Лекция 4. Человек и его творческая деятельность – источник знаний

Я управляю своим умом и, следовательно,

своими результатами

Итак, включая в работу свой мозг, свой интеллект – мы приступаем к трудовой деятельности, которую определяем как мышление. Включаемся в беседу через механизм понимания собеседника, если мы замечаем элементы общения других людей, то мы сделали шаг к пониманию процессов мышления, мы адекватно реагируем по теме беседы, таким образом, проявляем своё участие в процессе мышления.

В процессе беседы мы получаем информацию, которая является питательной средой для процесса мышления. Информация может быть получена по нескольким каналам: лингвистически (во время беседы), визуально (зрительно), аудиально (слушать), кинестически (чувствовать). По всем упомянутым каналам информация поступает в мозг человека, преобразуется, сохраняется и при этом возбуждает процесс мышления.

Процесс мышления может перерасти в процесс творчества, если мышление направлено на решение сформулированной задачи, проблемы, на поиск ответа на заданный вопрос. При этом решение или ответ не известны, их нужно найти. Из множества один принять как единственно правильный.

В дальнейшем целенаправленная проверка покажет, является ли наше решение новшеством, а опыт (жизнь) даст ответ насколько это решении правильное и оптимальное.

Оптимальность решения может быть определена с помощью строгих математических методов.

Личное творчество – это процесс мышления конкретного человека, результатом которого является ответ на поставленный вопрос, на который в момент его постановки ответ был не известен.

Исходным продуктом творческой деятельности процесса мышления является идея.

Лауреат Нобелевской премии Линус Поллинг сказал: «Лучший способ получить хорошую идею – это получить много идей». Одна или несколько из них могут оказаться новшеством.

Творчество можно развивать и, очевидно, нужно развивать. Как рекомендует Дэвид Молден в своей книге для этого нужно немногое – заняться изучением и выполнением его методов самосовершенствования. Это методика из области психотехнологий и называется нейролингвистическое программирование (НЛП). Метод НЛП – это метод для владения собой и управления другими.

Итак, согласно рекомендациям автора, творчество и обучение можно развивать, стимулируя мозг различными способами: эмоционально, питанием и через связь физического и умственного труда. Мозг лучше всего учится, когда он полон эмоциями, лучше позитивными. Лучше всего для зарядки позитивными эмоциями создавать себе обстановку, в которой допустимы неформальность, юмор и свобода самовыражения.

Питаться Дэвид Молден рекомендует свежими фруктами, орехами, рыбой и т.д., а главное рекомендуется вести такой образ жизни, чтобы тело и душа были молоды. Обеспечьте себе физические нагрузки и заставьте работать свой ум в сфере познания, в сфере развития мышления, для этого мозг вам нужен любопытный, ищущий, творческий.

Различают четыре стиля творческого подхода (мышления) к решению проблем:

1. Генерирующий – выявление проблемы и поиск фактов.

2. Концептуальный – определение проблемы и поиск идей.

3. Оптимизирующий – оценка идей, их отбор и планирование действий.

4. Исполнительский – получение одобрения и осуществление.

Генерирующий стиль мышленияподразумевает извлечение информации из непосредственного опыта и рассмотрения ситуации с различных точек зрения. Такой подход позволяет вести расширенный поиск фактов, выявление основной проблемы и сопутствующих ей дополнительных проблем, предлагает многовариантные решения.

Концептуальный стиль мышления – предполагаетрассмотрение многих вариантов. Информация может извлекаться не на строгом опыте, а с помощью абстрактного мышления. Людям с концептуальным стилем мышления. Важно найти идею, выдумать её, а проверять её, доходить до истины, до конкретного результата, проверку и реализацию идей – это не их дело.

Оптимизирующий стиль мышления – оценить ситуацию самостоятельно с помощью своего абстрактного мышления, найти единственный, лучший вариант и проработать его основательно, до мельчайших подробностей.

Исполнительский стиль мышления – люди с исполнительским стилем мышления сосредоточены на своём опыте, стремятся не размышлять, а проверять. Эти люди достигают результата методом проб и ошибок, но результат будет обязательно получен, проблема будет снята, решение принято и применено на практике.

Для определения стиля мышления разработаны специальные тесты. Один из таких тестов приведён в прил. Г.

Групповое творчество вступает в работу тогда, когда менеджер не может справиться с возникшими проблемами и задачами в отведенное для этого время, когда есть желание просмотреть как можно больше идей по данному вопросу и найти лучшую, когда проблема велика или комплексна, когда самый творческий ум человека не может справиться с генерацией значительного разнообразия и объема идей.

Одним из самых распространенных методов группового творчества считается метод «мозгового штурма». Этот метод преподносится как достижение науки, на самом деле этот метод стар настолько, насколько старо мыслящее человечество.

Совет племени, Семейный совет, Совет общины, Совещание, Заседание, Оперативки, Парламенты, Дума, Конференции и многое другое – это структуры группового творчества, которые используют элементы «метода мозгового штурма».

Упомянутые выше формы группового творчества решают многие и другие вопросы: обмен знаниями, информацией, разбор ошибок и успехов, поставка задач, распределение задач, выдачу заданий, подведение итогов и т.д. В конечном итоге вырабатывают и принимают решение на основе коллективного творчества.

Как организовать и провести то или иное коллективное мероприятие по выработке решения – это одна из основных задач менеджера – этому нужно постоянно учиться всеми доступными способами. От умения вырабатывать решение с использованием творчества коллектива зависит успешность деятельности менеджера, успех управления, успех менеджмента, успех организации.

Для развития коллективного творчества важно всё: восприятие, взаимоотношения, доверие, ответственность, полномочия, четкость, плановость, профессионализм, интеллект и знания.

Шуточный вопрос: что обязательно необходимо иметь для участия в мозговом штурме? Ответ: головной мозг.

Интересен прием метода коллективного творчества, когда одна и та же проблема решается независимо параллельно различными группами. Например, для развития самолётостроения в СССР было создано несколько конструкторских бюро одновременно. Их предложения и разработки ранжировались по приоритетности и лучшие принимались для промышленной реализации в первую очередь (способ сосредоточить инвестиции на приоритетных направлениях).

Многопартийная система политических партий создает возможность разрабатывать альтернативные варианты управления страной, государством.

В учебных целях этот метод в настоящее время применяют при изучении всех видов менеджмента и не только менеджмента. Этот метод интересен, он почти игра и все обучающиеся – её участники. Здесь есть победители, есть лучшие, есть первые – а это стимул к творчеству.

Вернемся к основным рабочим целям креативного менеджмента и повторим их:

1) предоставить возможность получить знания;

2) обеспечить информацией;

3) мотивировать персонал к творческой деятельности;

4) обеспечить права сотрудников на результаты творческой (интеллектуальной) деятельности;

5) обеспечить баланс интересов и прав организации и разработчика интеллектуальной продукции.

6) обеспечить непрерывный процесс преобразования творческой активности в инновационные решения.

7) обеспечить инновационную активность в стратегии развития организации.

С учетом этих целей и вышеизложенных понятий о творчестве личности и коллективном творчестве сформулируем основные задачи креативного менеджмента:

1. Сформировать творческий коллектив.

2. Создать условия для развития инновационной корпоративной культуры.

3. Адаптировать систему управления творческими коллективами.

4. Обеспечить условия адаптации, развития коллектива для повышения использования интеллектуального потенциала.

5. Организовать систему управления творческой деятельностью для разработки интеллектуальной продукции.

6. Обеспечить прирост интеллектуального капитала организации.

7. Повысить эффективность творческой деятельности в инновационном развитии организации.

Управлять использованием результатов творческого труда, когда они стали объектом интеллектуальной собственности, интеллектуальными активами, интеллектуальным капиталом и извлекать из этого экономическую выгоду (прибыль, доход) – это дело менеджмента по соответствующим функциональным направлениям.

Обратим особое внимание на понятие интеллектуальный потенциал.

Известный современный экономист западного мира Питер Друкер сказал: «Надо, чтобы работники умственного труда хотели работать на данную организацию и предпочитали данный вариант всем прочим возможностям».

Интеллектуальный потенциал сотрудника – это его готовность к генерированию идей и решению задач по созданию новшеств, готовность принимать неординарные решения в критических ситуациях, опираясь на свой интеллект, знания, опыт.

Рассматривая (оценивая) интеллектуальный потенциал сотрудника, кроме предложенного теста на интеллект (прил. Б), опираются на набор базовых показателей:

1. Образование.

Уровень базового образования.

Уровень научной квалификации.

Уровень дополнительного профессионального образования.

2. Имеющиеся научные результаты.

Масштаб публикаций.

Масштаб инновационных результатов (изобретений, патентов и др.).

Масштаб научных (конструкторских) работ.

3. Умение.

Опыт нестандартных инженерных решений.

Умение комплексного решения проблем.

Знание современного состояния соответствующей области вашей деятельности, области знаний.

Метод заключается в том, что эксперты оценивают тестируемого по каждому показателю от 0 до 10. Находится средний балл и по нему определяется средний уровень интеллектуального потенциала сотрудника.

К методам анализа интеллектуального потенциала сотрудников также относятся такие методы как:

– интервьюирование сотрудников – по специально разработанной анкете с целью выявления всех потенциальных интеллектуальных способностей сотрудников;

– тестирование и аттестация – определяются возможности сотрудника, и ему дается право проявить свои способности;

– выявление знаний – фиксирование знаний для распространения опыта и занесения в базу данных;

– самооценка – необходима сотруднику для самосовершенствования;

– оценка руководителем – необходима для построения карьеры, более полного использования потенциала;

– оценка коллегами – создание команды;

– составление послужного списка всех сотрудников – позволяет утвердить веру в свои способности путем учета успехов, навыков, достижений и ошибок.

Наши рекомендации