Дидактическое упражнение для индивидуальных занятий

С детьми раннего возраста

«Где птичка?»

(зайчик, белочка и т.п.)

Цель: знакомить с предметом , помогать ребенку правильно строить фразы, запоминать понятия, формировать мышление, развивать крупную моторику.

Материал: мягкая или объемная игрушка из ткани.

Спросить:

- Кто это? (птичка)

- Где птичка? (птичка на дереве)

- Высоко или низко?

- Как достать? ( - ребенок тянется на носочках;

- становится на стул, держась за воспитателя;

- воспитатель поднимает ребенка на руках;

- достает сам).

Показывая способы действия, спрашивать:

- Что делает птичка? (птичка летает, клюет, ходит, прыгает и т.д.)

- Как кричит? (предложить покричать как птичка, выполнить действия).

- Какая птичка? (вместе с ребенком провести обследовательские действия: маленькая, мягкая, есть крылышки, головка и т.д.)

Узнать, хочет ли ребенок поиграть с ней. Игрушка дается для самостоятельной игры.

Дикие животные.

Младшая группа.

Цель:

§ закрепить представления о диких животных;

§ способствовать развитию зрительного внимания, памяти;

§ расширять словарный запас (дупло, нора);

§ развивать подвижность артикуляционной моторики, крупную моторику.

Материал: мышка, волк (игрушки), плоскостная белка с грибом в лапах, «чудесный мешочек» с кедровыми орешками.

Ход занятия.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на дерево. Каких животных вы видите? (белочку, мышку, волка).

- Белочка какая? (рыженькая, с пушистым хвостиком, длинными ушками).

- Где находится белочка? (в своем домике).

- Как называется домик белочки? (дупло)

- Что делает белочка в дупле? (сидит, смотрит, держит грибок…).

- Что любит белочка? (ягоды, грибы, орешки).

- Когда белочка грызет орешки, она пощелкивает язычком, цокает. Поцокаем, как белочки.

- А кто, ребята, стоит около дерева? (волк)

- Что делает серый волк? (стоит, смотрит на белочку; наверное, хочет поймать)

- Белочка маленькая, а волк… (большой).

- Как воет волк? (у-у-у)

Предложить поиграть в игру «Дети и волк» (авторская). Сняв игрушку с дерева, объяснить правила игры.

Дети в лес пошли гулять,

Грибы, ягоды искать.

А за кустиком волчок

Хвать детишек за бочок!

После игры повесить игрушку на место

- Посмотрите, а кто же спрятался между корнями дерева? (мышка).

- Какая мышка? (серенькая, с длинным хвостиком, маленькая).

- Мышка меньше, чем кто? (…чем волк, белочка).

- Как пищит?

- Кто знает, как называется мышкин домик? (норка).

- Почему мышка прячется в норке?

- Кого боится?

- Давайте пригласим мышку с нами поиграть. Скажем ей: «Мышка, не бойся. Мы не обидим тебя. Иди с нами играть».

Проводится подвижная игра «Огуречик».

После игры собрать детей у дерева:

- Где живут белочка, волк, мышка? (в лесу).

- Как называются животные которые живут в лесу? (дикие).

- Дикое животное – белочка приготовила для вас подарок. Посмотрите, какой красивый мешочек. Как вы думаете, что в нем?

Угощение детей кедровыми орешками.

Интегрированное занятие

«Знакомство с «Чудо – деревом».

Во 2 младшей группе.

(возможны варианты объема содержания занятия).

Цель:

уточнить представления детей о характерных признаках лета; учить узнавать деревья нашего края по листьям, коре; развивать внимание, воображение.

Материал: сенсорный коврик «Лето», «Чудесный мешочек» с сюрпризом, материал для рисования, лепки на выбор ребенка.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям:

- Хотите узнать, куда мы сегодня пойдем? На лесную полянку (Дети берутся за руки и с песней «Солнышко» идут к дереву).

- Вот мы и пришли. Садитесь поудобнее. Что вы видите? (Дети перечисляют все, что видят: дерево, куст, траву, цветы, грибы, ягоды, бабочек, жуков).

- Какое время года на полянке? (лето)

- Как вы догадались?

- Любите вы лето? Что летом делают дети?

- Какая погода бывает летом? (и солнечная, и дождливая).

- Что вы делаете, когда солнце светит?

- А когда дождь идет?

П/и «Солнышко и тучка» (авторская)

Солнышко на небе

Весело сияет,

Ребятишки во дворе

Бегают, играют.

Тучка набежала,

Солнышко закрыла,

Прячьтесь, дети, быстро,

Чтоб не намочила.

- Внимательно посмотрим на полянку и постараемся увидеть на ней что-то необычное, такое, что в природе не существует. Что вы заметили? (дерево).

- Какие листочки на дереве: разные или одинаковые?

- Листочки каких деревьев вы узнали? (березы, осины, рябины).

- Какие они по форме?

- Что есть у дерева, кроме листьев? (корни, ствол).

- Корни у деревьев разные? (общие).

- Хорошо это или плохо? Почему?

- Что еще общее есть у дерева? (ствол).

- Какой ствол? (состоит из частей, кора на нем разного цвета: у березы – белая; у осины – серо-зеленая, у рябины – коричневая).

- Вы где-нибудь видели такое дерево? Почему? (… это дерево необычное, сказочное).

- А что такое сказка? (дать понятие о сказке, чуде). Чтение стихотворения К.Чуковского «Чудо-дерево».

- Почему стихотворение называется «Чудо – дерево»?

- Что же выросло на нем?

- А что может вырасти на нашем дереве?

Подвести детей к самостоятельному выводу: на сказочном дереве может вырасти все, что захотим.

Предложить детям нарисовать (или вылепить) «Чудо – дерево» таким, каким они его себе представляют. После рассматривания работ сказать, что они заберут их домой и познакомят родителей с необычным деревом.

- Пока вы рисовали (лепили), «Чудо – дерево» приготовило для вас сюрприз. Подойдем к дереву и посмотрим, где он может находиться (…в мешочке, мешочек в дупле).

Рассматриваем мешочек по величине, форме, цвету.

- Как вы думаете, что в нем?

- Как узнать? (потрогать, понюхать, посмотреть).

Достается содержимое мешочка: угощение или новая настольная игра, игрушка и т.п.

Дети благодарят «Чудо – дерево» за подарок.

Наши рекомендации