Характеристика педагогических условий развития памяти, мышления у детей раннего возраста

У детей раннего возраста следует формировать систему знаний об окружающему, ведя их от простого к сложному, последовательно и постепенно расширяя круг знакомых предметов, явлений и ситуаций: от конкретных к более обобщенным знаниям и представлениям об окружающем.

В связи с этим вначале осуществляется целенаправленноеознакомление с домашним (дети 1 года - 1,5 лет), а затем и более широким кругом людей, принимающих участие в их жизни повседневно в бытовых ситуациях, а затем эпизодических и в других ситуациях. [4 c. 43]

Нужно помочь ребенку «открыть себя», привлекая внимание к нему самому. Особое внимание надо обращать на лицо человека и вести к первым элементарным обобщениям: у всех людей есть лицо, глаза, рот, нос и т.п. и более детально: губы, зубы, брови, щеки и т.д. Позднее дети узнают и запоминают названия частей тела: голова, руки, ноги (9991,5-2 г.); живот, спина, шея, пальцы, ногти, (2-3 г.) Дети постепенно начинают понимать, что части тела, имеют свое значение. К 3-м годам они способны заметить, что у всех живых существ имеются такие же, как у человека, или подобные части тела. Эти знания по-новому определяют отношение ребенка к кукле как живому существу и игрушкам-животным, стилизованным под человека.

Взрослый может использовать конкретные ситуации для раскрытия ребенка его собственных физических состояний и эмоциональных переживаний (дети 1-2 года) Учить замечать и соответствующим образом реагировать на физические и душевные состояний других людей - взрослых и детей, сочувствовать им (1,5 - 3 лет)

Взрослый помогает ребенку понять причину и следствие эмоционального состояния как результат каких-либо событий (дети 1,5-2 лет) или удавшейся/ неудавшейся деятельности (дети 2-3 лет)

Особое значение в познании окружающего отводится предметам и действиям с ним. Непосредственные контакты с предметами ближайшего окружения способствуют накоплению чувственного опыта об их свойствах (дети 1 года - 1,5 лет), способах действий с ним. В более раннем возрасте детей привлекает в основном внешняя сторона предметов - яркость, необычность формы, звучание и т.д. После 2 лет особую значимость приобретают способы действий с ним. Взрослый подводит детей к первым «открытиям»: каждый предмет имеет не только название, но и назначение (например, ложкой едят, а расческой причесываться).

Главенствующую роль в ознакомлении с окружающим детей 2-3 лет приобретают сведения о людях и их деятельности. Принимая непосредственное участие в деятельности взрослых в качестве участников (1,5 - 2 года), а затем и помощников (2-3 года), дети знакомят с предметами, необходимыми для выполнения той или иной деятельности.

После 2 лет детей знакомят не только с животными, но и с их детенышами. Для этого используют наблюдения за реальными объектами, игрушки.

В течение 2-3-го года надо расширять представления о животном мире, последовательно усложняя содержание: что едят животные, животные-помощники людей. [18 c. 57]

Мышление и воображение детей развиваются, поэтому есть смысл расширить знакомство с миром, выйти за пределы их непосредственного окружения.

Мир растений раскрывается детям 2-3 - го года жизни с ориентацией на сезонные изменения в природе.

Большое значение имеет подбор художественной литературы. Необходимо иметь красочные книги-панорамы, книги с сюрпризом. Из игрушек предпочтение отдается игрушкам-забавам и народным.

Развитие - это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. [18 c. 100]

Основным свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность

Развитие мышления и памяти - одни из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленные на умственное развитие ребенка, которому предстоит жить в 21 веке, в третьем тысячелетии. Это ко многому нас обязывает: мы должны обеспечить ребенку возможности для овладения технологиями, базирующимися на новейших достижениях науки и рассчитанными на развитый человеческий интеллект. [18 c. 111]

Следует помнить, что формирование мышления начинается с первых лет жизни ребенка. Это непрерывный процесс, в котором первые 3 года играют стратегически важную роль как стартовый период

У двух-, трехлетних детей проявляются такие психические процессы как: анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще не отделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое и т.д.

В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем - отвлеченное, логическое.

У детей раннего возраста следует формировать систему знаний об окружающему, ведя их от простого к сложному, последовательно и постепенно расширяя круг знакомых предметов, явлений и ситуаций: от конкретных к более обобщенным знаниям и представлениям об окружающем. Главенствующую роль в ознакомлении с окружающим детей 2-3 лет приобретают сведения о людях и их деятельности.

Поэтому, с самого первого года жизни необходимо уделять большое внимание развитию мышления и памяти.

Наши рекомендации