Тема 17. Методы и методики исследования эмоциональных процессов.
Задание для самостоятельной работы
Прочтите описание эксперимента и ответьте на вопросы.
Аффектом называют крайне резко выраженную, но кратковременную эмоцию, возникающую в ответ на воздействие чрезвычайного раздражителя.
Основными в механизме возникновения аффекта представляются те процессы, которые возникают в связи с нарушением той системы действия, которая организована в целостную структуру. Аффект в этом аспекте может рассматриваться как следствие нарушения координации между отдельными действиями, представлявшими ранее согласованную систему. Поэтому аффекты можно вызвать необычным раздражителем. Обычно на необычный раздражитель нет однозначной и определенной реакции, «предусмотренной» ранее сложившейся системой реакции. Это и является причиной аффекта. Физиологическая основа этого явления— нарушение баланса возбуждения и торможения со сдвигом в сторону возбуждения (А. Р. Лурия).
Такое представление о структуре аффекта послужило основой для создания методики, позволяющей регистрировать не только ярко проявляющиеся аффекты, но и скрытые аффективные состояния (следы аффектов).
Методика, позволяющая выявить следы аффекта по моторным компонентам, называется «методикой сопряженных моторных реакций А. Р. Лурия». Названная методика основана на специальном предварительном построении определенных легко контролируемых моторных структур и анализе их изменений в связи с некоторыми воздействиями. Устойчивость структур, в одном случае, и их изменение, в другом случае, служит индикатором соответственно нормальных или аффективных состояний. Содержание этой методики таково:
A. Испытуемому предъявляются специально подобранные слова (индифферентные и провоцирующие аффективную реакцию),
на которые необходимо реагировать «свободными словесными ассоциациями».
Б. Испытуемый (после известной тренировки) должен одновременно со словесной реакцией нажать пальцем правой руки на пневматический приемник.
B. Регистрируется тремор левой руки (также на пневматическом приемнике).
Отработка задания
Ниже приводится упрощенный вариант методики А. Р. Лурия (вводятся реакции двумя руками вместо записи тремора с левой руки).
Цель эксперимента: проследить возможности использования ассоциативного эксперимента и сопряженной двигательной реакции для диагностики аффекта.
Процедура опыта. Основу методики составляет: а) «ассоциативный эксперимент» со свободными речевыми реакциями и б) сопряженные с ним двигательные реакции обеими руками.
Сопряженность между реакциями достигается при помощи прямой инструкции .испытуемому: «Вам будет зачитан ряд слов, на которые Вы должны отвечать первым пришедшим в голову словом, одновременно нажимая на ключи обеими руками».
Опыт проводится с применением приборов, регистрирующих речевые и двигательные реакции. В предлагаемом варианте используется магнитофон и полиграф типа 4ЭЭГ-1.
В ассоциативном эксперименте 25 слов-раздражителей (критических и нейтральных, т. е. связанных с аффективным переживанием и не связанных) записаны предварительно на пленку и подаются испытуемому через наушники с интервалом в 5 сек.
Магнитные колебания слов-раздражителей путем прямого отведения от магнитофона записываются в виде отдельных импульсов на ленте чернилопишущего устройства (на 1 дорожке).
Импульсы ответных словесных реакций (слова произносятся в микрофон) также записываются на движущейся ленте (на 2 дорожке) после преобразования звуковых волн в магнитные. Моменты ответных реакций руками регистрируются на движущейся ленте полиграфа (на 3 и 4 дорожках) при помощи отведений от реактивных ключей со специальными дозированными датчиками.
Таким образом, лента полиграфа, фиксируя отдельные импульсы по четырем дорожкам, дает возможность представить картину распределения соотношений различных временных интервалов, т. е. латентных периодов как внутри речевых реакций, так и внутри двигательных и речевых. Определенные временные соотношения, характеризующие особенности структуры комплексов (устойчивых в одних случаях, и меняющихся в других), являются индикатором особенности суммы ответных реакций.
Картины аффективных комплексов отличаются от неаффективных по следующим показателям: 1) по характеру ответных словесных реакций, 2) по латентному периоду между словом-раздражителем и ответами, 3) по латентному периоду между нажимом правой и левой руки, 4) по латентному периоду между нажимами рук и словесной реакции, 5) по интенсивности нажимов.
Процедура опыта. 1. Опыт проводится с двумя группами испытуемых: группа А (аффектированная) и группа К (контрольная).
Все испытуемые предупреждаются о том, что проводится опыт по диагностике причастности.
Испытуемым поясняется, что некоторым из них покажут определенный предмет, который они должны рассмотреть в деталях, или зачитают незнакомый им рассказ (группа А). Другие испытуемые не будут знать об этом обстоятельстве.
Испытуемым сообщается также, что после этого они будут проходить проверку у экспериментатора, который не осведомлен о том, кто видел предмет, а кто его не видел, но он узнает об этом по показаниям приборов.
Половине испытуемых показывается предмет или зачитывается рассказ.
После этого испытуемые поочередно садятся за прибор и им предлагается выполнить инструкцию, о которой говорилось выше.
Всем испытуемым предлагается реагировать (словом и нажатием рук) на один и тот же набор из 25 слов, из которых 8 слов обозначают отдельные, функционально связанные с предметом или рассказом, детали. Для группы А эти слова являются «значимыми»; для группы К — нейтральными.
Экспериментальная группа составляется из 15 человек: 5 экспериментаторов и 10 испытуемых, составляющих соответственно группу А и группу К (по 5 человек). Экспериментаторы проводят опыты и выясняют различия между группами по результатам опытов.
Обрабатываются результаты совместно всей экспериментальной группой.
Обработка результатов заключается: а) в вычислении отдельных значений латентных периодов между различными импульсами; б) в выяснении типичных для данного испытуемого «нормальных» комплексов реакций и на их фоне установления дезорганизационных эффектных комплексов реакций.
Оба вида аффектированных реакций одинаково отражают рассогласование отдельных структур и служат диагностическим признаком для определения аффективных вспышек. Наличие аффективных комплексов на значимые слова — свидетельство «причастности» человека к сложной конфликтной ситуации.
Последовательность обработки протоколов.
1. Выделение нормальных комплексов (реакции на нейтральные слова).
2. Выделение типичного характера реакции на нейтральные слова (например, тенденция отвечать прилагательными, противоположными словами, сходными по значению).
Показателем адекватной реакции является реакция в пределах обычной и привычной функциональной связанности слов и понятий (виды: бумага — чернила, бумага — белая, бумага — газета — будут адекватными).
3. Определение адекватности или неадекватности ответных словесных реакций на критические слона. При этом возможны два варианта: а) ответ явно связан с той ситуацией, которая отгадывается; б) ответная реакция неадекватна.
4. Определение значения всех латентных периодов между словами-разражителями и ответами: а) установить средние величины временных характеристик на нейтральные слова и пределы разброса; б) сопоставить средние величины времени реакции на нейтральные слова с отдельными временными характеристиками на критические слова.
5. Измерение и выяснение степени согласованности (по латентным периодам) между словесной и двигательной реакциями: а) в нормальных комплексах, б) в аффектированных комплексах.
Контрольные вопросы
1. На чем основана диагностика по принципу «методики сопряженной моторики»?
2. В чем смысл диагностики причастности?
3. Почему испытуемого предупреждают о том, что он должен скрывать то, что слышал рассказ, или участвовал при демонстрации объекта?
4. Можно ли диагностировать причастность без предупреждения о сокрытии?
5. Чем вызвана задержка ответной реакции при ответе на значимые раздражители?
6. Чем вызвана неадекватная словесная реакция на значимый раздражитель?
7. Чем вызвано рассогласование между словесной реакцией и двигательной (в реакции на значимое слово)?