Принципы действия типоведения.
Каким людям вы отдаете предпочтение — тем, которые похожи на вас или тем, которые не похожи? Можно предположить, что вы, как и большинство из нас, вначале испытываете интерес к людям, которые на вас не похожи, но с течением времени выясняете, что различия между вами никак не могут «притереться». Более того, едва первоначальное притяжение пойдет на спад, вы можете обнаружить, что не желаете терпеть эти различия независимо от того, имеете ли вы дело с начальником, с подчиненным или с клиентом. И вы даже можете потребовать, чтобы с этими различиями было просто-напросто покончено, — конечно, если у вас для этого достаточно власти, — и сказать: «Приспосабливайтесь или уходите». Если же ваше положение не позволяет вам этого сделать, вы можете просто отдалиться от этого человека.
Вот любопытный факт: нам кажется, что мы предпочитаем иметь дело с непохожими людьми, но в реальности лишь немногие из нас готовы мириться с индивидуальными различиями. Несмотря на то, что мы говорим: «Каждому свое» — и искренне верим в это, мы все же активно противодействуем тем людям, которые проявляют «своеволие». В рамках же организации такое нежелание подчиняться может быть рассмотрено в лучшем случае как отсутствие верности, а в худшем — как опасное или вредное поведение. Но с помощью типоведения вы узнаете достаточно, чтобы научиться по-настоящему ценить некоторые из этих индивидуальных различий и обретете достаточно терпения, чтобы мириться с ними ради пользы отдельных личностей или целых организаций.
Но для начала вам потребуется определиться со своим собственным типом. Благодаря типоведению вы сможете определить свои индивидуальные предпочтения и понять, чем вы похожи на своих коллег, а чем от них отличаетесь. Вы также узнаете, в каких случаях эти сходства и различия будут способствовать согласию, а когда — приводить к разногласиям.
Теперь, исходя из сказанного выше, давайте взглянем на то, как формировались ваши предпочтения и какую роль они играют в вашей жизни. Подобный самоанализ весьма важен для занятий типоведением.
Рождение типа.
Согласно теории психологических типов, каждый человек рождается с определенной предрасположенностью к тем или иным личным предпочтениям. Вот четыре пары таких предпочтений:
Экстраверсия (E) | Интроверсия (I) |
Сенсорика (S) | Интуиция (N) |
Этика (T) | Логика (F) |
Рациональность (J) | Иррациональность (P) |
Не забывайте о том, что эти четыре пары отражают лишь предпочтения.В качестве сравнения давайте взглянем на доминирование у человека одной руки — левой или правой. Если вы правша, это не означает, что вы никогда не пользуетесь левой рукой. Это значит лишь, что вы предпочитаете правую руку. И это предпочтение может оказаться у вас очень сильным, благодаря чему вы станете пользоваться левой рукой сравнительно редко или же, напротив, будете использовать ее практически так же часто, как и правую, практически превратившись в амбидекстрала. То же самое верно и для предпочтений, перечисленных выше. Вы можете активно пользоваться каким-либо одним свойством из пары, а к другому прибегать эпизодически. По мере того как на страницах этой книги мы изучим все предпочтения, описывая обе составляющие каждой пары, вы можете выявить у себя и то и другое свойство. Однако предпочитать вы будете какое-то одно из них, то, на что вам проще полагаться и к чему вы естественным образом тяготеете.
Согласно теории психологических типов, предпочтения развиваются у человека в раннем возрасте, и впоследствии он твердо их придерживается. И чем больше мы задействуем свои предпочтения — как намеренно, так и ненамеренно, — тем с большей уверенностью и готовностью мы будем на них полагаться. Это, конечно, не означает, что время от времени мы не можем пользоваться качествами, которые не попали в ряд предпочтений. Напротив, чем более зрелым становится человек, тем более богатой и разнообразной подобные «неприоритетные» качества делают его жизнь. Вместе с тем заменить собой предпочтения они не в силах: например, экстраверт никогда не станет интровертом, и наоборот. Вернемся к нашей аналогии: левша никогда не станет правшой, и наоборот. Чем дольше человек живет, тем успешнее он может развивать свою «слабую» руку, но, невзирая на это, правша никогда не превратится в левшу.