Эмоции и чувства выполняют следующие функции.
Сигнальная (коммуникативная) функциявыражается тем, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение тела, жесты), изменение голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств позволяют передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям.
Регулятивная функция выражается в том что, стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолеть встречающиеся на пути препятствия. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
Побудительная функциязаключается в том, что эмоции не только сигнализируют о потребности или желании, но и с достижением ими определенной интенсивности они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить. Нехватка или несовместимость чего-то с внутренними условиями существования организма или личности вызывает эмоциональные переживания, иногда очень сильные, побуждающие человека действовать. Это и испуг, и гнев, и зависть, и ненависть, и чувство вины, и любовь, и множество других оттенков эмоциональных переживаний.
Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Например, эмоция успеха обладает способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности.
Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого устанавливается значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Выделяют три вида чувств:
1. Моральные (нравственные) чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства симпатии, антипатии, уважения, презрения и др.). Переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.
2. Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности (любопытство, любознательность, чувство нового и др.).
3. Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отражению в искусстве. Человеком переживаются красота и гармония (дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях (наслаждение, восторг, презрение, отвращение и др.).
Тема 3.3. Воля.
Воля проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Воля -это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.
Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции - побудительную и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия.
Побудительная функция способствует активности человека не по факту (как реактивная), а на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся в момент самого действия.
Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Побудительная и тормозная функция составляют "содержательную" основу процесса волевой регуляции.
Волевая регуляция поведения человека - это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением. Среди уровней психической регуляции выделяются следующие:
непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);
произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);
волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).
В результате волевой регуляции возникает волевой акт.
Элементарный волевой акт возникает только тогда, когда в голове человека одновременно с мыслью о совершении какого-либо действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению. Таким актом можно, например, считать идеомоторный акт: способность одной мысли о движении вызвать само движение.
Более сложный волевой акт связан с преодолением так называемой "конкурирующей" идеи, при наличии которой у человека возникает специфическое ощущение прилагаемого усилия, которое связано с проявлением силы воли.
Самый сложный волевой акт - такой, при котором путем преодоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение. Например, отказ от вредных привычек (курения, алкоголизма) и дурных компаний. Сложный волевой акт не осуществляется сиюминутно в реальном времени, иногда для его осуществления требуется приложение максимальной силы воли. Еще одним отличием "волевого" человека от "человека привычки" является наличие у первого развитых волевых качеств.
Волевые качестваподразделяются на три категории:
· первичные волевые качества (сила воли, настойчивость, выдержка);
· вторичные, или производные, волевые качества (решительность, смелость, самообладание, уверенность);
· третичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность).
Волевые качества - категория способная к изменению, развитию в течение жизни. Все волевые процессы имеют несколько существенных фаз:
1. Возникновение побуждения и постановка цели. Ключевыми понятиями являются влечение (неосознанная потребность) и желание (осознанная потребность). У человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний, порождая тем самым борьбу мотивов.
2. Стадия обсуждения и борьба мотивов сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярны.
3. Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов, порождающим специфическое для волевого акта чувство ответственности за действие.
4. Исполнение является заключительной фазой волевого процесса. Этап имеет сложную внутреннюю структуру: принять решение - это не значит сразу его выполнить. Исполнение решения тесно связано с такой категорией, как время. Для окончательного принятия решения и исполнения требуется волевое усилие.
Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижение цели. Волевое усилие зависит от следующих факторов: мировоззрения личности; моральной устойчивости; наличия общественной значимости целей; установки по отношению к действию; уровня самоорганизации личности.
Иными словами, воля является своеобразным отображением структуры личности и ее внутренних особенностей. Волевое действие каждого человека неповторимо.