Тема 2. Познавательные процессы личности

Тема 2.1. Ощущение.

Ощущение - это процесс отражения отдельных качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Физиологической основой ощущения является деятельность рецепторного аппарата анализатора. Каждый анализатор имеет свой набор рецепторов. В зависимости от характера раздражителя, воздействующего на данный анализатор, различают отдельные виды ощущения.

Классификация ощущений:

I. По контакту с раздражителями, ощущения бывают:

a) Дистантные - слуховые, зрительные и обонятельные;

b) Контактные - кинестетические, тактильные, вкусовые, органические.

II. По расположению рецептора:

a) Интероцептивные (органические) т.е. сигнализирующие о протекании обменных процессов внутри организма.

b) Проприорецептивные (кинестетические).

c) Экстерорецептивные - зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, т.е. находящихся на поверхности тела.

Общие свойства ощущений:

Качество - каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так слуховые ощуще­ния характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и их функциональным состоянием рецептора.

Решительность - определяется функциональным состоянием органа чувств, времени действия раздражителя и его интенсивностью.

Пространственная локализация. Пространственный анализ, осуществляемый дистальными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую локально воздействует раздражитель (вкусовые), иногда они бывают более разлитыми (болевые).

Разные органы чувств могут быть более или менее чувствительны к внешним воздействиям. Чувствительность измеряется порогами. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги и наоборот. Различают два вида порогов: абсолютный и разностный. Абсолютная чувствительность характеризуется низками и верхними порогами.

Нижний абсолютный порог – это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение.

Верхний абсолютный порог – это максимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение.

Разностный порог – наименьшее различие между раздражителями, при котором возникает ощущение новой силы.

Различают 2 основные формы изменения чувствительности:

Адаптация – чувствительность изменяется в сторону понижения и в сторону повышения.

Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма (чувствительность меняется только в сторону повышения).

Тема 2.2. Восприятие.

Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.

Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека.

В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов; зрительных, слуховых, моторных, осязательных.

Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а несколько анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.

Восприятие предлагает выделение из комплекса бездействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.

Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движение глаз, проговаривания и.т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность.

Свойства восприятия:

1. Предметность – свойство восприятия, которое выражается в получении сведений из внешнего мира, к этому миру.

2. Структурность – восприятие не является простой суммой ощущений, т.е. мы воспринимаем обобщенную структуру.

3. Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

4. Целостность – восприятие есть всегда целостный образ.

5. Константность – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно сопоставленные по форме, цвету и величине и т.д.

6. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих действий: 1) поиск объекта; 2) выделение наиболее характерных его признаков; 3) опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от психической жизни, опыта субъекта называется апперцепцией.

Тема 2.3. Внимание.

Внимание — это направленность и сосредоточенность созна­ния на каком-либо реальном или идеальном объекте, предпола­гающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

Произвольное внимание — это сознательно регулируемое со­средоточение на объекте, направляемое требованиями деятель­ности.

Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения, в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается прижиз­ненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специ­альных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Свойства внимания:

1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

2. Интенсивность внимания - это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.

3. Устойчивость-способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания.

4. Объем - показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3).

5. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.

6. Распределение внимания-сосредоточенность внимания на нескольких объектах одновременно.

Тема 2.4. Память.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Виды памяти:

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).

3. Эмоциональная- эмоции, сопровождающие восприятие объекта или явления.

4. Образная- различные образы восприятия.

5. Словесно-логическая- умственные образы в форме категорий, суждений, мировоззрения.

6. Двигательная -схемы различных движений

Формы памяти:

1. Кратковременная память.Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2.

2. Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.

3. Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

4. Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня.

Процессы памяти: запоминание, хранение и забывание, воспроизведение. Формы воспроизведения:узнавание; припоминание (поиск информации в долговременной памяти); воспоминание (воспроизведение лично пережитых образов).

Тема 2.5. Мышление.

Мышление– это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Виды мышления:

1. Наглядно-действенное мышлениеопирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

2. Наглядно-образное мышлениехарактеризуется опорой на представления и образы.

3. Словесно-логическое мышление– вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Теоретическое и практическоемышление разнится по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое)мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическоемышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека.

Важным является различение продуктивного (творческого) и репродуктивного (воспроизводящего)мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.

Структуру мыслительного процесса решения проблемы можно представить так:

1. Осознание проблемной ситуации. 2. Постановка задачи. 3. Ограничение зоны поиска. 4. Построение гипотезы. 5. Проверка гипотезы. 6. Оценка действий и результатов.

Основные мыслительные операции:

• анализ– мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики;

• синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому;

• сравнение– мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;

• обобщение– мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;

• абстрагирование (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Основные формы логического мышления:

§ Понятие– форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

§ Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.

§ Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Виды умозаключений:

§ Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

§ Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

§ Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

Качества мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Тема 2.6. Воображение.

Воображение– это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Виды воображения:

Активное воображениевсегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, различным образом их комбинируя.

Воссоздающее воображение – конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д., оно основано на прежнем опыте.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной способности человека: предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д.

Пассивное воображениеподчинено внутренним, субъективным факторам. В процессе такого пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания (фантазии, грезы, мечты, сновидения, галлюцинации).

Творческое воображение – вид воображения, когда человек самостоятельно создает новые образы и идеи.

Процесс воображения не является чисто произ­вольным, он имеет свои механизмы. Для создания об­разов фантазии человек пользуется достаточно огра­ниченным количеством приемов.

1. Комбинирование - сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (обычно это не случайный набор, а подбор определенных черт). Этот способ очень распространен и применяет­ся в науке, техническом изобретательстве, искусстве, художественном творчестве. Частным случаем комбинирования является агглютинация - «склеивание» различных деталей, свойств, не соеди­нимых в реальной жизни. Примерами агглютина­ции могут служить сказочные и фантастические образы - избушки на курьих ножках, ковра-само­лета, русалки, кентавра, человека-амфибии и т. п.

2. Гиперболизация - преувеличение предмета; изме­нение количества частей предмета и их смещение - драконы, многорукие богини, Змей Горыныч и др.

3. Акцентирование - выделение, подчеркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. Активно используется писателя­ми-сатириками, художниками при создании дру­жеских шаржей, выразительных образов.

4. Типизация - специфическое обобщение, для кото­рого характерно выделение существенного, повто­ряющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация широко используется в искусстве, художественной литературе. К приме­ру, образ «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтов создавал, объединив типичные черты современни­ков, образ Наташи Ростовой, по воспоминаниям Л.Н. Толстого, включает типичные черты его соб­ственного идеала женщины.

Помимо указанных приемов воображение пользуется и другими преобразованиями: иносказаниями (аллегория, метафора и т. д.); символами, в которых происходит слияние образа и значения.


Наши рекомендации