЦИЯ (ПРИСПОСОБЛЕНИЕ) - Изменение порога чувствительности под влиянием действующего раздражителя, например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущения притупляются, так как человек к ним адаптировался.
3. КОНТРАСТНОСТЬ - Изменение чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя, например, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном светлее.
Свойства ощущения не существуют отдельно сами по себе, а связаны с предметом или явлением. Соединить отдельные свойства предметов в целостный образ нам помогает процесс восприятия.
ВОСПРИЯТИЕ— это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Восприятие субъективно, т.к. одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, потребностей, способностей.
Человек с первых дней своей жизни учится правильно воспринимать не только предметы, то также пространство, время, движение, т.к. без этого нельзя нормально ориентироваться и приспосабливаться к тому, что его окружает. Ведь совсем маленький ребенок уже многое умеет: ловить мяч, ездить на велосипеде, становясь старше — красиво писать, ловко перелезать через забор. Учится действиям с предметами, движением, ориентируется в скорости. Человек продолжает совершенствовать свое восприятие всю жизнь.
Восприятие - это отражение комплексного раздражителя. В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов.
СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ:
ЦЕЛОСТНОСТЬ - Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе . Это свойство проявляется в двух аспектах – а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов
-
ПРЕДМЕТНОСТЬ - Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне.
-
ОБОБЩЕННОСТЬ -Отнесение каждого образа к некоторому классу объектов
КОНСТАНТНОСТЬ - Относительное постоянство восприятия образа. Если бы восприятие не было константным, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мысталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее.
-
ОСМЫСЛЕННОСТЬ - Связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления
-
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ -Преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия
Одним из интересных явлений является ИЛЛЮЗИЯ ВОСПРИЯТИЯ. Оказывается, что в некоторых случаях наше восприятие, подводит нас, ошибается.
Ощущение и восприятие — процессы, остроту которых можно развивать, работая над собой. Развитие восприятия имеет большие знания для учебной трудовой деятельности т.к. позволяет усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат. В течение жизни ощущения преобразуются, становятся тоньше и многообразнее.
Чтобы ощущения стали совершеннее, необходимо специально упражнять органы чувств. Многие профессии требуют тонких ощущений и, в свою очередь, способствуют их развитию. Например, у художников, музыкантов, танцоров, преподавателей иностранного языка, настройщиков музыкальных инструментов ощущения значительно выше, чем у других людей.
В трудовой деятельности следует не просто учитывать закономерности ощущений, а именно считаться с ними, опираться на них и самое важное - формировать и совершенствовать чувствительность анализаторов. Заинтересованность работой повышает чувствительность всех анализаторов
Восприятие упражняемо. Упражняясь, следует придерживаться правил:
Ø выделять в воспринимаемом предмете главное;
Ø мысленно расчленить предмет так, чтобы отчетливо воспринять каждую его часть, затем соединить их в целое;
Ø проверять на практике правильность воспринятого;
закреплять в памяти образ воспринимаемой вещи, явления, события
Учет особенностей восприятия в юридической практике
Восприятие будет неодинаковым при различной освещенности, на разных расстояниях, под разными углами зрения, в различных положениях и условиях (дождь, туман и т. д.). Объект, увиденный издали, сбоку, освещенный дневным или электрическим светом, меняется на глазах, когда воспринимающий подходит к нему ближе. Наблюдатель получает при этом более правильное представление о его форме, цвете, размере, соотношении частей
Предметом допроса обычно являютсяобстоятельства, которые имели какое-либо отношение к событию преступления. В процессе восприятия предметов и явлений весь комплекс чувственных впечатлений от них соединяется с представлениями о подобных вещах и выступает в сознании как единый процесс восприятия данного объекта. Восприятие человеком любого предмета представляет собой не просто приобретение чувственных данных зрительного, слухового или иного характера, а всегда связано с осмысливанием, истолковыванием увиденного, будет ли восприятие длительным или мгновенным.
В восприятии будущего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого могут иметь место иллюзии (ошибки, обманы). Процесс их возникновения имеет свои закономерности:
• иллюзии иногда появляются вследствие особых условий, при которых происходит наблюдение, например наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижности глазной оси, наблюдение через щель и т. п.;
• подавляющее большинство иллюзий зрения возникают из-за ложного суждения о видимом, обман здесь наступает при неправильном осмысливании зрительного образа;
• ряд иллюзий обусловлен оптическим несовершенством глаза и некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, нервные рефлексы). Возможны некоторые искажения зрительных ощущений в результате близорукости, дальнозоркости, дальтонизма и других дефектов зрительного аппарата, нехарактерных для большинства людей.
Дача показаний органам расследования связана с различными сторонами психической деятельности человека. Чтобы человек мог дать показания, он должен ранее наблюдать события, интересующие органы расследования. Воспринятое должно оформиться, сложиться в его сознании, должно быть удержано им в памяти в течение более или менее длительного промежутка времени и наконец должно быть изложено следователю.
Восприятие всякого конкретного предмета — явление сложное. Особенно сложным является восприятие человека: будущий участник следствия схватывает и осмысливает не только его целостный облик и отдельные «физические» качества. В этот процесс включается также истолкование этих качеств: по особенностям речи, произношения, по облику и поведению судят о возрасте, национальности, роде занятий, характере, эмоциональном отношении к людям. Точность восприятия социальных качеств у каждого человека может быть различной и зависит от жизненного опыта.
Указывая на влияние особенностей личности человека на восприятие, следует отметить зависимость качества восприятия от состояния органов чувств человека. У разных людей различны острота зрения или слуха, чувствительность обоняния, вкуса и осязания, неодинакова способность различать цвета, локализовать звук, ориентироваться в пространстве и времени.
Естественно, что известного рода физические недостатки, например неполноценность слуха, зрения и т. п., могут препятствовать восприятию тех или иных фактов либо существенно влиять на достоверность восприятия. Надо заметить, что лица, обладающие тем или иным недостатком органов чувств, например врожденной слабостью зрения, слуха, часто не подозревают о своем недостатке.
На человека постоянно воздействует множество самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Из множество окружающих объектов – предметов и явлений – человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям и жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.
Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах при отвлечении от всего остального называют ВНИМАНИЕМ.
Если человек не мобилизует своего внимания, то в его работе неизбежны ошибки, а в восприятии — неточности и пробелы. Не сосредоточив внимания мы можем смотреть и не видеть, слушать и не слышать, есть и не ощущать вкуса.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВНИМАНИЯ:
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ— активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями. Произвольное внимание зависит от состояния нервной системы (снижается при расстроенном, чрезмерно возбужденном состоянии) и определяется мотивационными факторами: силой потребности, отношением к объему познания трудовых навыков, от него зависит работоспособность
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ— возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли.
ПОСТПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Оно наступает после произвольного, но качественно от него отличается. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ— это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточение внимания зависит от возраста и опыта работы (с годами незначительно повышается), а также от состояния нервной системы (при небольшой нервно-психической напряженности несколько повышается, а при высокой — понижается).
ОБЪЕМ— определяется количеством объектов, на которые могло быть одновременно направлено внимание. Численная характеристика среднего объема внимания: 5-7 единиц информации.
УСТОЙЧИВОСТЬ— показывает, как долго человек может пристально следить за чем-то.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ— это возможность одновременного выполнения индивидом 2-х или больше видов деятельности.
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ — способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Для юриста важным является воспитание целенаправленного, произвольного внимания. Лучший способ стать внимательным, - утверждают психологи, - никогда не позволять себе делать работу невнимательно.
Качество, противоположное вниманию, - рассеянность - быстрая смена объектов внимания, интересов, неумение сосредоточиться. Рассеянный человек редко доводит до конца начатое дело, он не способен к длительным, терпеливым усилиям. То одно, то другое обстоятельство ускользает из поля его зрения, так как многочисленные детали окружающего привлекают его, заставляя на время забывать предмет своих занятий.
Наблюдательность — планомерное и целенаправленное восприятие, умение логически осмысливать результаты наблюдения. Основное качество наблюдательности -ее острота, которая зависит главным образом от профессии человека. Опыт показывает, что, наблюдая за человеком в течение одинакового времени, люди разных профессий обратят внимание на разные детали. Это объясняется избирательностью наблюдения.
Наблюдательность всегда носит объяснительный характер, она направлена на отыскание следов преступления, которые могут быть доказательствами по делу. Здесь важно обладать психологической наблюдательностью, «видеть» мысли человека. Это выражается в умении подмечать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности понимать их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать «психологический подтекст» каждого действия и поступка. Важно также научиться наблюдать за собой, видеть себя со стороны. Это необходимо для самовоспитания и самоконтроля.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Ø Приучать себя работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов;
Ø Умейте сосредоточиться, когда этого совсем не хочется. Следует почаще следовать принципу «надо», а не принципу «хочу».
Ø Необходимо дисциплинировать себя, быть хозяином собственных действий
Ø Следует начинать работу с трудного и неинтересного, сначала выполнять дела, которые хочется отложить «на потом».
Ø Упражнять произвольное внимание.
Ø Увлекаясь интересной, трудной работой, но посильной, формировать постпризвольное внимание, когда цель сохраняется и работается легко, без напряжения;
Ø Приучать себя быть внимательным, тренируя непроизвольное внимание.
Ø Для упражнения профессионального внимания связывать внимание с требованиями дисциплины труда.
Ø Мобилизовывать волю для обеспечения устойчивости внимания.
Ø Объем и распределение внимания формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких профессиональных действий в условиях высокого темпа работы.
Ø Полезны подвижные и спортивные игры, решение головоломок, игра в шахматы.
-
ПАМЯТЬ
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
Память лежит в основе любого психического явления. Ощущение и восприятие без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.
Все знания, умения, навыки без памяти не нужны человеку; т.к. он не смог бы ими воспользоваться. Известный психолог С. Л. Рубинштейн говорит, что наше прошлое былобы мертво для будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом.
Без памяти не было бы возможно никакое научение. Можно добавить также, что без памяти не могло бы существовать и мышление. Действительно, для того, чтобы мыслить нужно что-то представлять себе, воображать, комбинировать образы или понятия, относящиеся к событиям, людям или предметам, которых физически в данный момент перед нами нет. Разумеется, это означает, что они должны присутствовать в памяти.
Память характеризуется такими качествами, как быстрота, полнота, точность и прочность запоминания, готовность к воспроизведению, т. е. оперативность. Юрист должен обладать хорошей оперативной памятью, так как он имеет дело с большим объемом информации, которую надо быстро обработать и быть готовым в любой момент ее воспроизвести.
С течением времени уменьшается отчетливость воспринятых событий вплоть до полного выпадения их из памяти. Количество и качество информации, поступающей в память человека извне, зависит от энергии и времени действия внешнего раздражителя, среды, через которую проходят сигналы информации, и состояния рецепторов. Интенсивность запоминания зависит от силы впечатления, которое оказывал тот или иной факт на человека в момент восприятия; от того, была ли поставлена цель на точность или длительность запоминания; последующих усилий удержать этот факт в памяти; времени, прошедшего с момента события, и наличия дефектов памяти.
ПРОЦЕССАМИ ПАМЯТИ ЯВЛЯЮТСЯ:
ЗАПОМИНАНИЕ- Психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием
СОХРАНЕНИЕ -Фаза памяти, характеризующая долговременное удержание воспринятой информации в скрытом состоянии
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - Доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции воспринятого материала
ЗАБЫВАНИЕ -Процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти
Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны.
ВИДЫ ПАМЯТИ
По длительности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬсохраняет информацию около 0,1 - 0,5 с.
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬоколо 20с удерживает обобщенный образ воспринятого и главные элементы (5-9 слов или цифр), причем хранит лишь информацию, которая привлекла внимание человека. По словам Т.Эдисона, «мозг человека не, воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз». сохраняет информацию всего несколько минут.
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬрассчитана на сохранение информации в течение нескольких дней. Срок хранения сведений в этой памяти, определяется задачей, стоящей перед человеком.
ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬпрактически не ограничена во времени и обладает возможностью многократного воспроизведения информации. Однако ее функционирование требует постоянных мысленных и волевых усилий.
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬпередается из поколения в поколение. Влияние человека на этот вид памяти очень ограниченно.
В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора различают двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную вкусовую и эмоциональную память.
У человека в 80 случаях из 100 преобладает ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Она напрямую связана с развитым воображением.
СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬпредполагает запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, включая музыку и речь. Музыкальное ухо может различить более 1200 оттенков звука.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ (МОТОРНАЯ) ПАМЯТЬ -это запоминание, сохранение и воспроизведение разнообразных движений. Ярким примером является рукописное воспроизведение текста - основа обучения. Действия запоминаются лучше. Чем мысли, а среди них прочнее помнятся те, что связаны с преодолением неких препятствий.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ- это запоминание переживаний. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно сильно проявляется в человеческих взаимоотношениях, 1причем все, что вызывает положительные эмоции, запоминается, как правило, надолго.
Есть также ТАКТИЛЬНАЯ, ОБОНЯТЕЛЬНАЯ, ВКУСОВАЯ ПАМЯТЬ,однако возможности их применения в обучении крайне ограниченны.
По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную..
НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬфункционирует без особых усилий у человека, особенно в детстве.
ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬпредполагает решение специальных мнемонических задач, (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение информации).
По степени осмысленности память бывает МЕХАНИЧЕСКАЯили СМЫСЛОВАЯ
Большинству из нас присущ смешанный тип памяти, поэтому наилучший результат дает запоминание при помощи зрения, слуха и движения одновременно.
Память каждого человека имеет свои особенности. У одних лучше развита образная и зрительная память, для запоминания им непременно нужно увидеть, у других — слуховая — они прекрасно запоминают с «голоса», третьим необходимо делать записи, чтобы запомнить. Кстати многие пишут шпаргалки, именно с этой целью.
РАБОТА РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПОДЧИНЯЕТСЯ НЕКОТОРЫМ ОБЩИМ ЗАКОНАМ:
ЗАКОН ОСМЫСЛЕНИЯ:Чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти
ЗАКОН ИНТЕРЕСА:Интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Основа интереса — цель. Если мы знаем, что информация понадобиться для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.
ЗАКОН УСТАНОВКИ:Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит задачу запомнить «всерьез и надолго»,
ЗАКОН УСИЛЕНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ:Чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание.
ЗАКОН КОНТЕКСТА:Информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями, т.е. ассоциации помогут вспомнить необходимое.
ЗАКОН КРАЯ:Лучше - запоминается то, что сказано (написано) в начале и в конце информации и хуже запоминается середина ряда.
ЗАКОН ОПТИМАЛЬНОЙ ДЛИНЫ ЗАПОМИНАЕМОГО РЯДА:Чем более по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Необходимо, чтобы предъявляемый ряд стимулов ровнялся 7+2
ЗАКОН ОБЪЕМА ЗНАНИЙ:
Чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое. Таким образом, перед чтением надо вспомнить все, что уже известно по изучаемой проблеме, полистать справочники, «приподнять» знания.
ЗАКОН ТОРМОЖЕНИЯ:Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Следовательно, лучший способ забыть только что заученное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Поэтому нельзя учить физику после математики, литературу после истории: Любая информация чтобы быть запомненной, должна «отстояться».
ЗАКОН ПОВТОРЕНИЯ:Повторение способствует лучшему запоминанию. Если что-либо нужно надолго запомнить, то необходимо, как минимум 4 повторения:
первый раз нужно повторить сразу после запоминания.;
второй — через 20-30 минут;
третий —через день;
четвертый —через 2-3 недели.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Мышление — это процесс, подготавливающий личность к сознательной деятельности, определенному поведению на основании воспринятой информации и имеющегося прошлого опыта.
Основное в мышлении - это решение мыслительных задач, которое осуществляется при помощи:
а) анализа - сознательного расчленения объекта на отдельные части для последующего изучения целого по частям;
б) синтеза - мыслительного обобщения, сделанного на основе анализа;
в) сравнения одного объекта с другим;
г) обобщения - выявления общего в ряду наблюдаемых явлений;
д) мыслительного отвлечения, под которым понимается построение абстрактных заключений.
Для юридической деятельности важны следующие качества мышления:
быстрота, но не торопливость, при которой упускаются логические связи, что приводит к ошибкам;
последовательность или логичность;
самоконтроль, который состоит в анализе хода мыслительных операций, умение возвращаться к исходной точке, чтобы найти возможную ошибку.
При выдвижении и проверке версий важно преодолеть стереотипность, косность мышления. Иногда следователь бывает не в силах оторваться от какой-либо одной версии, посмотреть со стороны, возвыситься над нею. Эта версия становится для него доминантной. И хотя некоторые данные «не вписываются» в эту версию, начинается их подтасовка в ущерб объективности. Здесь важно уметь отделить эмоциональное от рационального. Юрист должен научиться пользоваться помощью специалистов, экспертов, но не идти слепо за их мнением.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
ПОНЯТИЕ- это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
СУЖДЕНИЕ- это форма мышления, позволяющая устанавливать простейшие связи между познаваемыми явлениями как связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками.
Форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется УМОЗАКЛЮЧЕНИЕМ.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
В определении типов мышления существуют различные подходы.
По степени развернутости решаемых задач выделяют ДИСКУРСИВНОЕ(умозаключающее) и ИНТУИТИВНОЕ – мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью.
По характеру решаемых задач мнение подразделяют на ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ(концептуальное) и ПРАКТИЧЕСКОЕ, осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента.
По содержанию решаемых задач выделяют:
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ - связано с работой, которую мы выполняем руками: что-то строим, прибиваем, шьем.
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ - в большей степени опирается на образы. В процессе наглядно-образного мышления мы сравниваем, анализируем зрительные представления - например, геометрические задачи.
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ осуществляется при помощи логических операций с понятиями. В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и обобщение.
К ОСНОВНЫМ ОПЕРАЦИЯМ МЫШЛЕНИЯ ОТНОСЯТ
АНАЛИЗ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы.
СИНТЕЗ –воссоединение элементов в целостную структуру
СРАВНЕНИЕ –установление отношений сходства и различия
ОБОБЩЕНИЕ – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства
АБСТРАГИРОВАНИЕ – выделение какой – либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют
КОНКРЕТИЗАЦИЯ – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЛИ КЛАССИФИКАЦИЯ – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
ВАЖНЕЙШИМИ КАЧЕСТВАМИ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ:
· САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ— это умение выдвигать новые задачи, находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;
· ЛОГИЧНОСТЬ -умение мыслить стройно и последовательно;
· ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ и ПЫТЛИВОСТЬ - стремление узнать как можно больше и доскональнее;
· ГИБКОСТЬ - умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах;
· БЫСТРОТА— способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки. некоторые люди обладают уникальной способностью мыслить с очень большой скоростью.
· КРИТИЧНОСТЬ— умение поставить под сомнения сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения.
Критичность ума развивается в процессе обучения, воспитания, накопления жизненного опыта
o особый интерес представляет собой ШИРОТАмышления подразумевающая творческое отношение к делу и умение привлечь как можно больше знаний к решению вопроса Широта мышления должна сочетаться с ГЛУБИНОЙ, т. с. способностью проникнуть в сущность проблемы, явления, события, выявить основные закономерности предвидеть дальнейшее развитие.
Материальной основой мышления является речь. Важно отличать язык от речи. ЯЗЫК– это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. РЕЧЬ – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь индивидуальна. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
РЕЧЬ ВЫПОЛНЯЕТ РЯД ФУНКЦИЙ:
Ø выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;
Ø выступает носителем информации, памяти и сознания;
Ø является средством мышления;
Ø выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения;
Ø является средством управления поведением других людей.
Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет в себе большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Без письменной речи человек был бы лишен возможности получить информацию о жизни предыдущих поколений, у него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.
Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания.
Различают следующие виды речи:
Ø УСТНАЯ РЕЧЬ представляет собой обобщение при помощь языковых средств, воспринимаемых на слух. Она подразделяется на монологическую и диалогическую. МОНОЛОГИЧЕСКАЯ речь – развернутая речь человека, обращенная к другим людям. Это речь оратора, докладчика и т.д. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ, или разговорная, речь представляет собой попеременный обмен репликами или развернутые прения двух или более людей.
Ø ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ – беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Посредством внутренней речи происходит переработка образов восприятия, их осознание и классификация в определенной системе понятий.
Ø ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ – представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков.
КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ
1. Самый общий принцип: “Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать”
2. Развивать мышление это значит насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, журналы, радио, телевидение и т.д. Они знакомят с явлениями окружающего мира, разными сторонами деятельности человека.
3. Мышление начинается с вопроса. Вопросам “почему?” и “как?” человечество обязано большинством открытий. Учитесь ставить вопросы к каждому событию, явлению, с которым встречаетесь. И обязательно ищите и находите ответы на них. Важно формировать у себя такое качество, как умение видеть предмет или явление с разных сторон, умение замечать новое в привычном.
4. Свойство замечатьв предмете или явлении несколько наиболее явных признаков - общее свойство ума. Но кто-то замечает одни признаки, кто-то другие. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение видеть можно тренировать в играх на сообразительность, в решении различного рода логических задач, головоломок.
5. Сравнение близких по значению понятий - один из приемов развития мышления.
6. Мышление и речь неразрывны. Каждый знает, что любая мысль имеет словесную форму. Поэтому для развития мышления можно использовать такой прием: то, что не до конца понимаете сами, попробуйте изложить другому.
7. Активное использование письменной речи (сочинение, ведение дневника, письма) также способствует развитию мышления.
8. Осмысливая порядок и технику выполнения осваиваемого действия, спрашивайте себя: «Почему надо действовать так, а не иначе?».
9. Добивайтесь правильного и достаточно точного объяснения или практического выполнения осваиваемого действия в наиболее простых условиях, изменяйте и усложняйте его выполнение, мобилизуя находчивость и сообразительность.
10. Постоянно прибегайте к самоконтролю своих действий.
анализируйте причины допускаемых вами ошибок и самостоятельных решений.
11. Непременное условие развития мышления - свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, решение творческих, нестандартных задач.
ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ
ВООБРАЖЕНИЕ- мыслительное создание нового в форме образа, идеи. Создание нового невозможно без воображения - этого образования новых временных связей на базе прошлого опыта.
Воображение подразделяется на непроизвольное, при котором мыслительные картины появляются под воздействием речи другого человека либо проходящих мимо явлений, и произвольное, которое в свою очередь делится на воспроизводящее (