Проблема развития творческого мышления
В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления:
1) генетический, отводящий основную роль наследственности;
2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия;
3) генотип - средового взаимодействие, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.
Я в своей работе буду придерживаться 3 подхода, согласно которому развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.
Однако и в этом подходе существует несколько направлений. В.Н. Дружинин, В.И. Тютюнина и другие считают необходимым для развития творческого мышления:
· отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца, регламентированного поведения;
· наличие позитивного образца творческого поведения;
· создание условий для подражания творческому поведению и планированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;
· социальное подавление творческого поведения.
Они выделяют между условиями и повседневной жизни индивида и достигнутым им уровнем творческого мышления. Идея эта по существу бихевиористская и заключается в том, что развитию творческого мышления способствуют те же аспекты ситуации, которые приводят к научению: повторение и подкрепление. А этап имитации является необходимым звеном развития творческой личности.
Дж. Вулвилл и Р. Лоу развитие творческого мышления не сводят к накоплению опыта, а представляют как структурное изменение операционного состава. Развитие (в рамках теории Ж. Пиаже) трактуется как возникновение уравновешенной структуры или уравновешивание (возникновение когнитивного конфликта). Творческое мышление развивается благодаря процессам, подобным «уравновешиванию» и запускаемым при возникновении когнитивного конфликта.
П.Я. Гальперин разработал развивающий метод основанный на социальном взаимодействии. Идея социального научения (А. Бандура) заключается в том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и принимая его образец. Образцы творческого поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска.
Идея социоактивного конфликта предполагает, что взаимодействие между субъектами, обладающими разными точками зрения на вопросы и разными стратегиями решения задачи, приводят к возникновению внутреннего конфликта и неравновесия, что дает импульс творческому развитию индивида (В. Дуаз и Г. Мюньи).
Таким образом, существуют два направления проблемы развития творческого мышления:
· влияние условий воспитания и повседневной жизни;
· проведение развивающего эксперимента.
Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии. Но каковы же условия формирования творческого мышления? На этот вопрос я отвечу в следующем пункте 1 главы.
1.3 Условия формирования творческого мышления студентов.
Единство обучения и воспитания - фундаментальный принцип педагогики. Но как часто в педагогической практике действительно единый процесс распадается на два параллельных и независимых:
обучение - процесс передачи знаний, воспитание - приобщение к моральным нормам, которое зачастую приобретает характер педагогических назиданий.
Методы обучения как способы организации учебной деятельности студентов являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
Первая методика развития креативного мышления была разработана Р. Крачфилдом. Он исходил из представлений, что творческие способности могут быть развиты через решение творческих задач. Своим ученикам он предлагал небольшие книжки (по 16-20 страниц в каждой), где рассказывалось о приключениях двух подростков, Джима и Лили, которым постоянно приходилось разбираться в детективных историях. Иногда на помощь детям приходил дядюшка Джон. В процессе поиска они выдвигали самые неожиданные версии, им приходилось неоднократно менять свои предположения о происшествии, прежде чем появлялась правильная версия. Книжки были разработаны таким образом, что внимательный читатель находил правильный ответ немного раньше своих героев. Кроме того, в рассказах содержалось много советов по развитию творческого мышления[16,С.329].
Проведенный Р. Крачфилдом эксперимент показал, что ученики из экспериментальной группы сумели решить в три раза больше задач, чем ученики контрольной группы, причем достигнутый эффект сохранялся в течение 6 месяцев.
П. Торренс предложил поэтапную систему развития творческого мышления. На первом этапе испытуемому предлагаются задачи и анаграммы, и он должен максимально быстро выделить среди хаоса гипотез единственно верную, сформулировать правило, ведущее к разгадке проблемы. Затем испытуемому предлагаются картинки. Он должен назвать самые разные и невероятные обстоятельства, которые привели к данной ситуации, всевозможные ее последствия.
На втором этапе испытуемому предлагаются предметы, имеющие определенное значение, и предлагается перечислить различные способы их применения.
Американский психолог Э. де Боно предложил программу развития креативного мышления исходя из пяти принципов.
· Первый принцип заключается в том, что при возникновении проблемы важно выделить необходимые и достаточные условия ее решения. Если использовать все предложенные условия без доказательства их необходимости в данной ситуации, то можно усложнить процесс решения.
· Второй принцип - необходимо выработать установку на отбрасывание своего прошлого опыта, полученного при решении подобных проблем. Очень часто подобие проблем оказывается только внешним.
· Третий принцип - необходимо развивать умение видеть многофункциональность вещи.
· Четвертый принцип - формирование умения соединять самые противоположные идеи из различных областей знания и использование таких соединений для решения проблемы.
· Пятый принцип - развитие способности к осознанию поляризирующей идеи в данной области знания и освобождение от ее влияния при решении конкретной проблемы.
Э. де Боно разработал набор приемов, способствующих развитию творческого мышления: функциональный и структурный анализ и др.[22, С.331].
В настоящее время предлагаются различные методы развития креативности. Н. А. Багдасарова отмечает роль фольклора в активизации творческого начала в мышлении.
Н. В. Рождественская опробовала метод импровизации в действиях на сценической площадке. Через год занятий значительно улучшились результаты выполнения контрольного импровизационного упражнения и теста «Несуществующее животное».
Педагогами разработаны различные методы обучения школьников. Творческим подходом обладает метод проблемного обучения (М. И. Махмутов). Его цель - усвоение учениками предметного материала путем решения специальных познавательных задач - проблем и моделирования проблемных ситуаций[22,С.332].
Развивающее обучение (В. В. Давыдов, Л. В. Занков) акцентировано на учебной деятельности, развивающей теоретическое мышление и личность ученика.
Педагогическая инженерия (Г. П. Щедровицкий, Н. Н. Халаджан) сместила акценты с передачи знаний на организацию образовательной деятельности с целью получения авторизованной учебной продукции.
Эвристическое обучение (А. В. Хуторской) в отличие от предыдущих методов исключило из процесса обучения репродуктивные элементы деятельности. Оно преследует цель не только развивать ученика, но и сделать его субъектом и конструктором своего образования, организатором своих знаний. Креативная педагогика в наибольшей степени соответствует природе творчества. Ее задачей является развитие комплекса креативных свойств личности, приобретение опыта творческой деятельности на основе самопознания и саморазвития[22, С.332].
Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов (2006) показали различия между традиционным и креативным типами обучения:
Сравнительные характеристики традиционного и креативного типов образования
Таблица 1
Линии анализа | Традиционный тип | Креативный тип |
Ориентации | На стандарты | На вариативность |
Вектор времени | Реконструкция прошлого | Созидание будущего |
Мотивация | Приобретение знаний | Самореализация |
Характер информации | Непротиворечивая, предлагается в «готовом» виде. Манипуляции чужими идеями | Альтернативная, добывается самостоятельно. Продуцирование своих идей |
Процесс познания | Усвоение стандартов, чужого опыта | Преобразование, открытие |
Тип мышления | Конвергентное (логическое) | Конвергентное и дивергентное (творческое) |
Результаты | Запланированы, известны | Вероятностны, неизвестны |
Субъект-объектные отношения | Человек - объект обучения | Человек - субъект познания и творчества |
Технологии | Имитационные репродуктивные | Проблемные, когнитивно-эвристические, креативные, арт-технологии |
Функции педагога | Воздействие | Взаимодействие, сопровождение |
Последействие | Тезаурус академических знаний, алгоритмы | Рефлексия актуальных достижений и мотивация перспективы |
А.Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления студентов:
· паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;
· доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
· сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
· доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
· ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;
· неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;
· формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;
· стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;
· высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
· индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;
· проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.
Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления студентов.