МАСТЕР–КЛАСС «БУСИНЫ АРГУМЕНТАЦИИ»

МАСТЕР–КЛАСС «БУСИНЫ АРГУМЕНТАЦИИ»

МЕХОНОШИНА МАРИЯ ОЛЕГОВНА

1 этап. Актуализация

Добрый день уважаемые коллеги.

Спасибо, что у вас появилось желание поучаствовать в моем мастер-классе.

А что вы ожидаете от своего участия в сегодняшнем занятии?

(фиксация ожиданий на флип-чате)

1. Сложно ли бывает вам убедить другого?

2. В каких ситуациях чаще всего приходится убеждать?

Ответы участников

Мы видим, что умение аргументировать востребовано в разных сферах человеческой жизни.

И я хочу предложить вам прием, который помогает формировать умение аргументировать. Я назвала этот прием «Бусины аргументации».

2 этап Подготовка к аргументации

3. Какие аргументы для вас являются более убедительными?

(ответы участников)

Все что вы сказали можно разделить на три основных составляющих убедительного аргумента

1.Объективноть

2.Точность

3.Логика

(в этот момент поворачиваются спинкой к залу 3 кресла, стоящих напротив фокус – группы, на спинке каждого из них написан один из критериев)

Троим из вас сейчас я предлагаю попробовать себя в роли экспертов по одному из критериев и сесть на эти кресла. Каждому эксперту выдается лист (смотри приложение 1)

В фокус-группе остается 4 участника.

Пока эксперты знакомятся с содержанием своих критериев, я вам предлагаю выбрать тему сегодняшней беседы.

На экране появляются 5 тем.

Исключите из этого списка одну тему, которая вам менее всего интересна.

Таким образом, остается одна тема, которая в большей степени интересна всем участникам.

В этой теме вам предлагается 5 тезисов.

Аналогично участники исключают тезисы, с которыми не согласны или которые не интересны.

Остается 1 тезис, который вам сейчас предстоит аргументировать.

Для этого у вас есть 2 минуты, что б сформулировать аргументы, подтверждающие данный тезис.

Обращение к аудитории:

Скажите, а умение аргументировать это необходимый навык?

Конечно, современные образовательные стандарты обучения требуют от учеников умение аргументировать.

В последние годы появляются труды посвященные искусству аргументации, это статьи профессора В.Р. Имакаева, бизнес-тренера Никиты Непряхина, писателя Энтони Уэстона и др.

Познакомившись с ними, я для своей работы разработала свой прием, который помогает формировать метапредметные компетенции на уроках, тьюторских часах и кск.

Я для себя определила, что важным для того, что б аргумент был убедительным, имел силу, он должен соответствовать трем критериям:

1.Объективноть - опорой аргумента являются законы, профессиональной статистике, цитатах авторитетных в данной области людей.

2.Точность – т.е. аргумент может быть понят аудиторией и понят однозначно.

Приведу такой пример, «Жизнь на Марсе могла быть, так как Марс планета красная»

3.Логика – аргумент имеет прямое отношение к тезису и причинно-следственные связи не нарушены.

3 этап. Аргументация и ее оценка

Сейчас мы с вами будем аргументировать тезис, но при этом нанизывать на ленту, рассыпанные перед вами бусины.

Каждая бусина будет олицетворять один аргумент.

Правила будут такие:

После произнесения вашего аргумента эксперт поворачивается, если посчитает ваш аргумент соответствующим его критерию.

Если к вам повернутся 3 эксперта, то вы нанизываете большую бусину, значит ваш аргумент признан сильным.

2-среднюю, менее убедительным.

1 – маленькую, слабым.

0-ничего, неубедительный.

аргументация началась…

Участники по очереди произносят аргументы. Эксперты оценивают.

Я спрашиваю у экспертов почему они повернулись или нет.

Выслушав ряд аргументов, ведущий благодарит всех участников и берет в руки нанизанные на ленту бусины.

Чем принципиально отличается нанизанные на ленте бусы, от того, что было рассыпано у вас на столе?

То есть, действительно здесь появилась структура, если мы завяжем и получатся бусы, то получится структура, логика, целостность

Самое главное мы видим предмет, который можно использовать.

Но чтобы он стал украшением нужно еще над многим поразмышлять..

Например, на какой бусине сделать акцент, как разместить бусины, к кому наряду надеть и даже куда..

Бусы инструмент аргументации с которым можно работать. Можно даже ввести антитезис. Но это тоже тема другого занятия.

Но эта тема уже другого мастер –класса.

Но самое главное у нас появилась нить бус аргументации, позволяющая раскрыть тезис.

Давайте вспомним, какие этапы мы прошли.

(на флип-чате фиксирую схему)

1. Формулировка темы

2. Выбор тезиса

3. Подбор аргументов

4.Оценка аргументов по критериям

4 этап Рефлексия

Вернуться к ожиданиям.

Насколько ваши ожидания оправдались?

Мое заключительное слово.

Рада, что это можно применять, что это интересно, ново.

А как работает этот прием на моих уроках вы сможете увидеть послезавтра на открытом занятии с 7 классом.

Приложение 1

Эксперт «по объективности»

Эксперт «по точности»

Аргумент точен, потому что

- может быть однозначно понят собеседником

- оперирует ясными, простыми, точными понятиями

- работает «через интеллект»

- Аргумент неточен, если

- можно трактовать по-разному

- использует «неловкие» выражения и формулировки, затрудняющие восприятие сказанного

- работает «через эмоции»

Эксперт «по логике»

Аргумент нелогичен, если

-суждения на основе не связанных между собой фактах

• алогичные формулировки и доводы

- не имеет прямого отношения к тезису


Приложение 1

Эксперт «по объективности»

Эксперт «по точности»

Аргумент точен, потому что

- может быть однозначно понят собеседником

- оперирует ясными, простыми, точными понятиями

- работает «через интеллект»

- Аргумент неточен, если

- можно трактовать по-разному

- использует «неловкие» выражения и формулировки, затрудняющие восприятие сказанного

- работает «через эмоции»

Эксперт «по логике»

Аргумент нелогичен, если

-суждения на основе не связанных между собой фактах

• алогичные формулировки и доводы

- не имеет прямого отношения к тезису


МАСТЕР–КЛАСС «БУСИНЫ АРГУМЕНТАЦИИ»

МЕХОНОШИНА МАРИЯ ОЛЕГОВНА

1 этап. Актуализация

Добрый день уважаемые коллеги.

Спасибо, что у вас появилось желание поучаствовать в моем мастер-классе.

А что вы ожидаете от своего участия в сегодняшнем занятии?

(фиксация ожиданий на флип-чате)

1. Сложно ли бывает вам убедить другого?

2. В каких ситуациях чаще всего приходится убеждать?

Ответы участников

Мы видим, что умение аргументировать востребовано в разных сферах человеческой жизни.

И я хочу предложить вам прием, который помогает формировать умение аргументировать. Я назвала этот прием «Бусины аргументации».

2 этап Подготовка к аргументации

3. Какие аргументы для вас являются более убедительными?

(ответы участников)

Все что вы сказали можно разделить на три основных составляющих убедительного аргумента

1.Объективноть

2.Точность

3.Логика

(в этот момент поворачиваются спинкой к залу 3 кресла, стоящих напротив фокус – группы, на спинке каждого из них написан один из критериев)

Троим из вас сейчас я предлагаю попробовать себя в роли экспертов по одному из критериев и сесть на эти кресла. Каждому эксперту выдается лист (смотри приложение 1)

В фокус-группе остается 4 участника.

Пока эксперты знакомятся с содержанием своих критериев, я вам предлагаю выбрать тему сегодняшней беседы.

На экране появляются 5 тем.

Исключите из этого списка одну тему, которая вам менее всего интересна.

Таким образом, остается одна тема, которая в большей степени интересна всем участникам.

В этой теме вам предлагается 5 тезисов.

Аналогично участники исключают тезисы, с которыми не согласны или которые не интересны.

Остается 1 тезис, который вам сейчас предстоит аргументировать.

Для этого у вас есть 2 минуты, что б сформулировать аргументы, подтверждающие данный тезис.

Обращение к аудитории:

Скажите, а умение аргументировать это необходимый навык?

Конечно, современные образовательные стандарты обучения требуют от учеников умение аргументировать.

В последние годы появляются труды посвященные искусству аргументации, это статьи профессора В.Р. Имакаева, бизнес-тренера Никиты Непряхина, писателя Энтони Уэстона и др.

Познакомившись с ними, я для своей работы разработала свой прием, который помогает формировать метапредметные компетенции на уроках, тьюторских часах и кск.

Я для себя определила, что важным для того, что б аргумент был убедительным, имел силу, он должен соответствовать трем критериям:

1.Объективноть - опорой аргумента являются законы, профессиональной статистике, цитатах авторитетных в данной области людей.

2.Точность – т.е. аргумент может быть понят аудиторией и понят однозначно.

Приведу такой пример, «Жизнь на Марсе могла быть, так как Марс планета красная»

3.Логика – аргумент имеет прямое отношение к тезису и причинно-следственные связи не нарушены.

3 этап. Аргументация и ее оценка

Сейчас мы с вами будем аргументировать тезис, но при этом нанизывать на ленту, рассыпанные перед вами бусины.

Каждая бусина будет олицетворять один аргумент.

Правила будут такие:

После произнесения вашего аргумента эксперт поворачивается, если посчитает ваш аргумент соответствующим его критерию.

Если к вам повернутся 3 эксперта, то вы нанизываете большую бусину, значит ваш аргумент признан сильным.

2-среднюю, менее убедительным.

1 – маленькую, слабым.

0-ничего, неубедительный.

аргументация началась…

Участники по очереди произносят аргументы. Эксперты оценивают.

Я спрашиваю у экспертов почему они повернулись или нет.

Выслушав ряд аргументов, ведущий благодарит всех участников и берет в руки нанизанные на ленту бусины.

Чем принципиально отличается нанизанные на ленте бусы, от того, что было рассыпано у вас на столе?

То есть, действительно здесь появилась структура, если мы завяжем и получатся бусы, то получится структура, логика, целостность

Самое главное мы видим предмет, который можно использовать.

Но чтобы он стал украшением нужно еще над многим поразмышлять..

Например, на какой бусине сделать акцент, как разместить бусины, к кому наряду надеть и даже куда..

Бусы инструмент аргументации с которым можно работать. Можно даже ввести антитезис. Но это тоже тема другого занятия.

Но эта тема уже другого мастер –класса.

Но самое главное у нас появилась нить бус аргументации, позволяющая раскрыть тезис.

Давайте вспомним, какие этапы мы прошли.

(на флип-чате фиксирую схему)

1. Формулировка темы

2. Выбор тезиса

3. Подбор аргументов

4.Оценка аргументов по критериям

4 этап Рефлексия

Вернуться к ожиданиям.

Насколько ваши ожидания оправдались?

Мое заключительное слово.

Рада, что это можно применять, что это интересно, ново.

А как работает этот прием на моих уроках вы сможете увидеть послезавтра на открытом занятии с 7 классом.

Приложение 1

Эксперт «по объективности»

Наши рекомендации