Эмоции и чувства выполняют следующие функции.

Сигнальная (коммуникативная) функциявыражается тем, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение тела, жесты), изменение голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств позволяют передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям.

Регулятивная функция выражается в том что, стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолеть встречающиеся на пути препятствия. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

Побудительная функциязаключается в том, что эмоции не только сигнализиру­ют о потребности или желании, но и с достижением ими определенной интен­сивности они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить. Нехватка или несовместимость чего-то с внутренними условиями существования орга­низма или личности вызывает эмоциональные переживания, иногда очень силь­ные, побуждающие человека действовать. Это и испуг, и гнев, и зависть, и нена­висть, и чувство вины, и любовь, и множество других оттенков эмоциональных переживаний.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Например, эмоция успеха обладает способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.

Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого устанавливается значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Выделяют три вида чувств:

1. Моральные (нравственные) чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства симпатии, антипатии, уважения, презрения и др.). Переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.

2. Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношение человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности (любопытство, любознательность, чувство нового и др.).

3. Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отражению в искусстве. Человеком переживаются красота и гармония (дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях (наслаждение, восторг, презрение, отвращение и др.).

Тема 3.3. Воля.

Воля проявляет­ся во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Воля -это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.

Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции - побуди­тельную и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия.

Побудительная функция способствует активности человека не по факту (как реактивная), а на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся в момент самого действия.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Побуди­тельная и тормозная функция составляют "содержательную" ос­нову процесса волевой регуляции.

Волевая регуляция поведения человека - это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением. Среди уровней психической регуляции выделяются следующие:

Ÿ непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные ре­акции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);

Ÿ произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулиро­вания);

Ÿ волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

В результате волевой регуляции возникает волевой акт.

Элементарный волевой акт возникает только тогда, когда в голове чело­века одновременно с мыслью о совершении какого-либо действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению. Та­ким актом можно, например, считать идеомоторный акт: способ­ность одной мысли о движении вызвать само движение.

Более слож­ный волевой акт связан с преодолением так называемой "конкури­рующей" идеи, при наличии которой у человека возникает специ­фическое ощущение прилагаемого усилия, которое связано с про­явлением силы воли.

Самый сложный волевой акт - такой, при котором путем пре­одоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение. Например, отказ от вредных при­вычек (курения, алкоголизма) и дурных компаний. Сложный волевой акт не осуществляется сиюминутно в реальном времени, иногда для его осуществления требуется приложение максималь­ной силы воли. Еще одним отличием "волевого" человека от "человека привычки" является наличие у первого развитых воле­вых качеств.

Волевые качестваподразделяются на три категории:

· первичные волевые качества (сила воли, настойчивость, выдержка);

· вторич­ные, или производные, волевые качества (решительность, сме­лость, самообладание, уверенность);

· третичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, обязательность, прин­ципиальность, деловитость, инициативность).

Волевые качества - категория способная к изменению, развитию в течение жизни. Все волевые про­цессы имеют несколько су­щественных фаз:

1. Возникновение побуждения и постановка цели. Ключевыми понятиями являются влечение (неосознанная потребность) и жела­ние (осознанная потребность). У человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний, порождая тем самым борьбу мотивов.

2. Стадия обсуждения и борьба мотивов сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярны.

3. Принятие решения является заключительным моментом борь­бы мотивов, порождающим специфическое для волевого акта чув­ство ответственности за действие.

4. Исполнение является заключительной фазой волевого процесса. Этап имеет сложную внутреннюю структуру: принять решение - это не значит сразу его выполнить. Исполнение решения тесно связано с такой категорией, как время. Для окончательного принятия решения и исполнения требуется волевое усилие.

Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобили­зующего внутренние ресурсы человека и создающего дополни­тельные мотивы к действию по достижение цели. Волевое усилие зависит от следующих факторов: мировоззрения личности; моральной устойчивости; наличия общественной значимости целей; установки по отношению к действию; уровня самоорганизации личности.

Иными словами, воля является своеобразным отображением структуры личности и ее внутренних особенностей. Волевое дей­ствие каждого человека неповторимо.

Наши рекомендации