Подбор персонала. Оценка творческого потенциала сотрудника.

Одной из характеристик творческих способностей (креативности) выступает интеллект.

Интеллект – работа мозга, которая может быть востребована практикой.

Интеллект – это комплексные способности человека к решению проблем при изменяющихся требованиях и условиях внешней среды.

Интеллект основан на творческих способностях, которыми обладает человеческий мозг. Информация об интеллекте выражается через коэффициент интеллекта (КИ). Такой коэффициент измеряется путём применения специальных тестов на интеллект (прил. Б).

Интеллект отражается в знаниях, в способности их восприятия и накапливания в деятельности человека, в его поведении, в способности принимать решения, особенно неординарные решения в критических ситуациях.

Интеллект характеризуется и такими способностями человека как интуиция, креативность, фантазии, эмоции, социальная компетентность, мораль и т.д. Тема интеллекта весьма актуальна для креативного менеджмента. Интеллект человека проявляется с первых осмысленных шагов, слов, поступков ребёнка и развивается всю его жизнь.

Обучение персонала.

Явные знания – это знания, которыми люди могут свободно обмениваться с помощью слов и других способов общения. Знания являются осознанными, если человеку, обладателю знаний известно, что они у него есть, и он может ими распорядиться. Знания являются неосознанными, если человек неосознанно использует свои знания в процессе трудовой деятельности и не может ими распорядиться другим образом.

Организация (менеджмент) с целью обучения персонала может организовать систему обмена знаниями. Если знания явные, то затруднений с организацией обмена знаниями нет. Если знания неявные, то требуются специальные приёмы по изучению неявных знаний и превращению их в явные. Примерами таких приёмов могут быть пооперационный хронометраж, наблюдение, набор статистических данных и их обработка, анкетирование сотрудников. Передача скрытых знаний от одних сотрудников другим организуется такими приёмами как наставничество, школы передового опыта и другое индивидуальное обучение. Система обучения персонала может включать профессиональную переподготовку, получение дополнительного образования, повышение квалификации, краткосрочные курсы, консалтинговые семинары, получение образования через различные системы обучения в школах мастерства, а также через систему аттестации научных кадров (кандидаты наук, доктора наук) и другие способы обучения.

Пример. Требования к выпускнику вуза сводятся к следующему:

– уметь на научной основе организовать свой труд;

– владеть знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учётом технических, финансовых и человеческих факторов;

– уметь использовать различные методы решения задач по определению оптимальных соотношений параметров различных систем;

– уметь приобретать новые знания, используя современные информационные и образовательные технологии;

– уметь ставить цель и формулировать задачи;

– уметь на основе системного подхода строить и использовать модели для исследования и/или прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

– уметь работать в коллективе, организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требованиях.

Требования к менеджеру вырабатываются на основе полученных глубоких специальных знаний в процессе обучения, при этом менеджер должен обладать следующими личными и деловыми качествами: решительность, настойчивость, убеждённость, интеллект (интуиция, креативность), гуманизм, нравственность (мораль, этика).

Отличительные качества успешного менеджера – это его коммуникабельность, предприимчивость, лидерство. Квалифицированный менеджер должен владеть мастерством точного своевременного выявления проблем функционирования организации, а ещё более важно умением управленческими решениями не допустить проблем (сбоя в системе управления), быть антикризисным управленцем с креативным мышлением, обладать интеллектом, багажом знаний и интуицией.

Наши рекомендации