Руководство по карьере: возьмите свою работу и любите ее.
Нигде потенциал типоведения по раскрытию наших способностей так не очевиден, как в деле выбора профессии и совершенствования в ней. Результаты, которые дает Индикатор типов Майерс-Бриггс, высоко коррелируют с результатами признанных средств тестирования, а это предполагает, что в определенных сферах деятельности действительно процветают представители отдельных типов.
Важно помнить, что Индикатор типов Майерс-Бриггс не измеряет навыки и способности — он лишь показывает личные предпочтения. Приложив некоторые усилия, представитель любого типа может справиться с любой работой. Однако некоторые занятия могут даваться людям естественно, и чем больше человек знает о своей личности, тем увереннее он сможет выбирать и тем шире будут его возможности для выбора. Применяя типоведение, мы помогли сотням людей выбрать и принять свое призвание, начиная от старшеклассников и заканчивая теми, кто переживал кризис среднего возраста или искал себе занятие, выйдя на пенсию. И нас неизменно удивляло то, какие широкие карьерные возможности могут открыться перед человеком, который разобрался в своих личных предпочтениях (и который в противном случае рисковал бы упустить эти возможности).
Выбирая работу или карьеру, многие из нас попадают под влияние значительного количества людей и обстоятельств; эти влияния могут закрыть для нас множество дорог, которые мы заметили бы, не будь этих влияний. Например, молодежь, учащаяся в старших классах, получает множество советов от родителей и консультантов по профессиональной ориентации. Кроме того, человек в середине жизни может увидеть в себе способности и навыки, которые долгие годы были в нем скрыты — а противоречие между тем, что человек «всегда делал», и тем, что он хотел бы делать, является серьезным кризисом. Пенсионеры также нередко хотят делать нечто иное по сравнению с тем, что они всегда делали — а иногда даже нечто совершенно противоположное, но часто теряются в догадках, что это может быть за занятие.
Во всех этих, да и в других случаях, ключ к преуспеванию — это умение понять самого себя. Займитесь типоведением — нет лучшего способа понять, что вы собой представляете, где вы находитесь и куда хотели бы попасть.
Выбирать из множества случаев профессионального консультирования, которое мы проводили в качестве типоведов, очень трудно. Вероятно, особенно достойна упоминания история про молодого студента колледжа (назовем его Джоном), который буквально помешался на том, чтобы стать инженером. В конце концов инженером был его отец, и Джон, в качестве его старшего сына, был обязан унаследовать его специальность. Проблема же заключалась в следующем: Джон, тип личности ISTP, демонстрировал высокий интеллект и способность эффективно решать проблемы, интересовался инженерной работой, но вовсе не хотел провести несколько лет в колледже, изучая абстрактные вводные курсы, казавшиеся ему абсолютно не связанными с инженерным делом. Слишком специальная природа этих курсов не соответствовала его потребности в осязаемом и немедленном результате. Джон определенно интересовался практическими аспектами деятельности инженера, однако первый год, который он провел в колледже, ничего не сделал для поддержания этого интереса. К концу первого года обучения Джон решил бросить учебу, к ужасу, огорчению и негодованию своих родителей. Это, в свою очередь, повергло его в тяжелое состояние самобичевания. Колледж мало что мог дать этому блестяще одаренному молодому человеку.
Для того чтобы помочь Джону и его родителям увидеть, что никто из них не делал ничего плохого, поскольку они принадлежали к совершенно различным психологическим типам, мы воспользовались типоведением. Родители Джона, оба бывшие сенсорными рационалами, верили в традиции, «верный жизненный курс» и надежность и были твердо убеждены в том, что колледж является верным средством для достижения всего этого. Джон же, будучи сенсорным иррационалом, был более склонен жить сегодняшним днем, полагая, что колледж всегда будет к его услугам, если он будет испытывать в нем необходимость. В настоящий же момент ему хотелось непосредственной деятельности, и он проводил день за днем в работе над практическими проектами и экспериментами. Признав эти различия, обе стороны примирились с тем, что Джон не будет учиться в колледже, но сохранит чувство собственного достоинства и также поддержку семьи.
Вот еще одна история о профессиональной ориентации: Беверли, талантливая женщина тридцати девяти лет, тип INTJ, всю свою жизнь привыкла переходить с одной работы на другую. На каждом месте она многого добивалась, но затем начинала беспокоиться по поводу того, что казалось ей некомпетентностью и косностью окружающих. И каждый раз она в гневе увольнялась, считая, что проделанную ей отличную работу никто не оценил. Бывшие же ее сотрудники совершенно не придавали всему этому значения, считая это исключительно проявлением высокомерия Беверли. В результате у нее неизбежно начинались депрессии по поводу собственной некомпетентности и неудач.
Выявив все сложности личных предпочтений Беверли, мы поняли, что она сохраняла верность своему типу, будучи независимой, быстро обучаясь и прекрасно умея разрабатывать различные системы. Кроме того, Беверли, следуя заветам своего типа, была слишком нетерпеливой, чтобы продумать все детали и особенности воплощения разработанных ей систем на практике, так что она не могла понять, почему окружающие не спешат одобрять ее идеи. Она описывала это так: «Моя компания заметила мою одаренность, и поэтому меня повысили. Я знаю, что у меня отличные, практичные идеи, и я знаю, в каком направлении компания должна двигаться — так почему же никто не спешит меня поддержать?»
Проблема заключалась в том, что Беверли, как это свойственно INTJ, плохо чувствовала потребности других людей и слабо представляла себе, как заразить своими идеями каждого из своих сотрудников, многие из которых проработали в компании гораздо дольше, чем она. Мы помогли Беверли осознать, что подобное поведение весьма характерно для ее типа, и, несмотря на то, что это так огорчало ее, из недостатка его можно было превратить в достоинство. Для этого требовалось дополнить ее творческие и управленческие навыки пониманием «человеческого фактора». Добившись этого, Беверли стала более терпеливой и менее высокомерной, понимая, что окружающие могут быть несогласными и все же сотрудничать с ней, а также то, что в ее обязанность входит с уважением выслушивать другие точки зрения.
Пять лет спустя Беверли могла обнаруживать прежнее непостоянство, однако научилась ценить противоположные точки зрения. Она знает, что возникающее поначалу неприятие их — лишь свойство ее типа, и она научилась выражать свое несогласие с ними конструктивным образом.