Тема 10. Непосредственные силлогизмы

Умозаключения, основанные на структуре простых категорических суждений.

Разновидности непосредственных умозаключений: превращение, обращение, противопоставление предикату.

Тема 11. Простой категорический силлогизм

Простой категорический силлогизм. Состав категорического силлогизма: меньший, средний и больший термины. Содержание и форма силлогизма.

Фигуры силлогизма. Модусы категорического силлогизма. Общие правила терминов и посылок. Особые правила фигур.

Проверка правильности силлогизма. Контрпример. Графический способ исследования силлогизмов через построение совмещенной круговой схемы. Энтимема силлогизма; способы образования и восстановления энтимем. Полисиллогизмы.

Тема 12. Недедуктивные умозаключения

Общая характеристика недедуктивных умозаключений. Умозаключения по аналогии. Структура и виды умозаключений по аналогии. Строгая и нестрогая аналогия. Функции аналогии в познании.

Индуктивные умозаключения и опытные обобщения. Обратная дедукция. Методы индуктивных умозаключений.

Методы установления причинных связей между явлениями: единственного сходства, единственного различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений и остатков. Особенности применения методов установления причинных связей в познании.

Обобщающая индукция: нестатистическая и статистическая, полная и неполная, научная и популярная. Методы повышения достоверности выводов посредством обобщающей индукции в познании.

Тема 13. Доказательство и опровержение

Логические и методологические основы аргументации и критики. Аргументация и логическое доказательство. Критика и опровержение.

Содержание и структура доказательства: тезис, аргументы и их виды, демонстрация. Формы обоснования тезиса: дедуктивная, индуктивная или по аналогии. Прямое и косвенное доказательство. Виды косвенных доказательств: апагогическое и разделительное. Этапы апагогического доказательства.

Логические правила доказательства. Правила, относящиеся к тезису. Правила по отношению к аргументам. Правила демонстрации для различных видов умозаключений.

Опровержение как логическая операция. Способы опровержения: критика тезиса (прямая или косвенная); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации.

Тема 14. Искусство спора

Спор как частный случай аргументации. Эристика. Участники спора.

Разновидности спора. Общие требования к спору.

Корректные приемы спора. Допустимые психологические уловки. Некорректные приемы спора. Недопустимые психологические уловки.

5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий,

используемые образовательные технологии

Тематический план

для студентов очной формы обучения

на базе среднего общего образования

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
Лекции Практ. занятия
1. Предмет и значение логики   лекция
2. Понятие как форма мышления 2* занятие с элементами групповой исследовательской работы
3. Виды понятий. Отношения между понятиями   занятие в диалоговом режиме
4. Логические операции с понятиями занятие с элементами групповой дискуссии
5. Суждение как форма мышления. Простые суждения 2* занятие в диалоговом режиме
6. Сложные суждения лекция
7. Законы логики 2* занятие с элементами групповой дискуссии
8. Умозаключение как форма мышления   лекция
9. Умозаключения логики суждений 2* занятие в диалоговом режиме
10. Непосредственные силлогизмы   лекция
11. Простой категорический силлогизм Выполнение письменной проверочной работы
12. Недедуктивные умозаключения лекция
13. Доказательство и опровержение   2* занятие с элементами ролевой игры
14. Искусство спора   лекция
  Всего  
  % занятий, проводимых в активных и интеракт. формах 28%  

Тематический план

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего общего образования

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
Лекции Практ. занятия
1. Предмет и значение логики - лекция
2. Понятие как форма мышления занятие с элементами групповой исследовательской работы
3. Виды понятий. Отношения между понятиями занятие в диалоговом режиме  
4. Логические операции с понятиями занятие с элементами групповой дискуссии  
5. Суждение как форма мышления. Простые суждения - 2* занятие в диалоговом режиме  
6. Сложные суждения лекция
7. Законы логики  
8. Умозаключение как форма мышления     - лекция
9. Умозаключения логики суждений занятие в диалоговом режиме  
10. Непосредственные силлогизмы лекция
11. Простой категорический силлогизм Выполнение письменной проверочной работы
12. Недедуктивные умозаключения лекция
13. Доказательство и опровержение - занятие с элементами ролевой игры
14. Искусство спора лекция
  Всего  
  % занятий, прово-димых в активных и интерактивных формах 25%  

Тематический план

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
Лекции Практ. занятия
1. Предмет и значение логики - лекция
2. Понятие как форма мышления занятие с элементами групповой исследовательской работы
3. Виды понятий. Отношения между понятиями занятие в диалоговом режиме  
4. Логические операции с понятиями занятие с элементами групповой дискуссии  
5. Суждение как форма мышления. Простые суждения занятие в диалоговом режиме  
6. Сложные суждения лекция
7. Законы логики  
8. Умозаключение как форма мышления     -   2* лекция
9. Умозаключения логики суждений занятие в диалоговом режиме  
10. Непосредственные силлогизмы лекция
11. Простой категорический силлогизм Выполнение письменной проверочной работы
12. Недедуктивные умозаключения лекция
13. Доказательство и опровержение занятие с элементами ролевой игры
14. Искусство спора лекция
  Всего  
  % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах 50%  

Самостоятельная работа

План самостоятельной работы

для студентов очной формы обучения

на базе среднего общего образования

№ темы Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудо-емкость в часах
- изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - составление ответов на вопросы плана практического занятия; - выполнение заданий для самопроверки.
- изучение учебной и научной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - составление ответов на вопросы плана практического занятия; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение заданий для самопроверки; - подготовка к контрольной работе.
- изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - составление ответов на вопросы плана практического занятия; - выполнение заданий для самопроверки; - подготовка докладов и сообщений; - составление тезауруса.
- изучение учебной и научной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - составление ответов на вопросы плана практического занятия; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - подготовка к контрольным работам.
- изучение учебной и научной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - составление ответов на вопросы плана практического занятия; - освоение терминологического аппарата дисциплины.
- изучение учебной и научной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - составление ответов на вопросы плана практического занятия; - выполнение заданий для самопроверки; - подготовка к контрольной работе.
- изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - составление ответов на вопросы плана практического занятия; - выполнение заданий для самопроверки; - подготовка докладов и сообщений; - составление тезауруса.
- изучение учебной и научной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - составление ответов на вопросы плана практического занятия; - выполнение заданий для самопроверки; - подготовка к контрольной работе.
- изучение учебной литературы; - конспектирование параграфов учебников; - составление ответов на вопросы плана практического занятия; - выполнение заданий для самопроверки.
  Итого:

План самостоятельной работы

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего общего образования

№ темы Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудо-емкость в часах
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий. Составление ответов на вопросы плана практического занятия.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий. Составление ответов на вопросы плана практического занятия.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий. Составление ответов на вопросы плана практического занятия.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий. Составление ответов на вопросы плана практического занятия.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий. Составление ответов на вопросы плана практического занятия.
  Итого:

План самостоятельной работы

для студентов заочной формы обучения

на базе среднего профессионального образования

№ темы Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудо-емкость в часах
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий. Составление ответов на вопросы плана практического занятия.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий. Составление ответов на вопросы плана практического занятия.

Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий. Составление ответов на вопросы плана практического занятия.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий. Составление ответов на вопросы плана практического занятия.
Подготовка к промежуточной аттестации знаний: - изучение учебной литературы; - конспектирование материала учебников; - освоение терминологического аппарата дисциплины; - выполнение тестовых заданий для самопроверки; - выполнение практических заданий. Составление ответов на вопросы плана практического занятия.
  Итого:

Наши рекомендации