Понятие о памяти. Виды памяти. Характеристика процессов памяти
Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Содержанием памяти каждого человека являются образы-представления ранее воспринятых предметов, совершенных движений, пережитые человеком чувства, передуманные и воспринятые мысли и слова. Память играет важную роль в процессе формирования личности. Многие свойства личности закрепляются, становятся постоянными благодаря памяти.
Свойства памяти:-Точность -Объём -Скорость процессов запоминания- Скорость процессов забывания
Различают следующие виды памяти:
Наглядно-образная память - это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы.
Словесно-логическая память - память на смысл изложения, его логику, соотношения и взаимозависимости в информации.
Двигательная память - память на движения.
Эмоциональная память - память на переживания.
В зависимости от приемов заучивания различают механическую и логическую память. Механическая память — это запоминание информации без осмысления, в том виде, в котором она воспринимается. Логическая память опирается на запоминание смысла изучаемой информации.
Виды памяти по времени сохранения информации:
Кратковременная память - это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия.
Долговременная память - запоминание и сохранение информации на длительный срок, нередко, после многократного повторения.
Оперативная память — это сохранение материала после его запоминания на время, необходимое для выполнения задачи.
Процессы памяти.Запоминание - это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения. Одно из основных условий запоминания — образование связей между объектами восприятия. Эти связи могут образоваться по внешним признакам (например, последовательность букв в алфавите) и по существенным внутренним, таким, например, как причина и следствие. При запоминании наиболее важен второй вид связей, обеспечивающих осмысленное запоминание.
Эффективность запоминания во многом зависит от наличия специальной установки на запоминание — то есть цели, которую ставит перед собой человек. На запоминание влияют особенности и состояния личности запоминающего, в первую очередь его отношение к запоминаемому материалу (интерес, познавательная потребность, активность в процессе запоминания, осознание значимости запоминаемого для своей деятельности). Процесс запоминания связан с другими психическими процессами: восприятием, воображением, мышлением, волей (преднамеренное запоминание), чувствами (легкость запечатления материала, вызывающего переживания).
Сохранение — удержание в памяти полученной информации в течение относительно длительного периода времени.
Процесс сохранения представляет собой активную переработку, заключающуюся в анализе, обобщении, систематизации того, что запомнил человек. Сохранение зависит от характера запоминания. При запоминании сходного материала или тогда, когда последующая, очень трудная деятельность требует от человека большого напряжения, происходит снижение качества сохранения. Основное условие борьбы с забыванием — применение полученных знаний на практике.
Воспроизведение - это активизация закрепленного ранее содержания психики. Воспроизведение необходимо рассматривать как результат запоминания и сохранения. Полнота и точность воспроизведения в основном зависят от организации восприятия, запоминания и повторения материала в разных его вариантах.
Выделяют три ступени воспроизведения, свидетельствующие о разной полноте и глубине усвоения материала: узнавание, воспоминание и припоминание. Узнавание — это воспроизведение при повторном восприятии (например, увидев знакомую иллюстрацию в книге, человек вспоминает, что читал ее раньше). Воспоминание и припоминание происходят без повторного восприятия того, что ранее запомнил человек. Эти процессы отличаются друг от друга степенью произвольности. В процессе воспроизведения продолжается систематизация и обобщение ранее усвоенного.
Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание. Основное условие борьбы с забыванием — применение полученных знаний на практике.
Таким образом, в процессах памяти проявляется внутренняя активность личности, сказывающаяся в избирательном характере запоминания и сохранения, в переработке того, что запоминает, сохраняет и воспроизводит человек.
Наглядно-образная память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных, звуковых, осязательных, обонятельных образов. Словесно-логическая память– память на смысл изложения, его логику, соотношения и взаимозависимости в информации.Эмоциональная память– память на переживания. Моторная память или двигательнаяотвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках. Топографическая память - способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места. Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были. Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета фильма, который вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны. Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны. Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. Кратковременная память – это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. (природная память)Долговременная память – запоминание и сохранение информации на длительный срок, нередко, после многократного повторения. Оперативная память – это сохранение материала после его запоминания на время, необходимое для выполнения задачи. Генетическая память – информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству(нельзя оказать влияние через обучение и воспитание).
Кроме того, память по характеру участия воли в процессах запоминания о воспроизведения разделяется нанепроизвольную и произвольную.В зависимости от приемов заучивания:механическая и логическая.