Разработка основной части выпускной квалификационной работы
Основная часть выпускной квалификационной работы практического и опытно-экспериментального характера обычно состоит из двух глав:
- в первой содержатся теоретические основы темы; дается история вопроса, уровень разработанности вопроса темы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы, отражает результаты теоретического анализа проблемы и содержит результаты сопоставительного и (или) ретроспективного анализа психолого-педагогических исследований по проблеме; объяснение смысла ключевых понятий по теме исследования.
- во второй главе излагается практический опыт или опытно-экспериментальная работа; отражаются результаты констатирующего (диагностического) и формирующего этапов экспериментальной части исследования; данная глава содержит описание цели, задач и методики констатирующего эксперимента; описание, анализ, обобщение результатов диагностического этапа опытно-экспериментальной работы; цель и задачи, ведущие теоретические идеи и принципы, на которых базируется эксперимент, этапы реализации формирующего эксперимента; содержание и способы реализации каждого этапа. Так же практическая часть ВКР может быть представленная в форме разработанных методических материалов конспектов занятий, методических рекомендаций, консультаций, направленных на решение проблемы, поставленной в теоретической главе и основываться на результатах проведенных диагностик, может быть представлен описанный процесс апробации разработанных материалов.
В теоретической части рекомендуется излагать наиболее общие положения, касающиеся данной темы, а не вторгаться во все проблемы в глобальном масштабе. В ней рассматриваются:
- историко-современный аспект изучаемой проблемы;
- сущностные характеристики исследуемого понятия, его трактовок различными авторами, особенно современными, собственное отношение к позициям различных авторов;
- особенности разработки выбранной темы с точки зрения физической культуры и спорта.
Поиск литературных источников может осуществляться посредством анализа электронных ресурсов в сети Интернет, проработки электронных и бумажных каталогов библиотек и работы непосредственно с книгами, журналами, монографиями, авторефератами и пр. Работа с каталогами позволит составить предварительный список литературы по теме исследования и составить представление об общем литературном обеспечении темы исследования.
Рекомендуется делать свои замечания по тексту перерабатываемой литературы, выделяя особо важные места текста.
При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.
При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работе и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в исследовании.
Излагая содержание публикаций других авторов, необходимо обязательнодавать ссылки на них с указанием номеров страниц этих информационных источников.
По тексту ВКР необходимо делать ссылки на цитируемые источники. (Подробнее в главе 2, параграфе 2.3). Ссылки могут быть встроены в содержание текста, например: По мнению И.И. Иванова…. Как отмечает П.А. Смирнов….. Р.Р. Семенов указывает, что …
Также предполагается делать ссылку на источник через указания в квадратных скобках номера источника в списке литературы и страницы по окончании какой-либо мысли.
В данном случае может быть два варианта оформления ссылок в тексте:
1.Если в тексте приводится прямое цитирование, то текст берется в кавычки, а в квадратных скобках ставится номер источника и страница. Например: «Безусловно, физическое воспитание как педагогическая система физического совершенствования человека остается понятием ключевым и является частью общего воспитания и в целом всей физической культуры человека» [6, С. 56].
2.Если в тексте приводится косвенное цитирование, т.е. представлена переработанная идея, то текст в кавычки не берется и ссылка делается только на источник. Например: В определении понятия "физическое образование" есть такие термины, как "процесс" и "результат" [56].
В заключение главы следует сформулировать теоретические выводы, из которых автор будет исходить в изложении содержания 2-ой главы.
Например: Таким образом, здоровый образ жизни – показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек. Применительно к подросткам необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам подросток может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле подросток пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.
Данное положение может быть проверено в практической части ВКР через проведение исследования, а данный вывод может служить основанием для разработки методики по формированию здорового образа жизни в учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию учащихся. Теоретическая глава исследования может быть представлена на 20 печатных страницах.
Вторым разделом в ВКР является практическая часть, которая должна носить сугубо прикладной характер. В ней необходимо описать конкретные варианты работы с объектом исследования, привести результаты практических расчетов и направления их использования, а также сформулировать направления совершенствования полученных результатов, которые могут оформлены как разработки конспектов занятий, методические рекомендации и т.д.. Для написания практической части, как правило, используются материалы, собранные Вами в ходе производственной практики. Следует указать место проведения исследования (район, город, образовательная организация, возрастная группа), кто и когда (даты) проводил сбор материала. Далее указываются этапы исследования (эксперимента) и задачи, реализуемые на данных этапах. При необходимости даются дополнительные сведения об объекте и методах исследования.
Как правило, опытно-экспериментальная глава делится на три смысловых пункта:
1. Констатирующий эксперимент (в содержании он может называться, например: «Выявление уровня ….» или «Изучение уровня ….»);
2. Формирующий эксперимент (в содержании он может называться, например: «Содержание работы по ….», «Апробация серии занятий по…»);
3. Контрольный срез (эксперимент) (в содержании он может называться, например: «Анализ работы по ….», «Повторная диагностика уровня…»).
Рассмотрим подробнее структурные элементы, входящие в каждый пункт опытно-экспериментальной главы:
1. Методика констатирующего эксперимента представляет собой конкретное методическое руководство:
В описании констатирующего эксперимента следует сформулировать его цель, которая отражает содержание второй задачи исследования и связана с исследованием особенностей изучаемого явления.
Пример: Цель констатирующего эксперимента изучить уровень физического развития у детей младшего школьного возраста; или выявить уровень готовности ребенка младшего школьного возраста к обучению на ступени основного образования.
На основании поставленной цели констатирующего эксперимента следует выделить критерии и показатели исследования. Они должны быть четко определены, логично выстроены, обеспечивать достижение цели констатирующего эксперимента и полностью раскрывать предмет исследования.
На основе выделенных критериев и показателей исследования строится выбор диагностических процедур. Они должны обеспечить изучение всех показателей. Выбранные диагностические процедуры должны быть соответствовать требованиям валидности и надежности. Именно поэтому лучше выбрать стандартизированные, авторские методики, используемые на практике педагогами.
Известные диагностические процедуры могут быть освещены кратко с указанием автора и источника, откуда они были взяты. Объемные описания диагностических процедур могут быть вынесены в приложение. В описании каждой диагностической процедуры обязательно указывается ее цель. Важно отследить, чтобы все изучаемые показатели прослеживались в содержании целей.
Важным этапом опытно-экспериментальной работы является определение экспериментальной выборки. Ее объем должен быть необходимым и достаточным для достижения цели исследования. При определении контрольной и экспериментальных групп важно учесть, чтобы эти группы были примерно одинаковы по:
- объему (равное количество детей в группе);
- возрастному диапазону;
- гендерному составу (одинаковое количество мальчиков и девочек);
- условиям образования и воспитания;
- прочим признакам, важным для конкретного исследования.
Необходимо обеспечить добровольность участия испытуемых в эксперименте и сохранение конфиденциальности их данных.
Особое внимание следует уделить анализу и обработке экспериментальных данных. Введение бальных оценок по каждой диагностической процедуре обеспечит объективность обработки данных и прозрачность при определении общего уровня сформированности изучаемого явления. Описание экспериментальных данных должно включать сочетание количественно и качественного анализа и может быть проиллюстрировано таблицами, рисунками и примерами высказывания испытуемых.
Примерные общие результаты проведения констатирующего эксперимента: уровневое или качественное описание исследуемого явления. Таким образом, результаты констатирующего (диагностического) этапа экспериментальной части исследования и содержит описание цели, задач и методики констатирующего эксперимента; описание, анализ, обобщение результатов диагностического этапа опытно-экспериментальной работы.
В итоге все вышесказанное должно свестись в таблицу «Диагностическая карта констатирующего эксперимента».
Например:
Таблица 4