Тема 2. Познавательные процессы личности
Тема 2.1. Ощущение.
Ощущение - это процесс отражения отдельных качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Физиологической основой ощущения является деятельность рецепторного аппарата анализатора. Каждый анализатор имеет свой набор рецепторов. В зависимости от характера раздражителя, воздействующего на данный анализатор, различают отдельные виды ощущения.
Классификация ощущений:
I. По контакту с раздражителями, ощущения бывают:
a) Дистантные - слуховые, зрительные и обонятельные;
b) Контактные - кинестетические, тактильные, вкусовые, органические.
II. По расположению рецептора:
a) Интероцептивные (органические) т.е. сигнализирующие о протекании обменных процессов внутри организма.
b) Проприорецептивные (кинестетические).
c) Экстерорецептивные - зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, т.е. находящихся на поверхности тела.
Общие свойства ощущений:
Качество - каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и их функциональным состоянием рецептора.
Решительность - определяется функциональным состоянием органа чувств, времени действия раздражителя и его интенсивностью.
Пространственная локализация. Пространственный анализ, осуществляемый дистальными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую локально воздействует раздражитель (вкусовые), иногда они бывают более разлитыми (болевые).
Разные органы чувств могут быть более или менее чувствительны к внешним воздействиям. Чувствительность измеряется порогами. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги и наоборот. Различают два вида порогов: абсолютный и разностный. Абсолютная чувствительность характеризуется низками и верхними порогами.
Нижний абсолютный порог – это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение.
Верхний абсолютный порог – это максимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение.
Разностный порог – наименьшее различие между раздражителями, при котором возникает ощущение новой силы.
Различают 2 основные формы изменения чувствительности:
Адаптация – чувствительность изменяется в сторону понижения и в сторону повышения.
Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма (чувствительность меняется только в сторону повышения).
Тема 2.2. Восприятие.
Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.
Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов; зрительных, слуховых, моторных, осязательных.
Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.
Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а несколько анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.
Восприятие предлагает выделение из комплекса бездействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.
Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движение глаз, проговаривания и.т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность.
Свойства восприятия:
1. Предметность – свойство восприятия, которое выражается в получении сведений из внешнего мира, к этому миру.
2. Структурность – восприятие не является простой суммой ощущений, т.е. мы воспринимаем обобщенную структуру.
3. Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.
4. Целостность – восприятие есть всегда целостный образ.
5. Константность – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно сопоставленные по форме, цвету и величине и т.д.
6. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих действий: 1) поиск объекта; 2) выделение наиболее характерных его признаков; 3) опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.
В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от психической жизни, опыта субъекта называется апперцепцией.
Тема 2.3. Внимание.
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Виды внимания:
Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.
Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.
Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения, в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
Свойства внимания:
1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.
2. Интенсивность внимания - это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.
3. Устойчивость-способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания.
4. Объем - показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3).
5. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.
6. Распределение внимания-сосредоточенность внимания на нескольких объектах одновременно.
Тема 2.4. Память.
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Виды памяти:
1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).
3. Эмоциональная- эмоции, сопровождающие восприятие объекта или явления.
4. Образная- различные образы восприятия.
5. Словесно-логическая- умственные образы в форме категорий, суждений, мировоззрения.
6. Двигательная -схемы различных движений
Формы памяти:
1. Кратковременная память.Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2.
2. Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.
3. Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
4. Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня.
Процессы памяти: запоминание, хранение и забывание, воспроизведение. Формы воспроизведения:узнавание; припоминание (поиск информации в долговременной памяти); воспоминание (воспроизведение лично пережитых образов).
Тема 2.5. Мышление.
Мышление– это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Виды мышления:
1. Наглядно-действенное мышлениеопирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.
2. Наглядно-образное мышлениехарактеризуется опорой на представления и образы.
3. Словесно-логическое мышление– вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Теоретическое и практическоемышление разнится по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое)мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическоемышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека.
Важным является различение продуктивного (творческого) и репродуктивного (воспроизводящего)мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.
Структуру мыслительного процесса решения проблемы можно представить так:
1. Осознание проблемной ситуации. 2. Постановка задачи. 3. Ограничение зоны поиска. | 4. Построение гипотезы. 5. Проверка гипотезы. 6. Оценка действий и результатов. |
Основные мыслительные операции:
• анализ– мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики;
• синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому;
• сравнение– мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;
• обобщение– мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;
• абстрагирование (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Основные формы логического мышления:
§ Понятие– форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.
§ Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.
§ Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Виды умозаключений:
§ Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
§ Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
§ Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).
Качества мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.
Тема 2.6. Воображение.
Воображение– это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Виды воображения:
Активное воображениевсегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, различным образом их комбинируя.
Воссоздающее воображение – конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д., оно основано на прежнем опыте.
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной способности человека: предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д.
Пассивное воображениеподчинено внутренним, субъективным факторам. В процессе такого пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания (фантазии, грезы, мечты, сновидения, галлюцинации).
Творческое воображение – вид воображения, когда человек самостоятельно создает новые образы и идеи.
Процесс воображения не является чисто произвольным, он имеет свои механизмы. Для создания образов фантазии человек пользуется достаточно ограниченным количеством приемов.
1. Комбинирование - сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (обычно это не случайный набор, а подбор определенных черт). Этот способ очень распространен и применяется в науке, техническом изобретательстве, искусстве, художественном творчестве. Частным случаем комбинирования является агглютинация - «склеивание» различных деталей, свойств, не соединимых в реальной жизни. Примерами агглютинации могут служить сказочные и фантастические образы - избушки на курьих ножках, ковра-самолета, русалки, кентавра, человека-амфибии и т. п.
2. Гиперболизация - преувеличение предмета; изменение количества частей предмета и их смещение - драконы, многорукие богини, Змей Горыныч и др.
3. Акцентирование - выделение, подчеркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. Активно используется писателями-сатириками, художниками при создании дружеских шаржей, выразительных образов.
4. Типизация - специфическое обобщение, для которого характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация широко используется в искусстве, художественной литературе. К примеру, образ «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтов создавал, объединив типичные черты современников, образ Наташи Ростовой, по воспоминаниям Л.Н. Толстого, включает типичные черты его собственного идеала женщины.
Помимо указанных приемов воображение пользуется и другими преобразованиями: иносказаниями (аллегория, метафора и т. д.); символами, в которых происходит слияние образа и значения.