Дидактическое упражнение для индивидуальных занятий
С детьми раннего возраста
«Где птичка?»
(зайчик, белочка и т.п.)
Цель: знакомить с предметом , помогать ребенку правильно строить фразы, запоминать понятия, формировать мышление, развивать крупную моторику.
Материал: мягкая или объемная игрушка из ткани.
Спросить:
- Кто это? (птичка)
- Где птичка? (птичка на дереве)
- Высоко или низко?
- Как достать? ( - ребенок тянется на носочках;
- становится на стул, держась за воспитателя;
- воспитатель поднимает ребенка на руках;
- достает сам).
Показывая способы действия, спрашивать:
- Что делает птичка? (птичка летает, клюет, ходит, прыгает и т.д.)
- Как кричит? (предложить покричать как птичка, выполнить действия).
- Какая птичка? (вместе с ребенком провести обследовательские действия: маленькая, мягкая, есть крылышки, головка и т.д.)
Узнать, хочет ли ребенок поиграть с ней. Игрушка дается для самостоятельной игры.
Дикие животные.
Младшая группа.
Цель:
§ закрепить представления о диких животных;
§ способствовать развитию зрительного внимания, памяти;
§ расширять словарный запас (дупло, нора);
§ развивать подвижность артикуляционной моторики, крупную моторику.
Материал: мышка, волк (игрушки), плоскостная белка с грибом в лапах, «чудесный мешочек» с кедровыми орешками.
Ход занятия.
Воспитатель. Посмотрите внимательно на дерево. Каких животных вы видите? (белочку, мышку, волка).
- Белочка какая? (рыженькая, с пушистым хвостиком, длинными ушками).
- Где находится белочка? (в своем домике).
- Как называется домик белочки? (дупло)
- Что делает белочка в дупле? (сидит, смотрит, держит грибок…).
- Что любит белочка? (ягоды, грибы, орешки).
- Когда белочка грызет орешки, она пощелкивает язычком, цокает. Поцокаем, как белочки.
- А кто, ребята, стоит около дерева? (волк)
- Что делает серый волк? (стоит, смотрит на белочку; наверное, хочет поймать)
- Белочка маленькая, а волк… (большой).
- Как воет волк? (у-у-у)
Предложить поиграть в игру «Дети и волк» (авторская). Сняв игрушку с дерева, объяснить правила игры.
Дети в лес пошли гулять,
Грибы, ягоды искать.
А за кустиком волчок
Хвать детишек за бочок!
После игры повесить игрушку на место
- Посмотрите, а кто же спрятался между корнями дерева? (мышка).
- Какая мышка? (серенькая, с длинным хвостиком, маленькая).
- Мышка меньше, чем кто? (…чем волк, белочка).
- Как пищит?
- Кто знает, как называется мышкин домик? (норка).
- Почему мышка прячется в норке?
- Кого боится?
- Давайте пригласим мышку с нами поиграть. Скажем ей: «Мышка, не бойся. Мы не обидим тебя. Иди с нами играть».
Проводится подвижная игра «Огуречик».
После игры собрать детей у дерева:
- Где живут белочка, волк, мышка? (в лесу).
- Как называются животные которые живут в лесу? (дикие).
- Дикое животное – белочка приготовила для вас подарок. Посмотрите, какой красивый мешочек. Как вы думаете, что в нем?
Угощение детей кедровыми орешками.
Интегрированное занятие
«Знакомство с «Чудо – деревом».
Во 2 младшей группе.
(возможны варианты объема содержания занятия).
Цель:
уточнить представления детей о характерных признаках лета; учить узнавать деревья нашего края по листьям, коре; развивать внимание, воображение.
Материал: сенсорный коврик «Лето», «Чудесный мешочек» с сюрпризом, материал для рисования, лепки на выбор ребенка.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям:
- Хотите узнать, куда мы сегодня пойдем? На лесную полянку (Дети берутся за руки и с песней «Солнышко» идут к дереву).
- Вот мы и пришли. Садитесь поудобнее. Что вы видите? (Дети перечисляют все, что видят: дерево, куст, траву, цветы, грибы, ягоды, бабочек, жуков).
- Какое время года на полянке? (лето)
- Как вы догадались?
- Любите вы лето? Что летом делают дети?
- Какая погода бывает летом? (и солнечная, и дождливая).
- Что вы делаете, когда солнце светит?
- А когда дождь идет?
П/и «Солнышко и тучка» (авторская)
Солнышко на небе
Весело сияет,
Ребятишки во дворе
Бегают, играют.
Тучка набежала,
Солнышко закрыла,
Прячьтесь, дети, быстро,
Чтоб не намочила.
- Внимательно посмотрим на полянку и постараемся увидеть на ней что-то необычное, такое, что в природе не существует. Что вы заметили? (дерево).
- Какие листочки на дереве: разные или одинаковые?
- Листочки каких деревьев вы узнали? (березы, осины, рябины).
- Какие они по форме?
- Что есть у дерева, кроме листьев? (корни, ствол).
- Корни у деревьев разные? (общие).
- Хорошо это или плохо? Почему?
- Что еще общее есть у дерева? (ствол).
- Какой ствол? (состоит из частей, кора на нем разного цвета: у березы – белая; у осины – серо-зеленая, у рябины – коричневая).
- Вы где-нибудь видели такое дерево? Почему? (… это дерево необычное, сказочное).
- А что такое сказка? (дать понятие о сказке, чуде). Чтение стихотворения К.Чуковского «Чудо-дерево».
- Почему стихотворение называется «Чудо – дерево»?
- Что же выросло на нем?
- А что может вырасти на нашем дереве?
Подвести детей к самостоятельному выводу: на сказочном дереве может вырасти все, что захотим.
Предложить детям нарисовать (или вылепить) «Чудо – дерево» таким, каким они его себе представляют. После рассматривания работ сказать, что они заберут их домой и познакомят родителей с необычным деревом.
- Пока вы рисовали (лепили), «Чудо – дерево» приготовило для вас сюрприз. Подойдем к дереву и посмотрим, где он может находиться (…в мешочке, мешочек в дупле).
Рассматриваем мешочек по величине, форме, цвету.
- Как вы думаете, что в нем?
- Как узнать? (потрогать, понюхать, посмотреть).
Достается содержимое мешочка: угощение или новая настольная игра, игрушка и т.п.
Дети благодарят «Чудо – дерево» за подарок.