Анализ особенностей и недостатков семейного
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
(примерная схема)
Цель: анализ особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся (необходима для психолога).
Материал: примерная схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся, таблицы результатов анализа.
Сведения об особенностях и недостатках семейного воспитания в конкретном классе, школе, представленные психологом в общей схеме, помогут ему в выработке дифференцированного подхода к семьям учащихся. Для уточнения суждений педагогов об отдельных семьях можно использовать тесты для родителей и учащихся, характеризующие общую атмосферу семьи, особенности воспитания и взаимоотношений в семье. Результаты анализа можно оформить в виде таблицы.
I. Общая характеристика семьи (подчеркнуть):
1. По составу: полная, формально полная, неполная.
2. По семейному микроклимату: гармоничная, проблемная (конфликтная,
антипедагогическая, асоциальная, аморальная).
3. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный,
неустойчивый.
4. По отношению к школе: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты
эпизодически, связи носят случайный характер, родители избегают контактов,
противодействуют воспитанию.
П. Особенности семейного воспитания:
5. Родители создают условия для правильного развития ребенка:
- нормальные жилищно-бытовые условия;
- организация места для учебных занятий;
- создание домашней библиотеки;
- наличие игровых уголков;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.
6. Родители развивают познавательные интересы ребенка:
- просматривают и обсуждают телепередачи;
- читают книги, беседуют о прочитанном;
- ходят с детьми в театр;
- ходят с детьми в музеи, на выставки;
- поощряют любимые занятия ребенка.
7. Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда_
8. Дети имеют конкретные обязанности в семье (указать какие)
9. Родители выполняют рекомендации педагогов по воспитанию ребенка
10. Родители видят недостатки в воспитании своих детей
11. Семья помогает педагогу в организации учебно-воспитательной работы
12. Родители справляются с воспитанием ребенка
III. Недостатки семейного воспитания (назвать)
IV. Причины этих недостатков (соответствующее подчеркнуть):
- неблагополучие семьи (L) микроклимат, здоровье,
- отсутствие единых требований,
- незнание психологических особенностей своего ребенка,
- низкий образовательный, культурный, психолого-педагогический уровень родителей,
- отсутствие контроля, безнадзорность, психическая депрессия ребенка,
- использование антипедагогических мер воздействия,
- неправильная оценка ребенка, его идеализация,
- невыполнение рекомендаций педагога,
-
неверие в возможности ребенка, в свои силы,
- переоценка воспитательных возможностей семьи,
- гиперпротекция,
другие причины (указать, какие)_________________________________