Серия 2 Игры, направленные на овладение детьми действиями замещения

Примечание. Замещение- это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей ре­альных предметов и явлений, употребление знаков и символов.

ИГРА «РУЧЕЕК»

Оборудование: две длинные веревки, мел, скамейка.

Ход занятия. Дети сидят на стульчиках. Педагог гово­рит: «Сегодня поиграем в «Ручеек». Берет две длинные верев­ки, кладет их параллельно через всю групповую комнату на рас­стоянии 40 см друг от друга: «Это будет у нас ручеек. Вы сейчас перепрыгните через ручеек. Не замочите ноги! Кто оступится, попадет в воду, тот сядет на травку (ковер) и будет сушить ноги на солнышке». Дети по одному подходят к ручейку и перепры­гивают через него. После этого педагог говорит: «Очень редко ручеек бывает таким ровным, на самом деле он в одном месте шире (раздвигает веревки), а в другом - уже (соединяет их). Там, где узко, перескочить легко, а где широко - трудно. Вот в этом месте ручеек стал мелкий, и на дне видны камешки (рисует мелом кружки на полу и показывает, как по ним надо перебрать­ся)». Дети идут по камешкам. Тот, кто замочил ноги, садится сушить их на солнышке. Далее педагог говорит: «А теперь надо перебраться через ручей в широком месте. Он здесь глубокий, придется построить мост. Из чего можно построить мост? По­смотрите, может можно что-нибудь найти, что будет нам мос­том?» Если дети не догадываются, педагог сам указывает им на скамейку. Скамейку ставят поперек ручья. Все дети переходят ручей по скамейке. В конце игры педагог говорит: «Мы очень хорошо поиграли. Что у нас было ручейком? Что было камушка­ми? Что было мостиком? Как вы сушили ножки на солнышке?»

ИГРА «ЗВЕРЮШКИ НА ДОРОЖКАХ»

Оборудование: набор картинок (4 см х 4 см) с изобра­жениями животных: петуха, собаки, ежа, кошки (по 50 штук каждого вида); десять полосок бумаги с различными значка­ми, шесть полосок бумаги с различными формами — треуголь­ник, квадрат, овал, круг. На каждой полоске - по 6 фигурок. Каждая пара значков отделена друг от друга вертикальной чер­той. На каждой полоске - от двух до пяти разных значков, по­вторяющихся в разных сочетаниях; пять полосок-образцов, на каждой из которых нарисованы друг под другом животные и фигурки (сочетание их различное). Каждая пара (фигурка-кар­тинка) отделяется друг от друга вертикальной чертой (рис. 63).

Ход занятия. Дети рассаживаются вокруг стола. Пе­дагог помещает в центре стола картинки, разложенные по ви­дам животных, ставит полоску-образец так, чтобы ее было хо­рошо видно, раздает детям полоски с фигурками. Педагог объясняет: «Все фигурки на полосках надо закрыть определен­ными картинками. Чтобы не ошибиться, следует смотреть на полоску-образец, где показано, какая картинка какой фигур­ке соответствует. Например, на треугольник надо класть пету­ха, а собачку - на квадрат, ежика - на овал, кошку - на круг». Затем педагог дает задание: «Посадите на дорожки нужных зве­рюшек». После выполнения задания дети опять складывают кар­тинки по видам животных. Для повторного проведения игры це­лесообразно поменять детям дорожки или предложить новые.

Серия 2 Игры, направленные на овладение детьми действиями замещения - student2.ru

Примечание. Игру можно разнообразить - фигурки следу­ет заменить кружками разного цвета.

ИГРА «ПОСАДИ ОГОРОД!»

Оборудование: набор игрушечных овощей: две моркови и два огурчика (для каждого ребенка); листы картона (12 см х х!2 см), разделенные на четыре части (по одному листу на ре­бенка); пять карточек (12 см х!2 см), разделенных на четыре ча­сти. В каждой части изображен цветной овал. На первой кар­точке в двух верхних частях расположено по одному зеленому овалу, в двух нижних - по одному оранжевому. На второй кар­точке - сверху два оранжевых овала, снизу - два зеленых. На третьей карточке - сверху и снизу оранжевый и зеленый овалы. На четвертой карточке - сверху зеленый и оранжевый овалы, снизу - оранжевый и зеленый. На пятой карточке - сверху и снизу зеленый и оранжевые кружки (см. прилож. № 4).

Ход занятия. Педагог предлагает детям играть с кук­лой - Буратино, который будет загадывать им загадки про ого­род. Затем раздает детям карточки, разделенные на четыре час­ти - «огород», куда надо «сажать» овощи (две моркови и два огурчика). При этом сажать надо так, как будет загадывать Бу­ратино. Педагог показывает первую карточку с заданием и гово­рит, как надо сажать овощи. В случае затруднения он объясняет принцип замещения по цвету: оранжевая морковь замещается оранжевым кружком, зеленый огурчик - зеленым кружком.

Наши рекомендации