Психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс
В клинике личностно-аномальномусимптомоком-плексу соответствуют акцентуированные и психопатические личности.
Психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс складывается из эмоционально-волевых расстройств, изменения структуры иерархии мотивов, неадекватности уровня притязаний и самооценки, нарушений прогнозирования и опоры на прошлый опыт.
Структура синдрома определяется типом личностного расстройства, что при исследовании познавательной деятельности проявляется опосредованно или может не проявляться. Более заметно познавательная деятельность нарушается у пациентов, страдающих расстройством личности возбудимого типа, с невысоким интеллектуальным уровнем, находящихся в состоянии выраженной декомпенсации.
Возбудимый вариант личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса имеет своеобразную структуру, отличающуюся относительной сохранностью когнитивной сферы: восприятие, внимание и память обычно не страдают или их нарушения не связаны со структурой синдрома (Носачев Г.Н., Романов Д.В., 2001).
Мышление также, как правило, страдает незначительно или не страдает совсем. При общей сохранности категориального строя и динамики мышления возможны значительные колебания, продуктивности (импульсивность в работе, внезапные отказы); нарушение обобщения по типу актуализации несущественных, личностно-значимых признаков; проекция (главным образом агрессивная) в ассоциативном эксперименте, пиктограмме; нарушение критичности. Как правило, отмечается высокая аффективная обусловленность мышления. Воображение может иметь некоторые отличительные особенности. Так, возможна проекция установок (например, агрессивных, садистических) в заданиях типа «Рассказ по серии картинок». Отмечается достаточная реалистичность воображения, в ряде случаев может быть повышена его оригинальность.
Речь обычно достаточно хорошо интонированная, часто сопровождающаяся активной мимикой и жестикуляцией. Нередко использование в устной речи ненормативных, жаргонных слов.
Эмоциональная сфера характеризуется увеличением амплитуды и подвижности эмоциональных реакций. При этом возможна яркая, эмоциональная экспрессия. Как правило, отмечается снижение порога возникновения эмоционального ответа. Достаточно характерны также эксплозивность, склонность к эмоциональному «самовзвинчиванию». В большинстве случаев отмечаются выраженная нестабильность аффективного фона, нарушение или снижение волевого контроля над эмоциями, ослабление этического контроля.
В мотивационно-потребностной сфере наблюдаются ее деформация с доминированием примитивных (агрессивных, утилитарно-гедонистических) мотивов, слабость звучания альтруистических мотивов. Характерны нестабильность и завышение уровня притязаний, неадекватное повышение и неустойчивость самооценки.
Заострение свойств личности можно отметить при беседе, изучении анамнеза, экспериментальном исследовании по различным личностным опросникам и проективным тестам (при значительном повышении (понижении) балльных оценок по тем или иным шкалам, типам реакций и т. п.). Нестабильный, завышенный уровень притязаний, завышенная самооценка выявляются в клинико-психологической беседе, в ходе экспериментального исследования (подчеркивание своей правоты, своих положительных качеств и достоинств в процессе беседы, неадекватная личностная экстрапунитивная реакция на критику при исследовании познавательной деятельности и т. п.). Повышенную конфликтность в межперсональных отношениях можно наблюдать в ситуации эксперимента (нарушение дистанции, провокационные вопросы и высказывания испытуемого и т. п.). Возможны проецирование интерперсональных конфликтов в тестах пиктограмм, рассказ по картинке, рассказ по серии картинок.Нарушение аффективного контроля проявляется в неадекватных стимулу интенсивности и длительности реакций, трудности их переключения, что может отмечаться в анамнезе, при беседе и экспериментальном исследовании (например, шоковые реакции на эмоционально значимые понятия в ассоциативном эксперименте, в методике пиктограмм). Выраженная аффективная обусловленность мышления проявляется в колебаниях продуктивности, качества выполнения по принципу интересно - неинтересно, успешно -неуспешно. Импульсивность в работе, нарушения волевого контроля особенно заметны при предъявлении достаточно длинной серии однотипных заданий («Выделение существенных признаков», «Исключение» и т. п.). Часто отмечается формирование оппозиционно-негативистических или других искажающих установок в эксперименте. При общей сохранности категориального строя и операций мышления в ряде случаев возможны неадекватные решения, связанные с искажением обобщения по типу актуализации второстепенных, личностно-значимых признаков, при этом значимость избранного варианта часто подчеркивается испытуемым («Я так считаю»).
К видам нозологических форм, при которых встречается возбудимый вариант личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса, относятся: расстройства личности (психопатии), ремиссии и дисгармонические изменения личности при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга, черепно-мозговых травмах.
Торпидный вариант личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса также имеет структуру, характеризующуюся относительной сохранностью интеллектуально-мнестической деятельности.
Восприятие, внимание и память обычно не страдают, их сохранность коррелирует с уровнем интеллектуального развития (Носачев Г.Н., Романов Д.В., 2001).
В структуре мышления при общей сохранности категориального строя и динамики мышления возможны колебания продуктивности, нарушения обобщения по типу актуализации несущественных, личностно-значимых признаков; проекция(главным образом внутренних конфликтов) в ассоциативном эксперименте, методике пиктограмм, заданиях «Рассказ по картинке» и т. п.
Продуктивность воображения варьирует. Значимость оценки экспериментатора в процессе экспериментально-психологического исследования, как правило, высокая. Отмечается достаточная реалистичность воображения, возможно повышение его оригинальности.
В эмоциональной сфере, как правило, отмечается повышенный уровень тревожности. Характерен сниженный порог возникновения эмоционального ответа. Реакция на внешние раздражители (в том числе на замечания экспериментатора) адекватна по направленности, неадекватно повышена по силе. Отмечается своеобразная аффективная «застреваемость».
Под заострением свойств личности подразумевается выделение основного радикала, характерологических особенностей, определяющих стиль восприятия и мироощущения. Они влияют на степень адаптации в социуме и самооценку. В силу неуверенности и тревожности она будет характеризоваться неустойчивостью и тенденцией к снижению. У таких людей чаще преобладает дополняющая система ценностей, что указывает на превалирование вытеснения как механизма защиты. Мотив будет направлен на избегание неуспеха, подкрепление своих ответов. Реакция на критику преимущественно интрапунитивная, личностная. Стимулами для работы здесь являются похвала и одобрение, критика усиливает тревожность и снижает результаты. Первостепенным является внутренний характер конфликта, который порождает внешние противоречия. Что касается познавательных процессов, то наблюдается сохранность основных компонентов мышления, памяти. Внимание коррелирует с достаточной интеллектуальной базой. При сниженных интеллектуальных показателях внимание селективно; отмечается значительная врабатываемость, что влияет на мнестические показатели (кривая запоминания носит нарастающий или зигзагообразный характер). При общей способности оперировать категориями, проводить анализ и синтез возможны искажения обобщения по личностно-значимым и второстепенным признакам, формирование суждений на основе конкретно-ситуационных связей.
Виды нозологических форм, при которых встречается торпидный вариант личностно-аномального симптомокомплекса: расстройства личности (психопатии), ремиссии и дисгармонические изменения личности (психопатоподобные состояния) при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга, черепно-мозговых травмах и т. д.
ПСИХОГЕННО ПСИХОТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ
В клинике психогенно-психотическому синдрому соответствуют реактивные психозы.
Реактивные психозы представляют собой разнообразные в клиническом отношении расстройства психотического уровня, возникающие в результате действия психических травм, превышающих адаптационно-компенсаторные возможности индивидуума. Одним из характерных качеств этой группы психических расстройств является их временный и обратимый характер. Вместе с неврозами они составляют группу реактивных состояний. Однако патогенез, закономерности развития и особенности психопатологических расстройств при реактивных психозах отличаются от таковых при неврозах. Основным клиническим признаком реактивных психозов является продуктивная психотическая симптоматика, которая отсутствует при неврозах. Наряду с этим для них характерны острота, большая глубина и лабильность нарушений психических функций, что сопровождается утратой способности критически оценивать свое состояние, ситуацию и адаптироваться к ней. Вместе с тем очевидна нозологическая общность неврозов и реактивных психозов. Об этом свидетельствует возможность перерастания неврозов в психозы, и наоборот. К реактивным психозам относятся: аффективно-психогенные шоковые реакции, истерические психозы (истерическое, сумеречное помрачение сознания, псевдодеменция, пуэрилизм, истерический синдром бредоподобных фантазий, синдром регресса психики, истерический ступор), реактивная психогенная депрессия, реактивные психогенные параноиды.
Реактивные психозы развиваются чаще всего после шоковых, сверхсильных психических травм. К реактивным психозам приводят психические травмы большой силы, интенсивности и внезапного действия (стихийные бедствия, внезапные нападения с угрозой для жизни). Ввиду непосредственного воздействия на инстинктивную сферу человека сами эти воздействия не осознаются человеком в полной мере, а в силу быстроты действия не вызывают сознательной интрапсихической переработки их содержания и значения. Поэтому такие психические травмы обычно приводят к реактивным психозам типа аффективно-шоковых реакций (с психомоторным возбуждением либо, напротив, с обездвиженностью), а также другим реактивным психозам с более сложными психопатологическими картинами — истерическим, бредовым и депрессивным психозами.
Основным клиническим критерием реактивного психоза является отсутствие достаточной интрапсихической переработки ситуации, что сопровождается отсутствием переживания психопатологических расстройств как личностно-чуждых и болезненных, для клиники характерна «реактивная триада» Ясперса.
ПСИХОГЕННО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ
В клинике психогенно-невротическому синдрому соответствуют неврозы и невротические реакции.
Неврозы. Термину «невроз» более 200 лет. Из первоначального определения этого заболевания сохранилось только представление о неврозе как о функциональном нарушении. Трудно выделить одну какую-то черту, свойственную неврозу. Ни отсутствие патолого-анатомических изменений, ни признак обратимости, ни критерий легкости нарушений, ни определение невроза как психогенного нарушения, ни социабельность этих больных, ни критическое отношение к своему состоянию, ни установка на получение лечения не могут быть достоверными признаками невроза.
В. А. Гиляровский дал следующее определение невроза: «Неврозы -- это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и необусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации». В отличие от реактивных психозов, при неврозах имеется личностная переработка психотравмы, она болезненно переживается и проявляется комплексом преимущественно эмоционально-поведенческих и соматовегетативных расстройств. При неврозах происходит «срыв» личности в ее отношениях с окружающими, и человек обычно стремится к преодолению и компенсации возникающих расстройств. Основные особенности неврозов:
* психогенный фактор как причина;
* вегетосоматические проявления;
* личностный характер;
* тенденция к переработке возникших нарушений в соответствии с социальной значимостью психической травмы.
Психические травмы, лежащие в основе неврозов, обычно не отличаются такой остротой и интенсивностью, как при реактивных психозах. Однако явно прослеживается их зависимость по степени патогенности от сложившихся в течение жизни особенностей личности, создающих различную степень свободы реагирования человека на возникшую ситуацию. При этом важнейшим элементом личностного реагирования (с комплексом расстройств невротического уровня) на патогенные события являются особенности функционирования системы «психологической защиты».
Литература
1 Аммон, Г. Динамическая психиатрия/Г. Аммон. - СПб., 1995.
2. Аристова, Т.А. Сравнительные исследования биологического и психологического компонентов психической адаптации больных неврозами и неврозоподобной шизофренией: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук/Т.А. Аристова. - СПб., 1999.
3. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. - М.; Воронеж, 2002.
4. Боков, С.Н. Значение исследования аффективности для дифференциальной диагностики неврозов и неврозоподобной шизофрении /С.Н.Боков// Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. - СПб., 1994. -С.170-176.
5. Бройтигам, В. Психосоматическая медицина / В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад. -М., 1999.
6 Бурковский, Г.В. Медико-психологическая прогностическая шкала для определения качества ремиссии при восстановительной терапии больных шизофренией: методические рекомендации/Г.В. Бурковский, А.Я. Вукс, О.В. Гусева. - СПб, 1995.
I. Вассерман, Л.И. Концепции реабилитации и качества жизни: преемственность и различия в современных подходах / Л.И. Вассерман,
СА. Громов, В.А. Михайлов //Психосоциальная реабилитация и качество жизни. -СПб., 2001. -С. 103-115.
8. Вассерман, Л.И. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение /Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. - СПб. - М., 2003.
9. Вассерман, Л.И. Исулинозависимый диабет как модель психосоматических и соматопсихических соотношений: методология и методы исследования/Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова // Вестник клинической психологии. -2004. -Том2. -№ 1. -С. 72-83.
10 Вассерман, Л.И. Семантический дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах: пособие для психологов и врачей /Л.И. Вассерман, О.Н. Кузнецов, В.А. Ташлыков. - СПб., 2005.
11. Вассерман, Л.И. Дискуссионные вопросы концептуализации и методологии исследования качества жизни в медицине / Л.И. Вассерман,
Е.А. Трифонова //Сибирский психологический журнал. - 2007. —№26.- С. 112-119.
12. Вид, В.Д. Психотерапия шизофрении / В Д. Вид. - СПб., 2001.
13. Зейгарник, Б.В. Патопсихология: учебник для студентов ВУЗов /Б.В. Зейгарник - М., 1986.
14. Зотов, М.В. Когнитивные нарушения и возможности их компенсации у больных шизофренией с различной степенью выраженности дефекта: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук/М.В. Зотов. - СПб., 1998.
15. Иовлев, Б.В. Психология отношений. Концепция В.Н.Мясищева и медицинская психология /Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова. - СПб., 1999.
16. Исурина, ГЛ. Задачи и механизмы лечебного действия личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в свете разработки интегративной модели/ГЛ. Исурина //Клиническая психология. - СПб., 2000. - С. 250-261.
17. Карвасарский, БД. Клиническая психология /БД. Карвасарский - СПб., 2002.
18. Карвасарский, БД. Медицинская психология и реабилитация: история и современность / БД. Карвасарский и др. // Психосоциальная реабилитация и качество жизни. - СПб., 2001. - С. 203-210.
19. Коцюбинский, А.П. Шизофрения: уязвимость - диатез - стресс - заболевание /А.П. Коцюбинский, и др. - СПб., 2004.
20. Личко, А.Е. Психологическая диагностика в клинической медицине / М.М.Кабанов, А.Е.Личко, В.М.Смирнов // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л., 1983. - С. 22-38.
21. Ломов, Б. Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды / Б. Ф. Ломов / под ред. В.А. Барабанщикова и др. - М.: Изд-во Московск. психологич. ин-та. - 2003.
22. Мясищев, ВН. Характер и прошлое (к вопросу о методике анамнеза) /В.Н. Мясищев, ЕЛ. Феоктистова // Труды Лен. пед. института им. А.И.Герцена. -Л., 1930.-С. 142-169.
23. Нуллер, Ю.Л. О парадигме в психиатрии / Ю.Л.Нуллер // Обозрение психиатрии и мед.психологии им. В.М.Бехтерева. - 1991 -№4.-С.5-13.
24. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: практическое руководство / С.Я. Рубинштейн. - СПб., 2004.
25. Садальская, Е.В. Психологические аспекты оценки качества жизни больных психосоматическими расстройствами / Е.В. Садальская, С.Н. Ениколопов // Психосоциальная реабилитация и качество жизни. - СПб., 2001. - С. 321-334.
26. Ташлыков, В.А. Психология лечебного процесса / В.А. Ташлыков. -Л., 1984.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Дата исследования |
ФИО больного_________________________________________________________________________
Возраст___________________ № отделения_________________________
Ф.И.О. психолога ________
1. | Контакт | |
2. | Повеление | |
Жалобы | ||
Отношение к исследованию | ||
Понимание инструкции | ||
Аффективные реакции на ситуацию "успех - не успех" | ||
7. | Самооценка | |
8. | Уровень притязаний | завышен\ занижен\ адекватен |
9. | Темп деятельности | выше среднего/ средний/ замедлен |
ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
I. ПОКАЗАТЕЛИ ПАМЯТИ
1. | -кривая воспроизведения 10 слов | |
2. | - объем кратковременной памяти | |
3. | - смысловая память | |
4. | - истошаемостьмнестической функции |
II. ПОКАЗАТЕЛИ ВНИМАНИЯ
1. Объём произвольного внимания;
2. Концентрация;
3. Устойчивость;
4. Переключаемость.
III. ТЕМП СЕНСОМОТОРНЫХ
РЕАКЦИЙ (по таблице Шульте)
IV. УТОМЛЯЕМОСТЬ в пределах нормы / гиперстеническая / гипостеническая
ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. | УРОВЕНЬ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
- норма | ||
- легкое снижение | ||
- выраженное снижение | ||
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ | ||
- норма | ||
- легкое снижение | ||
- выраженное снижение | ||
ХАРАКТЕРИСТИКИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
1. | УРОВЕНЬ ОБШЕЙ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ | /не/достаточный |
2. | СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБОБ1ЦАЮЩИХ ПОНЯТИЙ: | /не/ достаточная |
3. | ОПЕРАЦИОННАЯ СТОРОНА МЫШЛЕНИЯ (уровень обобщений) | |
- норма | ||
-незначительное снижение /низкая норма/ | ||
- легкое снижение | ||
- выраженное снижение | ||
4. | ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ МЫШЛЕНИЯ | |
-норма | ||
-легкое снижение избирательности /нестандартность ответов/ | ||
-единичные "соскальзывания" /в виде актуализации латентных признаков понятий/ /не/ поддаются коррекции | ||
-выраженные искажения процессов обобщения | ||
5. | ДИНАМИКА МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ | |
-норма | ||
-неустойчивость | ||
-лабильность | ||
-инертность | ||
6. | МОТИВАЦИОННАЯ СТОРОНА МЫШЛЕНИЯ | |
-норма | ||
-формальность | ||
-разноплановость | ||
-резонерство /выражено, на уровне тенденций/ | ||
-снижение критичности /легкое, выраженное/ | ||
7. | ПОНИМАНИЕ СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ | /не/ достаточное |
8. | УРОВЕНЬ ДОСТИЖЕНИИ | /не/ равномерный |
АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ | ||
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ | ||
1. | СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ | гармоничная/ дисгармоничная |
2. | ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ /какие/ | |
3. | СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ | |
4. | СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ | |
РЕЗЮМЕ
Подпись
психолога: