Социальный аспект отношения к жертве сексуального насилия
В той или иной мере сексуальное поведение подвергалось социальному контролю во все времена. В процессе развития человеческой культуры отношение к различным аспектам сексуальности видоизменялось, но практически всегда правовые нормы были тесно связаны с вопросами нравственности.[12, c.105]
Социальная среда внутри общества очень важна. То, насколько глубоко укоренились в обществе представления о мужском превосходстве и о том, что мужчины имеют право на секс, будет сильно влиять на вероятность совершения сексуального насилия, а также на общую терпимость общества к сексуальному насилию и на степень применения санкций, если таковые имеются, против виновных. Например, в некоторых регионах изнасилования могут происходить даже в общественных местах, при этом прохожие отказываются вмешиваться. В полиции также могут невнимательно относиться к жалобам на изнасилование, особенно если нападение совершено партнером или мужем жертвы. Там, где полицейские расследования или судебные дела все же происходят, процесс может идти либо чрезвычайно вяло, либо имеет место коррупция, например когда юридические документы «теряют» в обмен на взятку.[28,c.33-35],[45,c,60]
Среди факторов, действующих на уровне общества и влияющих на сексуальное насилие, можно назвать законы и государственную политику, направленные на равенство полов и борьбу с сексуальным насилием, а также нормы, относящиеся к применению насилия. Помимо факторов, действующих главным образом на местном уровне, внутри семей, школ, рабочих мест и общества в целом, существует также влияние законов и норм, которые действуют на национальном и даже международном уровне.[43,c.12]
Существуют значительные расхождения между странами в их подходе к сексуальному насилию. Некоторые страны имеют хорошо разработанное законодательство и юридические процедуры, которые широко определяют изнасилование, включая в него изнасилование супругом, предусматривают тяжелые наказания для виновников и мощную поддержку жертв. Обязательство предупреждать или контролировать сексуальное насилие также выражается в обучении полиции и распределении полицейских ресурсов, в приоритете, который отдается расследованию случаев сексуального насилия, и в средствах, выделяемых для поддержки жертв и обеспечения медико-юридической помощи.[44,c.30-45],[50,c.90]
С другой стороны, есть страны с гораздо более слабым подходом к этому вопросу, где не разрешается осуждать виновника только по свидетельству женщины, где определенные формы или места сексуального насилия исключены из юридического определения и где жертв изнасилования отговаривают возбуждать дело в суде под угрозой того, что их накажут за предъявление «недоказанного» иска об изнасиловании.[50,c.88-90]
Сексуальное насилие, совершаемое мужчинами, в большой степени коренится в убежденности, что мужчина имеет право на секс. Эта система взглядов дает женщинам чрезвычайно мало законных прав отказывать сексуальным домогательствам. Таким образом, многие мужчины просто исключают вероятность того, что их сексуальные домогательства могут быть отклонены женщиной или что женщина имеет право решать, участвовать в сексе или нет. Во многих культурах женщины, как и мужчины, считают, что брак влечет за собой обязанность женщины быть сексуально доступной практически без ограничений.[43,c.45], [44,c.20-22]
Стереотипы относительно сексуального насилия являются довольно-таки распространенными в обществе и еще сильны среди всех слоев населения, включая также чиновников правоохранительных органов и судов. Это объясняет некорректную помощь, которую жертвы получают от представителей этих учреждений.
Жертвам часто задают вопросы относительно их собственного поведения, стиля одежды, сексуальной жизни и умственного здоровья - вопросы, которые предполагают виновность жертвы. [39,c.45-46]
Фактически, имеется огромное количество случаев сексуального насилия, которые не доходят до судебной практики из-за некоторых характеристик жертвы. К примеру, это такие особенности как потребление жертвой алкоголя, история ее неуправляемого поведения, разведенные женщины, отдельно живущие или одинокие матери, безработные или находящиеся на содержании. Также, если жертва знала насильника (является истиной приблизительно в 70% случаев), приняла приглашение поехать (предприняла поездку) в машине насильника, или добровольно сопроводила насильника до его дома, полиция, возможно, отклонит ее заявление как необоснованное.[38,c.14-18]
Поддержка, которую жертва получает от своих родителей, мужа или партнера, друзей, играет очень важную роль в успешности преодоления жертвой травматической ситуации. Их поддержка и понимание крайне необходимы для жертвы. Однако не стоит забывать, что для ближайшего окружения принятие и переживание ситуации нападения не менее травматично. В некоторых случаях женщины отвергаются своими родителями и близкими или обвиняются в бездействии и недостаточном сопротивлении насильнику.[35.c.23]
Общество может обвинять потерпевшую в происшедшем, вызывая у нее чувство вины, демонстрируя свой гнев и недовольство по поводу ее "испорченности". Это случается особенно часто в тех случаях, когда насильник не пользовался оружием, не причинил жертве тяжелых телесных повреждений, не порвал одежду. Пытаясь прояснить для себя ситуацию насилия, окружающие могут высказывать недоумение, почему пострадавшая недостаточно активно сопротивлялась и/или вела себя не так, как, по их мнению, следовало бы. Подобное недоверие — очень существенный травмирующий фактор. [32,c.12-15][27,c.67]
Если перед тем как попасть в ситуацию насилия женщина сделала что-то, что другим кажется неправильным и тем более провоцирующим (например, поздно вечером шла одна по улице), ей очень трудно защитить себя эмоционально. Окружающие особенно склонны укорять жертву в "ненадлежащем" поведении, если до случившегося они пытались удержать ее от подобных поступков.
Если жертва сексуального насилия не была сильно покалечена, близкие могут считать последствия случившегося не столь серьезными и постараются убедить пострадавшую забыть о происшедшем. Но физические повреждения не должны служить мерилом причиненного вреда. Недооценка психологических последствий травмы и их долговременность может привести к большей изолированности пострадавшей и лишить ее возможности обсуждать акт насилия и связанные с ним чувства.[22,c.11], [25,c.33]
Разногласия возникают также в вопросе, кому можно рассказать о случившемся: часто близкие препятствуют получению профессиональной помощи или, напротив, стремясь поделиться горем, рассказывают о происшедшем посторонним. Подобное отношение лишь усиливает стрессовую реакцию жертвы, усугубляет чувство вины и депрессию, а также заставляет замыкаться в себе, что препятствует выздоровлению.
Распространено убеждение, что любая здоровая женщина, желающая избежать изнасилования, может это сделать. Поэтому если насильник был один, без оружия, не оставил на теле жертвы ранений или следов побоев, то жертве будет очень трудно доказать, что все произошло против ее воли. Однако насильник может подчинить себе жертву путем запугивания, шантажа, угроз (с демонстрацией оружия), использования власти. Первичная оценка опасности может показать невозможность или нежелательность физического сопротивления во избежание еще более негативных последствий. Подчинение воле и требованиям насильника зачастую вызвано стремлением жертвы сохранить жизнь и не быть искалеченной. Кроме того, внезапность нападения или неожиданность перехода "штатной" ситуации в экстремальную часто приводят к шоку и оцепенению, лишают способности к активному действию.[18,c.17-19]
В случае изнасилования знакомым жертва испытывает психологические трудности в оказании яростного физического сопротивления хорошо известному ей человеку.
Сторонники феминистского направления изучения сексуального насилия подчеркивают роль патриархальной культуры в существовании явления изнасилования и утверждают, что разные стандарты воспитания мальчиков и девочек приводят к тому, что женщины по-иному реагируют на физическую угрозу, нежели мужчины. Для мужчин агрессия и физический отпор нападающему более социально приемлемы, чем для женщин, которые должны быть более мягкими и действовать скорее методами убеждения.[30,c.19]