Сезонность в рождаемости одаренных людей
Исследование распределения по месяцам рождения 17 102 одаренных людей, также проведенное Е. С. Виноградовым, показало, что среди людей, рожденных зимой, процент одаренных больше, чем среди людей, рожденных летом, причем для особо одаренных этот процент выше, чем для просто одаренных.
Правда, сезонная неравномерность рождаемости одаренных людей может быть объяснена и действием других причин, например календарных, социальных факторов (обычаи, традиции, религиозные обряды и др.). Так, известна давняя крестьянская традиция играть свадьбы осенью, после уборки урожая.
Однако Е. С. Виноградов, настаивая на «лучевой гипотезе», подкрепляет свое утверждение наблюдением о том, что вес новорожденных меняется в течение года так же, как рождаемость одаренных: максимум в январе — марте и минимум в июне — августе. И самое удивительное: такой же закономерности подвержена и смертность одаренных людей.
Это дает право предполагать, что все описанные явления зависят от общих причин. И если первые два можно объяснить действием социальных календарных факторов, то более высокую рождаемость зимой особо одаренных и тем более аналогичную закономерность смертности одаренных людей этими причинами уже не объяснишь.
«Широтный эффект»
Число одаренных людей, рожденных зимой, для территорий, более удаленных от экватора, выше, чем для менее удаленных. Это явление названо «широтным эффектом». Зимой скачки атмосферного давления бывают более резкими и случаются чаще, чем летом, потому что зимняя разница температур между умеренными широтами и экватором значительно больше летней.
Соответственно, в низких широтах годовой ход перепада давления более плавный, чем в высоких широтах.
Летний солнечный цикл
И рождаемость одаренных людей
Обнаруженный астрономами 58-летний солнечный цикл также оказывает влияние на рождаемость одаренных людей. Максимумы рождаемости талантов приходятся на минимумы солнечной активности и наоборот. В годы длительных понижений солнечной активности солнечные пятна располагаются ближе к экватору Солнца, и вероятность попадания Земли в струю вспышечно-го ветра возрастает.
Астрономами замечена закономерность: в эпохи длительно пониженной активности Солнца в обществе возникают и развиваются многие прогрессивные явления и, наоборот, эпохи длительно повышенной активности Солнца — это время застоя в общественном развитии и упадка культуры.
Сверхновые и одаренность
На 1010 год приходится один из пиков рождаемости одаренных людей. Он близок к вспышке сверхновой звезды, наблюдавшейся в 1006 году. Это — самая яркая из семи известных за последние тысячелетие сверхновых.
74 | часть I. Психология детской одаренности
Она относится к первому типу, ее звездная величина — 6. Несовпадение дат объясняется тем, что год наблюдения вспышки (1006) соответствует приходу к Земле порожденных взрывом звезды фотонов, а год «пика рождения одаренных» (1010) — приходу массивных частиц скорее всего протонов, скорость которых меньше.
Известно, что подавляющее большинство особей любой популяции рождается при среднем уровне фоновой радиации и развивается до нормы. При этом небольшая часть особей рождается либо при повышенном, либо при пониженном уровне фоновой радиации. «Соответственно, у первых („передовики") оказываются более выраженными новые черты, то есть они как бы более продвинуты по пути эволюции, — пишет Е. С. Виноградов, — а у вторых („отстающие") более выражены старые черты, вплоть до атавизмов» (1989). Далее он вполне однозначно заявляет, что применительно к людям «передовики» — это гении, а «отстающие» — дебилы.
Этот краткий обзор позволяет увидеть воздействие на генотип лишь незначительной части внешних, физических факторов, а через генотип и на результат развития. Но если мы говорим, например, что уровень фоновой радиации и уровень умственных способностей новорожденного связаны между собой, то как определить, к какому из двух факторов следует отнести вызванные . изменения, к генотипическим или к срёдовым влияниям? Этот вопрос позволяет понять, что границы между воздействием генотипа и среды теоретически существуют, но сказать, где кончается реальное действие генотипа и начинается действие среды, практически невозможно. В последние годы биологи и врачи все больше говорят о необходимости предупреждения и лечения болезней еще до рождения человека, о возможности вмешательства в генотип. Это вызывает возражение и даже возмущение борцов за ортодоксальную нравственность, но развитие науки остановить невозможно. А нравственные нормы не остаются неизменными.
II |
глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития
Все это позволяет предположить, что опыты в
генной инженерии однажды станут нормал
ычным явлением. И никого уже в недалеком
vr не будет пугать даже клонирование человека.
Особое место в ряду рассматриваемых мер зани
многочисленные, построенные на разнообразном .
нале методики развития умственных способностей i в до_ подовой период. Их разработкой занимаются исследГ1ова. тели в разных странах, в нашей стране они мало» по_ пулярны, однако даже на уровне теории эту проб.лему нельзя считать периферийной. Активные поиски в : этом направлении, а соответственно, и яркие интересны^ на_ ходки, видимо, дело недалекого будущего.
Химические факторы,
или Можно ли стать гениальным
с помощью таблетки
Человек давно практикует употребление химических препаратов с целью повышения собст^-вен_ ных познавательных и творческих возможностей. Этот путь весьма опасен, но от него не отказываются ни -обыватели, ни специалисты. Так, например, О. де Баг-,ьзак (а вслед за ним и многие другие известные творцы) с этои целью в больших количествах употреблял кофе. Мь^огие пытались экспериментировать и с другими, более с^,пас_ ными веществами.
Американский биолог С. Замменгофф еще в н^чале
XX века вводил беременным крысам гормон роста ^ на_
Дежде добиться положительных качественных измен ении
физических возможностей животных. Но новорожде>|_1ные
кРысята не отличались по своим размерам и весу от счбык_
н°венных. Правда, их мозг оказался на 20 % богаче K^g.
Ньши клетками. И по результатам дальнейших од;ытов
тало ясно, что эти крысята «умнее», чем обычныеъ они
°Раздо быстрее обучались проходить лабиринт.
часть I. Психология детской одаренности
Этот эксперимент показывает, что возможности мозга человека также можно улучшить путем использования особых химических соединений. Известный российский психолог В. Леви еще в конце шестидесятых годов высказал предположение, что движение к повышению эффективности функционирования мозга может пойти по этому пути (путь «химической перестройки»).
В. Леви представлял эту ситуацию так: методы усиления мозга могут выглядеть до обыденности просто — женщинам, готовящимся стать матерями, будут давать стимуляторы развития мозга плода; особые мозговые стимуляторы будут получать дети, подростки, юноши. Люди, вступающие во вторую половину жизни, будут получать вещества, препятствующие изнашиванию мозга... Еще через некоторое время, может быть, появится возможность задавать мозгу нужные свойства, воздействуя особым образом прямо на генетический код половых клеток. Так может появиться поколение, умственное превосходство которого будет сказываться уже с первых дней жизни.
В современной медицине существует специальный термин «ноотропик», в переводе с греческого — «действующий на разум». В Бельгии был разработан лекарственный препарат ноотропил (пирацетам), способный воздействовать на когнитивные возможности человека. Авторы, проведя эксперименты на животных, утверждают, что он даже способен оказывать регенеративное воздействие на нервную систему.
Естественно, что существуют и другие линии возможного прогресса человека. Одна из них представлена идеей о «машинном продолжении» человеческого мозга. Эта линия достаточно отработана современной фантастикой и состоит из нескольких ступеней: во-первых, слуги-машины сравняются со своими творцами-хозяевами, а во-вторых, превзойдут их. Потому что у них нет того биологического «мозгового потолка», которым все же ограничена психика человека.
Далее линия развития этих взаимоотношений преД" ставляется примерно такой: «паразитирование» на воз-
глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития
можностях машины, затем признание ее равноправия и, наконец, растворение в ней (идея «биороботов»). Результат — «человек как пройденный этап эволюции». Возможно ли это? Ответить на этот вопрос можно утвердительно.
Как действует механизм развития
Можно ли увеличить возможности мозга педагогическим путем? Этот вопрос не относится к числу простых, однако современная наука дает на него положительный ответ.
Развитие — это переход растущего организма на качественно более высокую ступень. Этот переход зависит от «созревания», то есть развертывания внутренней, определяемой генотипом, программы, и от «научения» — воздействия средовых факторов. Понимание и признание значимости каждого из факторов не снимает вопроса о том, как они взаимодействуют.
Поиски ответа на этот вопрос идут уже не первое столетие, и вариантов решения найдено множество. Мы не будем рассматривать те из них, что представляют только лишь исторический интерес. Это поле деятельности профессионалов, изучающих историю психологии и педагогики. Остановимся на тех теориях, которые легли в основу современных методик и технологий развития способностей ребенка.
Революционная теория
Сторонники этой теории на словах признают влия-
Ие генотипических факторов, но подчеркивают их ма-
лую значимость. Говоря о природных задатках, они на-
еРенно определяют те как анатомо-физиологические, что
часть I. Психология детской одаренности
глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития
уже само по себе должно указывать на сферу их действия.] Этими природными задатками, по мнению сторонников данного подхода, определяются лишь особенности внешнего облика: рост, особенности фигуры, цвет глаз, тип
ВОЛОС И Т. П. . ;. ; ' ; : • . ., !,
Влияние генотипическмх факторов на особенности мышления и поведения, каю они считают, столь мало,, что практически может не учитываться. На этом основании делается и главный педагогический вывод о том, что у любого человека независимо от его генотипических особенностей можно сформировать любые познавательные способности и поведенческие свойства. Причем их развитие при правильном обучении и воспитании может быть доведено до любого уровня.
Несмотря на очевидную сомнительность этих установок, данный подход к развитию имеет много последователей. Именно сторонники этого подхода настаивают на том, что все дети одарены, неодаренных детей нет, есть лишь те, кого неправильно обучали и воспитывали.
Функциональный подход
Модифицированным вариантом революционного подхода является другой, называемый специалистами функциональным. Эта точка зрения преобладает в современной отечественной педагогике, именно такой подход характерен для большинства наших психологов и педагогов.
Сторонники данной точки зрения не приемлют термина «одаренность». Развивая революционный подход, они утверждают, что формирование и преобразование познавательных и других функций определяется в первую очередь тем, как часто эти функции используются, насколько они оказываются востребованными в жизни индивида. Чем больше требуется, например, функция речи, чем чаще она используется, тем лучше речь
развивается; чем больше требуется, например, способность бегать, тем выше уровень ее развития. Отсюда и идея о том, что для развития специальных способностей надо увеличивать количество занятий с ребенком этими видами деятельности. Хотим вырастить математика — надо заниматься с ним математикой, по принципу «чем больше, тем лучше», хотим вырастить музыканта, художника, спортсмена — следует поступать аналогично.
Но поклонники данной точки зрения живут не только в нашей стране. Американский психиатр и педагог Г. Доман, также относящийся к сторонникам данного подхода, добавляет еще одну идею. По его мнению, очень важно не только то, как часто функция эксплуатируется, но и то, когда начата ее эксплуатация.
Он утверждает, что «чем раньше функция включена в использование, тем больших результатов можно достичь в ее развитии». Отсюда и родились его замечательные методики обучения чтению детей полутора лет, обучения малышей иностранным языкам, энциклопедическим знаниям и другие.
Эти методики дают прекрасные результаты, они заслуженно популярны и в нашей стране. Эти методики, безусловно, замечательная заслуга Г. Домана и сотрудников его института.
Но в нашей психологии и педагогике еще до появления и распространения его книг была разработана идея «сенситивных периодов». Правда, эта идея хорошо была известна в народе еще раньше, до этих научных изысканий, что закреплено в ряде популярных изречений, например «каждому овощу свое время».
Для каждого вида учебных занятий есть особый благоприятный возрастной период. И то, что легко и естественно усваивается в одном возрасте, может превратиться в непреодолимую преграду в другом. Например, осваи-вая родную речь в 1,5—2 года, любой ребенок способен параллельно изучить аналогичным образом любой иностранный язык или несколько языков. Но с возрастом
80 часть I. Психология детской одаренности
большинство детей теряют свою «лингвистическую гениальность». И когда мы в школе начинаем изучать иностранный язык, большинству детей уже не дано достичь высоких результатов в овладении им. Время ушло!
Аналогично научить читать ребенка от 1,5 до 3-х лет может легко, «играючи», любая заботливая мама (по специальным методикам), а для того, чтобы научить читать шести- или семилетнего, нужен уже учитель-профессионал, и будут слезы и нервы.
Всеобщее признание идеи существования «сенситивных периодов развития» не привело, как обычно бывает в нашем отечестве, к серьезным прикладным разработкам. А вот американцы создали на основе этой идеи ряд интересных образовательных технологий.
Причем подчеркнем — предложенные Г. Доманом методики доведены до уровня педагогических технологий, то есть разработаны настолько детально и подробно, что позволяют пользователю тратить минимум времени и сил на подготовку и обдумывание.
Эволюционная теория
Одно из главных значений слова «эволюция» — «развертывание». Основная идея сторонников данного подхода сводится к тому, что становление психики и поведения человека есть результат постепенного, эволюционного преобразования, развертывания генетически заложенных в организме возможностей (задатков).
И скорость (темп) развития, и его конечный предел (результат) заранее заложены в генотипе. Эта генетическая программа постепенно «разворачивается» при взаимодействии организма с внешней средой. Именно благодаря этой генетической запрограммированности из детеныша обезьяны нельзя вырастить человека, даже в том случае, если его поместить в те же условия, в которых обычно развивается ребенок. По этой же причине не удается вырастить из волчонка охотничью собаку,
глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития
из лося — вьючное животное, из тигра или рыси — большого домашнего кота.
Добиться таких значительных изменений в результатах развития можно лишь путем вмешательства в саму генетическую программу, но этим занимается уже не педагогика или психология, а генная инженерия.
Итак, сторонники данного подхода считают, что развитие — результат созревания организма по программе, определяемой генотипом. Внешние, средовые воздействия могут либо замедлить, либо ускорить этот процесс, но добиться результатов развития, которые потенциально не предусмотрены генотипом, невозможно.
Эта теория, как видим, менее оптимистична, чем предыдущая. Она заставляет внимательнее относиться к ге-нотипическим особенностям. И мысль о том, что конечным итогом развития может быть только то, что было заложено в виде задатков в генотипе и не более того, безусловно, представляется справедливой.
Все это было бы замечательно, если бы мы умели определять то, что заложено в генотипе конкретной личности. На этом основании можно было бы определенно говорить о потолке развития конкретного человека и строить прогноз возможного развития ребенка. Но вот проблема: мы этого делать не умеем, и более того, не очень непонятно, сумеем ли когда-нибудь в будущем.
Периодически в специальной и популярной литературе приходится сталкиваться с эмоциональными высказываниями представителей самых разных наук и видов деятельности о том, что человек использует возможности собственного мозга на 10—20 %. Продолжают расти мировые спортивные рекорды. Эти утверждения, построенные на разрозненных фактах, указывают лишь на общую тенденцию, говорят нам, что возможности человека очень велики, но они не могут указать границы развития.
Всем этим обусловлена меньшая популярность эволюционной теории в отечественной педагогике и психологии